Что прежде всего призвано демонстрировать портфолио ученика основной школы

Обновлено: 08.07.2024

Портфолио ученика — это как досье, его личное дело, которое пестрит высокими достижениями и яркими успехами в учебе, творчестве и спорте.

Портфолио ученика: что это?

В большинстве общеобразовательных учреждений России, согласно нововведению Министерства образования и науки, создание портфолио для ученика является обязательным. По федеральному государственному образовательному стандарту оно является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляет собой набор документов, содержащих результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребёнка.

Другими словами, это картонная или пластиковая папка, в которой на протяжении 11 лет собираются и хранятся наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний. На сегодняшний день четких требований к внешнему виду и структуре портфолио нет: педагоги, ученики, родители при его создании могут подключить фантазию и отличиться оригинальностью.

Что содержится в портфолио?

Итак, какие же материалы могут или должны храниться в портфолио:

  • в первую очередь это документы, подтверждающие успехи ребенка в процессе учебы, внеурочной или исследовательской деятельности. Например, всевозможные сертификаты, награды, премии, аттестаты, листы успеваемости, результаты олимпиад. Сюда же можно отнести характеристики, оценочные листы и листы наблюдений, которые составляют учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и организаторы воспитательной работы;
  • материалы, характеризующие достижения ребёнка в различных сферах жизни: в творчестве, спорте, искусстве. Это грамоты, благодарности и наградные листы за призовые места, возможно работы, выдвинутые на конкурсы различного масштаба, или их фотографии;
  • выборки детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам и факультативной деятельности, промежуточных и итоговых работ. Более того, они должны быть подобраны так, чтобы демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний учащегося;
  • фотографии, а также при желании или необходимости видеоматериалы.

Зачем и кому необходимо портфолио?

Для родителей же портфолио будет служить предметом гордости за ребенка и даст возможность проанализировать его успехи для дальнейшей мотивации. Кроме того, в последнее время особо остро встает вопрос значимости портфолио при поступлении в высшие учебные заведения. Так вот, ценится не само портфолио, а достижения ученика в спорте, учебе или творчестве, благодаря которым в зависимости от их значимости как раз и могут добавить по решению приёмной комиссии ВУЗа несколько баллов.

В завершении хотелось бы отметить, что сам процесс создания портфолио можно сделать очень увлекательным. Ведь в нем могут принимать участие не только педагогические работники, но и школьники совместно с родителями. А это лишний повод провести время вместе, поэкспериментировать, пофантазировать, заняться творчеством, что, как известно, очень сближает и благотворно влияет на отношения между родителями и детьми, а это положительно скажется и на достижениях последних.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.

Одним из таких методов оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

– коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат: способствовать повышению качества образования в целом.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИО

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.

Перечень мероприятий по подготовке портфолио учащихся на разных возрастных этапах

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной работы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний.

СОДЕРЖАНИЕ портфолио

1. Титульный лист (обложка).

I раздел “Мой портрет”;
II раздел “Портфолио документов”;
III раздел “Портфолио работ”;
IV раздел “Портфолио отзывов”;
V раздел “Копилка” (памятки, инструкции, полезная информация).

Раздел I. Информация о владельце портфолио

Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

Раздел II. Официальные документы

Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)

В данном разделе допускается представление копий документов.

Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки.

(На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.)

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.

Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными в конце года и при итоговой аттестации в 9-м классе).

Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т.п.) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.

Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору

Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” подростка в его образовательной карьере.

  1. Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся.
  2. “Зачетный лист” – документ, подтверждающий прохождение курсов по выбору, заверенный подписью директора и печатью школы, который вкладывается в портфолио (или прилагается ее копия).
  3. Перечень представленных творческих работ.
  4. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”.

Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.

Раздел IV. Отзывы и рекомендации

Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и рекомендаций:

– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных достижений;
– рекомендательные письма.

Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т. д.

В данный раздел прежде всего включаются следующие документы:

2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций:

1. __________________
2. __________________
3. __________________

Этот раздел дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО

Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

  1. Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
  2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
  3. Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9-м классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. У родителей действует такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Специалисты в области образования уверены, что школьное портфолио – хорошая альтернатива обязательному тестированию, так как оно позволяет более широко взглянуть на знания и умения, которые приобрел школьник. Портфолио для школы может представлять собой альбом, папку или даже иметь электронный вид.

Прежде, чем отвечать на вопрос о том, как сделать портфолио в школу и что в него включить, следует понять, что это за документ, зачем и для кого он нужен.

Портфолио для школы - это документ, содержащий информацию о ребенке, используемый учителями, родителями или кем-либо еще, чтобы определить, чему он научился.

Не существует четко установленного образца. Тем не менее, вы должны понять, какова цель ведения этого документа, прежде чем решить, что необходимо включить в него.

портфолио для школы, портфолио в школу

Предназначение школьного портфолио

Если портфолио школьнику необходимо для поступления, например, в колледж, оно должно включать в себя лучшие экзаменационные работы. Если оно предназначено для того, чтобы продемонстрировать, как развивается ребенок, наряду с конечными чистовыми вариантами поместите в портфолио для школы черновики его работ.

Некоторые ведут портфолио, чтобы сохранить память о времени, проведенном в школе. В этом случае оно должно содержать самые любимые работы школьника.

Подумайте, кто и почему будет просматривать школьное портфолио, для каких целей оно предназначено, какие задачи должно решать. Ответив на эти вопросы, вы сможете определиться с тем, что будет входить в его состав.

Школьное портфолио ученика

Составляем портфолио в школу

Примеры работ

Примеры школьных работ ученика обычно являются обязательным компонентом портфолио школьника. Это могут быть эссе, стихотворения, творческие работы, дневники, выборка из школьных тетрадей, отчеты о лабораторных работах или интересные способы решения математических задач.

Фотоснимки практических работ и экскурсий с подробным описанием также могут быть включены в состав.

Если школьное портфолио должно демонстрировать, каким образом работает школьник, сохраняйте все его черновики вместе с конечными вариантами работ.

Списки

Всевозможные списки могут быть включены в портфолио ученика школы и являться показателем навыков школьника в той или иной области. К примеру, вы можете составить список прочитанной литературы. Список может также представлять собой оценку различных навыков социальной коммуникации.

Наблюдения классного руководителя

Классный руководитель может описать свои наблюдения. Например, прокомментировать успеваемость школьника или же его поведение в отношениях со сверстниками. Любое сделанное наблюдение должно содержать дату и краткое описание обстановки, в которой оно сделано. Хорошим отчетом для школьного портфолио будет являться такой, в котором присутствует как можно больше объективных данных и как можно меньше личного мнения преподавателя.

Размышления ученика, его родителей и учителей

Учителя нередко предлагают ученикам просмотреть свои портфолио с самого начала учебного года и прокомментировать свои работы. Дети должны объяснить, почему им нравятся или не нравятся некоторые из них, и что они хотели бы изменить. Если ученик сам выбирал работу для своего портфолио, то может попытаться объяснить, почему он выбрал именно ее. Следует добавить этот комментарий непосредственно к самой работе. Кроме того, ребенок может написать сочинение-рассуждение о том, чему он научился, посещая те или иные школьные занятия.

Родители обязательно должны участвовать в составлении портфолио в школу. Благодаря их размышлениям, включенным в этот документ, можно сделать ценные выводы о том, как развивается ребенок.

Учителя также могут добавлять пояснения, выбирая для портфолио школьника ту или иную работу. В данные пояснения они могут включать информацию о том, что именно демонстрирует избранная работа в отношении успехов ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цифровой портфолио обучающегося

на ступени начального общего образования

Введение

Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Если ребенок творческая или спортивная личность, которая занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения: участие в выставках, концертах, школьном театре и хоре; посещение элективных и факультативных курсов, а также учреждений дополнительного образования; различные практики: языковые, трудовые, педагогические; участие в олимпиадах и конкурсах, научных конференциях и учебных семинарах; спортивные достижения.

Значимость портфолио заключается и в том, что он, являясь формой организации работы с информационными материалами, позволяет упорядочить деятельность учащихся. Наряду с этим портфолио является одновременно и процессом систематизации результатов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов.

С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.

• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий;

• предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика.

Портфолио служит для решения следующих педагогических задач:

• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

• формировать умения: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• содействовать индивидуализации образования школьников;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

• формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде.

Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах 20 века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.

Портфолио называют собрание документов, фотографий, образцов работ, иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности. Детское портфолио для школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении. Школа поясняет цель создания портфолио школьника начальных классов тем, что в процессе работы ребенок осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе в другую школу.

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.

Иными словами, основной целью и задачей внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.

Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказать как родители, так и классный руководитель. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. А в конце каждого года производится анализ и исчисление рейтинга личных достижений обучающегося на основе ранжирования результатов.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Таким образом, портфолио способствует более глубокому пониманию любого предмета. Без портфолио невозможно организовать процесс обучения, связанный с целенаправленным развитием рефлексии обучающихся.

Структура портфолио

Структура портфолио зависит от конкретных целей обучения, содержания образования, уровня развития учеников. Однако, очень важно, чтобы каждый материал, включенный в портфолио, сопровождался кратким рефлексивным комментарием ученика.

Согласно концепции Ивановой О.Е. и Осмоловской И.М., алгоритм запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно портфолио;

Определение вида портфолио: может быть задан преподавателем;

Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки;

Общее количество рубрик: из них часть обязательная, часть – по выбору;

Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Обучающийся имеет право включать в портфолио помимо основных, дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательной организации.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

– по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

– по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

– по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.

Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в ФГОС НОО.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач;

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Поскольку четких требований и нормативов по составлению портфолио нет, то структура может быть примерно следующей:

Портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе в бумажном варианте.

Электронный портфолио

Что же понимать под электронным портфолио? Встречаются авторы, которые трактуют электронный портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе. В таком портфолио файлы распределены по разделам и связаны гиперссылками.

Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов учебной, проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях.

Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов и дифференцируется по определенным направлениям.

Механизмы формирования электронного портфолио должны корреспондироваться с ожиданиями педагогической общественности, с уровнем оснащенности техническими средствами образовательных учреждений, уровнем подготовленности учителей и школьников в области информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того необходимо соблюдать принцип эволюционного развития идеи электронного портфолио.

Рассмотрим более подробно предложения по составу электронного портфолио, организацию хранения и механизмы формирования электронных портфолио в интернете.

Согласно ООП НОО, составителем которой является Савинов Е.С. в портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

-выборки детских работ;

- систематизированные материалы наблюдений;

- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности,

Кроме вышеперечисленных материалов можно добавить отзывы, которые включают оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио:

Выборки работ. Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио можно без труда перевести в электронный формат. Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии — достаточно отсканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии. Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен на сайте в интернете известным способом. В том случае если работа представляет собой информационный продукт, созданный на каком-либо социальном сервисе, к примеру, лента времени, то создается ссылка.

Материалы наблюдений. Информационно-коммуникационные технологии должны широко применяться для формирования данного раздела цифрового портфолио. Исключительную важность приобретает использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

Материалы достижений в бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. В идеале эквивалентом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). В начальной школе вполне возможно ограничиться сканированным оригиналом.

Отзывы. С точки зрения техники перевода документов — компонентов портфолио отзывов в электронный формат не возникает каких-либо новых особенностей. При включении в электронное портфолио отзывов в интернете могут быть задействованы известные механизмы (форумы, блоги). Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного хулиганства школьников при заполнении отзывов, следует усиливать контроль за содержанием отзывов, применять меры предварительной регистрации составителей отзывов.

Гипертекстовое представление информации, которое возможно только в электронном портфолио, представляет особое средство представления информации. Гипертекст – основной способ представления данных в сети Интернет. Особое значение гипертекста для электронного портфолио заключается в следующем:

Позволяет организовать информацию по семантическому принципу, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

Обеспечивает доступ к иерархически организованной информации. Иерархия достигается наличием ссылок на другие страницы.

Включает мультимедийные гиперссылки – средства динамического представления, структурирования информации (аудио- и видеозаписи, фотографии, иллюстрации, анимацию и т.д.) За счёт этого портфолио является единым целым.

Электронное портфолио может быть сетевым и несетевым. Несетевое электронное портфолио представляет собой систему папок на компьютере. Сетевое портфолио представляет собой сайт, или систему документов в сети. Главным плюсом веб-портфолио является возможность доступа к нему с любого компьютера, подключенного к Интернету.

Составление и ведение собственного портфолио позволяет ученику получить ряд полезных навыков связанных с систематизацией и представлением своих достижений. В дальнейшем эти навыки могут быть полезны при составлении резюме. Кроме того учёт своих достижений позволяет лучше понять собственные цели и пути их достижения. Для администрации школ, портфолио ученика это возможность оценки и стимулирования школьников. Возможность учета интересов ученика.

На сегодняшний день во многих школах ведение портфолио сводиться к ведению подшивки бумажных копий различных документов. При этом существуют специализированные программы и сервисы, которые позволяют автоматизировать процесс создания портфолио. Среди них можно выделить перспективные специализированные онлайн-сервисы, которые не только позволяют сохранять и создавать портфолио, но и предоставляют централизованный доступ для поиска талантливых учеников.

Читайте также: