Как развивалась школа и школьное дело на территории западной беларуси

Обновлено: 05.07.2024

Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях педагогических советов гимназий и реал, училищ, большое внимание уделялось усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения

Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (первый в России ВУЗ, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.

Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем поместье Лютинка открыл школу для крестьянских детей, которую можно сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.




Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях педагогических советов гимназий и реал, училищ, большое внимание уделялось усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения

Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (первый в России ВУЗ, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.

Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем поместье Лютинка открыл школу для крестьянских детей, которую можно сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.

Интересный документ в свете сказок о "Беларуси которую мы потеряли".

Из докладной записки заместителя народного комиссара просвещения БССР К.С.Чернова о состоянии народного образования на территории Западной Белоруссии, составленной 12 октября 1939 года:

«На территории четырех областей Западной Белоруссии имеется 6199 начальных (т.н. повшехных) школ, в которых учится 804472 ученика. Из них в городе 1142 школы и в деревне 5057…
Из них польских – 5932,
Русских . – 3
Еврейских – 263
Немецких. – 1
Белорусских – нет
В этих школах работает 11865 учителей. Начальные школы разделены по ступеням: I ступень, II ступень и III ступень. Абсолютное большинство школ I-й и II-й ступени находятся в деревне и III-й в городе… Одному учителю при ведении уроков необходимо половина урока быть в одной аудитории с I и II классами и с III и IV кл. в другой. Отсюда вполне можно судить о качестве преподавания и о успеваемости учеников . Бывшее Польское Правительство делало все чтобы только не учить и не давать настоящих знаний детям крестьян, детям трудящихся. – II-я ступень, это школы где имеется 150–250 учеников и 3 или 4 учителя. Дети учатся 7 лет, с I-го по VI класс занимаются по одному году и в VI классе – два года. – III-я ступень – школы, где учеников более 250 и от 5 до 15 учителей. Дети занимаются 7 лет, в каждом классе по одному году. – Формально говорилось, что ученики школ всех ступеней (I-й, II-й и III-й) окончивши VI-й класс могут поступать в I-й класс средней школы-гимназии, но фактически это было почти не возможно. В школах I-й и II-й ступени об’ем знаний давался гораздо ниже, чем в школах III-й ступени. Программы школ I-й и II-й ступени на много ниже программ школ III-й ступени и поэтому ученик окончивший школу I-й или II-й ступени не мог поступить в гимназию, не говоря уже о том, что их не принимали и они не могли учиться в виду больших материальных расходов (оплата за учебу – 150 злотых, учебники и форма одежды). Из этого видно, что деление школ на ступени это было средство для закрытия доступа детей трудящихся в среднюю и высшую школы…
Учителей белоруссов, русских и имеющих родственников в СССР освободили от работы в школах. В районах границы с Советским Союзом в школы посылали учителей, которые были и агенты польской дефензивы. На территории Западной Белоруссии во всех школах работает 13666 учителей и насчитывается 2438 безработных учителей …

Вот вам типичный капитализм: безработные учителя при катастрофической нехватке учителей.

PS Население БССР на начало 1939 года - 5569,0 тыс. человек, население Западной Белоруссии в довоенных границах на 1.1.1939 г. - 4818,2 тыс. человек + ок. 490 тыс. населения Виленского края = итого ок. 5300 тыс. человек населения. То есть население примерно равное.

PS Население БССР на начало 1939 года - 5569,0 тыс. человек, население Западной Белоруссии в довоенных границах на 1.1.1939 г. - 4818,2 тыс. человек + ок. 490 тыс. населения Виленского края = итого ок. 5300 тыс. человек населения. То есть население примерно равное.

На территории четырех областей Западной Белоруссии (включая Вильно) к 1939 имелось 6199 начальных школ (804472 ученика, 11865 учителей ), 75 средних специально-ремесленных школы (10400 учеников), средних школ (гимназии и гимназии–лицеумы) – 76 (16800 учеников и 1801 учителей ) — итого 6350 школ, 13606 учителей и 831672 учащихся (или 61 ученик на 1 учителя).
Как же обстояло дело в БССР? Итак, на начало (сентябрь - октябрь) 1938 года в БССР было учтено начальные 6817 школы, предоставивших ЦУНХУ данные о языке обучения. Из них на белорусском 6581 (96,9%) и на русском 219, в них обучалось 952672 (93,3%) и 67083 человек, соответственно. Доля учащихся на русском в 1 — 4 классах составляла 6,3%, в 5 — 7 классах 6,3% и в 8 — 10 классах - 12.1%. Всего же в 1938/39 у.г. в БССР было 5017 начальных школ, 1417 неполных средних школ (372459 учеников, 13528 учителей ), 605 средние школы (336265 учеников, 12011 учителей ), а так же 69 инклюзивных школ (1199 учеников, 250 учителей ) — итого, 7108 школа, 36365 учителей и 1069786 учащихся (или 29 учеников на 1 учителя). [Источник: Культурное строительство СССР — М., Л., 1940 — C. 73]. Вот вам и национальный гнет, когда в регионе с 3 миллионами белорусского населения ни одной белорусской школы.

Социальные катаклизмы, вызванные Октябрьской революцией 1917 года (гражданская война, интервенция со стороны польских и немецких захватчиков), привели к разрушению существовавшей на Беларуси системы образования. Советская власть, строившая новый тип государства, начала реформу и педагогической системы. Она разрушила старую сословную, классовую школу и заложила основы новой, советской, однотипной школы, общедоступной для всего населения, бесплатной, имевшей светский характер обучения, построенном па принципах самоуправления учеников. В такой школе были отменены оценки, аттестаты, экзамены, была упрощена процедура поступления в ВУЗы.

Одним из первых мероприятий советской власти на территории Беларуси стала ликвидация неграмотности, поскольку основная масса населения не умела читать и писать. 11 декабря 1919 года была создана специальная Чрезвычайная комиссия, призванная ликвидирован, неграмотность в кратчайшие сроки. Она занималась созданием школ, пунктов по ликвидации неграмотности для взрослого населения. Позже подобные комиссии стали действовать во всех уездах и областях республики. В их работе принимали участие учителя, культработники, командиры и политработники Красной армии, коммунисты, комсомольцы и т.д. Главным способом привлечения неграмотных в школы была агитация и пропаганда, а клицам, которые уклонялись от обучения, применялись репрессивные меры.

Важнейшее значение в становлении национальной школы в Беларуси сыграла политика белорусизации. Белорусизация предусматривала ряд мер по развитию экономики и национальной культуры БССР, расширению сферы употребления белорусского языка, назначению на ключевые посты в республике белорусов. Особенно важным моментом новой политики стало возрождение и внедрение в жизнь белорусского языка. Основную работу в этом плане вели Наркомат просвещения и Институт белорусской культуры, белорусские писатели и поэты. На основе изучения народного разговорного языка, его диалектов была разработана лексика, грамматические нормы, терминология белорусского литературного языка.

Индустриализация и коллективизация, проводимая в СССР в 30-е годы, требовала кадры с высшим и средне-специальным образованием. В связи с этим перед республикой была поставлена задача расширить сеть ВУЗов и техникумов. В 1931 году на базе педагогического факультета БГУ был создан Высший педагогический институт, в Минске принял студентов медицинский, в Гомеле и Могилеве — учительские институты. В 1933 году начал работу Институт народного хозяйства, возобновил свою деятельность Белорусский политехнический институт. В 1940 году в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в 8—10 классах школ была введена плата за обучение. Из-за тяжелого материального положения многие студенты вынуждены были переводиться на заочные отделения, брать академические отпуска или вообще бросать учебу.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.18. Школа и педагогика в Беларуси в советский период 1.18.2. Национальная школьная политика в Беларуси в 20 – 30-е годы

1.18.2. Национальная школьная политика в Беларуси в 20 – 30-е годы

В 30-х годах начинается новая, так называемая стабилизационная реформа образования. Разрабатывается и внедряется новая парадигма школы – школа учебы. Основные ее черты – примат знаний, выведение из учебных планов трудового обучения, изолирование школы от внешней среды, введение школьной формы, введение ученического билета, введение новых предметов (логика, психология), установление строгих норм и правил, регламентирующих всю школьную жизнь, восстановление ежедневных домашних заданий, введение должности классного руководителя.

С одной стороны, это способствовало улучшению учебно-воспитательной работы школ: вводились новые учебные планы и программы, составленные на предметной основе; главной формой обучения вновь становился урок; создавались стабильные учебники по основным школьным дисциплинам; вводились переводные испытания; с1934 г. устанавливалась единая система общеобразовательных школ: начальная (1 – 4 классы), неполная средняя (1 – 7 классы), средняя школа (1 – 10 классы), которая просуществовала с незначительными изменениями до середины 80-х гг. С 1932 – 1933 учебного года в нашей республике начало вводиться всеобщее обязательное семилетнее обучение, однако полностью реализовать это решение не удалось.

Но, с другой стороны, новая реформа усилила идеологическое давление на школу, жестко регламентировала все стороны ее деятельности, превратили ее в сугубо академическое учебное заведение. Республикой был взят курс на сворачивание белорусизации в сфере образования. Население легко отказалось от белорусского языка. Среди основных причин можно отметить отсутствие белорусских учебников, методических пособий, нехватка учителей, медленное формирование общественного мнения (сельское население среди белорусов составляло 89,1 %, горожане – только 39,2 %). Такое расслоение способствовало национальной дифференциации и в языковой среде: город был русскоязычным, а деревня – белорусскоязычной. Для этого периода были характерны многонациональный состав населения (русские, евреи, поляки, украинцы, латыши, литовцы и др.), волюнтаризм, нажим сверху, которые способствовали короткому периоду белорусизации.

Политика белорусизации была окончательно свергнута к середине 30-х годов. В конце 20-х во всю развернулась борьба с белорусским национал-демократизмом, в классово-враждебной деятельности были обвинены государственные деятели, партийные работники, деятели культуры и образования. Массовые репрессии 30-х гг. еще более усложнили ситуацию. Только в1937 г. было осуждено 2570 представителей белорусской интеллигенции.

Что касается просвещения западных районов Беларуси, находившихся до1939 г. в составе Польши, то следует отметить, что оно было на низком уровне: неграмотность белорусского населения этих районов составила около 70 %, были закрыты все белорусские школы, обучение велось на польском языке. Получили развитие частные белорусские школы, но польские власти запрещали их деятельность.

В 1939 г. после присоединения западных районов Беларуси в них была создана единая советская система образования. За короткий период открылись школы всех типов, была отменена плата за обучение, вопрос о языке обучения для каждой школы решался в соответствии с национальной принадлежностью учащегося и желанием родителей, стала функционировать система дошкольных учреждений, начался переход к всеобщему начальному обучению, появилась высшая школа. С 1940 г. вводилось всеобщее семилетнее обучение. В 1940/41 учебном году на территории западных областей работало: начальных школ – 4445, семилетних – 1140, средних – 51. С 1940 г. начали работу Белостокский пединститут, учительские институты в Гродно, Пинске и Барановичах, 8 педучилищ.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Перемены в системе образования Белоруссии начались с реформы школ в 1988 году, которую запустил глава Минобраза еще БССР Михаил Демчук. Это был рубеж, который отделил белорусскую школу от советской. Сначала в неявной форме, потом в очевидной. Благодаря министру-новатору школы начали разделяться по уровню получаемого образования. Появились гимназии и лицеи.

Однако в 1995-м в белорусских школах были заложены основы профильного обучения. Для этого были разработаны учебные планы, в которых вместо фиксированного количества часов, выделенного на изучение предмета, предлагалось три варианта на выбор. Школы могли самостоятельно определять (вместе с родителями учеников), изучению каких предметов отдавать предпочтение. Также была установлена обязательная нагрузка — максимальную каждая школа выбирала себе сама. На тот момент еще считалось, что это дело школы, учеников, их родителей, а не Минобраза.

В 2002 году школы перевели с 5-балльной на 10-балльную систему оценки знаний. В 2003-м — очередное новшество: вместо вступительных экзаменов в вузы ввели централизованное тестирование (аналог российского ЕГЭ). В первый год ЦТ заменило не только вступительные экзамены, но и выпускные. Однако по результатам первого тестирования оказалось, что большую часть учеников нельзя выпустить из школы — они получили неудовлетворительные оценки. Так что это нововведение тут же свернули — школам приказали отдавать аттестат по годовым оценкам. И на следующий год ввели и выпускные экзамены, и ЦТ.

Тогда же Минобразования возглавил Игорь Карпенко, лидер провластной Коммунистической партии Беларуси. Он начал возвращать советскую практику: вернулась стандартно-убогая школьная форма, учеников заставляли вступать в октябрята и пионеры, а потом и в БРСМ (Белорусский республиканский союз молодежи, аналог советского комсомола). Учителям предписывалось обеспечить максимальный уровень вовлеченности детей в эти организации, что стало причиной огромного количества конфликтов. Были убраны вступительные экзамены в гимназии — туда стали принимать всех желающих, тем самым сводя к нулю их отличие от обычной школы.

Высшее образование

В первые годы независимости, да и все 90-е, развитие высшей школы в Белоруссии шло так же, как и в большинстве постсоветских стран. Вузы быстро коммерциализировались: уже существовавшие государственные массово открывали платные отделения и специальности, одновременно буквально на ровном месте открывались разнообразные университеты и академии.

В итоге Белоруссия остается едва ли не единственной страной в мире без национальных стандартов квалификации — до сих пор используются тарифно-квалификационные справочники СССР. Белорусские дипломы по умолчанию не признаются за рубежом, и наоборот. Сохраняется система распределения и льгот с дискриминацией студентов частных вузов. Попытки международного сообщества что-то объяснить и внедрить новшества в практику образовательного процесса встречают отторжение, экспертная помощь не востребована.

Уроки белорусской истории

Как известно, после распада СССР возникшие на его территории национальные государства в корне переписали свою историю, стремясь как можно дальше дистанцироваться от всего советского, а желательно — и русского. Но Белоруссия стала исключением. В ее системе образования национально-ориентированная интеллигенция до сих пор не имеет веса: историю пишут и преподают по методикам, авторы которых заканчивали Высшую партийную школу.

Читайте также: