Этапами педагогического процесса в высшей школе являются

Обновлено: 30.06.2024

Педагогический процесс высшей школы – это целенаправленная, рационально построенная, содержательная система взаимодействия всех участников образовательной деятельности в вузе, ориентированная на подготовку студентов к профессиональной деятельности в определенной сфере.

Педагогический процесс высшей школы характеризуется наличием следующих функций:

  1. Образовательная функция. Она связана с мотивацией к учебной деятельности и получением знаний для их применения в будущей профессиональной деятельности, выполнения определенных профессиональных обязанностей.
  2. Воспитательная функция. Она отражает формирование у учащихся высшего учебного заведения конкретных качеств личности и навыков социального взаимодействия в профессиональной сфере. Имеются в виду свойства личности, необходимые будущему работнику какой-то специальности, а также ответственность, толерантность, умение принимать решения и самостоятельно действовать в разных условиях и обстоятельствах.
  3. Развивающая функция. Она связана с полноценным развитием личности будущего профессионала, формирование психических основ ее функционирования.

Единство данных функций педагогического процесса высшей школы отражает его сущность. Развитие личности выступает основой ее обучения и воспитания, которые, в свою очередь, способствуют развитию.

Закономерности реализации педагогического процесса высшей школы

Педагогический процесс высшей школы имеет свои закономерности реализации. Они состоят в следующем:

  1. Преемственность школьной педагогики и педагогики высшей школы. Теоретические аспекты обучения и воспитания профессионалов находят связь с обучением и воспитанием учащихся старшей школы. Эта связь необходима для рациональной организации учебно-воспитательной деятельности вуза и обогащения образовательной деятельности вуза развитыми научными знаниями школьной педагогики.
  2. Содержательный научный потенциал высшего учебного заведения. Преподаватели вузов обладают высокой квалификацией. Будущих профессионалов обучают доктора и профессора наук, академики, теоретики и практические работники, разработчики образовательных концепций, инновационных образовательных технологий. Они непрерывно развиваются и совершенствуют свои знания, занимаются разработкой нестандартных методических основ образовательного процесса высшей школы.
  3. Ориентация на подготовку студентов к реальной жизни и профессиональной деятельности. Образование высшей школы является педагогическим образцом социального опыта, передача которого готовит студента к реальной профессиональной деятельности, реальным условиям ее прохождения.
  4. Опора на принципы гуманизации образования, личностной направленности обучения и единство образовательной и воспитательной деятельности высшей школы.
  5. Целевое назначение педагогического процесса высшей школы, формы и методы его реализации обусловлены политикой в области образования и социального развития общества, тенденциями современного социально-экономического развития страны и мира.
  6. Содержание педагогического процесса высшей школы обусловлено возможностями социальной сферы, в которой реализуется образовательная деятельность.
  7. Связь воспитания, обучения и развития личности студента. Обучение идет впереди развития. Его невозможно реализовать без воспитания. Оно носит воспитательную и развивающую ориентацию.
  8. Деятельностное развитие личности студента. В высшей школе предусматривается многообразие видов деятельности, которые обеспечивают развитие разных аспектов личности и выступают движущей силой ее профессионального роста.
  9. Взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе высшей школы. Образование реализуется в студенческом коллективе, выступающем основой развития будущего профессионала.
  10. Связь целей, содержания, форм и методов реализации образовательной деятельности высшей школы. Это означает, что управление целостным педагогическим процессом высшей школы опирается на проектирование, начинающееся с постановки целевого назначения образовательной деятельности и его увязки с ее содержанием и методами реализации. Строится логическая последовательность реализации педагогической работы высшей школы.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогический процесс высшего учебного заведения опирается на данные закономерности. Они должны быть учтены в комплексе, иначе успешность реализации педагогического процесса вуза значительно снижается, а также нарушается целостность педагогического процесса высшей школы.

Структура педагогического процесса высшей школы

Педагогический процесс высшего учебного заведения состоит из совокупности следующих взаимосвязанных компонентов:

  • Целевой компонент. Он отражает целевое назначение образовательной деятельности высшей школы и включает стратегию развития образования и тактические задачи по ее реализации. Здесь же, отражаются условия реализации образовательного процесса, в которых происходит достижение целей и задач образовательной деятельности.
  • Содержательный компонент. Он отражает комплекс отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и коммуникативного взаимодействия.
  • Деятельностный компонент. Он отражает формы и методы, средства реализации образовательной деятельности высшей школы.
  • Ресурсный компонент. Он связан с кадровым, методическим, материально-техническим обеспечением образовательной деятельности высшей школы и условиями ее прохождения.
  • Результативный компонент. Он выступает контрольным и оценочным параметром реализации образовательной деятельности высшей школы. Осуществляется оценка эффективности реализации педагогического процесса, реализуется управление его качеством и продуктивностью реализации. Здесь же, происходит оценка результатов образовательной деятельности, сформированных компетентностей студентов на конкретном этапе и их соответствие плановым параметрам.

Совокупность данных компонентов является отражением целостного педагогического процесса высшей школы. Отсутствие хотя бы одного компонента приводит к нарушению целостности педагогического процесса и снижению качества образовательной деятельности высшей школы.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

• взаимодействие педагогов и учеников;

• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

• создание благоприятных условий;

• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Читайте также: