По какому принципу можно сгруппировать стандарты на разработку информационных систем кратко

Обновлено: 28.06.2024

По его мнению, процесс, через который циклично проходит стандартизация, очень простой. Рынок постоянно отдает свой запрос, он отрабатывается стандартизаторами, формируются новые требования, и, как правило, лучшие практики становятся основанием для создания модернизированной продукции. Таким образом, возникает пласт инновационных требований, которые выходят за рамки привычного и не всегда покрываются стандартами или закрепляются в предварительных стандартах, но они приводят к тому, что появляются новые виды продукции, которые во многом опережают время.

С его точки зрения, для стандартизации нужны унифицированные общие подходы, которые могли бы применяться разными отраслями и организациями. И должны быть возможности передачи соответствующей информации неограниченному кругу пользователей. Недавно Евразийская экономическая комиссия приняла решение о реализации проекта по цифровому техническому регулированию, и эту задачу необходимо выполнять совместными усилиями.

Нарастающие темпы цифровой трансформации требуют широкого внедрения цифровых технологий, в том числе и в документы по стандартизации. Одной из таких задач является представление стандартов в виде, при котором любой конструктор, технолог и инженер могут применять цифровой документ по стандартизации на этапе разработки изделия, технологии, в производственных процессах.

По словам С.Г. Тихомирова, SMART-стандарты — это стандарты с машинопонимаемым содержанием, благодаря чему информационная система может самостоятельно воспринимать текст одного или нескольких документов по стандартизации (стандарты в виде баз данных, программных кодов). Машина не просто может понять содержание умных стандартов, но и обладает способностью их самостоятельно трактовать и применять без вовлечения человека-оператора.

Такие стандарты по сути являются информационными моделями, способными строить самостоятельные взаимосвязи между элементами. Целью созданного ПТК 711 стала выработка единых подходов к машиночитаемому и машинопонимаемому представлению документов по стандартизации для обеспечения их широкого внедрения в промышленности Российской Федерации.

Российским экспертам необходимо изучать все зарубежные концепции, но при этом обязательно нужно выработать свою точку зрения на цифровизацию стандартизации. К разработке SMART-стандартов должны быть готовы и технические комитеты, и профессиональное сообщество, при этом участие в ней — дело сугубо добровольное. Для разработки, хранения, передачи и использования умных стандартов нужны специализированные инструменты, а для их правомочного применения — нормативная база.

В заключение своего выступления спикер выразил надежду, что искусственный интеллект не помешает человеку быть мерой всех вещей.

С января 2022 г. формирование и ведение информационной модели объекта становятся обязательными для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации. Это ставит перед профессиональным сообществом целый ряд задач, которые предстоит выполнить в сжатые сроки.

Говоря о результатах ушедшего года и подходах к организации работы с помощью BIM, он подчеркнул необходимость разработки единых национальных стандартов информационного моделирования с привлечением профессиональных сообществ, производителей программного обеспечения и участников рынка.

Информационное моделирование — это междисциплинарный подход к управлению информацией, который определяет полный набор методологических подходов и управленческих усилий, обеспечивающих эффективное использование информации на жизненном цикле. В таком случае стандарты можно рассматривать как модель.

Использование цифровых технологий позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на подготовку производства при создании новой техники, проведение испытаний, дает значительный выигрыш при дальнейшей модернизации самолетов. Цифровое проектирование в России стало применяться сравнительно недавно. Сегодня конструкторы работают в цифре над десятками проектов по созданию новых и модернизации действующих моделей самолетов.

Создание гражданской и военной авиатехники сегодня является одним из самых сложных и высокозатратных технических процессов. Совсем недавно все участники процесса проектирования самолета были вынуждены погружаться в бумажную работу. Между конструкторами и исполнителями происходил непрерывный обмен документами. Но такая статичная информация не позволяла увидеть все нюансы работы тех или иных узлов и агрегатов будущего самолета в различных условиях и во взаимодействии друг с другом.

Цифровые методы начали применяться в отрасли с конца 1950-х гг., с появлением первых ЭВМ. По сути, цифровизация — это решение уже существовавших ранее задач методами автоматизации. А цифровая трансформация — примета нашего времени, более глобальное изменение, характеризующееся появлением новых задач и новых технологий.

На этапе проектирования цифровая копия позволяет быстро находить и исправлять ошибки в геометрии деталей, а в ходе эксплуатации виртуальная графическая среда помогает оперативно выявлять риски потенциальных неисправностей и аварий, а также сокращать затраты на обслуживание.

Сегодня государство задает проектирование в цифре. Меняются и подходы к стандартизации. Стандарт по электронной конструкторской документации, например, принят только в 2021 г. Происходит переход к единой информационной среде в компании. Но вот военные стандарты в электронном виде не передаются, только в виде печатных изданий. Нужна выработка механизма их передачи. Необходимо устранять существующие барьеры.

Комплекс стандартов на автоматизированные системы

Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of development

МКС 35.080
ОКСТУ 0034

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3469

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

6*. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2009 г.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС.

В приложении 1 приведено содержание работ на каждом этапе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

1.3. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

1.4. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС, приведен в приложении 2.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АС

2.1. Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице.

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5. Технический проект

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

7.5. Пусконаладочные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание

2.2. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.

Допускается исключать стадию "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект". В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

1. На этапе 1.1 "Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС" в общем случае проводят:

- сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;

- оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;

- оценку (технико-экономической, социальной и т.п.) целесообразности создания АС.

2. На этапе 1.2 "Формирование требований пользователя к АС" проводят:

- подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);

- формулировку и оформление требований пользователя к АС.

3. На этапе 1.3 "Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)" проводят оформление отчета о выполненных работах на данной стадии и оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего ее документа с аналогичным содержанием.

4. На этапах 2.1 "Изучение объекта" и 2.2 "Проведение необходимых научно-исследовательских работ" организация-разработчик проводит детальное изучение объекта автоматизации и необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчеты о НИР.

5. На этапе 2.3 "Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя" в общем случае проводят разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС и планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; сопоставление требований пользователя и характеристик предлагаемой системы и выбор оптимального варианта; определение порядка оценки качества и условий приемки системы; оценку эффектов, получаемых от системы.

6. На этапе 2.4 "Оформление отчета о выполненной работе" подготавливают и оформляют отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии, описание и обоснование предлагаемого варианта концепции системы.

7. На этапе 3.1 "Разработка и утверждение технического задания на создание АС" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

8. На этапе 4.1 "Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям" определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепции информационной базы, ее укрупненная структура; функции системы управления базой данных; состав вычислительной системы; функции и параметры основных программных средств.

9. На этапе 5.1 "Разработка проектных решений по системе и ее частям" обеспечивают разработку общих решений по системе и ее частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств, по алгоритмам решений задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению.

10. На этапах 4.2 и 5.2 "Разработка документации на АС и ее части" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС. Виды документов - по ГОСТ 34.201.

11. На этапе 5.3 "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку" проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.

12. На этапе 5.4 "Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации" осуществляют разработку, оформление, согласование и утверждение заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС.

13. На этапе 6.1 "Разработка рабочей документации на систему и ее части" осуществляют разработку рабочей документации, содержащей все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу АС в действие и ее эксплуатации, а также для поддерживания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение. Виды документов - по ГОСТ 34.201.

14. На этапе 6.2 "Разработка или адаптация программ" проводят разработку программ и программных средств системы, выбор, адаптацию и (или) привязку приобретаемых программных средств, разработку программной документации в соответствии с ГОСТ 19.101.

15. На этапе 7.1 "Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие" проводят работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие, в том числе: реализацию проектных решений по организационной структуре АС; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; внедрение классификаторов информации.

16. На этапе 7.2 "Подготовка персонала" проводят обучение персонала и проверку его способности обеспечить функционирование АС.

17. На этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

18. На этапе 7.4 "Строительно-монтажные работы" проводят: выполнение работ по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала АС; сооружение кабельных каналов; выполнение работ по монтажу технических средств и линий связи; испытание смонтированных технических средств; сдачу технических средств для проведения пусконаладочных работ.

19. На этапе 7.5 "Пусконаладочные работы" проводят автономную наладку технических и программных средств, загрузку информации в базу данных и проверку системы ее ведения; комплексную наладку всех средств системы.

По его мнению, процесс, через который циклично проходит стандартизация, очень простой. Рынок постоянно отдает свой запрос, он отрабатывается стандартизаторами, формируются новые требования, и, как правило, лучшие практики становятся основанием для создания модернизированной продукции. Таким образом, возникает пласт инновационных требований, которые выходят за рамки привычного и не всегда покрываются стандартами или закрепляются в предварительных стандартах, но они приводят к тому, что появляются новые виды продукции, которые во многом опережают время.

С его точки зрения, для стандартизации нужны унифицированные общие подходы, которые могли бы применяться разными отраслями и организациями. И должны быть возможности передачи соответствующей информации неограниченному кругу пользователей. Недавно Евразийская экономическая комиссия приняла решение о реализации проекта по цифровому техническому регулированию, и эту задачу необходимо выполнять совместными усилиями.

Нарастающие темпы цифровой трансформации требуют широкого внедрения цифровых технологий, в том числе и в документы по стандартизации. Одной из таких задач является представление стандартов в виде, при котором любой конструктор, технолог и инженер могут применять цифровой документ по стандартизации на этапе разработки изделия, технологии, в производственных процессах.

По словам С.Г. Тихомирова, SMART-стандарты — это стандарты с машинопонимаемым содержанием, благодаря чему информационная система может самостоятельно воспринимать текст одного или нескольких документов по стандартизации (стандарты в виде баз данных, программных кодов). Машина не просто может понять содержание умных стандартов, но и обладает способностью их самостоятельно трактовать и применять без вовлечения человека-оператора.

Такие стандарты по сути являются информационными моделями, способными строить самостоятельные взаимосвязи между элементами. Целью созданного ПТК 711 стала выработка единых подходов к машиночитаемому и машинопонимаемому представлению документов по стандартизации для обеспечения их широкого внедрения в промышленности Российской Федерации.

Российским экспертам необходимо изучать все зарубежные концепции, но при этом обязательно нужно выработать свою точку зрения на цифровизацию стандартизации. К разработке SMART-стандартов должны быть готовы и технические комитеты, и профессиональное сообщество, при этом участие в ней — дело сугубо добровольное. Для разработки, хранения, передачи и использования умных стандартов нужны специализированные инструменты, а для их правомочного применения — нормативная база.

В заключение своего выступления спикер выразил надежду, что искусственный интеллект не помешает человеку быть мерой всех вещей.

С января 2022 г. формирование и ведение информационной модели объекта становятся обязательными для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации. Это ставит перед профессиональным сообществом целый ряд задач, которые предстоит выполнить в сжатые сроки.

Говоря о результатах ушедшего года и подходах к организации работы с помощью BIM, он подчеркнул необходимость разработки единых национальных стандартов информационного моделирования с привлечением профессиональных сообществ, производителей программного обеспечения и участников рынка.

Информационное моделирование — это междисциплинарный подход к управлению информацией, который определяет полный набор методологических подходов и управленческих усилий, обеспечивающих эффективное использование информации на жизненном цикле. В таком случае стандарты можно рассматривать как модель.

Использование цифровых технологий позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на подготовку производства при создании новой техники, проведение испытаний, дает значительный выигрыш при дальнейшей модернизации самолетов. Цифровое проектирование в России стало применяться сравнительно недавно. Сегодня конструкторы работают в цифре над десятками проектов по созданию новых и модернизации действующих моделей самолетов.

Создание гражданской и военной авиатехники сегодня является одним из самых сложных и высокозатратных технических процессов. Совсем недавно все участники процесса проектирования самолета были вынуждены погружаться в бумажную работу. Между конструкторами и исполнителями происходил непрерывный обмен документами. Но такая статичная информация не позволяла увидеть все нюансы работы тех или иных узлов и агрегатов будущего самолета в различных условиях и во взаимодействии друг с другом.

Цифровые методы начали применяться в отрасли с конца 1950-х гг., с появлением первых ЭВМ. По сути, цифровизация — это решение уже существовавших ранее задач методами автоматизации. А цифровая трансформация — примета нашего времени, более глобальное изменение, характеризующееся появлением новых задач и новых технологий.

На этапе проектирования цифровая копия позволяет быстро находить и исправлять ошибки в геометрии деталей, а в ходе эксплуатации виртуальная графическая среда помогает оперативно выявлять риски потенциальных неисправностей и аварий, а также сокращать затраты на обслуживание.

Сегодня государство задает проектирование в цифре. Меняются и подходы к стандартизации. Стандарт по электронной конструкторской документации, например, принят только в 2021 г. Происходит переход к единой информационной среде в компании. Но вот военные стандарты в электронном виде не передаются, только в виде печатных изданий. Нужна выработка механизма их передачи. Необходимо устранять существующие барьеры.

В России становление информационных систем (ИС) сильно отличалось от пройденного европейскими государствами и Соединенными Штатами пути.

Рисунок 1. Создание информационных систем

Так, в послевоенный период развитие и внедрение технологических новинок связывалось, прежде всего, с проблемой предоставления оружия и овладения принципами работы атомной энергии. Добавляющиеся к решению в этой сфере задачи были в значительной мере беспрецедентными по сложности, поэтому ситуация ухудшилась еще и недоступностью сведений структуры процесса стандартизации.

Во время правления большевиков функционировало несколько стандартов на разработку информационных систем, которые можно сгруппировать таким образом:

  • по объекту сертификации;
  • по утверждающему предприятию;
  • по системно-методическому источнику.

В СССР построение математических и физических моделей, а также дальнейшее их воспроизведение, были крайне важным с научной точки зрения. Объемы важных вычислений того времени были не совсем комплексными при применении существующих для этого методов. Соответственно, для целей использования стандартов разработки ИС были необходимы мощные программные и аппаратные платформы.

Создание автоматизированной системы управления

Рисунок 2. Необходимость стандартизации ИС

Готовые работы на аналогичную тему

Первые уверенные шаги к реализации автоматизированной системы управления (АСУ) были предприняты в середине 1960-х гг. на уровне организаций в целях более систематизированного управления, стабильности планирования, учета, анализа и контроля, экономии человеческих ресурсов.

Вместе с утверждением на практике работы персональных ЭВМ в 1970-х гг. концепция построения АСУ была изменена в сторону движения к распространению вычислительных аппаратов и децентрализации самоуправления. ИС советских предприятий становится средством регулирования производством, поддерживающим инструментом для ускорения процесса принятия сложных решений. Соответственно информационные системы постепенно становились более интеллектуальными и узкоспециализированными.

Принципы построение стандартов разработки ИС в СССР

В Советском Союзе функционировали такие принципы разработки стандартов ИС:

  1. Принцип новых функций и методов. Фокус на комплексном решении серьезных управленческих проблем, а не на автоматизации средств управления.
  2. Принцип структурированного подхода к планированию работы АСУ. Проектирование данной системы должно базироваться на грамотно составленном бизнес-анализе, а также на системном мониторинге объекта и процессов стандартизации.
  3. Принцип первого начальника. Работы по созданию требований к концепции, ее планированию и внедрению проводятся под управлением руководителя компании, для которого формируется система.
  4. Принцип постоянного совершенствования системы. Разработка концепций с учетом вероятности дальнейшего увеличения и расширения количества пользователей, добавления непрерывной функциональности, модернизации существующих технических программ.
  5. Принцип сплоченности информационной программы. Недопущение дублирования сведений, установление принципов обновления и ликвидации устаревшей информации из иерархически структурированных систем.
  6. Принцип взаимосвязанности рабочих программ и задач. Любые задания формируются с помощью проекта развития производства, и любые недочеты приводят к трансформации начальных планов.
  7. Принцип типичности. Определение нужного уровня однотипности технического, программного, математического и других типов обеспечения концепций для соответствия их потребностям более широкому кругу клиентов.

В соответствии с указанными принципами возник новый период развития систем, который завершился к концу 1980-х гг., — создание отраслевых АСУ для ведомств и министерств по определённым типовым проектам.

Развитие стандартов ИС

Рассмотреть становление информационных систем СССР и Российской Федерации крайне интересно не только с точки зрения концепций, но и конкретного внедрения. Несмотря на колоссальный успех первых отечественных АСУ, их будущее было достаточно неоднозначным, в основном в связи с несоответствием программных платформ. Подобные комплексы не были связаны между собой, и не отвечали требованиям зарубежных аппаратных проектов.

К 1969 г. появился существенный диссонанс в идеях академиков, чиновников, разработчиков ЭВМ и других задействованных в функционировании кибернетики людей. Лидирующие позиции в сфере архитектуры того периода среди массовых компьютеров занимала модель IBM/360, приобретение которой в силу эмбарго государства-производителя (США) было невозможным. Поэтому правительство стало серьезно рассматривать вопрос по поводу ориентирования работы IBM/360 на обычного потребителя либо применения аналогичных элементов английской компании ICL и немецкой корпорации Siemens, которые могли на официальном уровне продать собственные разработки.

Соответственно при изучении аппаратных концепций после 1980-х гг. можно говорить только об адаптации отечественных разработок к зарубежным технологиям. Конец 1880-х гг. и новые версии ИС определяются повышением сути информационных систем, которые являются стратегическим источником получения данных.

В СССР развитие и разработка стандартов продолжилась, в результате чего в течение 10 лет выпускались нормативы серии З4.ххх:

Эти и другие стандарты, будучи частично взятыми из зарубежных (ISO), так и учитывающими отечественную специфику, в значительной мере стали прообразами использующихся и на сегодняшний день проектов и сводов знаний.

В 1990-е гг. становление инфраструктуры телекоммуникаций повлекло за собой возникновение нового направления электронной деятельности, связанного с контрагентами в глобальной сети Интернет. В результате появились различные коммуникации в режиме реальности. На данный момент разработка стандартов информационных систем является не просто процессом автоматизации и увеличения эффективности, но также основополагающим элементом архитектуры любой компании. Предприятия все чаще вкладывают значительные финансовые средства в программы, способные помочь компании выстоять в стремительно изменяющихся условиях конкуренции.

Читайте также: