Анализ образца рассказа в доу

Обновлено: 30.06.2024

Анализ литературных произведений с детьми.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н. М. Журавлевой.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

- выделять основные составляющие,

- устанавливать причинно – следственные связи,

2. Учить детей анализировать литературные произведения :

- выделять и называть героев сказки,

- определять свойства их характера,

- определять цель героя сказки, его действия,

- определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

- давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

- текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее,

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

- во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер,

- занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

- моделирование проблемной ситуации.

- рисование героев сказки,

- разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Потрепали собаки Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет

мужик Перехитрить лису Посадил собаку, отдал лисе, сказал

Обманул лису Смелость города берет

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Красная шапочка Отнести бабушке пирожки Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет

Была проглочена волком Не разговаривай с незнакомыми

Мама Чтобы дочка навестила бабушку

Могла потерять дочку Не отпускать одну

Волк Съесть Красную шапочку

Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил

Его убили дровосеки Любое зло к тебе вернется

ки Нарубить дров в лесу

Убили волка, освободили красную шапочку В беде надо выручать

Бабушка Чтобы ее навести-ли

съел волк Не впускай в дом незнакомцев

Перспективный план игр и творческих заданий.

- рисование персонажей сказки

- моделирование проблемной ситуации

1. Выделить объект (героя) и перечислить его действия до того ключевого, которое привело к проблеме:

Красная шапочка: шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет (проиграть с детьми, инсценировать).

Сообщила о себе много информации и была проглочена волком.

2. По схеме формулируется противоречие:

Если поговорить с незнакомцем, то:

Если не поговоришь с незнакомцем, то:

Противоречие: Как сделать так, чтобы пообщаться с незнакомцем, но не сообщать о себе лишней информации?

3. Поиски ресурсов.

Ресурсы Красной шапочки:

– разговаривать только о погоде,

- хитрить (сообщать о себе неправильную информацию,

- только задавать вопросы

- затыкать ему уши, если говоришь о себе.

4. Выбрать лучшее решение: разговаривать о погоде.

5. Новая проблема: Как сделать так, чтобы волк не менял тему разговора?

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО "ВПК" Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержание, следовать за мыслью автора.

Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с ней.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, использует язык писателя в своей речевой практике.

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года .СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

Задачи:

  • Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);
  • Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
  • Развивать интерес к речевым занятиям.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

- общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно - образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов:

- вводная часть: (организация детей) –3 минуты

- основная часть: (практическая деятельность) -19 минут

- заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

Цель: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

Образовательные:

Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать интерес к речевым занятиям.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

- общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно - образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов:

- вводная часть: (организация детей) –3 минуты

- основная часть: (практическая деятельность) -19 минут

- заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число.

Воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

Все части отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей группой и использовала индивидуально-дифференцированный подход.

Воспитательницы впятером сидят за столом, делают пометки

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Определяем цели анализа

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Мальчик в костюме доктора фонендоскопом слушает другого мальчика

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

Трое детей в бескозырках за столиками рисуют

Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

  • коллегами — для обмена опытом;
  • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
  • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Воспитательница сидит вместе с детьми за круглым столом, взрослые сидят по периметру комнаты

Родители обычно с удовольствием по возможности посещают открытые занятия, оказывая моральную поддержку своим чадам

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

  • самоанализ;
  • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Как проводится самоанализ

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Воспитательница стоит с карточкой в руках на фоне бумажного дерева с цифрами и домиков из цветной бумаги на стене

Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Разбор занятия автором призван:

  • обозначить успешные этапы;
  • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;
  • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Воспитательница и четверо детей с ладошками в красках

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
  6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Воспитательница стоит улыбается, на заднем фоне игрушка-ёжик

Самоанализ проводится по определённой схеме

Примеры самоанализа открытых занятий

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

Воспитательница показывает девочке, что и где писать на листе

Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

Читайте также: