Основные характеристики деятельности классного руководителя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся.

Основными задачами классного руководителя являются:

- педагогическое управление развитием ученического коллектива;

- содействие саморазвитию личности учащихся, реализации их творческого потенциала;

- обеспечение социальной защиты ребёнка, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем; обеспечение эффективных связей школы с семьями учащихся;

- интегрирование усилий всех педагогов работающих с данным классом;

- координирование воспитывающих действий педагогов, родителей и других субъектов социального воспитания.

Профессионально-педагогическая деятельность классного руководителя разнообразна и многофункциональна. Основываясь на управленческой концепции Р.Х. Шакурова, в классном руководстве можно выделить три группы функций: целевые, социально-психологические и управленческие.

Целевые функции классного руководства относятся как к собственно педагогическим, так и к социально-гуманитарным, поскольку направлены на создание условий для социального развития ребёнка, помощь ему в решении актуальных личностных проблем, а также на подготовку воспитанника самостоятельной жизни. К ним относятся:

- функция воспитания учащихся;

- функция социальной защиты ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Социально-психологические функции – это функции, связанные с формированием и развитием отношений учащихся со своими сверстниками в классе:

- организаторская функция (организация разнообразной деятельности учащихся и помощь им в самоорганизации);

- функция сплочения коллектива;

- функция развития ученического самоуправления.

Наличие у классного руководителя управленческих функций обусловлено там, что классный руководитель является важной фигурой в системе внутришкольного управления: через него осуществляется управление классным коллективом и процессом индивидуального развития школьников, семейным воспитанием, дополнительным образованием и досугом учащихся. К управленческим функциям классного руководства относятся:

- диагностико-аналитическая функция (выявление исходного уровня и отслеживание изменений, выявление причин того или иного результата);

- функция целеполагания (совместная с учащимися выработка целей воспитывающей деятельности);

- функция контроля и коррекции.

Общая особенность реализации всех управленческих функций классного руководства состоит в том, что классный руководитель не только управляет воспитанниками, но и учит их самоуправлению, причём именно второе является наиболее важным. Так, участие детей в контроле и коррекции формирует у них опыт самоконтроля и самокоррекции, а участие в планировании воспитывает организованность и умение самостоятельно планировать свою деятельность.

  1. Организация жизнедеятельности классного коллектива.

В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления: организацию жизнедеятельности классного коллектива; индивидуальную работу с учащимися; работу с родителями учащихся; ведение школьной документации.

- распределение поручений в классе;

- организацию дежурств по классу, школе;

- организацию питания учащихся;

- контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий;

- изучение отношений внутри классного коллектива;

- создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся;

- организацию участия класса в делах школы;

- регулярное проведение классных часов;

- организацию творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул;

- наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей;

- наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация;

- обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств.

Индивидуальная работа с учащимися включает:

1) изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей;

2) индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:

- консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);

- заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе;

- коррекцию отношений учащихся;

3) развитие умений рационально организовывать свою деятельность;

4) заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации;

5) создание условий для развития одарённых детей;

6) проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся;

7) содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий.

Работа с родителями учащихся:

1) проведение родительских собраний;

2) педагогическое просвещение родителей;

3) постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных бесе-дах или через переписку);

4) привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников;

5) изучение условий семейного воспитания:

- посещение квартир учащихся;

- использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях;

- проведение индивидуальных диагностических бесед.

6) индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся.

Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются:

1) ведение классного журнала:

- заполнение страниц-реквизитов и страниц, содержащих сведения об учащихся, их родителях, о состоянии здоровья школьников, посещении ими занятий дополнительного образования, а также ведомости посещаемость и успеваемости;

- заполнение страниц, отводимых на учебные предметы (список учащихся, название предмета, Ф.И.О. учителя).

2) заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся;

3) заполнение свидетельств и аттестатов;

4) работа с дневниками учащихся:

- организация заполнения учащимися реквизитов дневника и страниц, отводимых на учебные недели;

- еженедельная проверка дневников, контроль над ведением дневников и проверкой дневников родителями учащихся;

- заполнение ведомости успеваемости в конце четверти, полугодия, года;

- ведение переписки с родителями учащихся, в том числе через дневник (приглашение на родительское собрание или для индивидуальной беседы, благодарности, замечания и др.);

5) заполнение ведомости об итогах успеваемости за четверть, полугодие, год;

6) составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);

7) составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

  1. Направления деятельности классного руководителя.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции :

организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);

воспитательную (формирование личности и коллектива)

коммуникативную (организация общения);

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную (преобразование, изменение личности);

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.

Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

(по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Отметка о выполнении

Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива

Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Коллективные дела учащихся

Оперативная работа классного руководителя

Оценка результатов проделанной работы

Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей

Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют"

Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах

6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учебный год?"

Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел

В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Профиль дня недели

Понедельник. День просвещения учащихся

1/4. Собрание класса "Старт последней четверти"

8/4. Информация "Мир за неделю"

15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь"

Вторник. День родителей. День стенной печати

2/4. Родительское собрание

9/4. Выпуск стенной печати

16/4. Консультация родителей

23/4. Оформление стенда "Учись учиться"

Среда. Трудовые дела учащихся

3/4. Очистка школьного двора от снега

10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений

.17/4. Подготовка гнездовий для птиц

.24/4. Встреча с производственниками

Четверг. Работа с активом класса и школы

4/4. Встреча с организаторами спортивных секций

11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям

18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов).

25/4. Индивидуальные поручения учащимся

Пятница. Учебные дела учащихся

5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение"

12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.)

19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы

26/4. День олимпиад по предметам

Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых школах г. Минска.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа с учащимися

Работа с семьёй

Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:

Воспитание положительного отношения школьников к учению.

Политический кругозор учащихся.

Воспитание нравственных ценностей у школьников.

Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.

Дисциплина и культура поведения учащихся.

Физическая культура и здоровье учащихся.

Свободное время учащихся.

Работа с родителями и общественностью.

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.

(по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999,)

Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся

1. Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю

2. Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника

3. Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.

4. Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.

5. можно предложить классным руководителям еще одно новшество, которое поможет использовать дневник в положительном смысле. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю. это приятно и самим учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего ребенка за неделю.

6. Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для нег минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна . Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый ; классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9- С 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Копилка классного руководителя

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Характеристика деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Формы работы классного руководителя.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Читайте также: