Речь как средство общения психология кратко

Обновлено: 04.07.2024

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи.

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

Виды речевой деятельности


Рис. 1. - Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

obshenie

Людям нужно общаться друг с другом и с собой, а также получать информацию из общечеловеческого социально-исторического опыта. Все эти функции обеспечивает речь. Речь как средство общения – тема сегодняшнего разговора.

Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:

Значит, успех зависит от трех факторов:

Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.

Рассмотрим, что помогает передавать речь:

  • тон;
  • громкость голоса;
  • нацеленность взгляда;
  • определенные телодвижения.

Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.

Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.

Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.

Телодвижения. Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии ЗДЕСЬ.

Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.

Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.

Построение речи по законам речевой коммуникации:

  • оцениваем (определяем) ситуацию;
  • определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
  • разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).

Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.

Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).

Определение ситуации. Говорящий создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:

Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.

Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.

Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.

Речь — это часть коммуникативной деятельности человека, которая сложилась исторически. Речь представляет собой самое универсальное средство коммуникации, так как в передаче информации с помощью нее менее всего теряется смысл общения.

Речь как средство коммуникации

Коммуникация является основой человеческой жизни. Считается, что успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие не может быть возможным без свободной коммуникации. Школьники и студенты должны быть способны выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.

Основная цель коммуникативного аспекта обучения языку представлена формированием умений речевой деятельности в ее основных формах и видах. Механизм решения коммуникативных задач предопределяет содержательный аспект учебного предмета. Он состоит из речевого и языкового компонента, который взаимосвязан и взаимодействует.

Отдельное речевое действие становится фрагментом коммуникации и называется коммуникативным актом. Определенным образом выглядит простейшая схема отдельного коммуникативного акта для процесса речевой коммуникации. В пределах коммуникативного акта отправитель информации (например, тот человек, который говорит) имеет мотив высказывания. Он строит его во внутренней речи, кодируя при переводе во внешнюю речь и звуки.

Получатель воспринимает поступающий сигнал, декодируя его и распознавая смысл высказывания. У него возникает также определенный мотив высказывания в ходе обмена репликами (осуществление обратной связи).

Речевая коммуникация, таким образом, представлена общением людей, которое понимается в широком смысле слова не только как разговор или беседа. Она является любым взаимодействием, целью которого становится обмен информацией (например, чтение, письмо и др.). В соответствии с этим коммуникацию осуществляют в процессе речевой деятельности люди благодаря вербальным (словесным) и невербальным средствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Речь как элемент вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация представляет собой общение с помощью слов (речевая коммуникация). Основная особенность речи состоит в том, что она в зависимости от своей формы и содержания концентрируется на других людях, которые включены в коммуникативный процесс. Вербальный тип коммуникация может быть направлен на отдельного человека или определенную группу. Он также может даже и не иметь конкретного адресата, но в любой ситуации обладает диалоговым характером.

Акт вербальной коммуникации выглядит как диалог, включающий разговор и слушание. Умение говорить становится здесь предметом исследования. Для этого есть отдельная наука риторика, а также специальная дисциплина — ораторское искусство.

В современных трудах по вопросам общения большое внимание уделяют умению слушать. Результаты исследований показали, что достаточными навыками умения слушать обладают не все люди. И. Атватер указывал на то, что слушать для многих весьма сложно. Человек в первую очередь занят собственным вещанием. Помимо этого, если он в процессе диалога замолчал, то еще не означает, что он начал слушать. Слушание является активным процессом, который предполагает наличие внимания.

В соответствии с ситуацией во время нерефлексивного слушания могут проявляться:

  • Поддержка,
  • Одобрение,
  • Понимание.

Функции речи в коммуникации

В коммуникации способны проявляться все функции языка и речи. Если проблема касается функций языка и речи, то здесь сложно провести грань между этими двумя понятиями. Это связано с тем, что любые языковые высказывания (устные или письменные) представляют собой речь.

Функции языка состоят в проявлении его сущности, назначения и действия в обществе, его природы. Это те характеристики, без которых он не способен существовать. Основные функции языка — коммуникативная и когнитивная. Они имеют разновидности, представленные функциями более частного характера.

Язык предполагает возможность понять друг друга и наладить совместную работу в любой области человеческой деятельности. Он становится одной из сил, обеспечивающей существование и развитие общества. Коммуникативная функция имеет решающее значение. Тем не менее, язык может выполнять данную функцию только по той причине, что он подчиняется строю мышления.

Вторая основная функция — когнитивная (познавательная, гносеологическая). Она означает, что язык — это важное средство получения новых знаний о действительности. Данная функция начинает связывать язык с мыслительной деятельностью человека.

Кроме двух основных функций речь выполняет еще несколько вспомогательных:

  • Фактическую (контактоустанавливающую);
  • Репрезентативную;
  • Волюнтативную;
  • Метаязыковую.

Таким образом, речевая сторона коммуникации обладает сложнейшей и многоярусной структурой. Она выступает в разных стилистических разновидностях. Любые компоненты коммуникативного акта помогают успешной или неуспешной реализации общения в целом.

Речь является основным средством человеческого общения.

Речь - это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. В речи фиксируется то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила). Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей.

Выделяют 4 основные функции речи :

o Выражение-высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

o Обозначение– называем предметы и явления.

o Воздействие – оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

- Содержательность–объем и глубина выраженной в речи информации.

- Понятность– умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

- Выразительность –эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.

- Воздейственность – способность влиять на других людей ) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Речь предполагает использование языка –средство общения людей друг с другом; система знаков.

Язык – общественно-историческое, обусловленное национальными особенностями, явление. Он существует независимо от отдельного человека. Язык, который не употребляется для живого общения, но сохраненный в письменных источниках, называется мёртвым (например, латынь).

Знак – это любой материальный, чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи информации. Языковые знаки не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему, которая строится по определённым правилам, создают грамматику языка.

Знаки, входящие в состав языков как специальные средства общения между людьми, называют знаками общения:

Естественные языки -это слова, принятые выражения, грамматически правильно построенные предложения и т.д., которые состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. К ним относится и принятые системы комбинаций положений пальцев (язык глухонемых), наколки на бумаге (язык слепых). В качестве языковых знаков могут использоваться телеграфный код, сигналы, подаваемые флагами, система ударов барабана и др.

Искусственные – кодируют естественные языки (азбука Морзе, знаки дорожного движения и др.)

Речь без усвоения языка невозможна, однако язык может существовать и развиваться независимо от человека.

Индивидуальность речи объясняется возрастом, разным уровнем владения языка (словарным запасом, грамматикой, фонетикой), образованием, общекультурным уровнем. В речи отдельных людей проявляются их профессиональные особенности, особенности построения и произношения (например, один человек произносит звуки чётко, ясно, громко, другой – невнятно, тихо, медленно, третий – картавит и т.д.), интерес.

Человек может пользоваться одним языком или несколькими.

Речь является основным средством человеческого общения.

Речь - это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. В речи фиксируется то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила). Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей.

Выделяют 4 основные функции речи :

o Выражение-высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

o Обозначение– называем предметы и явления.

o Воздействие – оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

- Содержательность–объем и глубина выраженной в речи информации.

- Понятность– умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

- Выразительность –эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.




- Воздейственность – способность влиять на других людей ) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Речь предполагает использование языка –средство общения людей друг с другом; система знаков.

Язык – общественно-историческое, обусловленное национальными особенностями, явление. Он существует независимо от отдельного человека. Язык, который не употребляется для живого общения, но сохраненный в письменных источниках, называется мёртвым (например, латынь).

Знак – это любой материальный, чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи информации. Языковые знаки не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему, которая строится по определённым правилам, создают грамматику языка.

Знаки, входящие в состав языков как специальные средства общения между людьми, называют знаками общения:

Естественные языки -это слова, принятые выражения, грамматически правильно построенные предложения и т.д., которые состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. К ним относится и принятые системы комбинаций положений пальцев (язык глухонемых), наколки на бумаге (язык слепых). В качестве языковых знаков могут использоваться телеграфный код, сигналы, подаваемые флагами, система ударов барабана и др.

Искусственные – кодируют естественные языки (азбука Морзе, знаки дорожного движения и др.)

Речь без усвоения языка невозможна, однако язык может существовать и развиваться независимо от человека.

Индивидуальность речи объясняется возрастом, разным уровнем владения языка (словарным запасом, грамматикой, фонетикой), образованием, общекультурным уровнем. В речи отдельных людей проявляются их профессиональные особенности, особенности построения и произношения (например, один человек произносит звуки чётко, ясно, громко, другой – невнятно, тихо, медленно, третий – картавит и т.д.), интерес.

Читайте также: