Дизайн проект предметно развивающей среды в доу

Обновлено: 30.06.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Проект «Организация развивающей предметно-

Младшая группа №2

Заведующий МАДОУ Д/с №1 "Ромашка" МР

Учалинский район РБ

воспитатель первой категории

Шакирова Фирдаус Таиповна

Тип проекта: информационно-исследовательский, ориентированный , познавательно- творческий .

Вид проекта: внутренний , групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проетка: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОО

Продолжительность проекта: годовой, (01.06.2017г. - 31.05.2018г.)

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение

Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОО.

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности

Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей,

организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе

Внедренческий (Основной) этап:

Практическая реализация проекта.

Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы ДОО

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Этапы реализации проекта

Изучение методической литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели задач проекта.

Основные направления работы по проекту:

5. Трудовое 6.Гражданско- патриотическое

Организовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет является показателем профессиональной компетентности педагога.

1. Организационно-подготовительный этап

Методологические основы проекта:

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

Предметно-развевающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

(В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство позволяющее организовать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта):

  • подбор исторической, художественной и методической литературы,
  • подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры,
  • выставки творческих работ детей совместно с родителями
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет.

Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО

Рассматривается как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности

Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.

Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

развивающей предметно-пространственной среды:

Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной программы,

разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.

Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Полифункциональность: представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей .

Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Безопасность : соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать

гигиеническим и эстетическим требованиям.

Функции развивающей предметно-пространственной среды:

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным

при создании развивающей предметно-пространственной среды

Варианты (линии) изменения при создании развивающей предметно-пространственной среды

  • времени
  • освоенности
  • стратегического и оперативного изменения
  • единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической

Условия для создания развивающей предметно-пространственной среды

  • Реализуемой в ДОУ образовательной программы;
  • Требования нормативных документов;
  • Материальных и архитектурно-пространственных условий ;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • Общих принципов построения предметно-пространственной среды
  • Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
  • Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности,
  • развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности
  • участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Учет основных образовательных областей ФГОС ДО

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Факторы, которые следует учитывать при организации

развивающей предметно-пространственной среды

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
  • Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей

Краткое описание помещения и участка группы

Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства группы и участка, а так же

материалов, оборудования и инвентаря для

развития детей дошкольного возраста в

соответствии с особенностями возрастного

этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учет особенностей и коррекции недостатков

2. Внедренческий (Основной) этап:

Развивающая предметно -пространственная среда

Центров активности группы:

  • Содержательно-насыщенная;
  • Трансформируемая;
  • Полифункциональная;
  • Вариативная;
  • Доступная и безопасная

Центр природы и экспериментирования

Центр театрализованной деятельности

Центр сюжетно-ролевых игр

Центр физического развития

и сохранения здоровья ребенка

Центр изобразительной деятельности

Центр конструктивной деятельности

Центр сенсорного и

  • Подведение итогов.
  • Оформление материалов по проекту.
  • Создание презентации.

3. Заключительный этап

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности

- Умение планировать этапы своей деятельности.

- Умение довести начатое дело до конца.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи.

-Умение ориентироваться в информационных источниках.

- Умение делать выводы из полученной информации.

- Умение задавать вопросы по данной теме.

- Умение получать необходимую информацию в общении.

- Умение принимать участие в коллективных делах.

- Умение уважительно относиться к окружающим людям.

- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

Рекомендация по организации ПРС

  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
  • Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
  • Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
  • Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Список используемой литературы:

    Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г

2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей

предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007

В нашем детском саду объявлен конкурс проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (а именно в коридорах, холлах, на лестничных пролетах детского сада). Целью проекта является изучение и внедрение новых подходов в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, задействовав территорию всего образовательного пространства детского сада. Каждая творческая группа по 2-3 человека работает над своим проектом.

Проведя анализ оформления коридоров, холлов, лестничных пролетов ДОУ, определив, наличие уже имеющегося развивающего компонента пространства ДОУ, наша творческая группа в составе трех человек приняли решение разработать дизайн-проект "Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ. Центр развития "Занимательная математика". Мы не случайно решили создать именно центр математического развития. Во-первых, в интерьер (роспись стен) лестничного пролета гармонично вписывалась именно математическая тематика. Во-вторых, математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Именно поэтому целью проекта стало создание модели РППС одного лестничного пролета детского сада, которая будет развивать у детей математические способности, стимулировать и развивать познавательную активность детей средствами игровой предметности

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Начиная работу над проектом, мы попытались найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство лестничного пролета и создать интересный, познавательный, игровой центр развития "Занимательная математика". В ходе реализации проекта нашей творческой группе пришлось выступать в качестве дизайнеров, декораторов, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. В итоге территория лестничного пролета преобразилась. Для нас, педагогов, важно не только разбудить в ребёнке интерес к математике, но и помочь родителям и детям понять, что играя, можно многому научиться: считать, сравнивать, анализировать, самостоятельно мыслить и находить пути решения поставленных задач, т. е. учиться, играя, и обучаться в игре. Именно поэтому, в центре "Занимательная математика" мы сделали и разместили дидактические игры и пособия.

Теперь на этом лестничном пролете игра ждет ребенка буквально на каждом шагу. "Умные ступеньки" помогают детям, которые поднимаются или спускаются по лестнице, закреплять названия геометрических фигур, цвета, счет в пределах 11 в прямом и обратном порядке.

Под окном появилась "Стена времени", способствующая формированию временных представлений у дошкольников.


"Радужный поезд" знакомит детей с понятием "неделя", "дни недели", с последовательностью дней недели. Разноцветные вагончики помогают запомнить цвета радуги, а веселые пассажиры - соотнести количество предметов на вагончике с цифрой (с его номером). "Радужный поезд" динамичный: крутятся колеса у паровозика, звенит колокольчик, предметы на вагончиках можно перемещать, считать, поэтому дети с удовольствием играют с ним.



Наш поезд всегда приходит вовремя. Это можно проверить по вокзальным часам (например, родитель или педагог говорит "Поезд прибудет в 5 часов 15 минут. Покажи это время на часах" или "Поезд прибудет (отправится в путь) через два часа" и ребенок выставляет время прибытия (отправления) на часах).

Тут же расположены и другие часы, которые показывают времена года, количество, последовательность месяцев в каждом времени года и в году в целом.


Поднимаемся выше и попадаем в сказку "Репка", где дети могут посчитать героев, которые вытаскивали репку, закрепить порядковый счет (кто пришел первый, второй., ориентацию в пространстве (кто стоит за внучкой, перед мышкой, между дедом и внучкой и т. д.)

Из сказки мы попадаем на площадку, где нас ждут игры "Геометрик" и круги Луллия.

Благодаря игре "Геометрик" (или математический планшет) у детей появилась возможность конструировать и рисовать с помощью игрового поля с "волшебными гвоздиками" и резинок.


"Круги Луллия" – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. При помощи "волшебных кругов" можно закрепить знания о геометрических фигурах, состав числа, умение соотносить количество предметов с цифрой, решать задачки. В данный момент пособие направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, их цветом, размером, на развитие логического мышления, способности к моделированию и конструированию, на умение кодировать и декодировать информацию.


Через определенное время, содержание кругов поменяется.

"Сенсорные цифры" помогают детям на тактильном уровне запомнить цифры, соотнести цифру с количеством предметов на ней.



Для того, чтобы родители могли в полной мере использовать дидактические пособия в центре "Занимательная математика", знали как играть с детьми в предложенные игры, на что они направлены, в интернет-группе "Наши малыши" была проведена виртуальная экскурсия по центру, родители получили информацию о возможностях (развивающих, обучающих) центра.

Не знаю, займет ли наш проект какое-либо место (проекты других творческих групп очень интересные, содержательные, но точно знаю, что в результате обязательно выиграют наши дети!

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.

Проект предметно-пространственной развивающей среды

Проект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-пространственной среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Цель: активизировать действия педагогов по проектированию предметной среды группы для обеспечения комплексного развития каждого ребенка с учетом его психического и физического состояния здоровья, развить познавательно-речевую активность, художественно-эстетическое восприятие, социально-эмоциональное восприятие окружающего мира, то есть обеспечить полноценное формирование личности ребёнка.

Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Создать комфортные условия обучения и воспитания воспитанников в группе.

Вести тесное сотрудничество педагогов и родителей для создания комфортной предметно-развивающей среды.

Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: долгосрочный (два года).

Обеспечение проекта:

Содержание проекта:

Основные направления преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группе:

гибкое зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон;

обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами и необходимым оборудованием в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста и ООП ДО;

обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещения в пространстве возрастным и половым особенностям детей группы.

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада:

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Функции предметно-развивающей среды в ДОУ:

• познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

• коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет

ребенку познать азы общения и взаимодействия;

• оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

• творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

• культурно-коммуникативная – обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;

• духовно-эмоциональная – подводит к пониманию и усвоению

• спортивно-оздоровительная – приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья;

• практически-действенная – обогащает практический опыт, дает

• опытно-экспериментальная – стимулирует исследовательскую

• художественно-преобразующая – способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению.

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества; выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

2. Современность среды:

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

-наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

-наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

-наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

-прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

-наличие мягкой, комфортной мебели;

-наличие уголка психологической разгрузки;

-наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

-оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

-наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

-наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

10. Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы).

- Соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Предполагаемый результат:

-реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды;

-оформление группы в едином стиле;

-совершенствование мини среды в групповых комнатах на основе создания в них центров развития;

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке дизайн-проектов мини среды в группе.

Этапы реализации:

- изучение проблем и постановка цели проекта;

- составление плана и схемы проекта;

- выбор оптимально-приемлемых вариантов оформления помещения;

- изучение литературы на тему проекта.

- оптимизация игрового пространства;

- сотрудничество с родителями;

- завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям;

- подведение итогов;

- определение задач для новых проектов;

- оформление материалов по дизайн-проекту;

- презентация проекта.

1 этап: Подготовительный

Определение центров детской активности по всем направления развития в соответствии с ФГОС:

Направление развития

Центры детской активности

- Центр конструктивной деятельности.

- Центр науки, экологии и эксперементирования.

- Центр социально – эмоционального развития.

- Центр изобразительной деятельности.

- Центр музыки и театра.

Проектирование среды, рациональное продумывание расположения центров в группе. При этом учитывая интеграцию содержания и взаимообогащение всех видов детской деятельности.

Разделение среды на три зоны:
- зона для спокойной по преимуществу деятельности;
- зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- рабочая зона.

Анализ наполняемости центров детской активности на начало реализации проекта.

Физическое развитие

Познавательное развитие

Центр конструктивной деятельности

Центр науки, экологии и экспериментирования

Мозаика разных форм размеров и цветов, шнуровки, вкладыши, игры с элементами моделирования и замещения. Дидактические и настольно-печатные игры. Комплекты геометрических фигур, предметы различной геометрической формы, счетный и раздаточный материал. Счетные палочки, наборы для сравнения. Чудесные мешочки с различным наполнением. Танграмм, Блоки Дьенеша, игрушки головоломки, часы, емкости для измерения. Рабочие тетради.

Речевое развитие

Макетирование сюжетных картинок на оформление предложения и его распространение на контуры накладываются выбранные ребенком компоненты картинки.

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

Социально-коммуникативное развитие

Дорожно-транспортная безопасность: макет перекрестка, атрибуты для макета: дома, транспорт, дорожные знаки, светофоры, фигурки людей. Дорожные знаки. Демонстрационный материал, различные виды транспорта. Настольно-печатные и дидактические игры. Картотека игр по ПДД. Атрибуты инспектора: фуражка, жезл, свисток. Макет светофора, рули, нагрудные знаки, медальоны. Альбомы. Виртуальный уголок по ПДД.

Безопасность в природе: альбомы с иллюстрациями опасных ситуаций, правилами поведения на воде.

Центр социально – эмоционального развития

Фотоальбомы детей, семьи, семейные альбомы;

фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;

наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых;

картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;

картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.). Уголок уединения. Уголок настроения. Аудио - и видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование. Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков, краски (гуашь, акварель, пищевые красители)

кисти для рисования, палитра, емкости для воды, красок, салфетки для вытирания рук и красок, трафареты, раскраски, печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.

Лепка. Глина, пластилин. Мука, соль (для замешивания соленого теста). Досочки, стеки. Бусинки, стразы, камушки для украшения поделок.

Аппликация. Кисти, клей, клеенки, салфетки, подставки, емкости для клея, ножницы.

Бумага и картон разных форматов, цветов и фактуры.

Стенды для демонстрации детских рисунков и поделок.

Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, репродукции с картин. Портреты художников. Образцы изделий декоративно-прикладного искусства, элементы росписи.

Центр музыки и театра

Музыка. Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, металлофон, барабан, бубен, кларнет, колокольчики, ложки, трещетки.

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой, пальчиковый, театр на варежках). Ширма для кукольного театра. Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

Составление плана развития предметно-пространственной среды на каждый учебный год (Приложение 1)

Основные требования к планированию среды:

• отражают реальный мир;

• побуждают к дальнейшим исследованиям;

• соответствуют интересам и уровню развития ребенка;

• обеспечивают его дальнейшее развитие;

• имеются в достаточном количестве;

• доступны и привлекательны.

Выводы проекта.

В созданной предметно-пространственной развивающей среде, у детей активно развиваются и усваивается информация об окружающем мире в ходе игр и др. видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействие, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми 4-5 лет.

При системном подходе отслеживания эффективности воспитательного процесса выделены две группы параметров, по которым эти достижения были отслежены: образовательные и личностные. В группе определяется содержание критериев и показателей эффективности образовательного процесса на основе трехуровневой модели: подготовительный, начальный, уровень освоения.

Список литературы

1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ;

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).

4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.

5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.

6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.

9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003

Лилия Казакова

Вид проекта: среднесрочный.

Время реализации: март 2015 г. – апрель 2015 г.

Участники: воспитатели группы, младший воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Проблема: в нашей группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере федеральным государственным требованиям и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом направлении, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Задачи проекта:

2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.).

4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.

5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.

6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.

7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования.

Презентация проекта.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный период, связанный с адаптацией ребенка. Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы,

участники проекта учитывали следующие принципы её построения:

Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с учетом полоролевой специфики;

трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);

стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечивающего сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования).

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Участники проекта создали предметно-развивающую среду в группе, в которой преобладает атмосфера тепла и домашнего уюта. В раздевалке располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей и картинками для зрительного узнавания своего шкафчика. Здесь нашли свое место разнообразные информационные уголки для

Развитие ребенка во многом зависит от организации предметной среды в групповом помещении. Мы постарались оформить группу в одном стиле, в определенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Дети ко всему имеют свободный доступ, что способствует развитию самостоятельности, умению найти себе занятие по душе.

Малыши очень много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы – взрослые постарались создать такую обстановку где детям интересно находиться. Кроме того, дизайн помещения несет в себе смысловую нагрузку и включает в себя развивающую информацию для детей. Помещение группы получилось эстетически привлекательным, развивающим, удобным и безопасным. Так в уголке сенсорики детей встречают веселые разноцветные матрешки, пирамидки, бусы и другие игры, а в строительном центре работают дети (строят домики из кубиков). В зоне раздачи наша любимая Елена Алексеевна угощает вкусной пищей, а в спальне сладко спят дети.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в групповом помещении созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т. д.). Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет малышам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Основной вид деятельности наших малышей — игровой. Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Игровая мебель: кухня, кроватка, кресла, диван, стол. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды.

Театрализованный центр

Дети в восторге от нашего театрализованного центра. Здесь есть герои, которые доставляют детям много радостных минут. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный и пальчиковый театр. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр развивающих игр

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.

Уголок ИЗО

Младший возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изодеятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, краски и кисти.

Книжный уголок

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья

Уголок уединения и экологический уголок.

Здесь дети любят посидеть с любимой игрушкой, полистать в одиночестве книжку или просто отдохнуть и успокоиться.

В этой зоне собраны технические игрушки: машины-самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски. В них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора. Рядом находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Уголок питания

Мы считаем, что любой процесс, связанный с жизнедеятельностью малыша должен быть интересным ему, вызывать положительный настрой, а оформление уголка питания еще и развивать аппетит…

Спальня

Важное место в жизни ребенка занимает сон. Чтобы ребенок спокойно чувствовал себя во время засыпания, спальное помещение тоже должно быть уютным, комфортным и создавать атмосферу отдыха. В такой спальне ребенок ощущает покой, быстро расслабляется под тихую спокойную музыку и засыпает.

Эстетическая среда, созданная в группе, вызывает у детей и их родителей эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Наша группа обогащает малышей новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их разностороннему развитию.

Итоги проекта:

1. В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах, центрах.

2. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности малышей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Использованная литература:

1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.

2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4.

3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 5.

4. Доронова Т. Н. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 1

5. Короткова Н. А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. – 2004. — № 2

7. Полякова М. Н. Особенности организации предметно-пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 11

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655. Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года).

9. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).

Читайте также: