Годовой план работы педагога психолога в школе по фгос 2018 2019

Обновлено: 30.06.2024

Цель: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся школы успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.

2. Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.

3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к ЕГЭ).

4. Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.

5. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.

6. Разработка и внедрение новых форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность.

(исходя из общешкольных целей и задач по реализации новых образовательных стандартов):

  1. Максимальное содействие личностному развитию учащихся, их психической сферы, личностных качеств и способностей, универсальных умений и компетенций с учетом установки на саморазвитие и самосовершенствование;
  2. Оказание психологической и методической, практической помощи членам педагогического коллектива, администрации, работникам школы по созданию благоприятных условий для развития детей, обновлению учебно-воспитательного процесса;
  3. Положительное влияние на формирование деловых и доброжелательных производственных отношений, повышающих работоспособность и сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей).

I Организационно-методическая работа

Планируемый результат. Примечание.

Ознакомление с планом работы школы на учебный год . Планирование работы педагога-психолога в соответствие с приоритетными направлениями учреждения

Согласованность работы разных специалистов и администрации

Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с учащимися в течение года

Составление ежемесячной ной сетки сопроводительной работы с учащимися, педагогами , родителями в течение учебного года

Составление совместного плана работы социально-психологической службы школы на учебный год .

Участие в проведении М/О классных руководителей:

Диагностика оценки профессиональной деятельности педагогов начальных классов (М/о учителей нач. классов)

Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися

Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися

Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации)

Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний

Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы .

Участие в работе педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях

Повышение уровня профессиональной компетенции

Изучение нормативных документов и психологической литературы

Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе

Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета.

II Диагностическая работа

Планируемый результат. Примечание

Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению:

Учащиеся 1-х классов

Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям.

Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов:

Тест школьной тревожности Филлипса;

Учащиеся 5-х классов

Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям

Изучение уровня школьной мотивации

Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей

Прослеживание хода адаптации учащихся 10 класса и 11 классов(вновь прибывших в школу)

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Выработка рекомендаций классным руководителям.

Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональному самоопределению

Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено

Учащиеся 4-х классов

Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям

Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей

Учащиеся 9-х классов

Помощь учащимся в профессиональном самоопределении

Изучение уровня школьной мотивации

Учащиеся 1-х классов

Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам

Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся

Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению учащихся

Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов

Учащиеся 1-11 классов

По запросам кл. руководителей, родителей

Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей учащихся

Способные и одаренные учащиеся

Помощь перспективным детям в определении возможностей

Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Дети группы риска

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям

Мониторинг сформированности универсальных действий начального основного образования

Мониторинг сформированности универсальных действий основного общего образования

Учащиеся с 1-4 кл

Учащиеся с 5-9 кл.

Отслеживание и оценка процесса развития ребенка с первых дней его пребывания и до его выпуска из школы

III Коррекционно-развивающая работа

Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе по программе Н. Слободяник

Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия

Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия

Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе

Индивидуальные занятия с детьми, обучающиеся по коррекционно-развивающимся программам 7, 8 вида.

Развитие когнетивной и эмоциональной сфер.

Групповые занятия с обучающимися 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено

Развитие словесно-логического мышления

Коррекционно-развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы

Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений

Развитие временной перспективы у старшеклассников

IV Профилактическая работа

Посещение уроков в 1-х и 5-х классах. Выявление неуспевающих детей

Выявление неуспевающих детей Индивидуальная помощь детям.

Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам

Формирование полезных привычек

Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей

Формирование правильного отношения к себе и другим

Формирование адекватной самооценки

Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей обучающихся

Участие в заседаниях ПМПк

Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию индивидуальной помощи учащимся

Участие в Советах профилактики

Неделя психологии (по утвержденному плану)

Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы

V Консультативная и просветительская работа

Родительский лекторий «Особенности адаптации первоклассников к школе. Помощь родителей в

Родители учащихся 1-х классов

Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации

Родители учащихся 5-х классов

Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов

Просвещение младших подростков о вреде курения

(по запросу классных руководителей)

Родители учащихся 2-х,

Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми

Формирование ответственности детей за свою жизнь

Формирование у детей наблюдательности и умения анализировать свое поведение

Родители 9-11 классов

Индивидуальное консультирование обучающихся

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися

Учителя. Кл. руководители. Администрация

Отчет педагога-психолога за 2012-2013 учебный год

Цель работы: профилактика и коррекция возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся переходные периоды)

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Общее количество учащихся – 147 человек.

Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год:

Учащиеся (кол-во мероприятий)

Педагоги (кол-во мероприятий)

Родители (кол-во мероприятий)

За прошедший период было проведено 70 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 10 – для педагогов школы, и 20 консультации для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
  3. проблемы в детско-родительских отношениях
  4. трудности в профессиональном самоопределении
  5. трудности обучения
  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов , направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 66 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 1-4 классов. В 9, 10 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися КРО .

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • развитие внимания
  • коррекция эмоционального состояния
  • работа со стрессовыми состояниями
  • работа с агрессией
  • развитие коммуникативных навыков

Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 1- 11класс. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов:

  1. Стратегии поведения в конфликте
  2. Психология общения
  3. Психология влияния и психология рекламы
  4. Самопрезентация
  5. Психологическая подготовка к экзаменам
  6. Способы снятия стресса
  7. Мир труда и профессий

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями ГПД своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и воспитатели ГПД смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
  3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
  4. Оформление документации педагога-психолога
  5. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.

4.Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

5.Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на

профилактику проблем в учебной, социальной и

эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся.

6.Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в

учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения.

7. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической

компетентности всех участников образовательного процесса

1.Мониторинг сформированности УУД в начальной школе.

2.Психологическая поддержка учащихся 1 и 5 классов в период адаптации.

3.Психологическое сопровождение учащихся 1-9 классов в работе ФГОС ООО.

4.Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

6.Психологическое сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении

7.Предпрофильная и профильная подготовка учащихся, профориентация.

8.Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений.


создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.

содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов;

способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности,

реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;

повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;

содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.

Приоритетные направления в работе:

1. Мониторинг сформированности УУД в начальной школе.

2. Психологическая поддержка учащихся 1,5 классов в период адаптации.

3. Психологическое сопровождение учащихся 1-4 классов в работе

5. Психологическое сопровождение детей группы риска.

6. Психологическое сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП.

8. Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений.

Проблема, над которой работает педагог – психолог

Направления деятельности педагога-психолога

Психологическая диагностика:

- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;

- проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;

- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);

- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.

Психологическая коррекция и развитие:

- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;

- осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников

-оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;

- предупреждение возможных девиаций поведения;

- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;

-содействие творческому развитию одаренных детей;

- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое консультирование:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;

- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;

- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Психологическое просвещение:

- повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих);

- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;

Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;

- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;

- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, родительских собраниях, методических семинарах;

- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.

Этапы реализации:

Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей).

Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ).

Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом)

warning 404

404

Такой страницы на сайте не существует.

ОГЭ-2022 проект изменений в расписание.

Сдачу основного госэкзамена по русскому языку, математике и обществознанию для девятиклассников планируют разделить на два дня. Такие изменения предлагают ввести Минпросвещения и Рособрнадзор.

Нововведения помогут организовать ОГЭ с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. При этом решение о том, проводить экзамены по этим предметам в один или два дня, будут принимать регионы.

Читайте также: