Анализ программы по физической культуре в начальной школе умк школа россии

Обновлено: 19.05.2024

Целями учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.

Реализация целей учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

· укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

· совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

· формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

· развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

· обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено:


В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Ключевые слова:физическая культура, школьники, программа, учитель физической культуры, физическая подготовка, двигательные качеств, координация движений.

При проведении занятий по физической культуре учитель должен опираться на точное знание возрастных особенностей строения и функций организма ребенка, на основные закономерности развития его психики и личности. Только в случае применения теоретически обоснованных методов обучения и воспитания педагогический процесс будет проходить грамотно и эффективно. В связи с этим целесообразно выполнить педагогический анализ программы по физической культуре и ее соответствие возрастным особенностям детей 6–7 лет.

Известно, что успешное освоение школьной программы по физической культуре для каждого возрастного периода требует определенного уровня в развитии двигательных качеств.

Педагогический анализ программы производился с целью определения требований, которые она представляет к двигательным качествам детей [1]. Педагогический анализ программы осуществляли учителя по физической культуре (в количестве 70-ти человек), имеющие высшее образование и опыт работы с детьми младшего школьного возраста.

Анализ программы осуществлялся консультативным методом. Сущность его заключалась в том, что учителя физической культуры определяли роль двигательных качеств, необходимых для выполнения каждого упражнения программы по физическому воспитанию. Сумма оценок, характеризующих долю двигательных качеств, необходимых для выполнения каждого упражнения, составляла 10 баллов. Они распределялись между двигательными качествами в зависимости от их важности для успешного выполнения каждого данного упражнения.

Опрос учителей проводился с целью выяснения уровня разработанности методик развития координации движений и других двигательных качеств Все опрошенные лица имели высшее специальное образование, средний стаж работы в школе работы в школе не менее 10 лет, вели уроки по физической культуре в младших классах..В опросе приняли участие 50 учителей по физической культуре.

Педагогический анализ программы по физическому воспитанию для учащихся первых классов позволил установить, выраженную в процентах, долю каждого двигательного качества, необходимого для успешного овладения упражнениями этой программы.

Результаты исследований показывают, что в программе содержатся упражнения, которые требуют для их усвоения проявления, главным образом, координации движении, равновесия, силы. Несколько меньшее значение имеют быстрота, гибкость, выносливость. В данном случае координация движений и равновесие рассматривались отдельно. Эти данные говорят о том, что в целом программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Анализ специальной литературы показал, что на общем фоне развития всех двигательных качеств детей в возрасте 6–7 лет большее внимание следует уделять координации движений, равновесию, быстроте, скоростно-силовым качествам, гибкости [2]. Это обусловлено тем, что двигательный аппарат ребенка более приспособлен к динамическим нагрузкам. Большие мышечные усилия недопустимы для детей. Продолжительная, монотонная работа, в частности, длительный бег, вызывает

отрицательные эмоции, приводит к утомлению и отказу от подобного рода деятельности. Кроме того, в период от шести до семи лет происходит особенный качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, что обусловливает необходимость предъявления более щадящих нагрузок в деятельности детей. Приведенные выше результаты были дополнены данными анкетного опроса учителей по физической культуре.

Большинство учителей (68,8 %), отвечая на вопрос о степени значимости двигательных качеств в освоении учебного материала программы по физической культуре для учащихся первых классов, первое место отвели координации движении, последующие — быстроте, гибкости, силе, равновесию, выносливости.

Опрошенные учителя испытывают трудности в методике развития двигательных качеств, особенно в отношении координации движении (61,8 %), силы (58,3 %), выносливости (41,3 %).

При развитии координации движении затруднения у многих учителей (70,0 %) вызваны недостатком научно-методической литературы по данному вопросу.

Для развития координации движении учителя используют различные средства: общеразвивающие упражнения, упражнения с предметами, упражнениями с элементами новизны, подвижные игры. Отдельные специалисты применяют упражнения танцевального характера (5,7 %), упражнении на внимание (4,8 %), упражнения для развития быстроты двигательных реакций (2.9 %).

Большинство опрошенных учителей (68,8 %) считают, что развитие координации движении целесообразно начинать у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что овладение учебным материалом школьной программы для учащихся первых классов зависит, главным образом, от уровня проявления координации движений и содействует ее развитию. В то же время это развитие не может быть высоко эффективным, поскольку оно происходит в значительной мере стихийно. Для целенаправленного развития координации движений необходимо применять упражнения, специально направленные на улучшение отдельных ее компонентов. А такие упражнения в программе не предусмотрены. Методика развития координации движении у детей 6–7 лет в передовой практике и научно-методической литературе разработана недостаточно. Поэтому специальный интерес представляет изучение влияния регулярных занятий физическими упражнениями на проявление координации движении.

У детей к 6–7 годам создаются благоприятные условия для развития координации движении. В это время происходят существенные изменения в произвольной двигательной функции детей. Они обусловлены интенсивным созреванием лобных областей коры головного мозга, двигательного анализатора и усилению его связей с мозжечком. А эти отделы мозга играют особо важную роль в управлении движениями человека, в сохранении равновесия, ориентировке в пространстве. Кроме того, к этому возрастному периоду происходит созревание физиологических механизмов, обусловливающих проявление координации движении. Возрастает сила и подвижность нервных процессов увеличивается возможность тормозных реакции [3]. Центральная нервная система детей отличается пластичностью, восприимчивостью, что определяет необычно выраженную способность к обучению. Вероятно, поэтому в период от 5 до 12 лет дети осваивают примерно 90 % общего объема двигательных навыков, приобретаемых человеком в течение жизни. Данное обстоятельство также служит благоприятной предпосылкой для целенаправленного развития координации движении, которое строится на базе обогащение детей двигательным опытом.

Важность развития координации движении у детей 6–7 лет подтвердили данные педагогического анализа программы по физическому воспитанию для учащихся первых классов. Они показали, что координация движений играет первостепенную роль при овладении учебным материалом, изложенным в программе.

Результаты опроса учителей по физической культуре также свидетельствует, что в возрасте 6–7 лет в процессе физического воспитания детей первоочередное и наибольшее внимание следует уделять развитию координации движении. В то же время более половины опрошенных учителей испытывают трудности в методике ее развития у детей шести лет. Одной из причин такого положения является, по-видимому, недостаточная изученность вопрос развития координации движении у детей 6–7 лет. На сегодняшний день более глубоко исследованы возможности ее развития у детей более старшего возраста. Установлено, что энергичное улучшение отдельных компонентов координации движении происходит в период от 7 до 12 лет. В подавляющем большинстве указанных выше работ отправной точкой при проведении исследовании служил возраст 7 лет –время, когда дети начинали (до недавнего времени) обучение в школе и были охвачены обязательными уроками по физической культуре. Отсюда и вытекали соответствующие выводы, полученные в работах о том, что младший школьный возраст (7–10 лет) является благоприятным периодом для развития координации движении в результате применения целенаправленных педагогических воздействий. Возрастные же возможности детей шести лет в плане развития у них данного двигательного качества оказались менее исследованными. И, очевидно, поэтому в специальной литературе гораздо реже можно встретить рекомендации о целесообразности развития координации движении у детей данного возраста.

  1. Физическая культура. Учебная программа для 1–4 классов общеобразовательной школы: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И.Алтынсарина. — Астана, 2014.-21с.
  2. Шитикова Г. Ф. Методические основы направленного использования физической культуры в различные периоды школьного возраста / Основы теории и методики физической культуры: Учебн. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловкого — М.: ФиС, 1986. — С. 223–235.
  3. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов –М, Высшая школа, 198. -394 с.
  4. Михайлова С. Н. Развитие координации движений у детей 6–7 лет как основа повышения их физической подготовленности: Дис… канд. пед. наук.- Ленинград, 1989. -231с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие координации, движение, ребенок, упражнение, координация движений, педагогический анализ программы, младший школьный возраст, учащееся первое классов, физическое воспитание.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.

Основная часть

В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков- не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.
Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию.

В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.

В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.

В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:

  • гимнастика,
  • легкая атлетика,
  • лыжная подготовка,
  • классическая борьба,
  • спортивные игры.

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.

В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Ретроспективный анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.

Анализ образовательного стандарта по физической культуре: ФГОС

ФГОС – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки учеников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Цель внедрения федерального государственного образовательного стандарта – повышение качества образования и его доступности, в том числе в области физической культуры [14]. Современные условия жизни формируют новые социальные запросы, связанные с появлением новых требований к различным видам профессиональной деятельности, повышением профессиональной мобильности, необходимостью непрерывного образования. Исходя из этого, в стандарте второго поколения наблюдается ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.

В рамках реализации данных условий, учитель должен выступать не только как носитель готовых знаний, но и как организатор познавательной деятельности учащихся. Активными участниками процесса познания непосредственно являются сами учащиеся, так как они предлагают собственные способы решения поставленных на уроке задач, работают с первоисточниками, сопоставляя полученные сведения, анализируют и делают выводы.

В соответствии с изложенным, необходимо отметить, что главной особенностью ФГОС второго поколения является его деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося [14]. Современное образование переходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков к реальным видам деятельности. Развитие личности учащегося в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного и воспитательного процесса.

Концепция ФГОС, базируется на реализации системно-деятельностного подхода, который предполагает [14]:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям [14]:

придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в предметной области познания.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки (Н.Г. Яковлева) [15, с. 102]. Согласно требованиям ФГОС второго поколения, на уроках физической культуры должно происходить определенное физиологическое развитие школьников, уровень которого необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания, а так- же при подборе практических заданий для формирования предметных и метапредметных результатов [14].

В связи с этим для определенной группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, а также оценку их достижений. При этом, дифференцированный и индивидуальный подходы приобретают особое значение при построении образовательного процесса с учащимися, имеющими низкие, или наоборот, высокие результаты в области физической культуры.

Переходу на ФГОС предшествовало очень много вопросов, касающихся не только новых принципов деятельности учителя и учащихся на уроке, но и организации процесса физического воспитания в целом. Дети, обучающиеся в рамках новых стандартов, не такие как были несколько лет назад – у них другие интересы и цели. В связи с этим, процесс обучения должен соответствовать потребностям современного общества, быть более интересным и содержать применение инновационных технологий. Как показывает опыт, с введением ФГОСа второго поколения, педагоги столкнулись с необходимостью перестраиваться на новую и не знакомую им систему обучения школьников.

Первой проблемой для учителей стало не незнание, а непонимание требований, предъявляемых к работе по новым стандартам. Даже ознакомившись с правовыми документами о ФГОС, картина для многих не прояснилась. Только после прохождения курсов повышения квалификаций и регулярного посещения методических совещаний, стало понятно, что в процессе обучения по новому стандарту активно взаимодействуют две стороны образовательного процесса: учитель, учащиеся и их родители.

Особое значение данное взаимодействие имеет в начальной школе, т.к. на уроке закладывается база, а дома происходит закрепление, которое должно осуществляться с непосредственным участием родителей. Перед тем как преступить к работе по федеральному образовательному стандарту второго поколения, было необходимо поменять все рабочие программы и составить УМК.

Огромный поток бумажной работы, а так же заполнение электронного журнала, являются с недавних пор неотъемлемой деятельностью учителя, помимо проведения самого урока. Подготовка к уроку так же изменилась – по новым требованиям необходимо заполнение технологической карты, которая заменила привычный план – конспект урока. Работа по ней очень не удобна, так как структура и содержание урока, не находят в данной форме оформления необходимого отражения.

Время подготовки заполнения этой карты составляет от 1,5 до 2 часов. Это очень много, так как учитель может проводить до 7 уроков в день, следовательно другую половину дня необходимо потратить на под- готовку к урокам на следующий день.

Как показала практика, молодые учителя легче перестраиваются на ФГОС, чем опытные педагоги с уже сложившимися взглядами на организацию образовательного процесса по физической культуре. Для них – это разрушение давно сложившихся стереотипов, содержания урока, наработанных годами педагогических технологий (Н.Г. Яковлева) [15, с. 105]. В то же время, учитель – это человек готовый меняться, развиваться, идти в ногу со временем, использовать новые методики обучения в образовательном процессе для повышения качества урока.

Современный урок физической культуры изменился с учетом интересов учащихся, а так же способствует активизации их деятельности и формированию потребности в занятиях. Как показала практика, применение системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нового стандарта, позволяет сделать урок по физической культуре гораздо информативнее и эффективнее. В то же время, у педагогов возникает опасение, что применение данного подхода может привести к значительной интенсификации образовательного процесса. Современные школьники посещают не только уроки, но и внеурочные занятия, а так же различные кружки и спортивные секции. На отдых у многих из них остается очень мало времени. Если нет возможности для полноценного отдыха, то может возникнуть переутомление влекущее за собой нежелание учится, что может негативно сказаться на эффективности обучения.

С целью предупреждения возникновения состояния переутомления и сохранения высокого уровня работоспособности на теоретических дисциплинах, учителям предметникам рекомендуется в учебном процессе широко использовать физкультминутки, физкультурные паузы и упражнения для снятия утомления и усталости, а также упражнения на координацию наполнив процесс обучения здоровьесберегающими технологиями.

Урок физической культуры так же изменился. Учитель теперь не объявляет тему и задачи урока – это делают сами ученики, но педагог наводящими вопросами или заданиями в виде игры подводит детей к правильному и нужному для него ответу, решению. Учитель теперь не строит образовательный процесс, а управляет им.

Урок по ФГОС – это урок дискуссия, диалог, рассуждения, обсуждения и даже круглый стол. Ребенок самостоятельно должен прийти к решению о правильной технике выполнения упражнения; понимать для чего ему это нужно; уметь помогать одноклассникам; прийти к поставленной цели, возможно путем нескольких проб и ошибок. Образовательный процесс на уроке физической культуры согласно требованиям ФГОС, проходит делением класса на группы. Реже применяется индивидуальная форма, когда поставленные задачи урока позволяют это сделать. В то же время в связи с увеличением учебной нагрузки, уроки физической культуры проводятся в спортивном зале одновременно у двух классов, что делает применение рекомендуемой ФГОСом индивидуальной формы затруднительным.

Система работы по использованию личностно-ориентированного подхода на уроках физкультуры состоит в комбинировании элементов личностно- ориентированных и здоровьесберегающих технологий, создании системы использования всех сторон методики урока: организации урока; подбора средств; использования методов обучения и методов физического воспитания.

В своей педагогической деятельности учитель не только формирует жизненно важные двигательные умения и навыки, но и воспитываю потребность в самоорганизации и умении самостоятельно выполнять физические упражнения. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В рамках реализации ИКТ, на уроках при освоении теоретического материала, ознакомлением с новыми темами и разделами учебной программы использую CD -диски с фильмами о знаменитых спортсменах и тренерах, фрагментами выступлений выдающихся спортсменов на Чемпионатах мира, Олимпийских играх с целью знания истории советского и российского спорта, имен знаменитых спортсменов, так как многим обучающимся это поможет добиться успеха в своей спортивной деятельности.

В результате использования данных технологий и методик в обучении повышаются:

положительная мотивация к урокам физической культуры;

результативность учебного процесса;

творческая активность обучающихся на уроках;

интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Эффективность применения данных технологий и методик, эффективность совместной деятельности (моей и моих обучающихся) подтверждается высокими показателями качества обученности и позитивной динамикой. Среди обучающихся основной и подготовительной группы нет неуспевающих по предмету, результатами выпускных экзаменов, а так же данными психолого-педагогической диагностики. При применении методов диагностики предпочтение отдаю как неэкспериментальным методам (анкетирование, наблюдение, беседа), так и диагностическим (тестирование, составление индивидуальных карт).

Результаты анкетирования показывают высокий уровень удовлетворенности обучающихся и родителей совместной деятельностью педагога и обучающихся. Большинство школьников отмечают, что занятия физкультурой и спортом помогают укреплять здоровье, а знания и умения, полученные на уроках и во внеурочное время, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Данные психолого-педагогического наблюдения свидетельствуют о сохранении устойчивой динамики результатов тестирования, высокого уровня развития мотивации к занятиям физической культурой и значительного уровня компетенции самоорганизации обучающихся.

Организация учебного процесса и внедрения современных систем физического воспитания способствует положительной динамике уровня сформированности разносторонне физически развитой личности, что соответствует поставленной цели – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Читайте также: