Проект маленькие экспериментаторы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Першина Нина Ивановна

Населенный пункт: Город Рязань

Автор: Орликова Галина Владимировна

Населенный пункт: Город Рязань

Тип: практическо – ориентированный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. В работе с детьми необходимо уделить большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. При формировании основ естественно научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

•идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

•формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

• формируются трудовые навыки;

•развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

• укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Несмотря на многие позитивные стороны, метод экспериментирования пока не получил широкого распространения. Это объясняется следующими причинами:

  • Отсутствием полных систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования;
  • Нехваткой методической литературы;
  • Недостаточным информированием педагогов в области физических природных явлений и биологических связей в мире растений;
  • Отсутствием специального оборудования для проведения опытов;
  • Недостаточной грамотностью педагогов в выборе средств фиксации опытов.
  • Многие дошкольники не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых трудностях прекращают экспериментировать.

Цель проекта - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный с 19 по 31 марта

Участники проекта: воспитатели Федорова О. И. Шемякина И. А. учитель-логопед Козлова Н.Л. , дети, родители.

Если разработать и реализовать систему деятельности, включающую организацию развивающей предметно-пространственной среды для проведения детского экспериментирования, разработку и реализацию плана игр-экспериментов с детьми, разработку и реализацию плана просветительской работы с родителями, и включение их в образовательную деятельность по детскому экспериментированию, то у детей появится интерес к познанию и исследованию.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Этапы работы по проекту:

1 этап: Подготовительный

Индивидуальные беседы, подбор литературы, целеполагание, написание плана проекта.

Подбор опытов по данному возрасту.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

2 этап: Основной

• Наблюдения: на прогулке и в режимных моментах

-за свойствами воды

-свойства ми воздуха

-за свойствами бумаги

-Сбор и изготовление материала для уголка по экспериментированию

• Совместная деятельность детей и взрослого

(занимательные опыты и эксперименты)

3 этап: Заключительный

Подведение итогов деятельности по проекту. Анализ результатов. Прогноз на будущее. Презентация проекта.

-У детей развит познавательный опыт.

-Пополнен уголок экспериментирования.

-Родители активно включены в образовательный п

План мероприятий по реализации проекта

Лавовая лампа (оборудование Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.)

Личная радуга (оборудование Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.)

Личная радуга 2 (оборудование тарелка вода конфеты скитлс)

Вулкан (оборудование Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.)

Выращиваем кристаллы (оборудование: Соль, вода, проволока.)

Танцующая монетка (оборудование Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.)

Само надувающийся шарик (оборудование воздушные шарики, пустая бутылка (1 или 1,5 л), чайная ложка, воронка, столовый уксус, пищевая сода.)

Мягкое яйцо (оборудование:2 куриных яйца, 2 стеклянные банки, вода, уксус.)

Три слоя жидкости (оборудование: сок, растительное масло, спирт, прозрачная высокая посуда.)

Твердая жидкость (оборудование крахмал, вода емкость)

Взаимодействие с родителями:

Индивидуальные беседы. Значение экспериментальной деятельности для детей .

Папка-передвижка. Игры с водой и песком. Это интересно.

Картотека по экспериментированию с детьми. Игры-эксперименты

Наглядная консультация для родителей. Экспериментируйте с детьми дома

2. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ, 2008.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение "Детский сад № 273" г. Перми

Программа утверждена заведующей

МАДОУ "Детский сад № 273" г. Перми

_______________ Мордовская Л.А.

(для детей 3- 4 лет)

Пояснительная записка. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов.

Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.

Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

«То, что я услышал, я забыл.

Возраст детей: 3 - 4 года.

Количество: 10 детей.

Количество занятий: 5 занятий/ 1 час 15 мин.

Форма проведения: групповая.

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей .

Задачи : создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с объектами; способствовать развитию речи; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; учить объяснять наблюдаемое.

Результат: ребенок научится самостоятельно выполнять простейшие опыты с водой.










№ 4114 Проект "Маленькие исследователи"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Старшая группа (в условиях реализации ФГОС ДО)

выполнила: Маресева К.С.

Мы имеем один экземпляр Вселенной

и не можем над ним экспериментировать.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта:15 сентябрь 2015г. – 15 мая 2016г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители (законные представители)

Цель проекта: развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи

ü Способствовать самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

ü Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать из в познавательно-исследовательской деятельности.

ü Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений.

ü Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования.

Целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа­ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
    • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
    • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
    • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни­тельские функции в совместной деятельности.
    • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    Условия формирования

    Научно-исследовательские условия (Авторы теорий и аспектов в области образования):

    Познавательно-исследовательская деятельность: Н.Н. Поддьяков, Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панькова, А. И. Савенкова, Н.А. Коротква

    Детская психология: А.Н. Леоньтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер

    Методические условия:

    Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО

    Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми

    Привлечение родителей (законных представителей) для реализации проекта

    Изучение методической литературы

    Организационно-педагогические условия

    Обмен опытом с коллегами ДОО

    Обмен опытом на персональном сайте, в сетевых педагогических сообществах

    Член творческой группы в рамках инновационной деятельности ДОО

    Актуальность

    «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,

    чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

    тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет

    писал классик отечественной психологической науки

    Лев Семёнович Выгодский.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
    Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон). Ребенок сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Опыты и эксперименты помогут сформировать мотивационные основы познавательного развития детей.

    Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:

    • экспериментирование;
    • исследование;
    • коллекционирование;
    • проектирование.

    Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

    Теоретическое обоснование

    Китайская пословица гласит:

    «Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,

    Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. таких как, К.Н. Вентцель, Дж. Дьюи, У.Киллпатрик, Е.Пракхерст, И.Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

    В настоящее время познавательно-исследовательская деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления.

    Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

    Этапы реализации проекта

    2 этап – Основной этап практический 2015 -2016год (ноябрь)

    Читайте также: