Как происходит генезис я мид кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одним из исследователей самости (то есть понятий “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам” (myself) ) и автором концепции зеркального “Я” был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) - один из основателей символического интеракционизма.

Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать “чувством моего (my-feeling) ” или “чувством присвоения (sense of appropriation) ”. Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы “я” или “мое”. Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать “мое” только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.

Из понятия самости следует концепция зеркального “Я” , имеющая очень большое значение в социологии.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия “Я” через самого себя, мы также воспринимаем свое “Я” как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального “Я”. Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. “Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность”. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих “микросоциологических” концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)

Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого”, в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого”, как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения роли”. Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется “обобщенный другой”. Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль “обобщенного другого”, индивид формирует свою концепцию Я.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение “Я”, таким образом, целиком социально.

Идеи Дж. Г. Мида в психокультурных исследованиях XX века

Интеракционистская теоретическая ориентация в психологической антропологии в конце XX — начале XXI века

Естественно, что баланс между внутренне-психическим и межличностным взаимодействием так же, как и функционирование психосоциального гомеостаза, будет отличаться в связи с принадлежностью к различным культурам. Особый интерес для Ф. Л. К. Хсю представляло сравнение моделей поведения в США, Китае и Японии. На основании своего анализа он делает интересные обобщения об азиатском и западном типе Я [3, с.251-260].

Одним из исследователей самости (то есть понятий "я" (I), "меня" (Me), "мое" (mу), "я сам" (myself)) и автором концепции зеркального "Я" был Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - один из основателей символического интеракционизма.Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863-1931).

Самость есть особая способность быть одновременно субъектом и объектом. Самость, что справедливо относительно всех основных понятий Мида, предполагает социальный процесс: коммуникацию между людьми. Низшие животные самостью не обладают, равно как и человеческий младенец при рождении. Самость возникает с развитием и посредством социальной деятельности и социальных отношений. Для Мида невозможно представить возникновение самости в отсутствии социального опыта. Но как только самость в достаточной степени развилась, она может продолжить существовать и без социальных контактов. Самость диалектически связана с разумом. То есть, с одной стороны, Мид утверждает, что тело не есть самость и становится самостью лишь с развитием разума. С другой стороны, самость и ее рефлексивность существенны для развития разума. Рассматривая самость, Мид, как мы видели по отношению ко всем другим ментальным явлениям, отрицает представление, помещающее ее в сознание, и вместо этого располагает ее в социальном опыте и социальных процессах. Мид стремится представить самость с точки зрения бихевиоризма Самость, таким образом, — просто другой аспект целостного социального процесса, частью которого становится индивид.

Общий механизм развития самости находится в плоскости рефлексивности, или способности бессознательно ставить себя на место других и действовать как они. В результате люди способны анализировать себя, как рассматривали бы их другие. Мид говорит: «Самость также позволяет людям участвовать в разговорах с другими. То есть человек осознает, что говорит, и, как следствие, способен отслеживать, что произносится в данный момент, и определять, что будет сказано далее.
Чтобы обладать самостью, индивиды должны быть способны выйти за границы собственного «Я*, благодаря чему смогут оценивать себя, становиться объектами для самих себя. Для этого люди, как правило, помещают себя в то же экспериментальное поле, что и других. Мида чрезвычайно интересует генезис самости. Основой для самости он считает разговор жестов, но в нем не присутствует самость, если люди в таком разговоре не рассматривают себя как объекты.

1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.

2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.

По мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.

В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I (эти мидовские термины обычно используются без перевода).

Любое действие человека, полагает Мид, может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них.

I и me – это две половинки одного целого (Self = I + me). Me позволяет человеку комфортно существовать в социальном мире, а I предохраняет общество от застоя. Компонент me преобладает у людей-конформистов, а компонент I – у творческих личностей и харизматических лидеров, изменяющих историю. Социальный контроль можно рассматривать как доминирование me над I, а общественное развитие – как постепенное увеличение доли I в структуре личности (в примитивных обществах у людей преобладает me, в то время как в современном обществе большее значение получает элемент I).

Стадии социализации в раннем возрасте:

1.Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead)


Дж. Г. Мид (1863-1931) — американский социолог и философ, представитель Чикагской социологической школы, основатель символического интеракционизма.

Ключевые слова: этническая идентичность, обобщенный другой, значимые другие, мышление как диалог, онтогенетическое развитие, действие, история как процесс, психосоциальный гомеостаз, потребность в эмоциональной близости, человек.

Особенности творческого наследия и терминологии Дж. Г. Мида

Идеи Дж. Г. Мида в психокультурных исследованиях XX века

В решении задач, связанных с анализом проблемы происхождения сознания и особенностей функционирования человека в сообществах людей, Дж. Г. Мид шел в русле культурно-исторической традиции Гегеля-Вундта-Дюркгейма. В СССР аналогичный подход развивали психологи Московской школы: Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев.

Интеракционистская теоретическая ориентация в психологической антропологии в конце XX — начале XXI века

А.А. БЕЛИК, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

ЛИТЕРАТУРА

G. Mead's Theory of “Self” and Psychological Anthropology

Doctor in History, leading researcher of the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Science.

The article provides reconstruction of G.H. Mead's theory of “Self” and analyses influence of this concept on psychological anthropology. It is focused on active character of interactions of “Self” with the other people that is the drive (moving force) of an individual's ontogenetic development. Particular emphasis of the research is made on the process of emerging of thinking as internal dialog and the role of active “Self” in the process of creating novelty in society. The article argues that G. H. Mead's ideas are topical for the state-of-art ethnopsychological research; shows types of influence of the concept of “Self” on studies in ethnic (cultural) identity. The author states that the most interesting use of G. H. Mead's ideas is the comparative analysis of psychological peculiarities of “Self” in eastern and western cultures.

Keywords: ethnic identity, generalized other, significant others, thinking as dialog, ontogenetic development, action, historical process, psychosocial homeostasis, need for emotional closeness, human.

Читайте также: