Что такое коллаж и как его делать с детьми в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Дошкольный возраст- важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи- одна из значимых задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Данное пособие поможет в решении этой задачи, адресовано оно родителям, воспитателям, учителям-логопедам.

Что же такое коллаж?

Коллаж- лист картона, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать

Составить коллаж можно взрослому совместно с ребенком, как в детском саду, так и дома. Можно выполнить несколько коллажей, затем собрать их в одну папку и периодически вспоминать их и придумывать новые игры, составлять сказки, рассказы. Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому.Играя, ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составлять предложения,сюжеты, рассказы, сказки.

Коллаж используется в различных направлениях по развитию связной речи детей: автоматизации звуков, развитии грамматического строя речи, совершенствовании звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления, голоса и интонации, составлении предложений, рассказов , сказок.




Возможны разнообразные варианты использования коллажа.

Игры со звуками

Задания для развития грамматического строя речи:

Задания для развития памяти и мышления

  • Ø назови животных, растений и т.д.
  • Ø назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.
  • Ø назови все слова, кроме животных и т.д.
  • Ø назови новые (знакомые) для тебя слова

Задания для развития голоса, интонации

  • Ø произнеси слова тихо
  • Ø произнеси слова громко
  • Ø представь, что ты медведь (мышка, другие животные) и назови слова его голосом.

Задания для развития связной речи

  • Ø составь предложения по картинкам
  • Ø составь рассказ по картинкам
  • Ø составь сказку по картинкам


Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.

Я уверена, что вы оцените мое методическое пособие. Оно очень пригодится вам, в совместной деятельности с детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей

Коллаж: первые шаги к творчеству.

Подготовила и провела: Каплюк Надежда Владимировна

Не для кого не секрет, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Именно поэтому у каждого ребёнка очень рано рука тянется к карандашам и краскам. В творчестве малыш выражает себя, своё восприятие мира и представление о нём.

Поэтому мы и используем в своей работе различные техники и приёмы для развития творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж. Этой технике в своей работе я уделяю особое внимание.

Что же такое коллаж? Если перевести дословно с французского – это наклеивание. Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, расположены в плоскости и объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Коллажи бывают изобразительные: аппликация, рисования, пластилинография. Фото коллаж – панно из фотографий, связанных по смыслу. Так же коллаж может быть выполнен из вырезанных иллюстраций из журналов, силуэтов сказочных персонажей и другое.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций. Это школа развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Основной характеристикой коллажной работы является возможность соединения различных цветов, различных фактур и материалов, различных по своей смысловой окраске элементов.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике. Начинать работу можно с самых маленьких – первой младшей группы.

Любознательность и творческая активность – необходимые условия развития творчества. Если ребенок любознателен, то он получает много впечатлений. На этом этапе задача взрослого сделать эти впечатления разнообразными и полными. Например, при знакомстве детей с различными фактурными материалами, можно проводить ассоциации и аналогии (вата – шерстка зайчика, пушистый снег, облака; клеенка – вода, стена дома, лед на речке; нитки – провода, лучи солнца, густая трава. Какого же значение коллажа в психофизиологическом развитии детей. В процессе работы над коллажем происходит разностороннее развитие ребенка: а) физическое развитие – развитие двигательных навыков, физическая работоспособность, мышечные и тактильные ощущения. б) так же интеллектуальное развитие – совершенствование сенсомоторного восприятия и воспроизведения, развитие мышления. в) и конечно же личностное развитие – развитие коммуникативных качеств, умений выражать свои чувства, впечатления, настроение через продуктивную деятельность.

Придумывая тему будущего коллажа, привлекайте детей к наблюдениям. Определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребенку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт детей, настроение, интересы, пристрастия, и время года. Самые доступные для детей темы коллажа: поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листопад, ковер из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя, лес и т.д. Все это во время совместных наблюдений на прогулке откроет для ребенка взрослый: обратит внимание, покажет, объяснит.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что деятельность по изготовлению коллажа является интересной, захватывающей, увлекательной для детей. Дети учатся планировать свою работу, обдумывать замысел сюжета, выбирать изобразительно-выразительные средства, учатся договариваться между собой о планируемой совместной работе и экономично подходить к используемому материалу. А также могут давать элементарную оценку не только своим работам, но и работам других детей. В результате формируется уважительное отношение к результатам детского творчества не только у детей, но и у родителей. А детские работы можно использовать в оформлении группы, учреждения и детского уголка творчества дома в повседневной жизни, на праздниках и досугах.

Техника коллажа позволяет превратить занятие творчеством в интересную игру, а результаты совместных усилий могут креативно украсить комнату отдыха группы. Работа может посвящаться определенным событиям и праздникам: выпуску из садика, Дню матери, 9 мая или Дню защитника Отечества, и стать приятным подарком для родителей. Материалы для создания коллажа всегда находятся под рукой – журнальные вырезки, яркий картон и краски прекрасно подойдут для оформления фотографий. Но процесс сделать более оригинальным поможет использование специальных программ для составления композиций из фото. Такой подход подойдет для развития детей из старших групп в цифровой сфере.

Несколько идей для создания коллажа

Можно найти множество идей о том, как сделать коллаж из фото своими руками. Однако, прежде чем приступать к работе, нужно определиться со способом изготовления, композицией и подобрать хорошие фотографии. Чтобы коллаж смотрелся гармонично, фотографии лучше выбрать в едином стиле и цветовой гамме. Если такие отсутствуют, устройте в садике фотосессию и сделайте одну серию снимков всей группы. Еще один вариант – обработать уже имеющиеся фото в редакторе, наложив на них одинаковый эффект.

Если вы планируете изготавливать коллаж вручную, для основы отлично подойдет большой ватман. В качестве украшений можно использовать природные материалы, распечатанные картинки, вырезки из журналов и газет, рисунки и пластилин. Однако такой вариант не всегда позволяет реализовать задуманные идеи – может просто не найтись нужных материалов. А если коллаж планируется подарить каждому родителю, понадобится много его копий. В таком случае на помощь приходит приложение ФотоКОЛЛАЖ, где дети смогут проявить свою фантазию в полной мере и легко сделают собственную композицию.

Следующий шаг – выбор оформления композиции. Если коллаж приурочен к какому-то празднику, нужно выбрать тематический фон и украшения.

Коллаж на День матери или 8 марта

Поздравление на День матери или 8 марта должно быть особенным. Создание коллажа или стенгазеты для праздников стало уже традицией, делающей праздник трогательным и запоминающимся. Идей создания композиций множество. Можно не использовать фотографии, ограничившись милыми поздравлениями и стихотворениями. Интересным решением будет разместить их на лепестках букета цветов. Но более оригинально смотрится работа с применением фотографий мам с детьми. Их можно расположить в форме сердца или просто составить квадратную композицию, дополнив ее поздравлением.

Коллаж на День защитника Отечества

Поздравление пап тоже важно, ведь для детей они – главные и самые сильные защитники. Здесь также можно сделать традиционный коллаж со вставленными в рамки фотографиями и поздравлениями или же оформить композицию чуть необычнее. Используйте готовые шаблоны, куда вставляются лишь лица – получается веселый и смешной плакат.

Коллаж на выпускной в детском саду

К созданию коллажа, приуроченного к выпускному из детского сада, стоит подойти особенно серьезно и творчески. Он должен быть красивым и интересным, ведь это воспоминание о садике, которое останется с детьми на всю жизнь. Попробуйте проявить фантазию и поэкспериментируйте, отойдя от классического оформления коллажа. Например, можно сделать композицию в виде кинопленки, отражающей жизнь садика и процесс взросления воспитанников. Для этого понадобятся фотографии детей разных возрастов, начиная от яслей и заканчивая старшей группой, когда они уже подросли. Или добавьте в коллаж чуточку юмора: фотографии детей разместите на дереве, а воспитателя изобразите в виде садовника, поливающего его.

Сделать композицию можно всего в 5 шагов

Шаг 1.

Сначала нужно установить программу на компьютер, а затем запустить ее. Создавая коллаж с нуля, вам нужно будет лишь указать размер полотна.

Шаг 2.

В первую очередь необходимо добавить фотографии, из которых вы планируете составить коллаж. Перетащите их на лист из панели слева. Размер и положение снимков можно легко поменять вручную.

Шаг 3.

Шаг 4.

Шаг 5.

Коллаж готов! Осталось лишь сохранить его и распечатать. Как видите, создавать такие композиции намного проще, чем делать это вручную. К тому же они помогут сделать оформление детского коллажа намного ярче и интереснее.

Автор: Вязкова Елена Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад 44

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург


В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, бедная монологическая речь, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В сложившейся ситуации мы в нашей группе, как и все педагоги находимся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Наши современные дети перенасыщены информацией, поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. Я использую в своей работе различные техники и приёмы для развития познавательных, речевых, творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж.

Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, фотографии и т. д. Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Основной целью коллажа является: закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно. Коллаж помогает формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире. Совершенствовать монологическую речь. Умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы. Развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети изображают и играют с тем, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс.

Занятия коллажем развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах способствует повышению авторитета среди сверстников.

Подводя итог опыта работы, хочется отметить, что использование пособий, выполненных в технике коллаж, имеет ряд преимуществ:

  • интересно для детей, так как содержание можно менять по желанию,
  • многофункционально (можно использовать как обучающее пособие, развивающую игру, поздравительный плакат, оформление группы).

При работе с использованием коллажей у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться, происходят положительные сдвиги в речевом и общем умственном развитии детей. Коллаж, созданный вместе с детьми, это больше, чем просто картинка, это новый способ создания изображения, искусство потенциала и безграничных возможностей в выборе материала, сюжетной линии, тонах композиции, это способ выражения себя.

Читайте также: