Как гуманисты относились к античной культуре природе человеку 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Как гуманисты относились к религии и церкви? Чем отличаются взгляды гуманистов о назначении человека от религиозных представлений?

Гуманисты выступали с критикой католической церкви. В своих произведениях они часто
высмеивали жадность и распущенность священников и монахов. Однако это не означало, что гуманисты не были религиозными людьми: они никогда не переставали верить в Бога.

Гуманисты были убеждены, что человек достоин счастья в земной, а не загробной жизни. Личность, а не Бог, постепенно становилась центром Вселенной, хозяином жизни, создателем всех ее ценностей.

2. Почему гуманистов интересовала античная культура?

Потому что античная культура характеризуется любовью к земной жизни, земным радостям и земной красоте. Все это соответсвовало взглядам гуманистов.

3. По какой причине многие идеи гуманистов называют утопическими?

Потому что многие идеи гуманистов на деле являлись недостижимыми, невероятными из-за состояния общества.

4. Найдите в тексте параграфа информацию, которая подтверждает, что Сервантес и Шекспир — писатели-гуманисты.

Шекспир убеждал читателя и зрителя в том, что истинной движущей силой событий является не Божья воля, а личность, которая может изменить даже ход истории.

Человеческое общество должно быть обществом с высокими моральными принципами, которое стремится к общему благополучию. Любой член такого общества будет уверен в своем завтрашнем дне. Все члены общества станут равны между собой. Общество будет состоять из людей, которые находятся в гармонии с самим собой и с окружающим миром, берегут природу, уважительно относятся друг к другу, решают конфликты мирным путем, постоянно занимаются саморазвитием и самообразованием.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 7. Великие гуманисты Европы

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, — Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Гуманист из Роттердама. Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.


Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478—1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.


Томас Мор. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.


Франсуа Рабле

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Нанург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темпьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.


Церковь Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио. Рим. 1502 г. Архитектор Браманте

Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.


Собор Святого Петра в Риме. 1506-1624 гг. Вид с самолёта

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.




Навыки, знания и убеждения гуманистов

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Юдовская7 параграф 7

Я понимаю эти слова так: находиться в центре мира означает возможность выбрать свой путь самостоятельно — ведь от центра ведут дорожки во все стороны. Можно пойти по той, которая больше тебе понравилась и больше отвечает твоим склонностям.

Для гуманистов Нового времени это также означало то, что в центре мира стоит не Бог , как считали в Средневековье, а человек , обладающий волей и безграничными возможностями.

2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

Итальянского политика, историка искусства Джованни Морелли можно назвать гуманистом , поскольку он был разносторонне образованным человеком, глубоким знатоком итальянского искусства, создавшим новые научные принципы анализа живописных произведений. При этом, он ещё изучал медицину, морфологию, физиогномику и естественную философию.

3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

1) Эразм Роттердамский:

Ученый-гуманист и сатирик Северного Возрождения

Начал критическое исследование текста Священных писаний

Благодаря ему вернулась в обиход литература античности

Был первым социалистом.

Считал, что общество – это заговор богачей, а государство – их орудие.

Его воображаемая страна Утопия – идеальный реальный социалистический мир

Но считал, что в его идеальном государстве должны были быть рабы в золотых кандалах, как воспитание презрения к драгоценностям

3) Франсуа Рабле:

Главное произведение – Гаргантюа и Пантагрюэль

Французский сатирик, философ и педагог

Заложил основы современной европейской литературы

Был также гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом

Стремился высмеивать человеческие пороки, государство и церковь в своих произведениях

Пороки, показанные им в произведении, вызвали массовый протест в эпоху Реформации.

1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Великие гуманисты Европы возрождали культурные ценности античного мира , давайте рассмотрим их более подробно:

1) Стремление к совершенству. Классический идеал совершенства затрагивал как духовное, так и физические состояние человека, его тело, ум и душу.

2) Желание построить идеальное общество и государство.

3) Абсолютная ценность добра. Гуманисты, как и античные авторы, считали, что счастье человека невозможно без добрых и праведных дел. Отмечалось и право человека на свободу.

4) Любовь к знаниям. Любая дисциплина, включающая культивирование навыков и знаний, имела для гуманистов непревзойденную ценность.

5) Размещение человека в центре мироздания и приоритет общественных выгод.

Известно, что император огромное значение придавал просвещению: во время его правления появлялись новые школы, училища, академии, Пётр даже издал указ, согласно которому дети знатных семей не должны были вступать в брак до тех пор, пока не приобретут хотя бы минимальный багаж знаний. Как и Эразм, он считал глупость одной из главных проблем, тормозящих развитие нации. Книга, которая обнажает и бичует злоупотребления и глупость так называемого высшего общества отражала мысли царя и его видение сложившейся ситуации.

3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Чем же интересна книга и современникам, и ныне живущим? Да всё тем же, что речь в ней идёт о справедливости , которую жаждет человечество на протяжении всей своей истории.

Он описал государство, в котором царит мир и равноправие, а также отсутствуют какие-либо преступления. Конечно же, его книга больше заинтересовала бедняков, которые ежедневно сталкивались с социальными проблемами.

Биография Томаса Мора

Томас, старший сын адвоката, который позже был посвящен в рыцари и стал судьей королевской скамьи, получил образование в одной из лучших школ Лондона. После, учился в Оксфордском университете на протяжении двух лет, овладевая латинским и проходит тщательное обучение в формальной логике.

Примерно в 1494 году его отец снова привез в Лондон, чтобы изучить общий закон и право. В феврале 1496 года он был принят в одно из четырех юридических обществ, готовившихся к поступлению. В 1501 году он стал адвокатом. Благодаря его безграничному любопытству и потрясающей способности к труду он вместе с законом сумел сохранить свои литературные занятия. Он жадно читал Священное Писание, отцов Церкви и классиков и пробовал себя во всех литературных жанрах.

В 1511 года со смертью, возможно, в родах, его жены он остался вдовцом с четырьмя детьми, и в течение нескольких недель после смерти его первой жены он женился на Алисе Миддлтон.

В 1521 году он стал подчиненным и рыцарем короля. Он приветствовал иностранных посланников, выступил с официальными выступлениями, подготовил договоры, читал переписки, обменянные между королем и другими, и отвечал от имени короля. В апреле 1523 года был избран спикером Палаты общин; в то же время лояльно стремясь обеспечить цели правительства, он сделал заявление о более справедливой свободе слова в парламенте. Университеты, как Оксфорд в 1524 году, Кембридж в 1525 году, сделали его своим верховным управляющим.

Читайте также: