Чем классический танец отличается от характерного кратко

Обновлено: 05.07.2024

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа.

По существу обозначает профессиональный танец по аналогии с профессиональной музыкой и в отличие от народного танца и музыки народной. Формировался на протяжении многих веков и у многих народов. Постепенно термин вошел в обиход вытеснив бытовавшие ранее термины - серьезный, благородный, академический и др.

Классифицируется на европейский и восточные классический танец . Европейский классический танец изначально впитал в себя положения и движения заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающее определенностью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека.

Развитие получил во Франции, где сформировалась как система, обладающая собственной терминологией. Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обогащению выразительных средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца .

Она построена на изучение различных групп движений, объединенных общими для каждой группы признаками. В системе танца разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, причем строго ограничено число групп движений. Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.

Большое значение имеет русская школа, отличающаяся национальным характером, чистотой и благородностью пластических форм, умением наполнить танец драматическим содержанием. Классический танец непрерывно обогащается , черпая новые пластические формы из других танцевальных систем. Он является основой, на которой формируются различные национальные балетные театры.

Классический танец народов Востока - понятие включающее в себя в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времен в странах Востока (Китай ,Корея, Япония) и Южной Азии (Индия . Шри-Ланка, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд идр.). Традиционные формы классических танцев сохранились в этих странах в силу особенности их исторического развития.

БАЛЕТ - (франц. ballet, итал. Balleto, латинское ballo - танцую) вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Принадлежит к зрелищному синтетическим, пространственно-временным видам художественного творчества. Включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Все перечисленные виды искусства подчинены хореографии являющейся центром их синтеза.

БАЛЕТ высшая форма хореографии. Балет это драма написанная музыкой и воплощенная в хореографии. Основу БАЛЕТА составляет действенный танец, а также дивертисмент. Разделяется на классический танец и характерный танец (а в пределах них танец солистов, корифеев и кордебалета) используется также танец модерн. БАЛЕТ имеет деление на жанры: Балет-трагедия и Балет-комедия, Балет-пьеса и Балет-симфония. БАЛЕТ может быть многоактным или представлять собой одноактный спектакль или хореографическую миниатюру. Различаются также Балеты сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные, существуют Балеты-интермедии и Балеты-дивертисменты. Термин БАЛЕТ служит преимущественно для обозначения европейского балетного искусства.

КОРДЕБАЛЕТ - (corps de ballet) - коллектив танцовщиков, исполняющих массовые танцы и сцены.

Может использоваться как самостоятельно в массовых танцах, так и в сочетание с ансамблем и с солистами. С помощью кордебалета обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонической структуре и тематической разработке в музыке.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ - утвердившийся на профессиональной сцене унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу.

Принято считать что характерный танец или народно-характерный танец , как его величают в танцевальных кругах отличается от народно-сценического танца (см. Эстрадный танец), именно набором определенных движений и их исполнением, различие именно в унификации и приближении исполнения к классическому танцу , в то время как в народно-сценическом танце происходит движений народного танца (укрупнение, выделение), без их искусственной трансформации и приспособления к унифицированным движениям классического танца.

ДЕМИ-КЛАССИКА DEMI (франц. - полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений.

При характеристике исполнения принято считать, что только половина исполняемых движений относится к классическому танцу , остальная часть к любому другому , не классическому, но половина обязательно должна иметь отношение именно к классическому танцу

ДЕЙСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ - танец воплощающий развитие действия балетного спектакля.

Имеет широкое значение охватывающее все разновидности танца, развивающего действия, в отличие от дивертисмента, выражающего не действие , а состояние; и пантомимы, раскрывающей действие, но не танцевальными средствами. Является главным выразительным средством сюжетного балета и развивает драматическое действие.

ДИВЕРТИСМЕНТ - (франц. Divertissement - увеселение, развлечение) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр.)

Обычно это развернутый ансамбль классического танца , окруженный номерами характерных танцев. Имеется и другое значение - это театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматических, вокальных, танцевальных).

ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ - парный танец танцовщика и танцовщицы.

Балет - франц. ballet, итал. Balleto, латинское ballo – танцую) вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Принадлежит к зрелищному синтетическим, пространственно-временным видам художественного творчества. Включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Все перечисленные виды искусства подчинены хореографии являющейся центром их синтеза.
Балет - это высшая форма хореографии. Балет это драма написанная музыкой и воплощенная в хореографии. Основу БАЛЕТА составляет действенный танец, а также дивертисмент. Разделяется на классический танец и характерный танец (а в пределах них танец солистов, корифеев и кордебалета) используется также танец модерн. БАЛЕТ имеет деление на жанры: Балет-трагедия и Балет-комедия, Балет-пьеса и Балет-симфония. БАЛЕТ может быть многоактным или представлять собой одноактный спектакль или хореографическую миниатюру. Различаются также Балеты сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные, существуют Балеты-интермедии и Балеты-дивертисменты. Термин БАЛЕТ служит преимущественно для обозначения европейского балетного искусства.

Балет (от итал. balleto - танцевать) возник в эпоху Возрождения в XIV - XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы.

Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы.

Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. И в опере и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения.

Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как

па-де-де (танец вдвоем),

па-де-труа (танец втроем),

гран-па (большой танец).

адажио ( медленный лирический танец главных героев)

Так называют отдельные номера балета.

Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и характерный .

Характерные танцы включают в себя движения, распространенные в народной и бытовой культуре.

Классический танец - более условный, богатый образной символикой, его особенность и в том, что исполняется он на пуантах.

Режиссером балетного спектакля является балетмейстер ( от нем. - balletmeister ), который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает "рисунок" танца, жесты и пластические решения образов.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижеру симфонического оркестра. Главное в его работе - умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены.

Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Этого требует новый музыкальный язык современного балета.

Задание: запишите в тетрадь названия знакомых вам балетов, имена русских артистов балета и балетмейстеров.

Характерный танец в своем нынешнем сценическом виде во многом тесно связан с классическим. Часть упражнений характерного танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца.

Это совершенно естественный процесс, так как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца. Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые — дальше от нее. Характерный танец изобилует различными движениями, которых в классическом танце мы не встречаем. Но, наряду с этим, он заимствует некоторые движения из классики.

Основной стилистический признак характерного танца — в сближении его с конкретной действительностью, с плясовым народным творчеством, а технологический — в большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т. п.

Один из принципов классической школы — предельно вытянутые ноги — соблюдается в характерном танце не так строго. Многие характерные движения основаны на невытянутых ногах, со слегка присогнутыми коленями, иначе потеряется острота и характерность рисунка танца. Что же касается другой основы классического танца — выворотности ног, то в движениях характерного танца, построенных на классической основе, выворотность соблюдается. Но, тем не менее, можно сказать, что характерному танцу больше соответствует невыворотность.

Однако ученик, который не может двигаться выворотно, не в состоянии правильно исполнить многие характерные движения. Таким образом, чтобы танцевать на сцене невыворотно, нужно овладеть учебной выворотностью.

Голова артиста в характерном танце приобретает сравнительно с классическим большую свободу. Опускание ее глубоко вниз, смещение из стороны в сторону, более резкие повороты и запрокидывания назад, почти нетерпимые в классике, в характерном танце имеют широкое распространение.

Любопытно заметить, что застывшим классическим па в процессе обработки их характерным танцем возвращаются черты первоисточников. Так, в испанском танце укрепляются pas de basque, a pas de bouree проникает во многие народные танцы и т. д. Это лишний раз доказывает, что здесь возвращается в народный танец то, что некогда было из него взято классическим танцем.



Балет (фр.Ballet; от лат.Ballo - танцую) - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, при ведущей роли хореографии. В балете выделяют три составные части: классический танец, характерный танец и пантомиму.

По жанрам различают:
- драматический, комический, героический балет;
- балет-феерия;
- балет-пантомима и т.д.


Артист балета - это танцовщик, исполняющий в балетном спектакле танцы и сцены, созданные балетмейстером.
Артист балета обязан посещать уроки классического танца и занятия с репетитором и концертмейстером.

Балетоман - любитель и постоянный посетитель балета.
Для балетомана характерно оценивание спектакля в зависимости от мастерства того или иного исполнителя.

Балетная музыка - это музыка, сопровождающая балет и выражающая его драматическое содержание.
Балетная музыка подразделяется:
- на ритмическую танцевальную музыку, для которой характерна относительная законченность форм;
- на более свободную музыку пантомимы, которой в большей степени присуще драматическое развитие.

Балетный спектакль - художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах.
Балетный спектакль исполняется средствами танца и пантомимы.


В балете принято различать классические и характерные танцы.

Классический танец (Classic dance; бывш.Серьезный танец; бывш.Благородный танец; бывш.Академический танец) - это основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний.
Классический танец - по Л.Д.Блоку - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, но строго ограничено число групп движений: сгибать (plier), вытягивать (etendre), поднимать (releve), скользить (glisser), прыгать (sauter), бросать (elancer), поворачивать (tourner).

Характерный танец (в современном балете) - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец
- воспроизводит движения народных танцев.
- является способом раскрытия образа или создания целого балета.


Бессюжетный балет - это вид балета, в котором отсутствует сюжет как последовательное развертывание событий.
Бессюжетный балет выражает исключительно содержание (симфонической) музыки.

Симфонический танец - танец на основе симфонического произведения, воплощающий образно-аллегорическое содержание этого произведения.
Сюжетный балет - балет, в котором существенное место занимают действенные эпизоды, танцевальные и мимические сцены.

Хореодрама - вид музыкально-сценического представления, обладающего сюжетом, который излагается в повествовательных сценах с помощью пантомимы и танца.

Читайте также: