Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса кратко

Обновлено: 30.06.2024

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Иерархия педагогических задач

Тип педагогической задачи

Основные цели и задачи конкретной ступени общего (или профессионального) образования

Государственные образовательные стандарты, уставы образовательных учреждений

Конкретизация стратегических задач, приурочены к определенному этапу или стороне их решения

Учебные программы предметов, планы воспитательной работы

Текущие задачи, основанные на тактических и решаемые в выделенном фрагменте педагогического процесса

План конкретного урока, занятия, мероприятия

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Внеплановые задачи, возникающие в конкретный момент взаимодействия педагога с учащимися, когда непредвиденные ситуации создают препятствия на пути решения оперативной задачи

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления.

"Клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: анализа ситуации и постановки педагогической задачи; проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий; осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его
динамика обусловлена взаимодействием или обменом деятельностями главных
участников, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно,
лишь определив его основную единицу. Только при этом условии педагогический процесс
предстает как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение задач
образования и воспитания.

Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
  • являться общей при реализации любых педагогических целей;
  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Единицей педагогического процесса можно считать лишь оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются на основе алгоритма, предполагающего прохождение четырех взаимосвязанных этапов, таких как:

  • анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
  • проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;
  • осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корректировку течения педагогического процесса;
  • анализ результатов решения.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных педагогических противоречий и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий. Последние являются, как правило, следствием ошибочных педагогических решений, консервативности традиционного педагогического мышления, отставания педагогической науки и приверженности стереотипам.

Наиболее общим (главным) внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие реальных возможностей обучаемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества. Если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения обучаемого, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.

Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, среднесрочных и
стратегических перспектив коллектива и отдельных обучаемых.

Главное противоречие конкретизируется рядом частных:

  • между общественными интересами и интересами личности;
  • между коллективом и личностью;
  • между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для
    их понимания;
  • между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-
    воспитательного процесса.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика и этапы решения. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка диагноза.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.10.2016
Размер файла 15,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сущность и специфика педагогической задачи

С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий.

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

* исходное состояние предмета задачи;

* модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок.

Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником.

Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

Типы педагогических задач и их характеристика

педагогический задача решение

По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие "педагогическая задача" должно рассматриваться как родовое по отношению к понятиям "дидактическая задача" и "воспитательная задача".

Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности, насыщенной элементами определенности-неопределенности, представляют воспитательные задачи. Особенности воспитательных педагогических задач, направленных, на управление всеми (в том числе и познавательной) видами деятельности в их органическом единстве: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Можно выделить две категории действий и, соответственно, две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи).

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т. е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т.п.

Этапы решения педагогических задач

Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий "анализ решения задачи". Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции "окончание", минуя фазу "исполнение".

Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного

Процесс решения педагогической задачи - это всегда творчество. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, завершающийся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап - этап ее осуществления на практике. Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).

Эти технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.

Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности.

Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая выступает как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.

Осознание педагогической задачи - это непременное условие ее продуктивного решения. Анализ исходных данных кроме определения места сложившейся ситуации в целостном педагогическом процессе должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется. Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов и фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого из воспитанников в отдельности. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, Диагноз в практической педагогике - это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования.

Подобные документы

Сущность педагогической технологии их структура и специфика. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога, особенности работы классного руководителя. Диагностика воспитания.

шпаргалка [35,2 K], добавлен 26.09.2010

Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

презентация [1,2 M], добавлен 18.01.2017

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования. Категории "технология", "педагогическая технология", "технология обучения". Технология проектирования педагогического процесса. Планирование в деятельности педагога.

дипломная работа [43,0 K], добавлен 08.09.2007

Сущность и содержание педагогической импровизации. Роль педагогической импровизации в решении педагогических задач. Понятие о педагогической интуиции. Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 05.09.2012

Изучение феномена педагогической технологии, "критический порог" ее применимости. Соотношение понятий "педагогическая технология", "методика обучения", "форма обучения". Противоречия между схематичностью и творческой природой педагогического процесса.

Педагогический процесс – это целенаправленное и специальное организованное взаимодействие педагога и учащихся (воспитанников), которое направлено на решение образовательных и развивающих задач.

Основными компонентами педагогического процесса выступают его субъекты – педагоги и учащиеся (воспитанники). Во время взаимодействия субъектов осуществляется обмен деятельностями, в результате которого происходит усвоение детьми необходимого опыта, что и является конечной целью педагогического процесса. Успешность освоение необходимого опыта во многом зависит от эффективности организованных для этого условий, наличия необходимой материальной и методической базы, используемых педагогом методов, средств и приемов.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является осуществление взаимодействия педагога и учащихся с опорой на содержательную основу и использование системы разнообразных средств, направленных на качественное воспитание, обучение и развитие.

Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором, и понимается как своеобразное многоуровневое явление.

Педагогическая система ориентирована на достижение целей воспитания, обучения и развития детей. Для их достижения она всецело подчинена целям образования.

Педагогический процесс является динамическим, то есть имеет поступательное движение, которое осуществляется за счет перехода от уже решенной задачи к следующей. Решение задач происходит от простых к сложным и ответственным. Такое решение предполагает разрешение научно обоснованных и объективных задач, осознание и последующее устранение противоречий, которые являются результатом ошибочных педагогических решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно противоречия являются движущими силами педагогического процесса. Они представляют собой несоответствие реальных возможностей учащихся и тех требований, которые предъявляются к ним со стороны педагогов, образовательного учреждения и общества в целом. Важно учитывать, что требования должны быть посильны учащимся, мотивировать их на развитие. Если же требования слишком завышены или занижены, то они не будут выступать в качестве движущей силы, соответственно и не будут являться источником мотивации для учащегося по достижению намеченной образовательной цели.

Для того, чтобы требования выступали как движущая сила, они должны быть ориентированы на завтрашний день развития ребенка, вызывать у него неподдельный интерес и потребность в их разрешении. Задачей педагога является так проектировать требования и задачи, чтобы они учитывали близкие, средние и дальние перспективы развития отдельного учащегося и всего коллектива. Кроме того, педагогу необходимо конкретизировать задачи, для того чтобы обеспечить их понимание и принятие учащимися.

В настоящее время, в связи с демократизацией системы образования, выявилось основное внутреннее противоречие педагогического процесса и процессом развития ребенка. Оно заключается в том, что отмечается явное несоответствие между теми социально-педагогическими условиями, в которых растет и развивается ребенок и активно-деятельной природой ребенка. Исходя из этого, конкретизированы следующие частные противоречия:

  1. Между интересами конкретной личности и интересами общественности.
  2. Между интересами личности и коллектива.
  3. Между недостатком необходимого жизненного опыта ребенка и пониманием сложных общественных явлений.
  4. Между большим потоком информации и невозможностью ее включения в ограниченные рамки образовательного процесса.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса

Педагогическая задача – это основная единица педагогического процесса, которая развивается и изменяется во времени, с целью удовлетворения потребностей общества в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Успешность педагогического процесса во многом зависит от эффективности решения поставленных педагогических задач. Педагогические задачи должны соблюдать ряд условий:

Иметь все необходимые существенные признаки педагогического процесса. Быть общими для реализации любых педагогических целей. Выделяться посредством абстрагирования в любом педагогическом процессе.

В том случае, если задача отвечает всем трем условиям, то она является полноценной единицей педагогического процесса.

В педагогической практике при взаимодействии педагога и учащихся могут возникать разнообразные ситуации. Привнесение в данные ситуации конкретных педагогических целей придает им определенную педагогическую направленность.

Педагогическая ситуация, имеющая конкретную педагогическую цель и помещенная в определенные педагогические условия, необходимые для ее успешного разрешения и есть педагогическая задача.

Педагогическая деятельность, может быть представлена в виде определенной педагогической системы, имеющей конкретную структуру. Данная структура представляет собой последовательное решение большого количества задач, имеющих разный уровень сложности. В решение этих задач включаются все субъекты педагогического процесса – учащиеся и педагоги. Решение задач, достигается только при осуществлении педагогического взаимодействия между педагогом и учащимися, в рамках определенной ситуации.

Таким образом, педагогический процесс рассматривается как переход от решения одной задачи к другой, что говорит о том, что именно педагогические задачи являются единицами педагогического процесса.

Иерархия педагогических задач

В настоящее время принято различать педагогические задачи разного типа, класса и уровня сложности. Одна вне зависимости от этого, все педагогические задачи имеют одно общее свойство – являются задачами социального управления.

  1. Анализ педагогической ситуации и постановка педагогической задачи.
  2. Разработка вариантов возможного решения задачи и выбор наиболее оптимального. Создание необходимых условий для успешного решения задачи.
  3. Непосредственное решение педагогической задачи по заранее составленному плану.
  4. Анализ полученных результатов.

Иерархия педагогических задач:

  1. Стратегические задачи – это основные задачи и цели конкретной ступени образования (дошкольного, начального, общего, профессионального и т.д.). Данные задачи устанавливаются на государственном уровне. Представлены Государственными образовательными Стандартами, Уставами образовательных учреждений.
  2. Тактические задачи – предполагают конкретизацию стратегических задач, относящихся к конкретному этапу или стороне их решения. Данные задачи представлены в учебных программах, учебных планах и планах воспитательной работы.
  3. Оперативные задачи – это текущие задачи, которые разработаны на основании тактических задач, решаются в рамках определенного фрагмента педагогического процесса. Представлены данные задачи в планах конкретных учебных занятий, уроков, мероприятий.
  4. Ситуативные задачи – это внеплановые задачи, которые возникают в разные моменты взаимодействия педагога и учащихся, направлены в основном на решение непредвиденных ситуаций, создающих препятствие для решения поставленной оперативной задачи. Данные задачи не представлены в каких-либо нормативных документах, их решение осуществляется посредством проявления педагогического профессионализма учителя и исходя из каждой конкретной ситуации. Эффективность не только решения ситуативной задачи, но и ее недопущения во многом зависит от педагога и проявленного им мастерства.

Таким образом, единицей педагогического процесса является педагогическая задача, решение которой может быть запланировано педагогом заранее в различных нормативных документах, а может осуществляться спонтанно, с целью разрешения конкретной ситуации. Из постоянного решения педагогических задач и состоит педагогический процесс.

Читайте также: