Как писать схему слова детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Как родителям помочь своему ребёнку составить схему слова? Данный материал поможет вспомнить звуковые основы русского языка, узнать условные обозначения схемы.

ВложениеРазмер
docx 15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Как составить схему слова?

Шпаргалка для родителей.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Слоги в слове можно прохлопать, простукать и т.д.

мо – ло – ток ры – ба ко – ро – ва

В схеме звуки отмечаются так, как они слышатся.

Гласные звуки А У О И Ы Э –

Гласные буквы Е Ё Я Ю – йотированные и обозначают два звука, когда стоят в начале слова или после гласной буквы ( я ма, е дет, сто я л, по ю т)

Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю – ЙУ Я – ЙА –

Согласные звуки могут звучать твёрдо – или мягко – Б В Х Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф

Гласные Е Ё Ю Я после согласных смягчают их – (пе, те, лю, ня) так же, как и И (ди, си).

Согласные звуки Й Ч Щ всегда мягкие –

Согласные звуки Ш Ж Ц всегда твёрдые –

Например: курица ящерица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в родительский уголок

Рекомендации родителям для установления положительных взаимоотношений взрослого с ребенком.

Готовый материал для родительского уголка подготовительной группы "Капельки"

Заполненные карточки для размещения в родительский уголок, материал взят из программы "От рождения до школы".



Материал в родительский уголок "Профилактика плоскостопия у дошкольников"

Материал для родительского уголка.


Материал в родительский уголок по теме "Транспорт"

Полезно для групп компенсирующей направленности.


Материал в родительский уголок: "Что почитать старшему дошкольнику"

Познавательные книги, охватывающие различные сферы знаний, будут интересны не только детям, но и их родителям.


Материал в родительский уголок "Телевизор и дети"

Насколько вредно смотреть ребенку телевизор? Очевидные "за" и "против" помогут родителям расставить верные приоритеты в этом вопросе.

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.


img0 (640x480, 287Kb)

img3 (700x525, 359Kb)

5.

img4 (700x525, 214Kb)

6.

img5 (700x525, 347Kb)

7.

img6 (700x525, 384Kb)

8.

img7 (700x525, 303Kb)

9.

img8 (700x525, 298Kb)

10.

img9 (700x525, 370Kb)

11.

img10 (700x525, 239Kb)

12.

img11 (700x525, 227Kb)

13.

img12 (700x525, 297Kb)

14.

img13 (700x525, 288Kb)

15.

Памятка-буклет для родителей "Звуковой анализ и синтез"

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).


Картинки схем для составления слов для учеников 1 класса можно бесплатно скачать и распечатать из этой статьи. Схемы слов в картинках помогут дошкольникам и ученикам начальных классов лучше различать гласные и согласные звуки.


Составь схемы слов.


Схема слова каша.


Мягкий согласный обозначается зеленым цветом, синим — твердый согласный, а гласные — красным.


Картинки для составления схем слов в 1 класс.


Картинки со схемами слов.


В подготовительную группу.


Для самостоятельного заполнения.


Для дошкольника.


Схема с подписями.


Соедини слова с подходящими к ним схемами. Обрати внимание на ударение.


Выбери схему к слову ветка.


Гласные и согласные звуки в словах.


Для 1 класса.


Соотнесите схемы и слова.

Читайте также: