Что такое орган в биологии 6 класс определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6 КЛАСС

Дыхание -поглощение кислорода и выделения углекислого газа

Газообмен- обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.

Раздражимость -реакция организма на изменения окружающей среды.

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

Лупа -простейший увеличительный прибор с разрешающей способностью 2-30 раз.

Микроскоп -сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.

Оболочка- особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).

Цитоплазматическая мембрана -особая часть клетки, выполняющая избирательный транспорт веществ.

Цитоплазма -особая часть клетки, состоящая из жидкого вязкого вещества с погруженными органоидами.

Органоиды -особые структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции и имеющие определенное местоположение.

Ядро -особая часть клетки, отвечающая за хранение и передачу информации об организме.

Вакуоль -органоид растительной клетки, заполненный клеточным соком с запасом питательных веществ (ЗПВ).

Клеточный сок -полужидкое вещество вакуолей, содержащее красящие и питательные вещества, воду и придающие окраску лепесткам и другим органам растений

Пигменты -красящие вещества.

Пластиды -органоиды-растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).

Хлоропласты -зеленые пластиды.

Хромопласты -красные и желтые пластиды.

Лейкопласты -бесцветные пластиды.

Хлорофилл -зеленый пигмент хлоропластов.

Межклеточное вещество -полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.

Хромосомы -особые уплотненные структуры ядра несущие информацию об организме.

Ткань- группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.

Виды растительных тканей : образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Основная ткань , заполняющая пространство между другими тканями.

Проводящая ткань , транспортирующая воду и питательные вещества.

Сосуды мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.

Ситовидные трубки живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.

Механическая ткань , состоящая из волокон и придающая прочность растению.

Волокна растительные клетки с утолщенными оболочками.

Покровная (кожица, пробка, кора) ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.

Кожица (эпидерма) покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.

Пробка покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.

Минеральное питание - процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.

Корневое давление -давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее водой надземных органов.

Почва -верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.

Плодородие -способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.

Удобрения -искусственно вносимые вещества для улучшения плодородия почвы.

Минеральные удобрения : азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.

Фотосинтез -процесс образования органических веществ в зеленых частях растений при помощи света из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород.

Испарение -удаление паров воды с поверхности.

Листопад -массовое опадение листьев перед наступлением неблагоприятных условий.

Бактерии -просто устроенные микроскопические, чаще одноклеточные организмы

Прокариоты- организмы, не имеющие оформленного ядра.

Эукариоты -организмы, имеющие оформленное ядро.

Кокки- шарообразные бактерии.

Бациллы -палочковидные бактерии.

Вибрионы -бактерии в виде запятой.

Спириллы -спиралевидные бактерии.

Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) -зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.

Автотрофы -организмы, способные самостоятельно создавать питательные вещества.

Гетеротрофы -организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.

Сапротрофы -организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты -организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.

Спора бактерии -форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.

Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые)-бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.

Симбиоз -взаимополезное совместное существование организмов.

Грибы -одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.

мицелий (грибница)-система ветвящихся белых нитей (гиф).

Плодовое тело -у большинства грибов ножка и шляпка

Споры грибов -структуры вегетативного размножения грибов.

Микориза (грибокорень) – симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.

Ботаника- наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Низшие растения -растения, состоящие из одной или многих неспециализированных клеток.

Таллом (слоевище) -тело низших растений (водорослей).

Высшие растения -растения, имеющие ткани и органы.

Ризоиды -бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие водорослям для прикрепления.

Лишайники -организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.

Мхи -отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).

Цветок -видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения

Пестик -женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи

Тычинки -мужская структура цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити

Околоцветник- структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка

Лепестки -внутренние окрашенные листочки околоцветника

Семязачаток -зачаток семени, расположенный в завязи пестика

Обоеполые - цветки, содержащие пестики и тычинки

4 среды обитания -водная, наземно-воздушная, почвенная и среда образуемая самыми живыми организмами

Споровые растения -водоросли, мхи, папоротники

Семенные -голосеменные и покрытосеменные

Органы -это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции

Признаки царства растений -способность к фотосинтезу

Растения бывают -низшие и высшие

От риниофитоподобных растений -мхи, плауны, хвощи, папоротники

От древних папаротников -голосеменные и покрытосеменные

Эндосперм -запасающая ткань семени.

Семя содержит -запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру

Индивидуальное развитие -развитие от зиготы до естественной смерти

Покой -приспособление организмов к неблагоприятной среде

Фотопериодизм -соотношение продолжительности светлого и темного времени суток

Биологические часы -способность живых организмов ориентироваться во времени

Гормоны- биологически активные вещества

Гормональная регуляция -регулирующее воздействие гормонов на функции организма

Гуморальная регуляция -гормональная регуляция + регуляция с помощью продуктов обмена веществ (углек газ) , выделяемыми клетками и тканями в кровь, лимфу и тканевую жидкость

Эндокринные железы (железы внутренней секреции )-ормоны у животных

Нервная система осуществляет -связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой

Нейрон- кленка нервной ткани

Рефлекс -ответная реакия организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы

Головной мозг -это главный координирующий центр у позвоночных

Нейрогуморальная регуляция -это нервная + гуморальная регуляции

Гуморальная регуляция -длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие)

Нервная регуляция -за оперативное реагирование на внутренние и внешние раздражения

5 отделов головного мозга-продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг (2 полушария)

Продолговатый мозг координирует-дыхание, сокращение сердца, сосудов

Мозжечок координирует-сложные движения, равновесие тела

Средний мозг координирует-ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения

Промежуточный мозг координирует-зрение

Передний мозг состоит-подкорки и коры больших полушарий

Поведение -действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности

Двудольные растения -растения с двумя семядолями

Биология -наука о любом проявлении жизни.

Анатомия -наука о внутреннем строении организмов.

Цитология -наука о строении и функционировании клеток.

Физиология -наука о функциях и процессах в организме.

Ботаника -наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Фенология -наука о сезонных периодических явлениях природы.

Экология -наука об отношениях организмов между собой и окружающей их средой.

Примеры органов

Все животные, кроме менее специализированных, таких как в филюм Porifera (морские губки) имеют специализированные ткани, сгруппированные в органы. Организм человека имеет 78 различных органов. Самый большой орган кожа в то время как самый маленький орган шишковидная железа, который производит гормон мелатонин. Некоторые органы необходимы для выживания; они называются жизненно важными органами. У людей есть пять жизненно важных органов, без которых они не могут жить: головной мозг, сердце, печень, почки и легкие. (Человек может жить с одной почкой вместо двух или одним легким, но у него должна быть одна рабочая почка или легкое, чтобы выжить.)

Другие органы выполняют важные функции, но человек может жить без них. Например, если у человека рак желудка и он подвергается тотальной гастрэктомии, весь желудок удаляется, а его пищевод хирургически связан с их тонкая кишка, Они могут испытывать некоторые трудности и, возможно, им придется изменить свою диету, съедая меньшие порции и принимая пищевые добавки, но они все еще могут хорошо переваривать пищу в кишечнике и поэтому могут жить без желудка. Другие примеры несущественных органов включают мочевой пузырь, селезенка и желчного пузыря.

Некоторые органы являются рудиментарными, то есть они выполняют мало или вообще не выполняют функцию в организме. С течением времени они стали ненужными. Широко распространено мнение, что аппендикс, маленькая трубка, соединенная с толстой кишкой, которая иногда может воспаляться и требовать удаления, считается рудиментарной. Он больше не играет существенной роли в пищеварении. Тем не менее, он все еще играет роль в иммунном функционировании и поддержании хорошего кишечника бактерии.

Хотя мы можем считать растения более простыми, чем животные, растения также имеют органы. Это включает репродуктивные органы, такие как тычинки и пестики (содержащиеся в цветах), корни, стебли и листья. Каждый из этих органов выполняет специальные задачи, такие как размножение, поглощение питательных веществ из почвы и выполнение фотосинтез.

Клетки, ткани, органы, системы органов

Есть четыре разных уровня организации в многоклеточный организмы и органы составляют один из этих уровней. От простого к сложному, организм состоит из клеток, тканей, органов и систем органов. Клетки составляют самый базовый уровень организации; клетка это строительный блок живого организма. Далее следуют ткани. Ткани – это группы клеток, которые работают вместе и имеют сходную структуру и функцию. Четыре типа тканей в организме человека мускул эпителиальные, соединительные и нервная ткань, Органы, как указывалось ранее, представляют собой группы тканей, которые работают вместе для выполнения определенной функции. Органные системы представляют наивысший уровень телесной организации организма. Они состоят из групп органов, которые работают вместе, чтобы выполнять определенную функцию. Например, пищеварительная система включает такие органы, как пищевод, желудок, тонкая кишка и толстая кишка, и все эти органы играют роль в переваривании пищи.

Типы органов

Органы тела сгруппированы в системы органов на основе функций, которые они выполняют. У людей есть 11 различных систем органов. Вот все системы органов с некоторыми примерами органов, найденных в каждой системе:

  • Покровные (кожа, волосы, ногти)
  • Скелет (кости)
  • Мышечные (гладкие, сердечные и скелетные мышцы)
  • Кровообращение (сердце, артерии, вены)
  • Респираторные (легкие, диафрагма, гортань)
  • Пищеварительный (желудок, кишечник, печень)
  • Мочевыводящие пути (почки, мочеточники, мочевой пузырь)
  • Иммунный (лимфа узлы, костный мозг, вилочковая железа)
  • Нервный (мозг, спинной мозг, нервы)
  • Эндокринная (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники)
  • Репродуктивные (пенис, влагалище, простата, матка )


Это изображение изображает части сердечно-сосудистая система В том числе сердце, артерии и вены:

  • Ткань – специализированная группа клеток, которые похожи и выполняют определенную функцию; группы похожих тканей составляют органы.
  • Система органов – группа органов, которая работает вместе для выполнения определенной функции. У людей есть 11 систем органов.
  • Рудиментарный орган – орган, который эволюционно утратил свою первоначальную функцию с течением времени и в настоящее время практически не функционирует в организме. Широко распространено мнение, что аппендикс является рудиментом на протяжении всей истории, хотя он играет определенную роль в иммунном функционировании.

викторина

1. Органы являются автономными группами чего?A. Органные системыB. тканейC. ячейкиD. микроорганизмы

Ответ на вопрос № 1

В верно. Хотя органы технически состоят из клеток (как и все остальное в организме), сами органы определяются как группы специализированных тканей, которые работают вместе для выполнения функции в организме. В свою очередь, группы органов, которые работают вместе, составляют системы органов. Весь организм состоит из разных систем органов.

2. Что НЕ является жизненно важным органом у людей?A. мочевой пузырьB. Головной мозгC. СердцеD. Печень

Ответ на вопрос № 2

верно. Мочевой пузырь играет важную роль в сборе мочи, которая должна выводиться из организма, но человеку не обязательно иметь мочевой пузырь, чтобы выжить. Если мочевой пузырь удален во время процесса, называемого цистэктомией, который иногда выполняется у пациента с раком мочевого пузыря, человек все еще может выжить. Вместо этого моча будет собираться вне тела в сумке для уростомы. Пять жизненно важных органов, которые необходимы человеку для выживания, – это мозг, сердце, печень, почки и легкие.

3. У какого живого существа нет органов?A. АкулаB. яблоняC. лошадьD. Морская губка

Ответ на вопрос № 3

D верно. Морские губки многоклеточные и классифицируются как животные, но они очень просты; у них нет никаких органов или даже настоящих тканей. Вместо этого они состоят из групп клеток. У других животных и растений есть специализированные ткани и органы.

Органы в животе женщины. Рисунок Леонардо да Винчи, 1507 год

Орган представляет собой функциональную единицу в пределах организма, обособленную от других функциональных единиц данного организма. Органы одного организма связаны в своих функциях между собой таким образом, что организм является совокупностью органов, которые часто объединяются в различные системы органов.

Органом называется лишь та совокупность тканей и клеток, которая имеет устойчивое положение в пределах организма и чьё развитие прослеживается в пределах онтогенеза (органогенез).

Органная организация клеток и тканей характерна и для животных,и для высших растений. У водорослей и других многоклеточных и колониальных протистов, а также у грибов органы в строгом понимании этого термина отсутствуют, так как у них нет тканей. Тем не менее органами часто называют спорангии грибов и водорослей, соредии и изидии лишайников и т. п.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Читайте также: