Общеобразовательная школа это как правило режим собственности

Обновлено: 17.06.2024

1. Образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

2. Государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.

3. При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

Статья посвящена вопросам имущественного режима деятельности образовательных организаций.

Особенности использования образовательной организацией закрепленного (приобретенного) имущества определяются целями деятельности образовательных юридических лиц.

Прежде всего стоит отметить, что законодатель вернулся к модели имущественного режима, допускающего право собственности образовательной организации на имеющееся у нее имущество. Изначально такая возможность допускалась, но в последствии была изъята из положений образовательного законодательства. Такие действия законодателя были продиктованы проблемами в определении статуса имущества, прежде всего государственных (муниципальных) учреждений образования, которое получало одновременно двух собственников. В то же время в литературе наличие нормы о возможности образовательных юридических лиц обладать имуществом на праве собственности связывалось только со случаями приобретения имущества по гражданско-правовым сделкам. Создавал дополнительные трудности неопределенный для учреждения круг распорядительных полномочий в рамках права оперативного управления - ограниченного вещного права, вытекающего из права собственности.

В конечном итоге, за образовательными организациями было оставлено лишь право оперативного управления, которое в большей степени соответствовало организационно-правовой форме большинства образовательных юридических лиц, созданных в качестве учреждений.

На современном этапе законодатель отдает приоритет праву собственности образовательных организаций, не исключая при этом возможность нахождения за ними и на другом законном основании. Следует полагать, что иное законное основание подразумевает как вещно-правовые, так и обязательственные режимы принадлежности имущества за образовательной организацией.

В первом случае речь идет об упомянутом выше праве оперативного управления (производного) от права собственности, во втором - о праве безвозмездного пользования или аренды, оформляемого с учетом использования отдельных видов обязательств в форме соответствующих гражданско-правовых договоров.

Правовой режим нахождения земли у образовательных организаций определяется с учетом норм земельного законодательства. Речь идет об установленном для государственных и муниципальных учреждений права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Образовательные организации не являются исключением, и потому в большинстве случаев режим права постоянного (бессрочного) пользования на имеющиеся у них в распоряжении земельные участки будет применяться и к ним. Стоит отметить, что указанный режим не допускает возможности распоряжения закрепленными за образовательной организацией земельными участками. Это исключает возможность передачи земли по любым гражданско-правовым сделкам (например, купли-продажи, аренды, дарения, безвозмездного пользования, залога и т.п.).

Исключение составляют образовательные организации, созданные в форме частных учреждений. На них обозначенные законодательством ограничения не распространяются, поскольку любым имуществом они могут обладать на праве собственности, а отсюда и правом распоряжения таким имуществом без каких-либо ограничений.

На образовательную организацию возлагается ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ней имущества, что обеспечивается также контрольными мероприятиями, проводимыми уполномоченными органами. Речь идет, помимо прочего, и об управлении имуществом в широком представлении. Эффективность использования предполагает как уменьшение расходов на содержание имущества, так и получение дохода с помощью его использования в допускаемых законом формах и объеме (например, сдача в аренду свободных (неиспользуемых) площадей).

Как следует из смысла комментируемой статьи, контроль может быть внутренним и внешним.

Внутренний контроль (аудит) осуществляют коллегиальные органы управления самой образовательной организации, которые определены в качестве таковых в Уставе юридического лица. В частности, в зависимости от направленности и уровня образования это могут быть педагогический (общеобразовательные организации) или ученый совет (профессиональные организации высшего образования).

Внешний контроль возложен на учредителя и собственника имущества образовательной организации. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то, как известно, учредителем образовательной организации является конкретное публично-правовое образование в лице уполномоченного государственного (муниципального) органа власти, в том числе с учетом отраслевой принадлежности или подведомственности (например, в отношении сельскохозяйственных вузов полномочия учредителя выполняет Министерство сельского хозяйства РФ).

Функции (полномочия) собственника имущества выполняют различные профильные органы публичного управления, создаваемые на различных уровнях публичной власти, на которые возложены функции по управлению публичным имуществом (например, в отношении имущества федеральных образовательных организаций (т.е. основанных на федеральной государственной собственности) функции собственника выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в регионах (субъектах РФ) его территориальные управления.

В некоторых случаях учредитель и собственник имущества образовательной организации могут совпадать в одном лице (например, частные образовательные организации).

1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

ГАРАНТ:

О финансировании учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств арендной платы см. письмо Минфина РФ от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

ГАРАНТ:

О порядке использования закрепленного за государственными образовательными учреждениями федерального имущества см. письмо Госкомимущества РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279

3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

5. Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной и (или) муниципальной собственности.

6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

ГАРАНТ:

Согласно п.2 ст.296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению

7. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

ГАРАНТ:

О правах учреждения по распоряжению имуществом см. статьи 296 и 298 ГК РФ

8. Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в пункт 9 статьи 39 внесены изменения

9. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

ГАРАНТ:

См. также письмо Минфина РФ от 27 июня 2003 г. N 19-02-1/21

12. С государственного или муниципального образовательного учреждения в случае, если учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти или органы местного самоуправления одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание соответствующего образовательного учреждения несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П положения пункта 13 статьи 39 настоящего Закона в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями, признаны не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ

13. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Я имею виду, что есть государственная собственность в виде федеральной и субъектной, а есть и муниципальная как отдельная форма собственности. Как я понял ГКБ - городская клиническая больница, а значит - муниципальное. ГБОУ - гос. бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы - государственное, т. к. Москва - отдельный субъект федерации, а не город внутри какого-либо региона. А ВУЗы в основном кому принадлежат, я в курсе, что множество заведений - частные, с гос. аккредитацией, без бюджетных мест, а если те, что с бюджетными?

Больницы могут относиться к различным формам собственности, - к государственной, муниципальной и частной.

Не знаю.. У нас трупаков и рожать примерно за 100 км. отвозят..
В соседний, малозначимый бомжацкий город россии, один из миллиона безликих русских городков. Хотя наш городок намного круче. Здесь европейское предприятие стоит, которых в мире всего три на данный момент.. Вся прибыль хозяевам отходит по контракту на 50 лет, а внешнее управление хачи армяне контролят
Больницы, школы, дет. сады местный., губернатор продал и свалил в регион, а потом и в москву, так люди говорят..
Сейчас другая русская ОПГ на раскрутку от вида губернатора у нас заправляет
Вы главное верьте, что путин царь и бог, и расплата вам никогда не придёт, москалям
Потом будете как в блокадном питере детей и родителей старых своих подъедать, и думать что помощь откуда то с глубинки подойдёт..
Уже не подойдёт!
)
Но зуб на москалей уже весь мир точит ) Главное начать и закончить быстро, чтоб москали сами себе запалили столицу, как при Наполеоне, или, через пару недель почти что отдали без боя столицу великому фюреру )
И сопли свои потом долго жевали, и до сих пор продолжая жевать на пустынном параде, когда весь мир забыл об этом, и даже вообще не знает, что такое было у русских горе горестное ) мертвяков своих оплакивая
ха ха

Муниципальная собственность это тоже государственное. Тут просто подчеркивается. что финансирует его местная администрация, а не федеральный бюджет. Вот будет такая организация писать в Министерство с просьбой об выделении денег. а там ответят - обращайтесь в свой муниципалитет. Но федеральный центр в любой момент может забрать этот объект у муниципалитета. Как и сам муниципалитет могут упразднить.

Сведения об образовательной организации

администрирование

администрирование

Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.
Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Школа является юридическим лицом, открывает лицевой и иные счета.
Школа обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащим учредителю на правах собственности. Школа как юридическое лицо вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печати установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Права юридического лица у Школы в части ведения финансово – хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента её регистрации.

Право на ведение Школой образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают с момента выдачи лицензии (разрешения).

Школа имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации с момента её государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.

Медицинское обслуживание обучающихся в Школе обеспечивается медицинским работником, который закреплён органом здравоохранения за Школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Школа предоставляет соответствующее помещение для работы медицинского персонала.

Организация питания обучающихся возлагается на Школу

В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно – политических и религиозных движений и организаций.

Читайте также: