Внедрение диагностической работы в деятельности доу обусловлено

Обновлено: 26.06.2024

Диагностика– деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

  • медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
  • психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
  • педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
  • управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

-диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами.

Реализация декларируемого в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе

Диагностическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Одной из наиболее острых проблем диагностической работы в дошкольных образовательных учреждений является проблема методического обеспечения. Начиная с середины 80 – х годов ХХ века, резко возросло количество публикуемых диагностических методик, однако среди них лишь незначительное число является профессионально разработанными. Обладая недостаточной теоретической подготовленностью, работники дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения в выборе, приобретают и используют методики, происхождение и соответственно получаемые результаты которых являются сомнительными. Кроме того, увлекаясь процедурой обследования, в дошкольных образовательных учреждениях меньше внимания уделяют составлению рекомендаций по результатам, проведенной диагностики, ограничиваются только определением уровне

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза. При всей возможной банальности данного определения оно позволяет зафиксировать предполагаемый результат диагностики – диагноз.

Понятие диагноза (от греч. распознание) используется в различных областях знаний и сферах деятельности: в медицине (определение существа болезни и состояния больного на основании его всестороннего медицинского исследования), в биологии (научное описание основных признаков, характеризующих какую-либо систематическую группу растений или животных), в физике и др. (10, с.160).

В психологии диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (9, с. 104).

Далее под диагнозом будет пониматься описание и выяснение сущности особенностей изучаемого объекта.

Можно выделить как минимум три варианта целей диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.

Виды диагностической работы можно выделять по тому, кто её проводит, однако более целесообразным представляется выделение видов диагностической работы по её предмету. Если исходить из того, что объектом диагностики в дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка, то можно выделить следующие виды диагностики.

Медицинская (иногда ещё выделяется валеологическая) – предмет диагностики - состояние здоровья и физического развития ребенка. В проведении медицинской диагностики принимает участие медицинский и педагогический персонал.

Психологическая – предмет диагностики – психическое развитие ребёнка. В проведении психологической диагностики могут принимать участие все педагоги дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели, музыкальные руководители и другие узкие специалисты могут участвовать в сборе первичной информации о развитии детей с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик. Особенно это важно, когда в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог-психолог. В этом случае психологическая диагностика может и должна проводиться воспитателями в профилактических целях с последующей консультацией в районных или городских психологических центрах.

Педагогическая – предмет диагностики – освоение ребёнком образовательной программы. Особенностями данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа..

Необходимое условие реализации основной образовательной программы, разработанной в ДОУ, включая дополнительные парциальные программы, - проверка результатов проведения педагогами образовательной работы с детьми. С целью определения степени освоения программы, выявления изменений в развитии, эффективности педагогической деятельности, построения дальнейшей работы по результатам проводится педагогическая диагностика (мониторинг) воспитанников в начале, середине и в конце учебного года.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено:

• Мониторингом эффективности выполнения конкретной реализуемой образовательной программы;

• Реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально-психологических особенностей детей, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозировании дальнейшего развития;

• Определением эффективности педагогического воздействия, а также профессиональной компетентности педагогов;

• Необходимостью планировать основные направления деятельности на следующий учебный год, внесением коррективы в методическую работу ДОУ;

• Получением реалистической картины уровня подготовленности детей к школе, объёма усвоенной в период дошкольного детства информации, степенью её применения в репродуктивной и творческой деятельности.

В нашем дошкольном учреждении сложилась и реализуется следующая система диагностических мероприятий:

Мониторинг здоровья дошкольников проводится медицинским персоналом детского сада, инструктором физической культуры. На основании полученных результатов составляются листы здоровья на все возрастные группы, с индивидуальными рекомендациями на каждого ребёнка.

Данная работа позволяет педагогам строить личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребенком, учитывая особенности его развития и состояние здоровья.

Мониторинг течения адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение детей.

В детском саду разработаны и апробированы адаптационные листы, которые позволяют объективно оценить период адаптации ребёнка по степени тяжести.

Диагностическое обследование детей пятилетнего возраста.

Мониторинг позволяет своевременно выявить нарушения в речевом развитии, в эмоционально-волевой сфере, в развитии мелкой моторики и движений. Выявленные нарушения корректируются педагогами, в случае необходимости родителям предлагается обратиться за консультацией к специалистам.

В середине года в первых младших группах ДОУ проводится диагностическое обследование сенсорного развития детей.

В ходе проверки диагностируется освоение малышами сенсорных эталонов: величины, формы, цвета. Диагностическое обследование организуется в форме подгрупповых занятий. В обследовании принимает участие старший воспитатель и воспитатели групп. На основании полученных результатов планируется и ведется индивидуальная работа с детьми.

Выпускникам предлагаются задания, которые позволяют оценить готовность ребенка к школе по следующим показателям: память, внимание, мышление, математика, готовность руки к письму, развитие речи, воображения и знания об окружающем мире. Мониторинг помогает определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Комплекс диагностических заданий позволяет педагогам проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом.

Обследование проводится два раза в год воспитателями групп и старшим воспитателем. В детском саду разработаны диагностические материалы для каждого возраста. Они включают: диагностические карты по всем разделам программы, дидактические игры, упражнения, вопросы, критерии оценки.

Проводятся старшим воспитателем в начале и конце учебного года и по ним делаются выводы об эффективности работы педагогического коллектива.

Методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков осуществляют старшие воспитатели дошкольного учреждения.

Для разработки и апробации диагностических материалов в ДОУ была создана творческая группа.

Перед началом работы педагоги заново подробно изучили реализуемую в дошкольном учреждении программу, был составлен алгоритм работы творческой группы. Данный алгоритм подходит для всех вариативных программ:

1 этап – выборка задач из намеченного раздела программы, по каждой возрастной группе.

Но при этом нужно учитывать, что если взять каждую задачу за критерий, то получите огромное количество критериев, а их должно быть 5 – 10 (в зависимости от возраста детей) не больше по каждому разделу программы.

Поэтому из большого количества критериев выбираются те, что являются наиболее сложными для освоения или являются более актуальными на этом возрастном этапе; критерии, позволяющие соблюсти временные условия выполнения диагностических заданий (20 – 30 минут).

Отобранные критерии записываются на отдельном листе.

2 этап – формулировка заданий по выбранным критериям.

Формулировки должны быть чёткими и понятными для детей; учитывающими уровень развития мелкой моторики; временные условия выполнения всех диагностических заданий.

3 этап – подбор стимульного материала.

Материал подбирается на каждого ребёнка, соответственно уровню развития детей данной возрастной группы.

5 этап – анализ установленных авторами программы уровней освоения детьми программного материала; определить сумму баллов, соответствующих высокому, среднему и низкому уровням освоения программы.

6 этап – разработка оценочных листов, в которых будут фиксироваться баллы, набранные ребёнком.

Обработка результатов диагностики происходит следующим образом. Воспитатели (специалисты) фиксируют результаты выполнения детьми каждого из заданий, затем баллы суммируются, по сумме баллов определяется уровень освоения ребенком диагностируемого раздела программы.

Воспитатель заполняет диагностическую таблицу в соответствии с инструкцией по её заполнению.

Таблицы, по окончанию диагностики, передаются старшему воспитателю. Старший воспитатель составляет сводную таблицу результатов диагностического обследования по всему дошкольному учреждению.

Квалифицированно проведенный анализ результата работы за учебный год позволяет правильно определить основные направления деятельности на следующий учебный год, проследить за динамикой продвижения каждого ребенка в освоении реализуемой в ДОУ программы, внести коррективы в работу педагогов и специалистов.

Диагностика развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, будучи включены в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая.

Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования Современное дошкольное образование важнейшей своей задачей считает полноценное развитие ребенка. Решение данной задачи требует поиска наиболее.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования Аннотация. Статья посвящена серьёзной проблеме - создание ситуации успеха в обучении и воспитании учащихся школ, студентов. Представлены.

Свободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольников

Свободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольников Дошкольное детство – время познания всего нового и жутко интересного! Уже с трехлетнего возраста малыш карабкается в самые труднодоступные.

1. Основополагающий организационный документ, регламентирующий работу ДОУ это. :
1) Законы РФ, ЧР “Об образовании”
2) Типовое положение о ДОУ
3) Устав ДОУ
4) Концепция дошкольного воспитания

2. Педагогический кабинет ДОУ - это:
1) постоянное рабочее место старшего воспитателя
2) место хранения дидактических пособий
3) “творческая лаборатория педагогического коллектива”
4) место демонстрации новинок методической литературы
Ответ:

3. Одной из профессиональных функцией ст. воспитателя детского сада при планировании (по Л. Поздняк, Н. Лященко) является:
1) регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
2) разработать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы
3) своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей
4) прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива

4. Внедрение диагностической работы в деятельности ДОУ обусловлено:
1) реализацией личностно - ориентированного подхода
2) тарифно-квалификационной характеристикой воспитателя
3) получением реалистичной картины уровня подготовленности к школе
4) все ответы верны

Аттестация и лицензирование ДОУ
[ссылка появится после проверки модератором]
Здесь форум об этом.

Читайте также: