Что помогло возродиться раскольникову кратко

Обновлено: 02.07.2024

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

- Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

- По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

-Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

- Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

- Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона ( я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет.

Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”.
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его тяжелом социальном положении. Молодой

человек живет не в комнате, а в “каморке”, которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом. Писатель всячески подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова, а также то, насколько тяжело все это переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.
Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали “большинства”. Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль.

теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.
Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: “тварей дрожащих” и “сильных личностей”. Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно.

На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей “болезненной” теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление “для себя одного”, чтобы “себя проверить”. Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он “не тварь дрожащая”.
Писатель показывает, что Раскольниковым руководит гордыня – один из самых страшных грехов в христианстве. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, манипулировать судьбами других людей.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления.

И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была и беременна, соответственно, герой убивает еще и ее неродившегося ребенка.
После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску.

Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: “Страдание – великая вещь”. Именно этой фразой и развенчивается теория “сверхчеловека”.

Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Такому кардинальному “перерождению” Раскольникова способствует его общение и любовь к нему Сонечки Мармеладовой. Эта героиня – полная противоположность Родиона. Она глубоко и истинно верующий человек, жизненную основу которой составляет смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории, Сонечка же переступила через себя ради других – она стала продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно Сонечка становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера – настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
Встает на путь возрождения и Раскольников. Этот путь долог и труден, однако мы понимаем, что с него герой уже не свернет. И гарантией этого служит любовь героя к Сонечке Мармеладовой, а также его собственная разбуженная совесть и нравственный закон, силу которого горой осознал и прочувствовал в полной мере.

Ксения Кочетова

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
Ответ неверный, т.к. объем меньше, чем нужно.
Ответ немного поверхностен, т.к. нужно еще упомянуть про раскаянье и веру.
Также есть ошибки.

Ксения Кочетова

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Все ваши ответы верны. Комментарий к работе: Экзаменуемый отвечает на центральный вопрос. Однако
его ответ поверхностен. Учащийся указывает, что спасением для
Раскольникова стала любовь, однако он не объясняет, что любовь в романе
Достоевского трактуется как чувство многогранное, в том числе речь идет о
любви христианской, к которой приблизила Раскольникова Соня
Мармеладова. В работе есть речевые ошибки. Объем ответа меньше нормы.

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

А за этот ответ на тот же вопрос дали 4 балла:
Раскольникову помогает воскреснуть к новой
жизни любовь и преданность Сони Мармеладовой, ее убежденность и
н
епоколебимая уверенность в истинности именно христианских ценностей:
Показать полностью.
любви к ближнему, самопожертвования ради близкого человека. Тот факт,
что Соня отправляется вместе с ним на каторгу, делит с ним все
трудности и лишения жизни в том суровом мире становитс
я причиной
того, что Раскольников поверил в искренность ее чувств. Более того, он
принимает ее ценности и отказывается от не дававших ему покоя идей.
Именно своими поступками и силой своих чувств Соня помогает
Раскольникову поверить, что именно христиански
е ценности помогают
человеку выжить в суровом и жестоком мире.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав­ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле­довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле­довать тайны души человека, осмелившегося про­лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание
  • преступление раскольникова наступает
  • воскрешение человека в раскольникове через любовь
  • когда возродился раскольников
  • преступление и наказание раскольников

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Свидания

Жалость к преступнику

Любовь и преданность

Пример 2

Достоевский пишет “Преступление и наказание” в особый период своей жизни. Он возвращается с каторги с новыми взглядами на мироустройство. Теперь это религиозный человек, который осуждает насилие любого уровня. Он выступает против революционных движений и уверен, что общество может стать лучше только через нравственное самосовершенствование каждого.

Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.

Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.

Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Читайте также: