Почему современные дети не хотят учиться в школе причины

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Почему дети не хотят учиться?

Распространенная ситуация – родители и учителя приходят в отчаянье из-за нежелания детей учиться в школе. Современные дети проявляют чудеса изобретательности, чтобы только не заниматься уроками. У них находится огромное количество очень важных занятий, ради которых выполнение домашнего задания и даже посещение школы откладывается на неопределенное время.

Проблема нежелания подростков учиться принимает массовый характер. Что же могут предпринять ответственные родители, чтобы все-таки заставить учиться современного школьника? Грамотная мотивация.

Подростку простой похвалы недостаточно. Для него наряду с мнением родителей важным становится мнение сверстников. А сверстники увлечены компьютерными играми, а не учебой. Чаще всего дети не желают учиться, потому этот процесс им кажется скучным.

Нежелание учиться связано с непониманием какого-нибудь предмета. Пропуск некоторого количества материала приводит к отставанию ученика. Возникает замкнутый круг: отсутствие успехов вызывает нежелание вообще что-либо делать, а отсутствие выполненных заданий приводит к получению негативных оценок.

Наказания – элемент мотивации. Без наказаний обойтись невозможно. Однако излишнее стремление не оставить без наказания ни единого промаха приводит к ситуации, когда ребенок ожесточается и скрывает реальное положение дел в школе от родителей. Громкие крики, угрозы, не заставят ученика проявлять больше усердия. Избыток наказаний способствует нарушению взаимопонимания между родителями и детьми.

Главное помочь ученику отпустить сопротивление, оно мешает ему следовать хорошим намерениям, даже когда они направлены для его же блага. Учитель, напротив, обладает большей силой и большей эмоциональной устойчивостью и стойкостью.

Хотя сопротивление ученика – штука хитрая и коварная. Это одна из главных причин, почему учащийся не делает то, что хочет преподаватель. Если учитель директивно указывает ученику, что делать, это серьёзный повод для сопротивления. Оно возникает у ребёнка даже в том случае, если он готов сделать то, что ему советует учитель.

Гейл Двоскин в своей книге "Метод Седоны" Пишет, что сопротивление губительно, неэффективно и вредно; более того, его действие происходит постоянно, ведь мы живем под гнетом "должны", "обязаны" и "следует". Повелительное наклонение вызывает стойкое сопротивление. А если попробовать заменить его на сослагательное наклонение.

Сослагательное наклонение – особая форма глагольного наклонения выражающее отношение возможного, предположительного, желательного или описываемого действия. От повелительного наклонения сослагательное отличается тем, что выражает намерение, осуществление которого является зависящим от известных определенных обстоятельств.

Далее Г. Двоскин пишет, что когда человек слышит, что должен или обязан сделать то, что он чувствует при этом? " Ни за что! Не указывайте мне, что делать!" То же происходит, когда мы заставляем самого себя. Если я приказываю себе: "Я должен работать над своим проектом", что происходит? Скорее всего следующее: "Не уверен, что должен". Или если вы хотите избавиться от вредной привычки и говорите себе: "Не стоит больше этого делать", то привычка укрепится у вас сильнее. Такова природа нашего разума. Тем более нам не нравиться выслушивать чужие указы. И тем не менее мы продолжаем давить и себя и других, а затем удивляемся, почему так мерзко себя чувствуем и не добиваемся ни каких результатов!

Сопротивление проявляется в различных формах, многие из них трудно распознать. Главное освободиться от сопротивления.

* Просите, а не указывайте.

Что происходит, когда кто-то указывает нам, что делать. Моментально нарастает сопротивление. И наоборот, наши приказы порождают сопротивление окружающих. Вместо того, чтобы указывать или приказывать, просите. Двоскин настоятельно советует общаться в таком же духе и с собой, это развивает внутреннее сотрудничество и ослабляет внутреннее сопротивление.

Очень часто причиной неуспеваемости в школе является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в социально неблагополучных семьях или там, где родители в раннем детстве не уделяют должного внимания воспитанию и развитию ребенка. Можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Такие дети с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, детьми улицы. Корни детского нежелания учиться лежат в семье, в дошкольном детстве.

Важной составляющей мотивации ученика является возможность выбора.

Что можно выбирать?

Темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания

Самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению,

Способ сдачи пройденных тем,

Наконец , на какой парте и с кем сидеть…

Можно вместе с учениками обсудить, как они хотят проходить данное литературное произведение — читать и писать сочинение или изложение, или поставить спектакль, или подготовиться к дебатам (учитель литературы знает варианты).

Можно дать много задач, чтобы ученики сами выбирали для решения любые из них.

Другой важной составляющей мотивации является формирование уверенности ученика.

Снять напряжение перед контрольной можно таким способом: попросить ребят изо всех сил сжать кулаки, напрячь мышцы, сжать зубы, а затем – расслабить все мышцы, опустить голову вниз и разжать пальцы. Дети почувствуют покой и уверенность – можно приступать к трудной работе. Все будет в порядке, по крайней мере у большинства. (С трудными нужно работать по особой методике.)

Существуют довольно интересные методики, направленные на самостоятельную мотивацию учащихся.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

На доске записана тема урока.

Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Умение ставить цель!

Учителю важно научить ученика ставить цель.

определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Мотивация студентов Гарварда!

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.

3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания вечна.

4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.

5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?

6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.

7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.

8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.

12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.

15. Не попотеешь, не заработаешь.

И еще: ВАЖНО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЦЕНИТЬ В Р Е М Я

Представь, что каждый день ты получаешь в банке 86.400 . Причем потратить деньги ты можешь только в этот день, а перенести покупки на завтра уже нельзя. Что же ты будешь делать в таком случае? Конечно же, скорее тратить эти деньги! У каждого из нас в жизни есть такой банк и он называется ВРЕМЯ.

Каждое утро он выдает тебе 86.400 секунд. И каждый вечер он подводит итог, несмотря на то, что ты уже сделал или не успел сделать.

* Если хочешь узнать, что такое год, спроси об этом у солдата срочной службы, который провалил поступление в институт.

* Если хочешь узнать, что такое месяц, спроси у женщины, которая ждет ребенка.

* Если хочешь узнать, что такое неделя, спроси об этом у редактора еженедельной газеты.

* Если хочешь узнать, что такое час, спроси у влюбленных, которые ждут встречи.

* Если хочешь узнать, что такое минута, спроси у человека, который опоздал на поезд.

* Если хочешь узнать, что такое секунда, спроси у человека, который чудом избежал аварии.

* Если хочешь узнать, что такое миллисекунда, спроси у спортсмена, получившего серебряную медаль на Олимпийских играх, вместо золотой.

Каждый день ты получаешь 86.400 секунд. И вечером этого дня, они пропадают. Зря или нет – зависит только от тебя. Вчера – это история, а завтра – это неизвестность. Сегодня – это настоящее!

Психологи отмечают следующие возможные причины нежелания ребенка заниматься учебой.

1. Родители определяют ребенка в класс для детей с высоким уровнем развития или углублённым изучением какого-либо предмета, не обращая внимания на реальные возможности и уровень развития ребёнка. Слишком сложные задания отбивают охоту заниматься учебой вообще.

2. Желание учиться у школьников пропадает, когда в усвоении предметов у ребенка появились пробелы. Они могут возникнуть в связи с длительной болезнью или пропуском занятий по какой-то другой причине. Возникает также нежелание учиться у детей в период, когда они из младших классов переходят в среднее звено. Для многих ребятишек – это большой стресс. Раньше их учила одна учительница, к которой ребенок привык, ему с ней было комфортно, а сейчас учителей много, все они разные, с разными требованиями, да и предметы появились новые.

Выход здесь может быть такой: родители должны очень внимательно наблюдать за учебным процессом в начале учебного года. Если возникает проблема с учебой, воспользоваться услугами репетитора или заниматься с ребенком дополнительно самим.

3. Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения подчиняться правилам и требованиям в школе. Это бывает в семьях, где один ребенок, и вокруг него всегда много любящих его людей, которые привыкли исполнять любое его желание. В школе ситуация другая. Там ваш ребенок – один из многих. Никто не будет постоянно концентрировать внимание на нем одном. Требования, предъявляемые в школе, одни для всех и выполнять их должен каждый ученик.

Родителям в таких случаях нужно трезво посмотреть на ситуацию, понять, что для того, чтобы ваш обожаемый ребенок адаптировался в коллективе, нужно самим менять стиль воспитания в семье.

6. Снижению заинтересованности к учебе способствует излишняя критичность родителей к своим детям. Если ребенку постоянно твердить, что он хуже всех, что ничего у него не получается, он неуч и т. д., согласитесь, даже у взрослого человека это может вызвать желание бросить все и ничего не делать.

Независимо от причины, родителям не следует упрекать, угрожать, наказывать или сравнивать своего ребенка с другими детьми. Нужно пытаться разобраться в возникшей проблеме, научиться слушать и слышать своего ребенка, быть с ним абсолютно искренним, стараться всячески укреплять его веру в свои силы.

Подросток не хочет учиться

hello_html_m389ed4ae.jpg

Причины нежелания учиться у подростков

Многие родители, воспитывающие подростков, задаются вопросом, почему они не хотят учиться. Причин такого отношения к школе может быть множество, некоторые из них мы сейчас рассмотрим:

Подросток не хочет учиться, потому что не видит в этом смысла .

Совет: В таком случае нужно как можно чаще показывать на доступных примерах, что знания и образование делают жизнь увлекательнее и интереснее, расширяя границы и открывая новые горизонты.

У подростка нет желания учиться из-за того, что ему неинтересно .

Совет: Для одаренного ребенка нужно создать оптимальные условия для его развития: смените обычную школу на специализированную, где он будут полностью загружен. Поговорите с учителем про поднятие мотивации – участие в олимпиадах, школьных викторинах. Подумайте над вопросом, не как заставить подростка учиться, а как сделать так, чтоб он сам с удовольствием тянулся к знаниям.

3. Подросток не хочет учиться из-за конфликтов в школе . Конфликт может возникнуть по многим причинам: переход в новую школу, неудавшаяся попытка завоевать лидерство, противоречия с учителем.

Как мотивировать подростка на учебу?

Чтобы повысить мотивацию подростка к учебе, родителям необходимо следовать правилам:

никогда не сравнивайте своего ребенка со сверстниками, которые добиваются бόльших успехов, особенно, если кто-то из одноклассников вызывает у вашего сына/дочери антипатию;

никогда не ругайте в присутствии подростка школу и учителей, потому что таким

hello_html_224fb3a3.jpg

образом вы подавляете авторитет и только усиливаете нежелание учиться;

акцентируйте внимание на хороших поступках подростка, хвалите его и меньше указывайте на недостатки;

не рассказывайте подростку негативных примеров о том, то может быть, если он/она будут плохо учиться – лучше окажите подростку поддержку и оптимистично стройте вместе планы;

не давите на подростка, вызывая у него чувство вины и жалости – это прямой путь к замкнутости, лучше расскажите положительные примеры о том, кто благодаря школе много добился в жизни.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что если подросток не хочет учиться, то первое, что нужно сделать, это выяснить причину такого поведения. Ваша поддержка и любовь обязательно помогут ребенку переосмыслить ситуацию и принять правильное решение.


Главный парадокс современного образования заключается в том, что оно стало благом, которого были лишены многие поколения, и при этом благом обязательным — от него нельзя отказаться. Этот парадокс изначально задает амбивалентное отношение современных детей к школе как к обязательству и даже тюрьме. Из этой амбивалентности нам надо исходить в стремлении убедить ребёнка в том, что школа есть благо, дающее массу замечательных возможностей для роста, развития и успешного существования в мире.

Наши школы вступили в период невиданного ранее снижения уровня продуктивной учебной мотивации. Несмотря на значительные усилия учителей, родителей и общества в целом, современные российские подростки демонстрируют достаточно невысокие результаты в PISA, ЕГЭ и других тестах — при хороших стартовых показателях и высоких достижениях отдельных детей. Причины: демотивация и незнание учителями и родителями законов её поддержания.

Российские школы должны перейти к использованию психолого-педагогических знаний и закономерностей, описывающих продуктивный учебный процесс и законы функционирования мотивации. Пока мы пользовались в основном экономическими моделями развития в образовании, достаточно поверхностно и формально повторяя западный опыт. Например, введённый у нас ЕГЭ очень похож на существующие в США SAT и ACT, но последние можно сдавать несколько раз, а результаты известны задолго до поступления в вуз. Кроме того, тест можно неоднократно пересдавать, предъявив лучшие результаты. Наконец, эти баллы не являются единственным основанием для приёма в вуз. Это придает данному мероприятию более гибкий психологический смысл.

С экономической точки зрения ясно, что чем выше зарплата учителей, тем больше их желание хорошо работать, тем лучше качество труда, и эта связь линейная. Следовательно, надо уповать на повышение уровня зарплат. В действительности повышение зарплаты не улучшает автоматически качество преподавания у малоквалифицированного учителя. Оно лишь в очень малой степени способствует привлечению компетентных специалистов, обеспечивая в основном страстное желание малоквалифицированных учителей не упустить высокий уровень оплаты и не лишиться места. Зарплата не может компенсировать условия труда, которые трудно охарактеризовать как лёгкие и благоприятные. Она также не может компенсировать стресс, вызываемый требованиями постоянно демонстрировать высокие достижения, неясно каким образом достигаемые. Кстати, лучшие образовательные системы мира не отличаются высоким уровнем зарплат учителей.

Особое внимание уделяется формальным достижениям, которые можно легко измерить, — это ГИА, ЕГЭ, победы на олимпиадах. Но при этом игнорируются процессы, ведущие к этим продуктивным достижениям. Отсутствие рефлексии этих процессов приводит к тому, что лишь очень небольшая часть детей, называемых одарёнными, получает доступ к качественному образованию и учителям с высоким уровнем подготовки. Между тем другие школьники продолжают скучать и впустую тратить время на неинтересных и откровенно слабых уроках.

Наши школы продолжают опираться на тактики стимулирования учебной мотивации, которые с точки зрения современного научного знания о мотивации представляют собой мифы:

Известно, что удовлетворённость школой, учебная самооценка и академические достижения существенно выше, если в мотивационном профиле ребёнка выражена внутренняя мотивация — интерес к учебному процессу и осознание его важности и ценности (т. н. автономная мотивация).

Психологические исследования показывают, что, если отношения с учителем носят позитивный и надёжный характер, ребёнок растет оптимистом, проявляет креативность, участвует в жизни общества и заботится о других людях. Результаты, недавно полученные нашей исследовательской группой, свидетельствуют также и о том, что отношения с учителем оказывают существенное влияние на внутреннюю учёбную мотивацию школьников, желание учиться. И этот вклад значительно важнее используемой учителем педагогической технологии. Следовательно, при подготовке учителя важно не ограничиваться обучением подобным технологиям. Не меньшего внимания заслуживает психологическая подготовка учителей, которая позволила бы им сознательно выстраивать позитивные и продуктивные отношения с учащимися, ведущие к поддержанию внутренней мотивации, самооценки и благополучия [1].


[1] Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 3. С. 32−42. doi:10.17 759/pse.2 019 240 303.

[2] Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7−60.


Почему дети оттягивают домашку на последний момент, не хотят идти в школу, ленятся, прогуливают уроки? И как заставить ребенка учиться, если ничего не работает, — разбираемся в этой статье.

О чем эта статья:

Зачем нужна мотивация

Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.

А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.

Типы учебной мотивации

В широком смысле мотивация — это стремление к действию, к достижению цели. В психологии принято выделять внутреннюю и внешнюю мотивацию, а также положительную и отрицательную. Посмотрим, что это значит, когда мы говорим о школьниках.

Внутренняя мотивация — это когда хочется учиться потому, что нравится сам процесс, предмет и результат. Если школьник мотивирован изнутри, его не нужно заставлять делать уроки — он сам хочет заниматься и четко понимает, зачем ему это нужно.

Еще мотивация бывает:

положительная— если школьник ожидает награды за свои действия;

отрицательная— если ребенок действует, чтобы избежать наказания.

Внешняя или внутренняя — какая мотивация лучше

Разберемся на примерах:

Самая сильная из них — внутренняя положительная мотивация. Главная цель родителей — понять, как заинтересовать ребенка учебой настолько, чтобы ему нравился сам процесс познания.

Внешняя мотивация хоть и выглядит вредной (когда ребенок учится только лишь ради галочки), но на деле подкрепляет внутреннюю. Всем нам приятно получать признание своих успехов и положительную обратную связь — так мы понимаем, что все делаем правильно, и продолжаем делать еще. Поэтому роль оценок здесь хоть и не первостепенная, но все-таки и не бесполезная вовсе.

Она говорит, что одни дети учатся, потому что это доставляет им удовольствие, а другие — потому что понимают, как важна учеба для успеха в обществе. Оба мотива одинаково полезны.

Мотивация

Внешняя

Внутренняя

Почему ребенок не хочет учиться

Если очередной учебный год начинается с нежелания делать уроки, родителям стоит подумать не столько о том, как заставить ребенка заниматься, а почему ему в принципе не хочется это делать.

Вот что влияет на интерес к учебе:

Взаимоотношения с учителями— самый простой и очевидный фактор, который влияет на мотивацию. Иногда пара неосторожных слов на уроке может поселить в школьнике неуверенность, а затем и отвращение к предмету. Особенно опасна ситуация, когда у ребенка не только снизилась успеваемость, а появилось нежелание ходить в школу.

Конфликты в классе, буллинг— как и в предыдущем случае, такие ситуации требуют особого внимания и осторожного подхода. Чтобы разобраться в проблеме, читайте наш материал про зарубежный и российский опыт работы с травлей в школах.

Чрезмерная нагрузка— имеет место, если кроме школы у ребенка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, но все дело в балансе между отдыхом и активностями.

Директор школы Skysmart и заслуженный учитель России Тамара Натановна Эйдельман говорят о том, что делать родителям, если ребенок не хочет идти в школу, когда именно пропадает интерес к предмету и как быть в сложных ситуациях.

Как меняется мотивация в младшей и в старшей школах

Школьник может с одинаковым интересом относиться к учебе с первого до последнего класса, но в 7 и в 15 лет он делает это по разным причинам. Родителям стоит знать, какие мотивы преобладают у первоклашек, а какие — у подростков, чтобы точнее понимать, как заинтересовать ребенка учебой в конкретном возрасте.

Младшая школа

В младшей школе учебная мотивация почти всегда на высоте. Сказывается эффект новизны и престиж статуса первоклассника. В это время ребенку очень важны поощрения и похвала — успех здесь и сейчас, а отдаленные результаты труда его мало интересуют. Поэтому имеет смысл ставить перед ним небольшие близкие цели и обязательно хвалить за старания.

Планируя детский распорядок дня, родителям нужно помнить о том, что дети в этом возрасте еще не могут долго концентрировать внимание. Им нужно разнообразие, переключение, игра. Возможно, чтобы дома сделать уроки, понадобятся переменки. Только не стоит проводить их за телефоном или монитором компьютера — лучше подойдут в меру подвижные игры.

Младшая школа

Средняя школа

В к 6–7-му классу мотивация к учебе часто снижается. Школьная жизнь теряет свою новизну, зато на первый план выходит общение со сверстниками. Ребенок ищет свое место в коллективе, борется за определенный статус и очень чувствителен к критике. Взрослые — родители и учителя — больше не имеют авторитета по умолчанию, его нужно заново заслужить.

В это время для хорошей учебы важно, чтобы образование и интеллект ценились среди значимых для подростка людей. Другими словами, чтобы заставить ребенка заниматься, нужно сформировать вокруг него правильную среду. Кроме школы в этом помогут всевозможные образовательные курсы, клубы по интересам.

Средняя школа

Старшая школа

Старшие классы — время профессионального самоопределения, и будущая профессия может стать лучшим мотиватором к учебе. Обычно старшеклассники углубленно занимаются теми предметами, которые понадобятся им для поступления в вуз. Отметки тоже важны лишь как средство получить хороший аттестат и набрать нужное количество баллов. И если у ребенка нет планов на будущее, которые его вдохновляют, прогулы и плохие оценки весьма предсказуемы.

По советам психологов, именно в эту сторону стоит смотреть родителям, чтобы заставить ребенка учиться в школе не из-под палки. Говорите с ним о будущем, о выборе профессии, спрашивайте о мечтах, фантазируйте о том, что будет через 5 или 10 лет. Предложите написать письмо в будущее самому себе — это психологическая техника, которая помогает осознать свои желания и мечты.

В известной компании Mitsubishi новичкам рассказывают, на что они могут рассчитывать на каждой ступеньке карьерной лестницы и как попасть на эту ступень. Руководство Mitsubishi считает, что люди лучше работают, если знают свои перспективы и правила игры.

Топ-10 способов, как заставить ребенка учиться: советы психологов

    Помогите составить график занятий

Этот совет актуален не только для родителей первоклашек — подростки тоже устают из-за неправильного распорядка дня. Не требуйте от ребенка, чтобы он занялся уроками сразу, как только вернулся из школы. Обратите внимание, нет ли отвлекающих факторов. Например, громко работающего телевизора в той же комнате или шумных игр младших братьев и сестер.

Сложнее всего, если подросток часами зависает в онлайн-играх и соцсетях, чтобы не делать уроки. А потом делает все в последний момент, еще и ночью. Чтобы помочь ребенку делать все вовремя, воспользуйтесь методами борьбы с прокрастинацией.

Не каждый родитель готов рассказать, как использовать дифференциальное исчисление в быту, но для более простых вещей несложно найти примеры из жизни. Покажите во дворе крестоцветные и розоцветные растения, вместе разверните карту мира, вспомните о разной теплопроводности материалов, рассматривая горячую крышку от сковороды с холодной ручкой. Докажите ребенку, что школьные знания — это не только сухая теория, но и очень увлекательный мир вокруг нас.

Необязательно знать все тонкости обучения, но родителям будет полезно хотя бы примерно представлять, что происходит в школе, чтобы заставить ребенка учиться.

Даже с минимумом информации проще отвечать на вопросы, обсуждать с подростком его день в школе и даже правильно определять причину плохих оценок.

Не ожидайте полного успеха, чтобы похвалить ребенка, — отмечайте любое движение вперед. Причем речь не только о маленьких детях, но и о подростках. Обычно родители первоклассников так и поступают, отмечая каждую победу и старания ребенка, а вот к повзрослевшему школьнику относятся более критично. Между тем дети постарше тоже нуждаются в поддержке.

Высокий перфекционизм обычно сопровождает такая же высокая тревожность — из-за этого дети совершают нечаянные глупые ошибки. Не поднимайте планку до максимума даже для отличников. Второе или третье место на олимпиаде в школе или попросту четверка — это не повод расстраиваться или упрекать ребенка. А если он сам расстроен, успокойте его и скажите, что ошибки — это часть пути, они бывают у всех.

Именно в семье они должны видеть ценность знаний. Все мы чему-то учимся в своих профессиях — рассказывайте об этом ребенку, приводите примеры. Он должен знать, что обучение новому — неотъемлемая часть жизни.

Оптимальный вариант заинтересовать ребенка учебой — поддерживать его склонности. Помните, что нет неудачных профессий и хороший парикмахер ничуть не хуже хорошего юриста или врача.

Родители не выбирают друзей своим детям, но записать их на учебный курс или в кружок, где будут образованные, эрудированные люди, мы в силах. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок общался с профессионалами в той сфере, которая ему интересна. Общение с увлеченными людьми само по себе способствует развитию интереса к учебе, причем не только на отдельных уроках, но и в целом.

В современном менеджменте популярна техника постановки целей SMART — ее можно с полным правом перенести на обучение. Аббревиатура SMART рассказывает, какой должна быть цель, чтобы к ней было проще прийти:

  • specific— конкретизированная;
  • measurable— измеримая;
  • attainable— с четкими критериями достижения;
  • relevant— актуальная;
  • time-bound— с ограничением по времени.

SMART

Топ-5 главных ошибок родителей

Убедите ребенка в том, что основные предметы в школе на среднем уровне способны усвоить все — для этого нужно лишь терпение. Не стоит говорить, что ему просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы. Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.

Помните, что критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.

Сразу скажем: речь не идет об обещаниях купить велосипед или ноутбук за успешное окончание года. Мы говорим о другой практике: платить ребенку за каждую пятерку. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка?

Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.

Нет универсального метода, как заставить ребенка учиться, но есть много возможностей повысить его собственную мотивацию. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое, интересное.


Содержание:

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки


Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

Помощь

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Советы психолога

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.
  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Как приучить детей самостоятельно делать уроки

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Читайте также: