Обязательна ли проектная деятельность в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Hello everyone! С Вами Алекса и сегодня пофилософствуем на тему школьного образования, а также о предмете, который не так давно выделили в нашей школе. Если интересно, наливайте чаек и читайте пост дальше!)

📌Вообще, проектная деятельность существовала у нас и до 9 класса, но в те годы у нас не было её как отдельного предмета. С 5 по 8 класс школьники в нашем учебном заведении пишут 2 проекта— по технологии (вообще не знаю, зачем по ней что-то писать) и по любому предмету на выбор. В конце учебного года проекты защищаются на оценку, а в 9 и 11 классе (пишетсЯ 1 проект) оценка за него идёт в аттестат. В 9 классе вместо технологии появляется предмет "проектная деятельность", где нам подробнее рассказывают о смысле этой работы, выборе темы и под руководством преподавателя этого предмета и своего учителя-куратора мы должны его писать. Вся эта работа проводится в нашей школе для того, чтобы в колледже или университетах мы могли легко защищать дипломные работы и выступать перед аудиторией (с чем у меня адские проблемы) Когда я пришла в 5 класс и с обалдевшим взглядом смотрела на классного руководителя, когда она говорила про эти проекты, я считала, что вещь эта совсем не нужная и неправильная. Сейчас моё мнение об этом частично поменялось и я хотела бы поделиться им в этой статье) Итак, нужна ли в школах проектная деятельность и зачем?)

Но прежде чем, наконец, рассуждать и разъяснять свою позицию, я предлагаю Вам прочитать то, почему же я считала проектную деятельность не нужным.

У меня никогда не было особенно любимых предметов, но была маленькая симпатия к языкам, русскому и английскому. Но когда в 5 классе пришло время выбирать предмет для проекта и куратора, я посчитала, что выбирать проект по русскому —ерунда полная и вообще не серьёзно, нужно брать какую-нибудь историю или биологию. У меня не было понимания того, как креативить во время такой работы и включить в неё собственные интересы, поэтому мне приходилось делать все по готовому шаблону обычного реферата, ведь в 5 классе к нашим проектам не относились всерьёз, как и в 6-ом. Я не испытывала никакого желания делать эту работу, потому что тема и предмет не интересовали и я не знала, как по-другому подойти к работе. Но знаете, главное, что сейчас все совсем по-другому. Вышло так, что в 8 классе я все же выбрала проект, который мне интересен и это был первый раз, когда я написала проект в короткие сроки и он самой мне реально нравится.🤩С этим же куратором я решила работать и в этом году, ну а сейчас давайте поговорим о проектах в общем)

Как мне кажется, проекты предусмотрены для того, чтобы ученики смогли проявить себя , продемонстрировать свои способности в какой-либо сфере, возможно даже создать что-то новое. Конечно, не все дети вундеркинды и великие изобретатели, но ведь не обязательно создавать новые технологии, верно?) Можно создавать иллюстрации к литературным произведениям, показать через опыты какое-то физическое/химическое явление, которое очень необходимо в нашей жизни, написать сборник стихотворений или рассказать о блоге как современном жанре журналистики (часть моего проекта в прошлом учебном году) и это тоже будет для кого-то чем-то новым)) И все было бы вот так просто, если бы не требования к темам проекта:

  • Тема должна соответствовать склонностям автора
  • Основной текст достижим и постижим для автора (то есть, я должна писать то, что действительно знаю и то, о чем есть информация в интернете)
  • Тема должна быть выполнима, актуальна и оригинальна, общее название проекта должно содержать актуальную проблему (то есть, тема должна быть максимально острой в наше время, оригинальной, поэтому не прокатит брать проект по истории и рассказать там об истории Руси, потому что сейчас это не актуально и ты сам особо ничего не дополнишь,обо всем этом есть в любом учебнике)

И вот буквально со второго пункта весь смысл этой затеи немного теряется. Если весь материал есть в интернете, то что мне, собственно писать? А если я ничего не знаю дополнительного по теме, мне весь текст копировать из той же Википедии? Тогда это уже не проект, а плагиат называется)) Ну а с другой стороны, если взять тему, где материала в интернете будет негусто, то придется выкручиваться и добавлять что-то свое, а если сам ничего не знаешь, то вообще нужно будет тему менять. Мой проект по литературе в прошлом году назывался "Искусство написания статей в творческом блоге", мне хотелось рассказать о жанре статьи в современном мире, как это используют в творческих блогах и как подобное написать. Соответственно, мне нужно было углубиться в историю журналистики и блоггинга в целом. И если про журналистику материал я нашла, то про блоггинг его было совсем немного (совсем капля из истории, а дальше все было из сферы информатики и технологий), хотя сейчас это актуально , мне пришлось довольствоваться тем, что есть, а потом дополнять что-то из своих знаний. Вышло так, что примерно треть проекта я написала, основываясь на интернет-ресурсах, а еще 2/3- только на своих знаниях и опыте! Хоть я и не защищалась в прошлом году, но тем не менее, мой куратор была очень довольна моей работой)))

Стоит отметить, что также сложно найти именно актуальную тему для проекта. Проще всего в этом плане гуманитариям, тем, кто берет проекты по обществознанию, русскому/английскому языкам, литературе, ведь там проще найти то, что волнует общество здесь и сейчас, к примеру то, что сейчас люди стали забывать культуру нашего языка или в обществе все чаще ущемляют слабых, тех, кто не может за себя постоять. Тем, кого увлекают точные науки, придется попотеть сильнее над поиском инфоповода, ведь сейчас сложно представить, что может быть актуального в физике, например. Хотя, может те, кто ее понимают, знают) При этом "технарям" в разы проще придумать так называемый продукт проекта- обязательная часть работы, где ученик презентует результат своей письменной работы и тем самым решает актуальную проблему, описанную в работе. Таким школьникам можно представить в качестве проекта какой-то опыт, на основе которого будет что-то доказано, какой-то более простой способ решения уравнений и так далее. Ну а гуманитарии часто выкручиваются стендами и буклетами)) Мне в этом плане еще проще, в этом году я буду делать иллюстрации к литературному произведению и через них показывать то, насколько с ними проще читать и воспринимать литературный текст.

Также хочется сказать, что любой проект отнимает немало времени и сил, а если учитывать нагрузку в школах в наши дни, в особенности у старших классов, то когда же заниматься написанием текста, сбором информации, созданием продукта проекта и презентации для проекта? А если это 9 и 11 классы, то когда же готовиться к экзаменам? Порой не остается времени даже просто чтобы поесть, потому что в школе мы находимся большую часть дня, потом приходим домой и делаем уроки до позднего вечера, а у некоторых есть еще и художественная или музыкальная школа, спортивные секции и желание хотя бы часок отдохнуть! А если распыляться на все и сразу, можно перегореть, и тогда результата не будет вообще нигде.

Так нужны ли проекты в школах? Мне кажется, нужны , но стоило бы сделать это не обязательным пунктом в учебной деятельности, а по желанию, если кто-то действительно сможет рассказать что-то поистине интересное, ставить оценку за проект как дополнительную за предмет, по которому написана работа, и по желанию ученика, если проект действительно достойный, отправлять на конкурсы. Насколько я знаю, конкурсы по проектной деятельности действительно существуют по району и по краю (поправьте, если я ошиблась). Не стоит делать эту работу обязательной, ведь не у всех есть время помимо учебы на это, да и не у всех есть дополнительные знания в той или иной сфере. Если бы так было бы можно, в этом учебном году я не стала бы брать проект, потому что в 9 классе у меня сильно увеличилась учебная нагрузка и на мои увлечения под конец дня у меня порой не хватает сил. Вот уж не знаю, как буду писать проект в этом году, а надо.

А в Вашей школе пишут проекты?) Делитесь, считаете ли Вы эту работу необходимой и нравится ли Вам ее писать?)

Буду рада, если поставите 👍🏻 и подпишитесь на мой канал, инстаграм alexa_hudogzit и группу "Похудожим?" в ВК)


Всем доброй ночи! У меня возникло два вопроса:
1. Насколько обязательны проекты в начальных классах?
2. Имеет ли право учитель заставлять детей писать объяснительную (например, за несданную работу)?
Зы: нет, я не "яжемать", интересует юридическая сторона вопросов и нет с учителем поговорить не проще)))))


Интересно, а как должна выглядеть объяснительная, написанная первоклассником, раз учитель заставляет детей ее писать?
По теме не знаю, у нас был энтузиазм в первом классе-проекты с удовольствием делали и таких вопросов не возникало.
Правда если проекты относятся к домашнему заданию, тогда это наверное нарушение -сейчас в первых классах домашнего задания быть не должно.


Проекты пишут с 2 или 3 класса,защищают их.Среди своей параллели.Комиссия там и все такое)по взрослому.Все достаточно строго.Но по желанию учеников,не хочешь не защищай.Насколько я поняла,вы про проекты с внеурочки-УСП(учусь создавать проект),внеурочка не может быть обязаловкой .У нас в классе пишут,проблем нет,Есть кто не ходит на УСП,тот и не пишет.Писать ученику объяснительную в началке?)что он там напишет интересно.



поговорите с завучем или директором,если с учителем нет взаимопонимания.Они вам точно ответят на все ваши вопросы)


Вроде бы было не обязательно.
Но как мама я бы прикрыла объяснительной, если ребенок не хочет. Это проще, чем качать права,нервов для ребенка меньше
Набросать шаблончик или от мамы передать готовую. Хотя проекты веселее делать.


Вот как раз проекты обязательно. Именно юридически - ФГОС НОО. Но учитель учить этому должен, а не просто задавать делать.



Насколько я поняла,вы про проекты с внеурочки-УСП(учусь создавать проект),внеурочка не может быть обязаловкой .У нас в классе пишут,проблем нет,Есть кто не ходит на УСП,тот и не пишет



это вообще что-то новенькое :omg: некоторым учителям бонусы за проекты детейродиетелей совсем голову вскружили?((


Вот у нас в 35 сказали так,выбирайте тему и вперед.
а как что и почему учитель даже не объясняет детям.3 класс.


Во 2 классе делали, сейчас в третьем делаем (ну Родители делают, а сын доклад учит), плюс обязательная презентация в PowerPoint. и это все как бы обязательно ((((


Мой на уроке просто не достал свой проект, в дневнике учительница написала, что не готов и подпись, без оценки. Учительнице показывала я проект, была договорённость, что позже ребёнок расскажет, но так пока и носит в портфеле, уже или не актуально или забыла учительница, спрошу кстати сегодня. То есть в нашем случае не принципиально и не строго, второй класс. В первом классе проектов не было, только участие в конкурсах по желанию




Точно не обязательно, нам сказала сделать всем, но по итогу на конкурс среди началки пошли только двое-они и сделали. На вопрос родителей-обязательно ли? Ответила, что попробовать детям всё равно нужно, чтоб понимали, что это такое. Но учитель так-то должен помогать, а не просто сказать сделать. 2 класс



У нас тоже вроде как бы обязательно. Конечно если не сделаешь, то ничего с тобой не будет. Но вот я не могу взять и забить и сказать ребенку, что не будем делать проект. Раз учитель сказал, надо, значит будем делать. Если сейчас разрешу не слушать учителя, и не выполнять дз, то дальше что будет.


Точно не обязательно, нам сказала сделать всем, но по итогу на конкурс среди началки пошли только двое-они и сделали.

На конкурс - по желанию.
А вот в рамках учебного процесса, например, по окружающему миру - проектные задания есть прямо в рабочих тетрадях, не учитель их придумывает. Но сначала - научить детей, как выполнять проект.


У меня сын в 3 кл.объяснительную писал, и не он один. Сейчас он на 1 курсе, вспоминает началку по доброму)) Перед выпускным у них был последний урок с первой учительницей, дак там она зачитывала их объяснительные, бережно сохранённые, - весь класс хохотал, и сын в первую очепедь))




На основании ст 51 Конституции РФ никто не может заставить писать ничего против себя. Тем более несовершеннолетнего


Нашим тоже задали на дом - сделать проект по Окруж. миру. Да и вообще домашки много. На той неделе как-то задали по русскому 6 страниц в рабочей тетради, и по математике 4 страницы, + стих наизусть по литературному чтению. 1 класс.


Самая нелюбимая часть школьной программы - это проекты. Никому не нужная обязаловка. Объяснительных никогда не было, а проекты в обязательном порядке со 2 класса и по 10 включительно.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.



Странно,проекты с 2 класса защищают,мб у вас просто не ходит на этот предмет.Или не хочет писать,защищать.Просто вы даже не знаете об УСП.

проекты в начальной школе

Счастливы те родители, которым в 1 классе проекты не задавали. Не в том далёком, их собственном первом классе, а сейчас, когда дети в школу пошли. Пошли и… вдруг оказывается, что малыши, не умеющие даже читать, должны еженедельно сдавать проектные работы, оформленные по всем правилам для научных трудов. А должны ли?

Тем не менее, есть масса педагогических публикаций о пользе проектной деятельности для младшеклассников и об её организации – но силами учителя и с использованием средств, имеющихся в школе.

" Однако гладко пишут на бумаге. А в реальности как?

Что же делать, как же быть, как с проектами дружить?

Проще всего подружиться с учителем. Хотя бы спокойно выяснить его требования по проектным работам: какой объём, как следует оформить, какие обязательные составляющие (иллюстрации, описания, время реализации, цели, выводы и т.п.), какие критерии оценки. Исходя из требований, подготовить вместе с ребёнком шаблон, который подойдёт на все будущие проектные работы.

" На первых порах расскажите малышу, как искать информацию – в интернете и в книгах. Научите не хватать первую попавшуюся статью из Википедии (так сделают все одноклассники), а выбирать материал, написанный понятными ему словами. Так или иначе, а учить ребёнка поиску в интернете и критическому выбору разумного зерна из огромной интернет-кучи всё равно придётся – и это задача не только учителя, но и любого ответственного родителя. Возможно, вы не желаете, чтобы малыш погружался во всемирную паутину уже в первом классе? Тогда путь в библиотеку, хотя бы в школьную.

Даже если вам проще самостоятельно накидать текст, доверьте ребёнку визуальное оформление – сделать рамочки на слайдах, выбрать шрифты для заголовков, наклеить иллюстрации (если работа сдаётся в бумажном виде). Пусть оно будет не высокохудожественным, зато выполнено самим школьником, чтобы в следующий раз родитель минимально касался этой части.

" Имея на руках готовую работу, убедитесь, что ваш ребёнок понимает весь текст и может пересказать суть своими словами. Мудрый учитель оценит, если ученик сумеет представить проект, даже подготовленный мамой (дай бог всем нам мудрых учителей!).

Если же такое участие в обучении ребёнка не выписывается в ваш семейный уклад, есть вариант пообщаться с администрацией школы насчёт соответствия проектной деятельности ФГОСам для начальных классов. Возможно, это решит проблему всего класса. Хотите взяться за такой проект?

проекты в начальной школе

А если взглянуть c иной точки зрения?

Что должна дать ребёнку проектная деятельность при её адекватной организации?

Она нужна, чтобы школьник учился самостоятельно (!) ставить цель и добиваться её, организовывать свою деятельность (планировать и следовать плану), искать подходящие решения, выбирать материалы, оформлять работу и представлять её аудитории. И заодно получать знания по теме проекта.

" В проектах важен не столько результат, сколько процесс, этапы которого будут применяться впоследствии в различных жизненных ситуациях.

А чтобы человек в будущем действовал самостоятельно, его, конечно, надо научить. Хорошо, когда учитель полностью организует обучение проектной деятельности. Но так бывает не всегда. Собственно, это в интересах родителя – помочь ребёнку на начальном этапе: подготовить шаблоны, показать волшебные кнопки в программе, сориентировать на самостоятельный поиск материалов и исполнение работы. И конечно, поддерживать и подбадривать, положительно оценивать его старания. Это как учить кататься на велосипеде – сначала показывать, как нажимаются педали, и придерживать руль, а затем отпускать в путь.

По рассказам опытных мам, проектная нервотрёпка в началке проходит (вместе с началкой), и на выходе у детей всё же остаются навыки, которыми они уже пользуются самостоятельно в средней школе. Желаем вашей семье выбрать наименее затратный способ для реализации проектов и пройти этот путь с оптимальными для всех вас результатами.


Школа Другие статьи автора


Как только проблема сформулирована, необходимо обозначить цель проекта: что может послужить ответом на мой вопрос. Затем в общих чертах описать ожидаемый результат, сформулировать задачи, которые приблизят меня к цели. Для каждой из задач назначается время выполнения с датами, таким образом мы получаем план действий. Как только все задачи будут выполнены, мы получим результат — подготовленный проект.

Скажите, на каком уроке ребенок может самостоятельно спланировать и выполнить важную для себя работу и получить опыт, который еще не раз пригодится ему в разных жизненных ситуациях? Такой возможности нет, поскольку большую часть времени в школе он занят учебной деятельностью, цели и задачи которой формулирует учитель. Учитель обеспечивает ресурсами, предлагает инструменты, планирует время и помогает достичь результата.

Проект создается в ситуации дефицитов и предполагает вызов, ответить на который ребенок должен самостоятельно. Именно поэтому нет для него деятельности сложнее, чем проектная. И ничто другое не способно заменить ее полностью в сложившейся школьной системе.


1. Проблематизация. Если не выявлена проблема, то и проект делать нет смысла. Но иногда выявить реальную проблему не так-то просто. Нужно понять, чья это проблема? То есть определить целевую аудиторию. Важно помнить, что потенциальное решение должно быть под силу работающему над проектом ребенку (или школьной команде).

2. Поиск решения. Прежде чем бежать создавать новый продукт, стоит проверить, существуют ли другие удобные и доступные способы решения проблемы вашей целевой аудитории. Нужно провести исследование, которое не похоже на научное. Это скорее исследование рынка, к которому прибегают маркетологи, социологи и бизнесмены.

3. Прототипирование. Это создание схематичного (упрощенного) варианта решения проблемы (продукта, услуги) и его тестирование на целевой аудитории проекта. Если вы решили сделать сайт про экологические проблемы Подмосковья, не спешите сразу покупать домен, нанимать программистов и дизайнеров. Сначала можно сделать простой прототип с помощью бесплатного конструктора, набросать основные рубрики, написать пару текстов и показать его заинтересованным сторонам. Наверняка, они что-то добавят или попросят убрать. И заодно увидят прообраз будущего продукта.

4. Планирование действий. На этом этапе у вас есть уже довольно полное представление о том продукте/решении проблемы, которое нужно вашей аудитории. С этого момента можно составлять план действий и выставлять себе сроки.

5. Практическая реализация проекта. Это время для создания продукта согласно намеченному вами плану.

6. Презентация проекта. Обязательная публичная презентация вашего продукта с привлечением не только ваших одноклассников, но и экспертов и представителей целевой аудитории, ради которой вы этот проект делали.

В Павловской гимназии при построении проектно-исследовательской деятельности происходит смена ролей: ученики становятся направляющим вектором. Даже дети 4-7 лет участвуют в проектах, учащиеся начальной школы уже сами находят тему, уточняют цель, могут выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только хотят участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят темы для них.


Работа над проектом в начальной школе с учителем информатики и программирования Ириной Александровной Шейкиной.

Читайте также: