Проект по народному творчеству в детском саду младшая группа
Обновлено: 05.07.2024
Цель проекта знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности. Задачи проекта Обучающие - знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением - пробуждать интерес к русской народной культуре - познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров - познакомить с русским народным творчеством игры, хороводы, колядки, песни и др. - создать благоприятные условия для развития детей. Воспитательные воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей. Развивающие развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Принято на Педагогическом совете Утверждено:
Протокол № 1 от ____________ Заведующая МКДОУ
познавательной направленности для детей (3-5 лет)
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Срок реализации проекта 2 года
Составила: воспитатель Злобина Н.В
«Через красивое к человечному-
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён вернуть утерянные ценности.
Новизна заключается в том, что темы занятий проекта дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Разучивая новые потешки, заклички занятия будут посещать персонажи этих фольклорных произведений. Предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал расположен от простого к сложному.
Цель проекта: знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности.
- знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
- пробуждать интерес к русской народной культуре;
- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- создать благоприятные условия для развития детей.
воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.
развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.
Принципы реализации проекта
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русском быта.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.
Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.
Методы и виды деятельности в проведении занятий:
Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и виды деятельности:
рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта; рассматривание подлинных изделий народного искусства.
Практические и игровые методы:
использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; разыгрывание сценок и эпизодов сказок; использование пальчиковых игр и упражнений; хороводные игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для их выполнения.
Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать теоретические и практические занятия
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе должна быть организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры. По многим литературным произведениям видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.
Возраст и характеристика категорий детей
Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Для начала усвоения проектного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
Проект рассчитан на детей 3-5 лет.
Сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.
во второй младшей группе -10 минут
в средней группе – 15 минут
Условия необходимые для занятия
Личная заинтересованность педагога и детей.
Создание благоприятной атмосферы.
Достаточное количество наглядного материала и его разнообразие.
Планируемые результаты освоения.
-формирование словаря: использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, загадки, руские народные сказки) и с инициативы педагога использует их в речи; умение играть в народные подвижные игры (знает и умеет играть в 2-3 народные подвижные игры)
- формирование словаря; использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи); умение играть в народные подвижные игры (знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним), знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
Способы проверки результатов
Результативность, эффективность проекта можно выявить путем наблюдений в процессе самостоятельной деятельности; проводимого исследования (диагностическая карта педагога-приложение 1); анкетирования – родителей (приложение 2)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МК ДОУ Порошинский детский сад № 12
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МЛАДШАЯ ГРУППА № 2
Визитная карточка проекта
Место проведения :
МКДОУ «Порошинский детский сад №12
Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018
Авторы проекта:
Воспитатели младшей группы № 2:
Васильева Елена Геннадьевна
Кузова Алина Константиновна
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно – творческий
Тип проекта по количеству участников : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Ожидаемый результат:
Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.
Участники проекта
Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .
Актуальность и выбор темы
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.
2. Дать представление о народных игрушках
3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный
. составление и обсуждение поэтапного плана работы;
. постановка цели, задач, актуальность проекта;
. подбор методической, справочной и
художественной литературы по данной теме;
. подобрать фото и видиоматериалы;
. подбор необходимого оборудования и
пособий для практического обогащения
. Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность:
. Сюжетно- ролевые игры
. Дидактические игры:
пазлы на тему русских народных сказок .
. Подвижные игры и эстафеты
Учебно- познавательная деятельность:
. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы
Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов
. проведение с детьми группы тематических НОД:
Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.
беседы о быте и традициях древней руси.
Художественно – речевая деятельность
Взаимодействие с родителями
. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок
3 этап - Заключительный
. Подведение итогов работы
. Составление отчета о проекте
- Познакомились с русскими народным творчеством
- Расширение представления о народном искусстве
- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель: воспитать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Развивающие:
• развивать познавательную активность детей, через получение новых знаний о малой родине
• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу.
• развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи: Воспитывающие:
• воспитание бережного отношение к городу, природе, архитектурным памятникам.
• побуждение детей сохранять красоту города и края для будущих поколений.
Обучающие:
• На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
• формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.
• знакомство с достопримечательностями Мурманска, развитие желания как можно лучше узнать свой город.
• знакомство детей с символами государства.
Задачи по работе с родителями:
• Повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
• Способствовать становлению и сплочению детского коллектива. семьи, семейных традиций.
• Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта
Первый этап:
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями.
Второй этап:
Непосредственная организация проекта, проведение занятий и различных мероприятий, организация практической деятельности детей.
Третий этап:
Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап
Содержание деятельности
Сроки
Поисковый
Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.
Аналитический
Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов (музыкальный руководитель, логопед).
Анализируется информация, составляется алгоритм действий.
Практический
Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.
Реализуются основные совместные действия (чтение литературы, разучивание, изготовление, беседы, обсуждения, просмотры, участие в мероприятиях, занятиях и др.).
Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.
Презентационный
В обусловленный срок проводится представление продукта проектной деятельности.
Контрольный
Проводится коллективный анализ проекта (Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? и т.д.). Самооценка.
Организационные формы работы над проектом
Занятия
1.Водичка, водичка, умой мое личико.
2.Как у нашего кота…
1. Беседы, рассматривание иллюстраций, стихи
1.Пословицы и поговорки.
1.История русского народного костюма
Праздники и развлечения
1. Вечер загадок и отгадок
Народные игры и хороводы
3.У медведя во бору.
10.Как на наши именины
11. Матрешек русский хоровод
В течение года на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке.
Режимные моменты
Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи, умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки)
Работа с родителями
2.Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках: Пасха, Вербное воскресение, Новый год, Рождество, Зимние святки…
Совместная деятельность взрослых и детей
1.Совместные праздники и развлечения.
Рукоделие
1.Лепка народных игрушек из соленого теста
2.Роспись народных игрушек.
3.Поделки из природного материала.
В соответствии с сеткой занятий
Формы организации работы:
1 этап:
• Подбор методической и художественной литературы и др. материалов.
• Изготовление и подбор пособий (ложки, свистульки, шкатулки и т.д.).
• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).
• Разработка плана мероприятий.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап:
Работа с детьми:
• Организация занятий познавательного характера, организация двигательного режима.
• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с изображением русской природы, семейные фотографии, иллюстрации к стихотворениям и русским сказкам) .
• Подвижные и малоподвижные игры .
• Заучивание стихотворений и прибауток.
• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.
Работа с родителями:
• Беседа с родителями.
• Задания для совместной деятельности детей и родителей.
• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке к тематическим развлечениям.
• Помощь родителей в создании развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми материала о малой Родине.
3 этап:
• Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).
• Оформление наглядной информации для родителей.
Методы проекта:
Словесные:
Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном крае.
Чтение художественной литературы.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Методы стимулирования:
Совместная деятельность детей и родителей.
Наглядные:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков
Ознакомление с произведениями народного творчества
Игровые:
Практические:
Целевые прогулки и экскурсии.
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы, природы).
Предполагаемые итоги проекта:
• Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.
• Знакомство детей с родным городом и краем, его особенностями.
• Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, краю и близким.
• Физическое и духовное развитие детей.
• Повышение компетентности родителей в области нравственно- патриотического воспитания детей.
1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".
В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины , участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”
2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Читайте также: