Проект по народному творчеству в детском саду младшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Цель проекта знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности. Задачи проекта Обучающие - знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением - пробуждать интерес к русской народной культуре - познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров - познакомить с русским народным творчеством игры, хороводы, колядки, песни и др. - создать благоприятные условия для развития детей. Воспитательные воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей. Развивающие развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Принято на Педагогическом совете Утверждено:

Протокол № 1 от ____________ Заведующая МКДОУ

познавательной направленности для детей (3-5 лет)

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Срок реализации проекта 2 года

Составила: воспитатель Злобина Н.В

«Через красивое к человечному-

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён вернуть утерянные ценности.

Новизна заключается в том, что темы занятий проекта дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Разучивая новые потешки, заклички занятия будут посещать персонажи этих фольклорных произведений. Предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал расположен от простого к сложному.

Цель проекта: знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности.

- знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;

- пробуждать интерес к русской народной культуре;

- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;

- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

- создать благоприятные условия для развития детей.

воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.

развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;

способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Принципы реализации проекта

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русском быта.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.

Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.

Методы и виды деятельности в проведении занятий:

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и виды деятельности:

рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта; рассматривание подлинных изделий народного искусства.

Практические и игровые методы:

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; разыгрывание сценок и эпизодов сказок; использование пальчиковых игр и упражнений; хороводные игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для их выполнения.

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать теоретические и практические занятия

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе должна быть организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры. По многим литературным произведениям видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.

Возраст и характеристика категорий детей

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Для начала усвоения проектного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

Проект рассчитан на детей 3-5 лет.

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

во второй младшей группе -10 минут

в средней группе – 15 минут

Условия необходимые для занятия

Личная заинтересованность педагога и детей.

Создание благоприятной атмосферы.

Достаточное количество наглядного материала и его разнообразие.

Планируемые результаты освоения.

-формирование словаря: использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, загадки, руские народные сказки) и с инициативы педагога использует их в речи; умение играть в народные подвижные игры (знает и умеет играть в 2-3 народные подвижные игры)

- формирование словаря; использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи); умение играть в народные подвижные игры (знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним), знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.

Способы проверки результатов

Результативность, эффективность проекта можно выявить путем наблюдений в процессе самостоятельной деятельности; проводимого исследования (диагностическая карта педагога-приложение 1); анкетирования – родителей (приложение 2)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МК ДОУ Порошинский детский сад № 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

МЛАДШАЯ ГРУППА № 2

hello_html_3ef6a206.jpg

Визитная карточка проекта

Место проведения :

МКДОУ «Порошинский детский сад №12

Срок проведения: с 15.01.2018 по 25.01.2018

Авторы проекта:

Воспитатели младшей группы № 2:

Васильева Елена Геннадьевна

Кузова Алина Константиновна

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно – творческий

Тип проекта по количеству участников : групповой

Продолжительность проекта : краткосрочный

Ожидаемый результат:

Развивать интерес к народному творчеству , желание рисовать и лепить народную игрушку , слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.

Участники проекта

Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей .

Актуальность и выбор темы

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.

2. Дать представление о народных игрушках

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

. составление и обсуждение поэтапного плана работы;

. постановка цели, задач, актуальность проекта;

. подбор методической, справочной и

художественной литературы по данной теме;

. подобрать фото и видиоматериалы;

. подбор необходимого оборудования и

пособий для практического обогащения

. Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушак (матрешки, дымковская игрушка).

2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность:

. Сюжетно- ролевые игры

. Дидактические игры:

пазлы на тему русских народных сказок .

. Подвижные игры и эстафеты

Учебно- познавательная деятельность:

. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы

Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек . Альбомы народных промыслов

. проведение с детьми группы тематических НОД:

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.

беседы о быте и традициях древней руси.

Художественно – речевая деятельность

Взаимодействие с родителями

. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок

3 этап - Заключительный

. Подведение итогов работы

. Составление отчета о проекте

- Познакомились с русскими народным творчеством

- Расширение представления о народном искусстве

- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;

Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Цель: воспитать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

Развивающие:

• развивать познавательную активность детей, через получение новых знаний о малой родине

• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу.

• развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Задачи: Воспитывающие:

• воспитание бережного отношение к городу, природе, архитектурным памятникам.

• побуждение детей сохранять красоту города и края для будущих поколений.

Обучающие:

• На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;

• формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.

• знакомство с достопримечательностями Мурманска, развитие желания как можно лучше узнать свой город.

• знакомство детей с символами государства.

Задачи по работе с родителями:

• Повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

• Способствовать становлению и сплочению детского коллектива. семьи, семейных традиций.

• Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта

Первый этап:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями.

Второй этап:

Непосредственная организация проекта, проведение занятий и различных мероприятий, организация практической деятельности детей.

Третий этап:

Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.

Аналитический

Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов (музыкальный руководитель, логопед).

Анализируется информация, составляется алгоритм действий.

Практический

Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуются основные совместные действия (чтение литературы, разучивание, изготовление, беседы, обсуждения, просмотры, участие в мероприятиях, занятиях и др.).

Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.

Презентационный

В обусловленный срок проводится представление продукта проектной деятельности.

Контрольный

Проводится коллективный анализ проекта (Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? и т.д.). Самооценка.

Организационные формы работы над проектом

Занятия

1.Водичка, водичка, умой мое личико.

2.Как у нашего кота…

1. Беседы, рассматривание иллюстраций, стихи

1.Пословицы и поговорки.

1.История русского народного костюма

Праздники и развлечения

1. Вечер загадок и отгадок

Народные игры и хороводы

3.У медведя во бору.

10.Как на наши именины

11. Матрешек русский хоровод

В течение года на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке.

Режимные моменты

Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи, умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки)

Работа с родителями

2.Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках: Пасха, Вербное воскресение, Новый год, Рождество, Зимние святки…

Совместная деятельность взрослых и детей

1.Совместные праздники и развлечения.

Рукоделие

1.Лепка народных игрушек из соленого теста

2.Роспись народных игрушек.

3.Поделки из природного материала.

В соответствии с сеткой занятий

Формы организации работы:

1 этап:

• Подбор методической и художественной литературы и др. материалов.

• Изготовление и подбор пособий (ложки, свистульки, шкатулки и т.д.).

• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).

• Разработка плана мероприятий.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап:

Работа с детьми:

• Организация занятий познавательного характера, организация двигательного режима.

• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с изображением русской природы, семейные фотографии, иллюстрации к стихотворениям и русским сказкам) .

• Подвижные и малоподвижные игры .

• Заучивание стихотворений и прибауток.

• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

Работа с родителями:

• Беседа с родителями.

• Задания для совместной деятельности детей и родителей.

• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке к тематическим развлечениям.

• Помощь родителей в создании развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми материала о малой Родине.

3 этап:

• Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).

• Оформление наглядной информации для родителей.

Методы проекта:

Словесные:

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном крае.

Чтение художественной литературы.

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Методы стимулирования:

Совместная деятельность детей и родителей.

Наглядные:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков

Ознакомление с произведениями народного творчества

Игровые:

Практические:

Целевые прогулки и экскурсии.

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы, природы).

Предполагаемые итоги проекта:

• Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.

• Знакомство детей с родным городом и краем, его особенностями.

• Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, краю и близким.

• Физическое и духовное развитие детей.

• Повышение компетентности родителей в области нравственно- патриотического воспитания детей.


1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".




В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины , участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”




2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.







Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Читайте также: