Анализ заблудившийся трамвай кратко

Обновлено: 06.07.2024

История создания

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Жанр, направление и размер

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева. Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913. Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Средства художественной выразительности

Анализ Заблудившийся трамвай

Николай Гумилёв

Заблудившийся трамвай

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён…

Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, — конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце моё стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят — зеленная, — знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон…

Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковёр ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шёл представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий

И за мостом летит на меня,

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!

Краткий анализ произведения

После революции в России, которую так любил Гумилев, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная.

Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдопатриотизме.

Мне нравится 97

Известно, что в литературе трамвай — символ движения истории; а у Гумилева он становится символом русской революции. Гумилев действительно вскочил на подножку русской революции: в 1917 году его не было в России, но в 1918‑м он вернулся, хотя его отговаривали. В тот момент с пути революции уже невозможно было свернуть — как не может свернуть трамвай.

Трамвай провозит автора через три ключевых момента человеческой истории: через Неву, где совершилась Октябрьская революция, через Сену, где произошла Великая французская революция, и везет его к Нилу, где, начиная с бегства евреев из Египта, зародилась многовековая борьба против рабства.

Блок и Гумилев мало в чем похожи, но восприятие революции у них общее: революция — это гибель женщины, Прекрасной Дамы, Незнакомки, Катьки, Параши или Машеньки. Герой Гумилева пытается спасти возлюбленную и понимает, что обречен сам.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями.

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу.

Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые слышатся в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, так как символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удаётся.

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нём представлены невёселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно разностопным дольником. Н. Гумилёв использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

Мне нравится 33

Сочинение о стихе Заблудившийся трамвай

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано в 1919 году. Тема и основная мысль, которую Гумилёв хотел передать в стихотворении, определить однозначно трудно, это зависит от того, что в то время Гумилёв находился на пути творческого искания.

Даже тот факт, что стихотворение было написано совершенно нетипично акмеистов, так как в нем множество символов вызывает, фантастику ведь Гумилёв относился к писателям акмеистам, а не к символистам.

Первая строфа была написана во время прогулки, когда Гумилев шёл по мосту через Неву. Он увидел трамвай после этого он написал строку за строкой за очень короткое время. Сам Гумилёв был удивлен от этого, что и случай повлиял на него и он писал строки совершенно несвойственные ему ранее.

Сам поэт считал, что “Заблудившийся трамвай” магическое произведение его жизни. Тема стихотворения связана со временем, так как писать, употребляет предложение, заблудившийся в бездне времен.

Однако в произведении имеется подтекст, связанный с революционными событиями примеру “красной палач”, “мёртвые головы”.

Стихотворение состоит из пятнадцати строф.

Первая строфа описывает героев реальном мире, остальные строфы посвящены путешествию лирического героя на волшебном трамвае. К концу, стихотворение мы видим воспоминания о любви. Чувства, любови и грусти связаны с погружением лирического героя в память, находясь внутри блуждающего трамвая. Композиция стихотворения поделена на три части.

В первой мы видим, как лирический герой замечает летящий по небу трамвай и вступает на его подножку. Вторая часть связана с пребыванием героя в трамвае. Третья же часть посвящена воспоминаниям жизни и революции. Стихотворение наполнено различными метафорами.

Например, заблудившийся в бездне, кровью налитые буквы, летит трамвай, знакомый ветер. Присутствуют в произведении и эпитеты: огненные дорожки, пытливый взгляд, сладкий ветер.

Имеются сравнения “в рубашке с лицом как вымя”. Данные средства выразительности помогают Гумилёву создать таинственную, магическую атмосферу, что способствует погружению читателя в внутренний мир героя.

Произведение написано дольником, рифмовка перекрестная. Чередование звуков и слогов, которые напоминают шум и стук трамвая и его колес.

Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым. Но вдруг — озарение.

Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте.

Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Главный герой произведения так же наверно, как и сам автор, оказывается в непонятной для него ситуации. В глубине души герой понимает, что не он выбрал данную ситуацию, он просто стал ее невольным свидетелем, его об этом не спросили. На первый взгляд, кажется, будто сложно проследить в стихотворении основную мысль и тему, которую пытался донести автор. Для этого просто необходимо его прочитать. Но одно наталкивает на мысли. В произведении переплетаются либо прошлые воспоминания и чувства поэта, либо же то, что автор ищет в творчестве. Возникающие на протяжении жизни чувства, могут приносить герою не только ощущение любви, но что чаще всего, чувство грусти и безнадежности в мире.

Герой стихотворения видит возникший перед ним трамвай. Он словно прибыл к герою из другого мира. Его появление сопровождается необычайным светом и звуком, что может немного насторожить героя. Автор отправляет героя на трамвай, который несется без остановок и раздумий. Трамвай, не имея вагоновожатого, предоставлен сам себе. Именно он переносит главного героя, словно в другое пространство и время. Трамвай, будто призрак, проносящий героя по загробному миру, открывшемуся перед ним. Для героя это сон, в котором он смог увидеть не только свою собственную жизнь, но и даже смерть. Трамвай несется даже не собираясь останавливаться. Кажется, либо он сбился с пути и не знает куда едет, либо он все-таки едет по назначенной, предначертанной дороге.

Стихотворение открывает перед читателями то время. Это было время смятения души человека. Надвигались большие перемены в жизни каждого человека. Многие, так усердно пытаясь, все еще не могли найти свою дорогу, предначертанную судьбой. Главный герой мчится на трамвае, мимо него проносятся различные пейзажи и пустые дома. Увиденная картина происходящего наталкивает героя на мысль о том, что уже все не будет прежним. Он понимает, что ничего нельзя вернуть, но так не хочется это понимать и в это верить. Главный герой оказывается потерянным в бездне.

Гумилев так и не смог принять надвигающихся революционных перемен, выбранная им позиция сыграла большую роль в его стихотворениях.

Краткий анализ

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.


Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 15 строф. Первая строфа описывает героя в реальном мире. Остальные, кроме последней – путешествие лирического героя на волшебном трамвае, которое интерпретируется по-разному.



История создания

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником. Этот размер с неравномерным чередование ударных и безударных слогов напоминает неритмичный стук трамвайных колёс, когда трамвай то замедляется, то ускоряется. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Литературное направление и жанр

Стихотворение совершенно нетипично для акмеиста Гумилёва. Исследователи находят в нём множество символов.

Космос, описанный в стихотворении, противопоставлен миру земному, живому, конкретному, враждебен ему. Так символизм противопоставляется акмеизму. По одной из версий, стихотворение как раз прослеживает путь Гумилёва от символизма к акмеизму через творческие искания и сомнения.

Определить жанр стихотворения тоже непросто. Некоторые литературоведы называют его откровением. Сам Гумилёв считал его магическим стихотворением.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

Новаторство Гумилева

Краткий анализ этого произведения — задача непростая. К сожалению, и сегодня некоторые исследователи продолжают пытаться объяснить необъяснимые вещи буквально. В своих выводах они порой уходят очень далеко, однако этот подход изначально неверен. В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная. Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

Н. Гумилев, Заблудившийся трамвай: анализ стихотворения

Исторические закономерности

Мыслители во все века несли идею свободы и равенства. Не стали исключением и представители литературы, расцвет творчества которых пришелся на период падения императорского режима и установления нового государства под названием Советская Россия.

Одним из противников коммунизма был известный поэт и общественный деятель Николай Гумилёв. Он считал, что строить страну на запугивании, войнах и лжи – невозможно и неправильно.

Также писатель отмечал: власть, что так начала свое господство, не сможет сохранить все богатство культуры и традиций. А их веками оберегала империя.

Следует отметить, что произведение сразу разошлось по миру только потому, что во время государственных переворотов и борьбы не было структуры, которая бы отвечала за цензуру.

Следовательно, в 1919 году стихотворение удалось опубликовать.

Необычное вдохновение

Сегодня символизм настолько широк, что трактовать эту работу каждый читатель может по-своему, в соответствии со временем и страной, в которой живет. Однако, сам автор четко осознавал, о чем пишет.

История свидетельствует, что в то утро, когда автор сочинил стихотворение, он возвращался домой. Всю ночь мужчина играл в карты и выиграл значительные деньги.

Сам Гумилев считал, что в азартных играх, на войне и в любви его всегда сопровождала удача.

На рассвете он переходил через мост. Недалеко каркали вороны. И вдруг рядом проехал трамвай. От путей отскакивали искры, оставляя на дороге огненный след. Тогда в сознании поэта что-то зашевелилось.

Анализ стихотворения показывает, что вступление, то есть первый столбик, читатель воспринимает очень просто и без проблем.

Слепая машина

Зато следующие строки вызывают у аудитории легкое недоумение. Главный герой произведения отмечает, что он сам не понимает, как прыгнул в вагон. Здесь литератор проводит тонкий прием метафоры. Он стал случайным участником событий войны. Речь идет о том, что императорская власть была свергнута, зато появилась коммунистическая партия, что уничтожала все на своем пути к правлению.

Тогдашнее общество (как считает Гумилев) – заблудившийся трамвай. Анализ стихотворения (кратко придется касаться исторических событий) имеет целью довести до сознания читателя, что народ движется слепо и без плана, так же как и машина.

Люди не знают, куда направляются. Во время езды агрегат сбивает все на своем пути. Так, советская власть уничтожала военную, политическую и культурную элиту общества. Но без их поддержки прибыть на окончательную остановку не возможно.

Путешествие не туда

Автор отмечает, что отныне он и другие пассажиры должны двигаться вместе с трамваем, независимо от своей воли. Машина же несется словно буря. Под погодным явлением читателю следует понимать революцию.

Анализ по четверостишьям позволяет разбирать стихотворение по порядку.

Следовательно, в четвертом столбце мужчина говорит, что выйти из вагона уже не возможно. Более того, Николай Степанович дает географические данные. Коммунизм распространяется по всему миру: от российской Невы к французской Сене.

Призрачные гости

Его путешествие продолжается и в пятом четверостишье. Герой внезапно оказывается в незнакомом месте. Он встречает старого человека, умершего в прошлом году. Также герой видит выход. Есть вокзал, где продаются билеты в Индию.

Так автор показывает, что жизнь для революции не ценна, а смерть – обыденное явление.

Далее человек снова просит остановить вагон, поскольку видит домик и забор. Оказывается, там жила Машенька, которая ткала ковер. Герой опасается, что его знакомой также не стало.

Угасла душа

Образ девушки – символ культуры и традиций. Ранее барышни хозяйничали, чтобы показать парням свои способности. Однако с приходом новой власти многовековые ритуалы уничтожаются.

В последнем столбце основной персонаж заявляет о том, что он очень скучает по тому, что уже не вернуть. Раньше мужчина не замечал счастья, которое подарила ему судьба. Однако стоило отобрать у человека веру, культуру и обычаи – и он гаснет.

Различные аспекты

Следует заметить, что мастер не просто дает информацию, а скрывает ее за образами и символами. Если читатель не расшифрует код, то стихотворение будет бессмысленным и непонятным. Людям, которые умеют читать между строк, становится понятно отношение поэта к ситуации, что происходит в стране.

Путешествие писателя

Автор работал с разными жанрами. Очень сильно ему нравились баллады. Данная работа составлена ​​в подобном стиле. В ней есть заданный мотив и собственная сюжетная структура. Подобная манера встречалась в его творчестве и раньше. Кроме этого, в поэзии явно присутствует мистика, которая характерна для этого жанра.

В работе мастер мысленно много путешествует. Следует отметить, что практически все города, которые упоминались в лирике, Николай Степанович посещал на самом деле.

Трагическая судьба

Вполне возможно, мужчина смог бы развить свежее направление в творчестве, если бы не трагические обстоятельства гибели гениального литератора. Николай Степанович открыто делился своими религиозными предпочтениями и без страха заявлял, что предпочитает монархию.

Поэтому очень скоро активист стал врагом коммунистической партии. Ему и многим других талантливым писателям вынесли негласный приговор.

Машенька – образ старой Родины

В образе Машеньки Николай Гумилёв показывает старую Россию, Родину, от которой остались лишь воспоминания. Раньше она жила по ходу движения трамвая, радовалась жизни и пела от счастья. Где она сейчас? Успела уехать в другом вагоне или умерла?

Машенька является квинтэссенцией всего прошлого, оставшегося в памяти светлым пятном. Теперь о ней можно только вспоминать с закрытыми глазами, ведь разомкнув ресницы виден только мясник с лицом, похожим на вымя, и мелькающие за окном картины. Прошлое улетает безвозвратно и его утраты жалко, ведь потеря России – это не сон, от которого можно избавиться поутру.

Есть ли надежда? Почти нет, её толика остаётся лишь в вере. Пока стоит Исаакиевский собор, Бог не покинул Россию, но поможет ли молебен о здравии Родины или самое время заказывать панихиду по себе?

…отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне.

Только в этот момент Гумилёв понимает, как он любит Родину, ранее он никогда не думал, что без неё так:

Лететь в заблудившимся трамвай Гумилёву остаётся ещё около двух лет. Столько отмерил ему Бог до расстрела, когда сердце поэта перестанет биться от пули мясника в красной рубахе. Отчасти это стихотворение можно назвать реквиемом по себе, отчасти подведением итогов жизни и попыткой поделиться своим видением гибели Российской Империи. Машеньку заменил бесноватый вагон и впереди Гумилёв видит только падение в бездну пропасти, что не заставило себя ждать.

  • История произведения
  • Главная мысль и тема
  • Анализ по пунктам
  • Краткая характеристика
  • Средства выразительности
  • Символика названия

История произведения

История написания и дата выхода произведения

В какой-то момент Николаю пригрезилось, что он видит будущее. Первые строки нового стихотворения возникли в его голове сами собой, как и продолжение. Поэт был очень этим удивлен и вдохновлен своим творческим порывом. В финальной редакции он изменил только имя девушки, к которой обращался (с Катеньки на Машеньку).

Главная мысль и тема

Анализ по пунктам

Средства выразительности и символика названия

Стихотворение открывает читателям тяжелое революционное время — период смятения духа, ломки старых устоев и неприятия новых. Многие интеллигентные люди все еще пытались найти предначертанный судьбой путь.

Проезжая в трамвае мимо улиц и домов, герой мысленно прощается с прошлыми понимает, что оно уже не будет таким светлым и безмятежным, как прежде. Он отказывается в это верить, и теряется в бездне времени.

Краткая характеристика

Сокращенный анализ стихотворения понадобится ученикам 11 класса во время изучения творчества Гумилева на уроках литературы. Произведение было написано за 40 минут, и оно считается сложным для трактовки. Кратко его можно проанализировать по такому плану:

Анализ произведения по пунктам

Средства выразительности

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

Символика названия

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

Читайте также: