В чем принципиальное отличие эпохи возрождения от античности и средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Содержание

Исторические особенности философии Возрождения

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

  • • совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;
  • • кризис феодализма;
  • • развитие ремесла и торговли;
  • • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
  • • укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;
  • • появление первых парламентов;
  • • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;
  • • повышение уровня образованности в Европе в целом;
  • • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
  • • научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

  • • гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
  • • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
  • • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;
  • • реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;
  • • политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
  • • утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

  • • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
  • • перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;
  • • принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • • большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;
  • • торжество индивидуализма;
  • • широкое распространение идеи социального равенства

Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Антропоцентризм, секуляризация и учение о двойственной истине

Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин - как в средние века, так и любую другую эпоху, - для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Секуляризация

Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния и усиления светского.

Впервые слово "секуляризация" в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилетней войны.
Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений - секуляризации церковного имущества в пользу победителей. Отчуждение в пользу светского государства земель и другой церковной собственности довольно широко практиковалось европейскими монархами в XVII- XVIII вв. (в России - Петром I и Екатериной II). Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение - она воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества.

Секуляризация в эпоху Возрождения.

Эта эпоха характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить греко-римскую образованность. Первоначальная цель этого умственного и художественного движения была послужить более качественному изложению и распространению христианской культуры. Сторонников такого движения стали называть гуманистами.

Наступившее Возрождение и гуманизм характеризовались национализмом, индивидуализмом, мирским духом, критицизмом, обращением к духовной античности. В эпоху Возрождения возникает скрытая, но реальная враждебность к католическому христиантсву, еоторое стремилось умерить, обуздать человеческие инстинкты, которые кажутся многим естественными и таким образом католичество станоится потенциальныи и реальным их противником.

Учение о двойственной истине

Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию. Таким образом, у Аверроэса концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истину способна адекватно представить только философия.

То, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот.

Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро¬изм получил широкое распространение, преподавался в универ¬ситетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".

В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт, представитель Шартрской школы Жильбер Порретанский. Из гносеологии Жильбера вытекало, что любое познание предполагает создание понятий, которые следует применять для познания единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, понятие соответствует лишь материальной вещи. Отсюда следует, что философию и теологию никак нельзя смешивать, и противоречие между их истинами невозможно.

Позднее учение о двойственной истине поддерживали также Уильям Оккам, Пьетро Помпонацци.

Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету.

Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.

1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.

2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.

3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и спасения души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.

Вкратце так. Разумеется, каждый из этих пунктов можно разбить ещё на множество и долго о них рассуждать.

Средневековье против Возрождения

Средневековье и Возрождение - это два разных периода в мировой истории, между которыми мы можем видеть огромную разницу в искусстве, музыке, моде, архитектуре и т. Д. Из них наиболее яркой и отличительной чертой было искусство. Таким образом, основная цель данной статьи - рассмотреть различия между искусством средневековья и эпохи Возрождения. Считается, что цвета, связанные с произведениями искусства средневекового периода, тусклые по сравнению с цветами, используемыми художниками эпохи Возрождения. Художники средневекового периода больше полагались на религиозные аспекты изображения искусства. С другой стороны, художники эпохи Возрождения больше полагались на реалистические аспекты жизни, чем на религиозные аспекты. Это одно из основных различий между двумя видами искусства. Существуют и другие различия между двумя типами художественных стилей, средневековым и ренессансным, которые мы обсудим в этой статье.

Что такое средневековое искусство?

Средневековый период искусства существовал между 476 и 1600 годами нашей эры, в течение которого существовал средневековый период в истории. Средневековый период искусства рассматривался как век верований и религиозных верований. Он был загружен работой, изображающей страхи и суеверия. Это было связано с тем, что люди в средневековый период больше верили в суеверия. В результате они исполнились страха. Даже то время средневековья, которое было известно как Средневековье, оказало на искусство какое-то темное влияние.

Когда мы смотрим на работы художников средневекового периода, мы видим, что цвета тусклые или более темные. Это просто из-за атмосферы в мире в то время, когда церковь распространяла страх перед Богом, а люди не могли думать самостоятельно. Донателло, Джотто, Филиппо Брунеллески - имена некоторых известных средневековых художников.

Что такое искусство эпохи Возрождения?

С другой стороны, период искусства эпохи Возрождения длился с 14 по 17 век, в течение которого также существовал период истории эпохи Возрождения. Это было примерно с 1370 года нашей эры до начала современного искусства. Возрождение считалось веком просвещения. Период искусства Возрождения также рассматривался как период возрождения. Это считалось веком надежды. Суеверий и нежелательного страха не существовало в период искусства эпохи Возрождения. Люди начали мыслить более логично, не принимая все, что говорила церковь в это время. Это изменение образа мышления также было проиллюстрировано в виде картин.

Цвета, которые использовали художники эпохи Возрождения при создании своих произведений искусства, более яркие. Другими словами, можно сказать, что художники эпохи Возрождения использовали более богатые цвета в изображении искусства. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль - некоторые имена известных художников эпохи Возрождения.

В чем разница между Средневековьем и Ренессансом?

• Время:

• Средневековый период существовал между 476 и 1600 годами нашей эры.

• С другой стороны, период Возрождения длился с 14 по 17 век. Это примерно с 1370 года нашей эры до зарождения современного искусства.

В этом важное отличие Средневековья от Возрождения.

• Убеждения:

• Средневековый период был полон суеверий и страха перед Богом.

• Период Возрождения был полон логического мышления и меньшего количества мыслей о Боге как о грозном существе.

• Влияние церкви на искусство:

• Поскольку в средневековую эпоху церковь решала все факторы, церковь также сильно влияла на искусство.

• Поскольку к тому времени церковь не имела большого влияния на людей, художники могли свободно рисовать те темы, которые они хотели.

• Выбор цвета искусства:

• В средневековом искусстве цвета были тусклыми или темными.

• В искусстве эпохи Возрождения цвета были яркими.

• Художественные темы:

• В средневековом искусстве были такие темы, как христианство и суеверия.

• В искусстве эпохи Возрождения также были религиозные темы. Однако искусство эпохи Возрождения исследовало больше тем, таких как красота и природа человека.

• Известные художники:

• Донателло, Джотто, Филиппо Брунеллески - некоторые имена известных средневековых художников.

• Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль - некоторые имена известных художников эпохи Возрождения.

В этом разница между двумя терминами, а именно средневековым и ренессансным искусством. Как видите, основная разница между двумя стилями искусства возникает из-за влияния церкви на общество в каждый период.

Изображения предоставлены: Эффекты хорошего правительства Амброджо Лоренцетти, 1338 г. и Мона Лиза, через Wikicommons (общественное достояние)

У философии обеих эпох есть свои сходства и различия. Философия Средневековья — это философия феодального общества, которому характерно господство религии, теократия. Существовал запрет на занятие рядом наук. Философию эпохи Возрождения же характеризует неприятие официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Происходило бурное развитие науки и искусства. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу.

Принципиальным отличием является снижение роли церкви. Философская мысль эпохи Возрождения признает ценность человека как личности, его права и свободное развитие, проявление своих способностей. Благодаря сломлению диктатуры церкви в этот период времени произошёл расцвет культуры и науки.

Сходствами эпох является то, что несмотря на противоречие взглядов эпохи Возрождения политике и церкви, она всё равно играла большое значение как в Средневековье, так и позже.

Логика присутствовала и в той, и в той философии. Значение образования было велико во все время, только в Средние века образованным считалось практически только духовенство. Как было сказано мной ранее, к сходствам эпох так же относится жизнь после смерти.

Я считаю, что философская мысль Возрождения более применима к современной жизни, об этом говорит и то, что она ведет к философии Нового времени. Благодаря тому, что человек стал независим, произошло развитие государств, науки и искусства, продолжающееся до сих пор.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Античная, средневековая и ренессансная философии серьёзно отличаются друг от друга. Основа этого отличия лежит в распределении главных концептов.

Касательно античной философии и её конечного концепта, можно говорить, что на заключительном этапе он сформировался в виде Единого Блага. Средневековая философия на главные позиции вышел Бог. А философия Ренессанса предполагала, что ключевой фигурой стал человек и гуманизм.

Сторонники Возрождения считали, что они занимаются возобновлением античной культуры, прежде всего в философской науке и литературном творчестве. Хотя на самом деле, гуманизм Ренессанса обращён не только к эпохе Античности, но и к Новому времени. Именно поэтому, очень часто можно услышать мнение, что эпоха Возрождения – это начальный этап Нового времени.

Хронология философских направлений

Философские направления не имеют чётких хронологических границ. Дело в том, что разные исследователи по-разному определяют некоторые периоды развития философии. Так, некоторые утверждают, что окончание античной философии тесно связано с роспуском философских школ и именем византийского императора Юстиниана, который это сделал. Это произошло в 529 г. Однако стоит отметить, что в это время уже говорилось о христианской философии, основоположником которой является Августин Аврелий (354-430). В силу этого, можно с уверенностью говорить, что средневековая философия началась в V в. Ещё сложнее установить рамки её угасания и заката, точно так же как и начало ренессансной философии. С долей сомнения можно утверждать, что ренессансная началась в XV в., а философия Нового времени в XVII в. Таким образом, пусть и немного размыто, но хронологические рамки всех периодов философии установлены.

Средневековая философия

Средневековая философия формировалась и существовала в непростых исторических условиях. Достаточно драматичные события сопровождали её на протяжении всего периода. В 395 г., когда Римская империя была поделена на Западную и Восточную, начался массовый отток греческих философов из Рима, т.к. Греция стала принадлежать Восточной Римской империи. Далее произошёл распад Западной империи, а в 476 г. и вовсе Рим оккупировали немецкие племена. Таким образом, все первоисточники греческой философии были безвозвратно утеряны. И только спустя несколько веков, главные работы Платона и Аристотеля переведут на латинский язык.

Все эти исторические перипетии наложили негативный отпечаток на развитие философии и освоение философского наследия.

Говоря о христианской философии, можно выделить два основных этапа её развития: патристику и схоластику.

Патристика – это период, в который была создана христианская теология, основанная на активности отцов церкви и её основателей.

Представители этого направления выступали против философии. Среди ярких представителей Юстин Мартир Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан. Они утверждали, что философия не нужна, однако спустя некоторое время сами же убедились в том, что без неё сложно бороться с различными ересями, поскольку именно посредством философии создаются канонические теологические формы.

Проблема заключалась в том, что в Средневековье теология использовала философию в своих корыстных целях, чтобы укрепить собственные позиции. Любая попытка предпочесть философию теологии пресекалась на корню. Философия тем временем продолжала существовать, но только благодаря теологии и во благо теологии.

Обе теоретические системы: и философия, и теология носили метафизический характер. В результате их откровенного противостояния невозможно было выявить победителя в силу того, что они выходили за пределы науки, в которой можно было провести их сравнение и установить истину.

Средневековая философия. Основные представители и их идеи

Хронологически средневековая философия делится на несколько этапов:

  • Патристика II – VI вв.
  • Первая фаза схоластики VII – X вв.
  • Вторая фаза схоластики XI – XII вв.
  • Арабская философия X – XII вв.
  • Еврейская философия XII – XIII вв.
  • Третья фаза схоластики XIII в.
  • Четвёртая фаза схоластики XIV в.

Патристика II – VI вв.

Основными представителями этого направления являются Аврелий Августин и Северин Боэций. Первый в качестве основных идей выдвигал положения о том, что вера важнее разума, но он актуален, т.к. может быть её обоснованием. Говорил, что знание имеет силу лишь в контексте веры, и человек не способен распоряжаться собственной свободой, которую ему даровал Бог без воли к добру.

Боэций в свою очередь продвигал идеи совершенства Бога и то, что совершенное предшествует несовершенному. Именно поэтому Бог – причина бытия.

Первая фаза схоластики VII – X вв.

Ключевым представителем этого этапа был Скот Эриутена, который в рамках неоплатонически ориентированной теологии приписывал разуму особую роль.

Вторая фаза схоластики XI – XII вв.

Среди представителей этого периода Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр. Первый придерживался идей Августина, при этом считал, что бытие Бога можно доказать на диалектическом уровне следующим образом: каждый имеет идею Бога – значит он есть.

Второй представитель приписывал схоластическому методу диалектический характер, тем самым утверждая, что универсалии являются концепциями, которые не имеют объективных аналогов.

Арабская философия X – XII вв.

Арабская философия была представлена Ибн Сином и Ибн Рушдом. Син говорил, что мир подобен Богу и он вечен. В своих идеях он сочетал неоплатонизм с аристотелизмом. А Рушд различал истины религии и истины философии, следуя при этом идеям неоплатонизма.

Еврейская философия XII – XIII вв.

Её приверженец Маймонид, который в основном следовал идеям Аристотеля, т.е. ценил разум, в том числе его роль в обосновании веры.

Третья фаза схоластики XIII в.

Главным представителем третьей фазы схоластики был Фома Аквинский. Он под эгидой теологии пытался объединить науку и философию. Много работал над переводами теологии на манер аристотелевской философии. Утверждал, что Бог – наивысшая форма первопричины и конечная цель. Именно он вывел пять доказательств существования Бога.

Четвёртая фаза схоластики XIV в.

Представителем этого периода был Уильям Оккам. Он говорил о невозможности доказать существование Бога, однако следует признать его как волевой акт. Понятия, по его мнения, это не отображение реальных вещей, а всего лишь знаки. Главный принцип его – стремление к простейшим вещам и пренебрежение необязательными понятиями.

Всё вышесказанное говорит о том, что главным предметом споров является непосредственное отношение к философии, где с одной позиции говорилось о мегаконцепте или другими словами о Боге, а с другой позиции шёл разговор о природе микроконцептов, универсалий и их форм существования. В первой ситуации лидирующие позиции занимала религиозная составляющая.

Итогом этих полемик стало создание двух вариантов религиозной философии:

Сегодня аристотелианская религиозная философия преобладает в католицизме и протестантизме. В свою очередь, неоплатоническая является ключевой для православия, что определяется её византийской историей. Относительно науки стоит отметить, что в ней не содержатся сведения относительно какого-либо мегаконцепта.

Дискуссия об универсалиях основана на проблеме понимания природы концептов, имеющих объективную, ментальную и языковую валентность. В Средневековье велась полемика между реалистами, концептуалистами и номиналистами.

Реалисты (Гильом из Шампо, Фома Аквинский) были приверженцами мнения о том, что у универсалий есть объектная валентность иными словами общее присуще самим вещам. Резко против этого мнения высказывались концептуалисты (Абеляр и его стороннники), которые полагали, что универсалии обладают ментальной валентностью в силу своей абстрактности. Номиналисты (Росцелин, Оккам) же не признавали ни объектную, ни ментальную валентность универсалий. Они придерживались мнения, что универсалии – это знаки вещей.

С точки зрения современной науки, дискуссия об универсалиях весьма спорна, т.к. валентность и форма существования научных понятий должна быть определена в составе отдельных наук.

Религиозная философия синкретически сочетает в себе религиозные и философские концепты. Если глубоко разбираться в исследованиях, то можно заметить, что неправы и те, кто отвергает философское содержание описанных средневековых концептов, и те, кто всецело включают их в философию.

Кроме того, стоит обратить внимание на средневековое мировоззрение, которое стало колыбелью для множества новаций. Здесь нужно особое внимание уделить пафосу высокой моральности. Христианская религия отражает его как нечто совершенное, сродни Богу, то, что поможет его любить и надеяться на возращение Творца.

Ренессансная философия. Основные идеи и представители

Философия эпохи Возрождения стала неким трамплином, посредством которого обновилось концептуальное содержание философии. Кардинально изменился объект исследования. Философия стала обращать внимание на проблему человека. Из этого можно сделать вывод, что вся ренессансная философия носит антропологический характер.

Для этого периода характерно обновление идей неоплатонизма, аристотелизма, эпикуреизма, скептицизма. Но так или иначе основной фокус концентрировался на проблеме человека.

В Средние века говорили о том, что Бог создал человека и акцент делался на Боге, а в эпохе Ренессанса в этой фразе акцент перенёсся на человека.

Антропологический акцент философии

Множество факторов способствовало укреплению антропологического характера философии. Здесь и рост и развитие крупных городов и промышленных центров, и развитие политической сферы жизни, и интенсификация университетского образования. Свою роль сыграло и ослабление влияния церкви, а также её обновление после контрреформации. Философия выходила на лидирующие позиции со своими принципами гуманизма, принятием творческой составляющей человеческой жизни и ориентации на эстетическое отношение к действительности. Всё это отразилось в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Вильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти, Тициана Вечеллио и др.

Однако особый интерес вызывают не столько деятели искусства, сколько мыслители, которые трудились в эпоху Возрождения.

Основные идеи философов эпохи Возрождения

Николай Кузанский

Николай Кузанский говорил о том, что в Боге всё сходится – и максимум, и минимум. Бог – это всё. Он придерживался в этом отношении идей пантеизма и говорил о существовании противоположностей. А дух человека выступает в этом контексте помощником в развитии математики и естествознания.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи утверждал, что начиная с опыта, для начала стоит установить причины. Все данные, полученные опытным путём, необходимо осмысливать математически. Учёный всегда должен полагаться на этику, а передача полученных научных исследований лицам, которые способны на зло, просто немыслима.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли говорил, что ключевым ориентиром в политике выступает не индивидуальное, а общественное благо, во имя которого иной раз приходится прибегать к непопулярным мерам. Традиционное представление о морали не подходит для государя, он, прежде всего, должен добиваться максимальной полезности своих действий.

Мишель Монтень

Мишель Монтень выступал за самые простые воззрения – скептицизм в философии и христианство в религии. Он придерживался мнения о том, что моральные истины открываются личностями. Более того, пытался выработать естественные правила жизни, которые основывались на чистоте, простоте и порядочности.

Философия Ренессанса просуществовала до 1600 г. После семилетнего заключения на Площади Цветов был сожжён Джордано Бруно. Это и стало конечной точкой философии Возрождения. Католическая церковь считала Дж. Бруно еретиком, поскольку под влиянием философии Н. Кузанского он стал пантеистом. В основе его идей – Бог – мировое целое. На основе деятельности этих двух фигур, ярко прослеживается трансформация знания. Ведь Н. Кузанский был папским кардиналом и епископом, а Дж. Бруно квалифицировался католической церковью как инакомыслящий.

Галилео Галилей также был сожжён инквизицией. Хотя он имел огромные связи и влияние в церковном мире.

Г. Галилей автор фразы: "А всё-таки она вертится!".

С его новаций начиналось Новое время. Более того, сравнивая идеи предшественников из Средних веков и Ренессанса, сразу видится решительный выход за пределы философии Платона и Аристотеля. Это было нечто предельно новое и незнакомое, подготовка к этому процессу длилась девятнадцать веков. Что примечательно, что за последующие три века будет сделано в философии гораздо больше того, чем было сделано за девятнадцать. Таким образом, в XX в. наблюдается интенсивное развитие философской мысли.

Основные положения философии Средневековья и Ренессанса

Стоит отметить, что средневековая философия оказала серьёзное влияние на экономическую составляющую общественной жизни по двум направлениям: в понимании её в контексте этики и в выражении божественного порядка.

Даже несмотря на то, что философские концепции Средневековья и Возрождения были заблуждениями, они привели экономическую теорию к определённым трансформациям. Во многом средневековые представления о формировании средней цены или аморальности ростовщичества кажутся элементарными, но не значит, что не остаются актуальными до сих пор.

Если говорить об этической валентности экономической теории, не лишним будет упоминания понятия божественного порядка в контексте христианской этики. Всё потому, что он считается совершенно естественным и не зависит от человека. В силу этого появилось представление о естественном законе, которое характерно для периода Нового времени.

Читайте также: