Почему павел афанасьевич делает вид что не замечает свиданий дочери и молчалина кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цел и: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.

I. Проверка домашнего задания.

Задание : подтвердите или опровергните предлагаемую информацию:

1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2) В 13 лет поступил в университет.

3) Закончил за 6,5 лет два факультета.

4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий.

5) Грибоедов – замечательный композитор.

6) Грибоедов – известный дипломат.

7) Участвовал в войне 1812 г.

8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов.

10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

11) Гибель его была случайной.

12) Погиб в Тифлисе.

13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

2. Индивидуальные ответы.

Два ученика выбирают карточки-билеты.

1) Рассказать об истории создания комедии.

2) Рассказать о правилах классицизма.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о композиции комедии.

– Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие – нарушены.

– единство времени (1 день);

– единство места (дом Фамусова);

– единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в III – кульминация, в IV – развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

2. Работа над текстом комедии.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

– Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

– Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

– Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

– С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

3) Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления (или чтение по ролям).

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

– Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

– Как встречает его Софья?

– Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

– Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

III. Итог урока.

Домашнее задание: дочитать пьесу; начать составление таблицы (выписать цитаты).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучающая: осуществление первоначального представления о произведении А. С. Грибоедова, ознакомление с содержанием и художественными особенностями произведения

Развивающая: умение анализировать прочитанное.

Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

- помочь ученикам понять замысел комедии

- познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее

представление об их характерах

- прочитать 1 действие, сделать вывод о его месте в комедии

- выяснить какие конфликты намечены в 1 действии

Планируемые результаты в ходе урока

- определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

- углубить знания учащихся о творчестве А. С. Грибоедова, сформировать у учащихся понятие о комедии, её характерных признаках

- Строить логическое рассуждение

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- находить примеры для подтверждения точки зрения

Коммуникативные:

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Формы работы: коллективная, самостоятельная, работа в группах.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование : доска, учебник под ред. В.Я. Коровина , В.П. Журавлева, В.И. Коровина , И.С. Збарского, таблички.

Используемая литература : УМК В.Я. Коровина

1) Организационный момент(2 мин.)

2) Актуализация полученных знаний и пройденного материала(7 мин)

3) Формирование новых знаний и умений(30 мин)

4) Самоанализ и самоконтроль(3 мин)

5) Рефлексия(2 мин)

6) Домашнее задание(1 мин)

1.Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть осень прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло,

Ведь мы друг друга любим,

Чувствуем и слышим.

2. Актуализация полученных знаний и пройденного материала.

- Запишите число и тему сегодняшнего урока.

Историческая справка

Тем не менее, в 1833г комедия напечатана с большими поправками и ограничениями, а полностью только 1862г…

- А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

- Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

- Давайте вспомним, в каком жанре написано произведение? (комедия)

- Каковы особенности такого произведения? Давайте запишем в тетради:

Особенности комедии: отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); - ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); - организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; -этапы развития конфликта: экспозиция (экспозиция - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия), завязка, развитие действия с кульминацией, развязка.

- К какому стилю относили комедию классицисты? (В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

- Каковы особенности классицистической комедии? (Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует).

- Каковы особенности сюжета в классицистической комедии? (Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

- Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия? (Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

3. Формирование новых знаний и умений

Составление таблицы

- Давайте составим с вами таблицу, которая будет отражать признаки комедии классицизма и комедии реализма в произведении.

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии

Признаки комедии классицизма

Признаки комедии реализма

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.

Знакомство с 1 действием.

- У вас на партах лежат таблички. Во время урока вам необходимо будет их заполнить.

- Обратим свое внимание на действующих лиц комедии. Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Грибоедов мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты характера можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие) Итак, идем по порядку.

Князь Тугоуховский и Княгиня , жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов. – латинское, повторяет за собеседниками.

- Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое? ( Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения)

- В чем важность экспозиции в пьесе? (Позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)

- Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки. Прочитайте её. (Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брежжится)

- Уже здесь присутствует комизм. В чем? (В несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

- На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

- Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)

- В каком явлении появляется Фамусов? (Во 2)

- Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? (Лицемерный, к людям относится по их регалиям: чем богаче и знатнее - тем более угодливым становится)

— Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина? ( Не воспринимает Молчалина всерьёз, к тому же сам не прочь "пошалить", например, с Лизой)

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

- Как входит Чацкий? (Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

- Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? (Он напоминает ей о юношеских годах, проведенных вместе:

«Где время то? где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

А тут ваш батюшка с мадамой, за пикетом;

Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова, и как поменялся он сам? (Отношение к возлюбленной, разочаровывается в происходящем, везде ложь и маски, никто честно ничего не скажет)

- Против чего направлена ирония Чацкого? (Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер? (В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким)

4. Самоанализ и самоконтроль

Проверка таблиц

Павел Афанасьевич Фамусов

Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик любящий и заботливый отец.

Властный барин, на службе строг со своими подчиненными но покровительствует своим родственникам.

Не лишен практического житейского ума. добродушия.

Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

Алексей Степанович МоМолчалин

Низкопоклонник и делец.

Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие — вот, что составляет основу характера героя.

Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цепи — высокого положения в обществе и материальное благополучия.

Лиза Служанка (Лизанька)

Крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу.

Софья Павловна Фамусова

Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

Александр Андреевич Чацкий

Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.

Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

5. Рефлексия

- Вот мы и познакомились с 1 действием. Всех ли героев мы встретили здесь? (Нет)

- Почему мы с ними познакомимся с ними попозже? (Нам были представлены главные герои, вокруг которых будут в последующих явлениях происходить действия. Там мы и познакомимся с оставшимися второстепенными персонажами)

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

I Организационный момент

II Изучение нового материала.

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается?

1. Беседа о композиции комедии.

— Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие — нарушены.

— единство места (дом Фамусова);

— единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия,

в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

а) Фамусов (от лат. Fama — молва). Репетилов (от франц. repeter — повторять).

Молчалин, Тугоуховскuй, Скалозуб, Хрюмuна, Хлестова.

б). Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:

принцип родовитости и место на служебной лестнице.

в). Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

г). Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г,Д. Почему?

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

2. Работа над текстом комедии .

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

  1. Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

Чтение будет сопровождаться элементами анализа.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

— Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

— Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

— Какие герои и ситуации комичны?

— Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?

— Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

— Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

3) Чтение по ролям 7-го явления.

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

— Как встречает его Софья?

-Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Появление Фамусова

Двуличие Молчалина


Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.

История Максима Петровича

Софья выдает себя



Молчалин упрекает дочь Фамусова в том, что она выражает чувства чересчур откровенно. Девушка отвечает, что чужое мнение ее не волнует. Молчалин же труслив, поэтому опасается слухов. Служанка советует девушке пококетничать с Александром Чацким для того, чтобы отвести подозрение от ее возлюбленного.

Молчалин наедине с Лизой заигрывает с ней. Он предлагает подарки, делает ей комплименты.

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

ВложениеРазмер
9_klass_griboedov_gore_ot_uma.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

I Организационный момент

II Изучение нового материала.

- Какие элементы сюжета вы знаете?

- Какие из них являются главными, какие второстепенными?

- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

- Возможна ли их перестановка?

- Какой художественный эффект при этом достигается?

1. Беседа о композиции комедии.

- Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие - нарушены.

- единство места (дом Фамусова);

- единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия,

в 3-м - кульминация, в 4-м - развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

а) Фамусов (от лат. Fama - молва). Репетилов (от франц. repeter - повторять).

Молчалин, Тугоуховскuй, Скалозуб, Хрюмuна, Хлестова.

б). Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:

принцип родовитости и место на служебной лестнице.

в). Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

г). Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г,Д. Почему?

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

2. Работа над текстом комедии .

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

  1. Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

Чтение будет сопровождаться элементами анализа.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

- Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

- Какие герои и ситуации комичны?

- Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?

- Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

- Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

- Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

- С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

3) Чтение по ролям 7-го явления.

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

- Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

- Как встречает его Софья?

-Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

- Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Читайте также: