Проект по краеведению в доу старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

2 "МОЙ ГОРОД РОДНОЙ" На этой большой планете В огромной такой стране, Есть город один на свете, Который так дорог мне. Он маленький, но чудесный. В тенистой дали лесной Моя Лебедянь, как невеста, В цветущих садах весной. А где-то дымят заводы, И поезд бежит по рельсам. Ах, как это всё знакомо, Знакомо с рожденья, с детства. И синее небо в мае, А в августе - золотое Над милым для сердца краем, Любимое и родное. И если вдали от дома Я буду когда-то где-то, То поздней весною вспомню, В мой город приходит лето. На этой большой планете В огромной такой стране, Есть город один на свете, Который так дорог мне. Он маленький, но чудесный. В тенистой дали лесной Моя Лебедянь, как невеста, В цветущих садах весной. А где-то дымят заводы, И поезд бежит по рельсам. Ах, как это всё знакомо, Знакомо с рожденья, с детства. И синее небо в мае, А в августе - золотое Над милым для сердца краем, Любимое и родное. И если вдали от дома Я буду когда-то где-то, То поздней весною вспомню, В мой город приходит лето. Н. Россохина Н. Россохина

3 Вид проекта: Продолжительность проекта: Участники проекта: Образовательные области: Социализация Коммуникация Познание Труд Художественное творчество Музыка

4 Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

5 Воспитание гражданина и патриота своей страны; Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. -воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города; - воспитание чувства гордости за город, в котором живем; -обобщить и систематизировать знания о родном крае,-познакомить с краеведческим музеем г. Лебедянь -расширение детского кругозора

6 Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальностью. Познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу. закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада; закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада; Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Лебедяни. Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Лебедяни. Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами. Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами. Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику. Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику. Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города. Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города. Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа). Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

7 Проживая в городе Лебедяни, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Проживая в городе Лебедяни, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; известных личностей нашего края; Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; известных личностей нашего края; У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

12 МОЙ ГОРОД Рассказ по фото экскурсии беседы встречи Оформление альбома презентация

13 Реализация проекта Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Лебедяни (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.). Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создаёт условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково- собирательную работу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитатель: Пронина Л.Ю.

Мы- крымчане.
Путешествуем по Крыму.
Познаём родной край.

Играем в профессии наших родителей.
Знакомимся с людьми труда родного края.

Знакомимся с профессиями сотрудников детского сада.

Улицы и памятные места моего посёлка

Крым – полуостров солнца и счастливого детства!

МЫ-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ КРЫМСКИЕ РЕБЯТА!

Крым
Крым многонациональный.

Крым- это добрососедство и взаимопонимание разных этносов.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

День Победы помнить нужно,
Славить, чествовать, любить,
Быть друг с другом очень дружным,
Мирно всем на свете жить.

Память наша с корнями уходит всё глубже,

И шумит на ветвях, зеленея, листва.
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

Макет памятника Освободителям в Сквере Победы.

Любовь к Отчизне начинается с любви к каждому кустику, каждой букашке, каждому уголку твоей малой родины.

Море Черное – большое:
Утром серо-голубое,
Днем оно зеленое,
Пенное, соленое.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!

На экскурсии в Экологическом музее .

Выставка поделок из бросового материала.
Сотворчество детей и родителей.

Где прошло детство, там и начинается Родина.
Кузьма Чорный.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своему дому, своей улице, своему родимому краю!

Мой край, мое село, моя земля.
Как широки твои просторы.
У нас есть реки и леса,
И к небесам поднялись горы
Тебя любить, готова я.
Ты всё прошёл: и зной, и беды,
Здесь родилась моя семья,
И жили здесь мои прадеды.
Как не любить тебя, мой край,
Богатство гор и рек разливы.
Мой край родной, моя земля,
Твои просторы плодородны.
Здесь все народы так дружны:
И радость делят и невзгоды.
Будь русский ты, татарин или грек,
Мы просим всех проникновенно:
Любите край наш дорогой
До боли в сердце – незабвенно.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни

ВложениеРазмер
паспор 69.08 КБ
конспект итогового мероприятия 504.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Проект по социально-коммункативному и познавательному развитию

В старшей группе


Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни


Всестороннее изучение родного поселка Снегири и Истринского района. Возрождение семейных традиций.


  • Сформировать у детей представления о своем поселке.
  • Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.
  • Познакомить с историей и современностью поселка Снегири.
  • Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.
  • Способствовать развитию закреплению знаний о родном крае путем совместной деятельности воспитанников и родителей – изготовления книжек малышек по теме проекта.


Проект является познавательно-творческим, долгосрочным и должен реализоваться в течение пяти месяцев. (02.11.2020 – 30.04.2020)


Воспитатели, воспитанники, родители.


Для достижения поставленных целей и задач проекта проводились следующие мероприятия:

Заучивание стихотворения о малой Родине. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Заучивание стихотворения о малой Родине. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Заучивание стихотворения о малой Родине. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине, о родном крае.

Заучивание стихотворения о малой Родине. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Формировать представления детей о разнообразии животного и растительного мира природы Московской области, в частности городка. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь её ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Воспитывать бережное отношение к прудам и их животному миру (рыбам, уткам, бобрам, андатрам, лягушкам), желание заботиться о них. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Познакомить с рекой и ее обитателями, воспитывать бережное отношение ним, желание заботиться о них. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Беседа по теме недели Цель: Расширить знания о защитниках Отечества.

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Заучивание стихотворения о ВОВ ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Заучивание стихотворения о ВОВ ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Заучивание стихотворения о ВОВ. ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Заучивание стихотворения о ВОВ ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширить знания о защитниках Отечества. Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое.

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширять знания о ВОВ, Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое. ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Познакомить с жителями поселка и района - героями ВОВ, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширять знания о ВОВ, Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое. ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ.

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

ЧХЛ стихи и рассказы о жителях поселка – героях ВОВ

Заучивание стихотворения о малой Родине ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Заучивание стихотворения о Малой Родине ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Заучивание стихотворения о малой Родине ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширить знания детей об одной из достопримечательностей поселка – Храме Рождества Христова. Способствовать формированию у детей духовных и нравственных ценностей. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширить знания детей об одной из достопримечательностей поселка – Храме Серафима Саровского. Способствовать формированию у детей духовных и нравственных ценностей. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: Расширить знания детей об одной из достопримечательностей поселка – Храме в честь Иоанна Предтечи. . Способствовать формированию у детей духовных и нравственных ценностей. ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае

ЧХЛ стихи и рассказы о Родине и малой Родине, о родном крае.

Заучивание стихотворения о малой Родине ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Заучивание стихотворения о малой Родине ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Заучивание стихотворения о ВОВ ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: уточнить знания детей о танковой экспозицией Ленино-Снегиревского военно-исторического комплекса. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, городок и своих соотечественников. ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: способствовать формированию у детей духовных и нравственных ценностей, Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, городок и своих соотечественников. ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Рассматривание фотографий (презентации) По теме недели. Цель: уточнить знания о зенитно-ракетной экспозиции. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, городок и своих соотечественников. ЧХЛ стихи и рассказы о ВОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.

- формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников:

Вводная часть.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной и культурной жизни родного края, города (а через него Отечества) я пришла к выводу, что: проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.

Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада и последующее анкетирование родителей.

Реализация проекта направлена на решение задач ФГОС ДО:

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.

- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Аннотация к проекту:

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:

к 5-6 годам у 47% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края;

у 42% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

35% родителей затрудняются в знании истории города, края;

6 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно –творческий.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой

Срок реализации: 7 месяцев

дети старшего дошкольного возраста

педагоги ДОУ (воспитатели групп, Музыкальный руководитель, психолог, тифлопедагог)

родители воспитанников

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Материал разбит на 5 блоков

1блок: Прошлое, настоящее и будущее родного края. (История родного города, памятные и исторические места, мемориалы памяти, государственная символика России, Орла, города Мценск.

солдата на Орловской земле)

3 блок: Народные промыслы Орловского края.

4 блок: Флора и фауна родного края.

Актуальность проекта

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своего города и Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цели проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Дидактические задачи:

Дать знания детям о родном городе: истории и культуре, символике, достопримечательностях, промышленных объектах.

Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ на Орловщине.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире Орловского края.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с народными промыслами Родного края.

Познакомить с культурой и традициями Орловского края.

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам

Для педагога методического содержания:

Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.

Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе и крае.

Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом и краем.

Организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом и краем.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Рассказать о прошлом и настоящем своего города и области.

Познакомить с достопримечательностями, обычаями и традициями родного края и города.

Познакомить с народными промыслами Родного края.

● Приобщать к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

Вовлекать родителей в активную жизнь сада и группы

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по всем разделам предложенных тем.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Мценска и орловской Области, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы проведения и реализации проекта:

Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.

Составление тематическое планирования по блокам

II. Организационно-практический

Разучивание стихов песен о городе и родном крае.

Разучивание народных танцев Орловщины.

На третьем результативном этапе были поставлены следующие задачи:

Обобщение результатов работы.

Обработка данных, анализ всех результатов.

IV. Контрольно-рефлексивный

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

В Мини - музее были представлены экспонаты: гимн и герб города Мценск, ручники (полотенца ) с вышивкой сделанной по технике "Орловский Спис", Мценские кружева и необходимые для плетения кружева инструментов: валик, коклюшки, образцы различных плетений), глиняныме игрушки-свистульки Чернышенская и Плешковская. А также предметы с росписью в технике гжель, хохлома.

В группе был открыт ещё один музей "Тряпичные обрядовые куклы Орловской губернии". В нем дети знакомились с игровыми обрядовыми куклами, оберегами и неигровыми обрядовыми куклами.

Развивающая среда группы

- Педагогом подобрана литература для чтения детям : "Сказки Орловской Губернии" , "Пословищы и поговорки Мценского края".

- Демонстрационный и дидактический материал.

Познавательная и речевая деятельность:

1. Провели цикл познавательных занятий, на темы:

Речевая деятельность:

Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте.

С детьми была проведена Экскурсия в музей города Мценск

Опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными промыслами и традициями , бытом людей Орловщины.

В гости к детям пришла мастерица из "Школы кружевниц". Она познакомила детей со своими работами. Познакомила с предметами, необходимыми ей для работы: валик, коклюшки, нити разного цвета и длины. Показала основу своей работы - разные виды плетения (петли)

Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):

Взаимодействие с музыкальным руководителем.

На музыкальных занятиях:

- Разучивали песни о городе и родном крае.

Взаимодействие с психологом

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение, мелкую моторику рук; вызывать радостные эмоции, восхищение от соприкосновения с куклой;

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре. Воспитывать гордость за свою малую родину, за родной город, в котором живут удивительные люди; формировать бережное отношение к предметам чужого труда, игрушкам.

Взаимодействие с тифлопедагогом

На коррекционном занятии по подгруппам Захарова В.В. предложила детям обвести по точкам рисунок мценского кружева, с целью закрепить представление о народных промыслах нашего города, развивать прослеживающую функцию глаза, координированную работу руки и глаза, зрительное внимание и мелкую моторику.

Работа с родителями.

Мама Ирина Александровна подготовила детям интересный рассказ о происхождении на Орловщине обрядовых тряпичных кукол и как они использовались людьми и их детьми,

- провела с детьми мастер класс по изготовлению тряпичной обрядовой куклы.

Совместная деятельность детей и родителей

Мама Даши Рогожиной принесла в мини-музей прялку. Она рассказала об устройстве прялки и основном её назначении. Показала, как в старину пряли пряжу.

Бабушка Кирилла Борисова принесла полотенце , которое вышивала еще её бабушка техникой СПИС. Рассказала для чего в семье хранили и берегли эти полотенца.

- В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.

Итоговое мероприятие

Результативность

1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края;

2. Сформировался необходимый минимум исторический знаний , чувство национального достоинства.

3. Появились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории Родного края.

4. Расширились знания о традициях , достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города.

5. Расширились знания о народных промыслах Родного края.

6. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю, культуру и быт родного края.

Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях: досугаг, праздниках и развлечениях.

Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессе в группе.

Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего города к края.

Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.

1. Разработали комплексно – тематическое планирование по всем тематическим блокам проекта.

Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

Разработали и провели развлечение.

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Итоговое мероприятие

Результат проекта

По результатам итоговой диагностики было выявлено:

- 78% дошкольников показали высокий познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города, края;

- у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории города, края;

- у 38% детей отмечается средний уровень знаний истории города, края;

- низкого уровня выявлено не было.

у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме проекта.

По результатам итоговой диагностики было выявлено

Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представления о памятниках родного края.

Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.

Знают культуру, обычаи и традиции родного края.

Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Могут назвать народные промыслы Орловщины.

Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

Перспективы в работе

• Разработать комплексно –тематическое планирование по данной теме по всем возрастным группам.

• Скорректировать работу по данной теме с логопедом и тифлопедагогом.

• Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в группе.

И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о природе, о народных промыслах…

● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме.

1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.

Читайте также: