Кто страшнее дикой или кабаниха и почему кратко

Обновлено: 30.06.2024

Не может не вызывать гневного неприятия зажиточный купец Дикой. Он имеет достаточное влияние в Калинове. Горожанам он известен как скандалист и скупердяй. Ругань стала его неотъемлемой частью. Савел Прокофьевич и дня не может прожить без нравоучительных речей. Он всегда найдёт объект нападок, будь то родные, племянник или работники. Очень строг ко всем домочадцам, не даёт никому свободно дышать.

В его тоне всегда можно распознать грозные ноты поучительности.

Дикой до неприличия жаден. Родных племянников ставит в унизительное положение, не желая отдавать им наследство, завещанное бабушкой. Стремясь извлечь собственную выгоду, оговаривает условия. Так, Борису, чтобы не разгневать дядю, следует вести себя почтительно, выполнять все его поручения, терпеть его тиранию. Дикой всегда найдёт, к чему придраться. Удручённый Борис не очень верит в то, что дядя выполнит бабушкину волю.

Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме.

Кабаниха всех держит в полном подчинении.

Дочь Варвару Кабаниха довела до того, что та вынуждена ей всё время лгать, так как не желает жить по законам, установленным матерью.

Настоящей жертвой деспотизма Кабанихи становится Катерина.

Вариант 2

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского

Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье — главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.

Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.

Савелий Прокофьевич Дикой — старый богатый помещик. Он держит в страхе не только своих домочадцев, но и весь Калинов. Сам герой — процентщик, то есть он выдаёт людям деньги под огромные проценты, на чем и наживается. Помещик унижает и оскорбляет других жителей, за счёт чего и самоутверждается. В Калинове нет человека, который мог бы его усмирить, поэтому Дикой спокойно совершает бесчинства. Его речь очень груба, наполнена различными ругательствами. Речь помещика также характеризует ощущение его превосходства над другими людьми.

Второй представительницей тёмного царства является Марфа Игнатьевна Кабанова — зажиточная купчиха, выражающая идеи тёмного царства. Она считает, что все неимущие должны подчиняться таким сильным натурам, как она сама. Кабаниха держит под своей властью всех своих домочадцев, унижает их достоинство, исключая возможность непокорности.

Интересно, что между собой оба помещика общаются очень вежливо и миролюбиво. Это можно объяснить тем, что герои чувствуют силу друг друга, поэтому и стараются вести себя спокойно.

Оба героя — воплощение людей консервативных, устаревших взглядов, негативно реагирующих на любые изменения, прогресс. Они пытаются сохранить старинные традиции и обычаи, чтобы удержать свою власть над жителями Калинова. Дикой и Кабаниха решают, что именно они являются представителями власти и создают в городе негласный устав, которому должны подчиняться все окружающие. Оба помещика совершенно уверены в том, что, совершая подобные бесчинства, они поступают абсолютно правильно. Это показывает их самодурство и деспотизм.

Другие темы: ← История отношений Катерины и Бориса↑ ОстровскийХарита Огудалова в пьесе Бесприданница →

Образец 4

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок↑ ОстровскийЛюбовь в пьесе Бедность не порок →

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура. Островский не только ввел в литературу слово “самодур”, но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается.

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей “Грозы”. Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник находится от него в материальной зависимости. Лексикон Савела Прокофьевича пестрит бранными словами, грубыми выражениями. Так он разговаривает с Борисом: “Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом”. Причина такого отношения к людям — в осознании своего превосходства и полной безнаказанности.

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит. Интересно, как они называют друг друга: “кум”, “кума”. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым, находящимся в приятельских отношениях, пожилым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно и миролюбиво. Именно у Кабановой Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома: “Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Прижимистость и разнузданность — это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды. Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: “Вот суета”. Вообще слова Кулигина — в представлении Дикого — это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, обеих их объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительной отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Ее заботит будущее своих детей — Тихона и Варвары.

Драматург мотивирует поступки Кабановой особенностями ее характера, условиями общественного и домашнего уклада, чисто материнскими чувствами. Поэтому образ получился столь убедительным и впечатляющим. Сын Кабанихи Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Он любит свою жену Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, как постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Островский показал в Кабановой материнскую ревность, объяснил ее активную нелюбовь к Катерине. Марфа Игнатьевна убеждена в своей правоте, в необходимости чтимых ее законов. Любящая мать, она еще и очень властная женщина. Противостоять ей может только сильная личность.

Противостояние показано в “Грозе” уже в самом начале действия, где ощущается непримиримость двух разных миров, мира Кабановой и мира Катерины. Семейная сцена на бульваре, хотя и происходит не за высоким забором, погружает нас в атмосферу дома Кабановых. Первая реплика главы семейства — это приказ: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Далее следует покорный ответ Тихона: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Семейная сцена является одной из ведущих в пьесе, но события в основном происходят на улице, на миру — Островский верно уловил и передал, что жизнь купеческого сословия, еще не порвавшего с традициями народной жизни, несмотря на высокие заборы и прочные засовы, имеет открытый характер, при котором невозможно скрыть, что происходит в том или другом семействе.

Вслушаемся в реплики Кабанихи: “Не очень-то нынче старших уважают”; “Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят”; “Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю”. Кажется, ничего обидного, ничего неприятного в сетованиях Кабанихи нет. Но разговор построен драматургом так, что симпатий к Марфе Игнатьевне не возникает, сочувствия она не вызывает. Кабанова присутствует во многих сценах, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она — одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубокому убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. Кабаниха вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?” Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявляется в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Дикость и нелепость такого “порядка” очевидны. Главное для Кабанихи — сказать, соблюсти ритуал. Она убеждена: если не будут соблюдаться домостроевские законы, жизнь человеческая лишится опоры, семья рухнет.

Оказывается, “прекратить” Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении; да и вся беда в том, что сопротивления он почти ни в ком не встречает. Однако эта его внутренняя слабость, эта трусость свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что владычеству Диких приходит конец.

События “Грозы”, характеры, ход драматического действия не только обращены к трагическим сторонам русского патриархального быта, с его темнотой, ограниченностью, дикостью, но и открывают перспективу обновления жизни. Всем строем пьесы Островский передал, насколько накалилась душная атмосфера Калинова. Требование безропотного повиновения, абсолютного подчинения уже встречает стихийное сопротивление. Наступают иные времена, когда раздается голос протеста у слабых людей, когда иные начала проникают в мир темного царства.

Вопрос: что порождает самодурство? Безнаказанность и отсутствие какого-либо сопротивления.

Вот на этой благодатной почве отсутствия всякого стремления к прогрессу, даже засилья определенного консервативного страха перед всем новым, еще неизведанным, активно процветает самодурство.

Дикой и Кабанова очень жизненные психологические типы. Они не похожи друг на друга, хотя и имеют общую природу происхождения, но несут различную психологическую нагрузку. Для драматических произведений характерно описывать образы при помощи собственной речевой характеристики персонажей и речи других героев. Непохожесть Дикого и Кабанихи как раз ярче всего передается словами второстепенных лиц:

«Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

Интересно тo, что люди, бросающие столь недоброжелательные характеристики в адрес Дикого и Кабанихи, понимают свою беспомощность. Рабская психология заставляет шептаться за спиной, угрожать и смеяться. Но в лицо хозяину они смотрят с презрительным благоговением, или хотя бы с молчаливой ненавистью.

В сюжете роль Дикого и Кабанихи похожа не только в том, что это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья, но и в том, что оба эти образа в некоторой степени трагичны. За внешней комичностью образа Дикого скрывается, подлинное его страдание от жадности и самодурства. Дикой — сложный психологический тип: он и хотел бы, но не может быть более лояльным с людьми. По-моему, это тип человека с ярко выраженной фобией бедности, банкротства; он паникует при любой, даже ложной угрозе безденежья. А жить иначе он не может, потому что твердо знает, что самый жестокий хозяин — это бывший раб. Знает и боится. Этот страх уродует его психику и делает его самого рабом своих прихотей и амбиций.

Что же касается Кабанихи, то она вся прикована к земле, к земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботится о внутренней сути человеческих отношений. У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте иерархических отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. В своем собственном сознании она живет на грани мира и хаоса и чувствует себя чуть ли не последней опорой правильного миропорядка. Она такой же фанатик, как и Катерина, различие в том, что в ее случае нет даже намека на надежду духовного перерождения.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Пьеса "Гроза" написана Александром Николаевичем Островским в 1859. Начатая летом и законченная в октябре, произведение имело широкое распространение в обществе не только из-за своего содержания, но и из-за истории создания. Было множество предположений и легенд, однако самая популярная гипотеза была про девушку из Костромы, Александру Клыкову, которая сбежала из дома, а уже чуть позже её тело было обнаружено в реке Волге.

Как потом выяснилось, девушка подвергалась насилию со стороны свекрови, а муж ничего не мог сделать против действий своей матери. К тому же ситуацию усугубили тайные свидания Александры и почтового служащего. Было еще много совпадений между Клыковой и Катериной, главной героиней пьесы, однако сам автор хотел не передать трагическую историю девушки, а с её помощью изобразить всю деспотию, лицемерие и жестокость, что царили в те времена. Таким образом, появляются Дикой и Кабаниха, являющиеся не только персонажами пьесы, но и одновременно олицетворением всех этих качеств. Соответственно, эти два героя похожи характерами, точнее, в них наблюдаются общие черты поведения, однако, вскоре становится ясно, что Кабаниха страшнее Дикого. Почему?

Во-первых, стоит разобрать, кто такие эти два персонажа. Дикой Савел Прокофьевич — купец, скандальный и сварливый человек, который "без ругани дышать не может". "Дома то рады-радохоньки, что ушел", потому что Дикой и дома умудряется ругать всех без особой на то причины. Хоть он и не образован, но понимает, что против сильных не попрешь, а вот слабых можно и отругать, потому что они "червяки", которых он может как помиловать, так и раздавить. К тому же герой жаден настолько, что не только не платит жалование рабочим, но и не хочет отдавать наследство Борису.

Если Дикой Савел Прокофьевич — олицетворение таких качеств, как жадность и сквернословие, то Кабаниха — яркий пример жестокости и тирании. Марфа Игнатьевна Кабанова — уважаемая женщина в городе, но только из-за того, что нагнала страх на окружающих. Эта женщина — "ханжа, которая всех домашних заела". Действительно, своего сына она контролирует настолько, что тот со всем с ней соглашается и даже не смеет перечить. Её желание подчинять и властвовать настолько велико, что её родная дочь сбегает, а невестка кончает жизнь самоубийством. Даже в конце пьесы Тихон восклицает над мертвым телом жены: "А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!".

Таким образом, чтобы ответить на вопрос, почему Кабаниха страшнее Дикого, следует понять, в чем же разница между этими двумя персонажа Островского. Главное различие — это признание. Дикой, в отличие от Кабанихи, раскаивается в своем поведении, он понимает, что является плохим человеком, однако ничего не может с собой поделать: "Понимаю я это: да что ж ты прикажешь мне с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу". Марфа Игнатьевна же не способна признавать свои ошибки: терроризируя окружающих, она настолько ожесточала, что неспособна даже посочувствовать судьбе Катерины. Именно поэтому Кабаниха страшнее Дикого.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Социальное, материальное и семейное положение

Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха. Она богатая вдова. С нею проживают сын Тихон с молодой женой Катериной и дочь Варвара. Своих великовозрастных детей и невестку Марфа Игнатьевна постоянно учит уму-разуму.

И Дикой, и Кабанова считаются главными людьми в городе, так как оба очень богаты.

Значение имён и фамилий

Сопоставление характеров

Характеры Кабанихи и Дикого во многом сходны, но есть в них и существенные различия.

Сходство

У Дикого и Кабанихи главная черта характера — властолюбие, стремление подчинять себе других людей. Эти персонажи считают себя в городе и в семье главными и самыми разумными людьми, так как они богаты и имеют большой жизненный опыт. На самом деле, ума у них не очень много, они не понимают, что руганью, постоянным ворчанием и требованием безоговорочного подчинения вредят своим же детям, унижая их.

Различие

Марфа Игнатьевна набожна, ведь верить в бога и ходить в церковь — это одно из правил Домостроя. Она помогает нищим, а своих домашних совсем замучила своим постоянным недовольством и ворчанием. За это Кулигин отзывается о ней, как о ханже, с виду благочестивой, но угнетающей своих близких. Кабаниха — противница искренних проявлений чувств, все должны вести себя согласно патриархальным традициям и ритуалам. Например, она отругала Катерину, когда та при прощании кинулась мужу на шею, и заставила молодую женщину кланяться ему в ноги.

Если в доме Дикого царит атмосфера страха, то Кабаниха создала у себя атмосферу лицемерия и обмана. Её дочь Варвара говорит Катерине, что весь их дом держится на обмане.

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)

Вывод

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В Кабановой же нет ни чувства раскаяния, ни жалости, ни признания своей вины, напротив, она всегда уверена в своей правоте, а свою строгость объясняет любовью к детям. Доведя свою сноху Катерину до самоубийства, Кабаниха ни на минуту не смутилась, не задумалась о своей причастности к гибели жены сына.

Таким образом, именно Кабанова, по моему мнению, больше всего неприятна автору, потому что в этой непреклонной, твёрдой, с каменным сердцем героине никогда не просыпается совесть, она только внешне принимает благочестивый вид богобоязненной женщины, на самом деле в ней нет сострадания, христианской любви к людям.

Цитатная характеристика дикого и кабанихи

Суть произведения

Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.

С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.

Сравнительная характеристика дикого и кабанихи

Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.

Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.

Сопоставление Дикого и Кабанихи

Сравнение этих персонажей показало, что они оба являются представителями старого уклада общества. Герои похожи своей деспотичностью, властностью и жестокостью. Представленная таблица с цитатами поспособствует понять, есть ли у этих персонажей отличия, или же они абсолютно одинаковы.

Гроза кабаниха

Анализ показал, что не признают честь и достоинство Дикой и Кабаниха. А цитатная характеристика говорит о том, что каждый из них привык быть в центре внимания, властвовать над другими людьми и не только в семье, а распространять свое влияние на весь город. Поступки героев деспотичны и остаются безнаказанными, потому что все испытают страх перед ними.

Расчетливая холодность Марфы Игнатьевны очень страшна, по сравнению с грубым поведением Дикого. Кабанова всегда считает себя правой и чужого мнения не слушает. Она очень умна и рассудительна. Жизнь ее была нелегка, и теперь она считает, что имеет полное право учить других. Даже ее фальшивая доброта не может скрыть злостность и бесчеловечность. Она давно привыкла командовать и властвовать, особенно в семейном кругу. Кабаниха не проявляет ни капли материнской любви и заботы, что делает ее еще более сильным антигероем повествования.

Читайте также: