Почему необходимы изменения в школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор этого рассказа — ученик пятого класса Даниил. Но фантасмагорическим образ школы-дворца с аквариумами и роботами кажется только на первый взгляд. Если задуматься, он отражает реальные ожидания современных школьников от учебных заведений, в которых им хотелось бы получать знания и проводить большую часть дня. Каких же изменений ждут ученики от школ в будущем и о чем говорят детские фантазии? По сути, перемены, которых требуют юные сердца, можно разбить на три большие группы.

Современная архитектура и дизайн

Вика, ученица 11 класса из Подмосковья:

Анжелика, ученица 7 класса из Москвы:

Архитектура и дизайн школы в мечтах ребят воплощают баланс рабочего пространства и зон отдыха. Места для релаксации или, напротив, выброса энергии, обилие зелени, просторные общественные зоны — это даже не прихоть, а забота о психическом здоровье учеников.

Связь учебной программы с жизнью

Вика, 11 класс:

«С недавнего времени у нас в школе появились предметы „Предпринимательство“, „Проектная деятельность“, но все они теоретические. В чем смысл изучать проектную деятельность и не делать проекты? Вот если бы на том же предпринимательстве рассказывали про финансовую грамотность, про какие-то полезные для нас лайфхаки, было бы круто.

Современные учителя

Это, конечно, самое сложное, но и самое важное. Роботы из рассказа Даниила только заменяли учителей, когда те болели. То есть сам факт наличия в школе значимых взрослых не обсуждается. Вопрос лишь в том, насколько они будут авторитетны и на каком языке станут говорить с детьми.

Вика, 11 класс:

Анжелика, 7 класс:

«Хотелось бы, чтобы учителя в школах были современные. Мне, например, очень нравится учительница по истории. Она прикольная, со своим стилем, у нее интересный Tik-Tok, и она понимает нас и наши увлечения, новые способы общения и обмена информацией, поэтому увлекательно преподает и свой предмет тоже.

Когда я говорю „современные учителя“, я имею в виду, что они преподают по новой системе, что ли: в другом формате, более увлекательном. В основном это видео, презентации с интересной подачей. Современные учителя рассказывают свой предмет, пытаясь нас заинтересовать, а не просто заставляют зубрить информацию.

Андрей, ученик 11 класса московского лицея:

«У нас в лицее преподают очень увлеченные учителя, часто это недавние выпускники вузов, которые „горят“ своими идеями и любовью к предмету. Уроки проходят в формате лекций, минимум рутинных заданий, большой упор на творчество. Дети и взрослые абсолютно адекватные, относятся друг к другу с уважением.

Дети и в особенности подростки во все времена ценили преподавателей, которые не закостенели в своих знаниях и методах, а готовы сами постоянно учиться и развиваться.

Речь идет не о дешевой популярности: далеко не все учителя, которые заведут себе Tik-Tok, сразу станут кумирами молодежи. Ребята тонко чувствуют фальшь. Нужна искренняя заинтересованность: желание быть с учениками на одной волне, делиться полезными знаниями, обмениваться эмоциями.

Увлеченность педагогов своим предметом, их умение говорить с детьми уважительно, не покушаться на личные границы, а также возможность применять полученные от них знания в реальной жизни — становятся все более ценными ресурсами в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Колова Лина Васильевна Портфолио учителя Отчёт А

город Костанай 23.10. 2014

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной

Школы должны готовить людей, которые способны созидать новое,

а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения,

людей изобретательных, творческих,

у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все,

что им предлагают.

Нам выпало жить и трудиться в эпоху стремительного подъёма и развития человечества в разных сферах жизни. Мы участвуем в неизбежных взаимообусловленных, быстротечных мировых процессах: глобализация, демографические изменения, мировая безопасность, устойчивое развитие, технологизация. В связи с этим требования к человеческим ресурсам возрастают, стоящие перед людьми задачи усложняются, и поэтому будущему поколению 21-го века понадобятся, не просто знания, а самое важное - умения креативно, творчески их применять в повседневной жизни, тем самым активно воздействовать на процессы глобализации. Знания в современном мире приобретают большое значение, поэтому система образования становится важнейшим ресурсом и ключевым фактором развития.

Изменяются также и общественные ожидания в сфере образования, которое стало рассматриваться как одно из значимых составляющих социальной политики, как реальное условие для формирования профессиональной мобильности, что несомненно будет влиять на экономическую, культурную и др. сферы.

"В связи с этим многие страны вынуждены пересматривать свои подходы в области предоставления высококачественного образования. Другими словами, государственная политика большинства стран мира изменилась по отношению к образованию, так как поняли, что образование играет значимую роль в конкурентоспособности страны, в развитии национальных экономик, как и многие другие показатели. Поэтому вопрос о качестве образования стал одним из самых важных вопросов мировой повестки дня.

В 1999 году Группа Восьми, объединяющая наиболее влиятельные страны мира, по итогам встречи лидеров в Кельне, приняла специальное заявление о ключевой роли образования в современном мире. В нем говорится, что базовое образование, профессионально-техническая подготовка, академические квалификации, пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития творческого мышления имеют существенно важное значение для определения направления экономического и технического прогресса по мере нашего продвижения к созиданию общества, основанного на знаниях. Они обеспечивают также развитие личности, способствуют гражданской позиции, вовлечению людей в жизнь общества. Обеспечение приспособляемости, возможности устроиться на работу и рационального управления переменами станет главной задачей наших обществ в предстоящем веке. Существенно важное значение будет иметь способность к перемене профессий, культурной среды и общин. А паспортом мобильности станут образование и обучение в течение всей жизни для каждого." (Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире// Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, 2002. - с. 70.)

Исходя из выше сказанного, перед современным образовательным системам разных стран мира стоят задачи, которые необходимо решить: усилить роль системы образования для обеспечения политической стабильности и устойчивого развития общества; обеспечить непрерывность процесса обучения в течение всей жизни; расширить возможности получения образования для всех, адаптировать учебные курсы и программы к потребностям меняющейся жизни.

Анализируя системы образования развитых стран, я выяснила, что существует ряд критериев, которые позволяют определить успешность образования. Из всего многообразия образовательных систем мира особо привлекли моё внимание образовательные системы Финляндии и Японии. Образование этих стран за короткое время подверглись серьёзным реформам, в результате которых модели обучения смогли войти в топ-рейтинг образовательных систем мира, стали основой для обсуждения во всем мире и ориентиром для подражания. Они имеют высокоэффективные показатели школьной системы, хотя отличаются друг от друга по структуре и содержанию обучения. Я попробовала провести параллель между двумя этими странами и Казахстаном.

Исследования ООН "Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) показывают, что Финляндия по индексу образовательных достижений учащихся занимает лидирующее место с 2009 г. ( PISA - 3,7). Американский журнал Newsweek в 2010 году давая оценку образовательным системам мира назвал Финскую систему самой лучшей в мире, в связи с этим Евросоюз считает, что финская система образования должна стать центральной.

"В Финляндии в настоящее время принята концепция "обучающего общества", разработанная в середине 90-х годах 21 века шведским профессором Торстеном Хюсэном, согласно которой реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте." (Социально –культурная теория обучения. Л. С. Выготский, теория "Возведение лесов". Ж. Брунер)

Для финской системы характерны индивидуальные принципы обучения построенные на уважительном отношении к каждому ученику (принцип гуманизации), создание всесторонне развивающей среды, высокий уровень подготовки профессиональных кадров и достойная оплата их труда.

В Финляндии на протяжении нескольких десятилетий проводится поэтапное реформирование дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования. Использование новых интерактивных образовательных технологий, применение симуляторов в обучающих программах, использование инфотехнологий в учебном процессе, применение цифровых учебников, возможностей компьютеров и Интернета, новейших методов обучения, позволяющих развивать самостоятельность и социальные способности создаёт предпосылки для перехода от знаний к коммуникативному развивающемуся обществу.

Успех финской образовательной системы можно объяснить и тем, что она соответствует принципам нейропедагогики, так как нацелена на развитие у учащихся когнитивных функций, на создание у учащихся хорошего когнитивного резерва: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков, формирует не только личностные качества, но и развивает и ключевые структуры мозга. Финская система образования учитывает особенности детей с особыми образовательными потребностями, доля которых уже составляет порядка 18%, ставит акцент на определении и устранении трудностей в обучении на ранних этапах, соблюдается принцип обучения каждого на доступном уровне.

Также главными факторами, позволяющими Финляндии традиционно занимать первое место в рейтинге стран с лучшей системой образования, являются: высокое качество образования, которое постоянно модернизируется и использует самые эффективные образовательные программы, подходы и методы; доверие и равноправие между всеми участниками образовательного процесса; бесплатное обучение на всех уровнях образования, включая высшее; высокий престиж профессии учителя. Для финского учителя важны научно-исследовательские, социальные и коммуникативные навыки, он должен быть готов к непрерывному процессу обучения всю жизнь, к постоянному самообразованию. (Дерябин Ю. С. Сравнительная педагогика. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании. Педагогика. 2004, № 4, c. 75-82.)

Япония уже не одно десятилетие поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Как получилось, что за неполные 50 лет образовательная система этой страны смогла сделать такой колоссальный скачок? Потребность в радикальной реформе образования современной Японии обусловлена не столько кардинальными социальными переменами, сколько осознанием ответственности перед грядущим 21 веком. В этой связи образовательная система ориентирована на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени. Её базовые принципы предполагают развитие структуры непрерывного образования, обучение на протяжении всей жизни, создание гибкой системы образования, актуализацию личности учащегося, воспитание уважения к ней. Для реализации поставленных целей была создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах.

Большое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности, формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям, развитию чувств, осознанного формирования гражданина Отечества.

Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие и средние школы с зачетной системой, позволяющие индивидуализировать программу изучения и режим обучения. (Павлова Т. Л., Традиции и реформы современной японской школы.)

Сегодня уч еными и практиками бурно обсуждаются проблемы индивидуальности и развития способностей. Работая в режиме эксперимента, японские педагоги находят новые идеи для усовершенствования педагогической практики. Так, подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возникший в 1870-х годах в Японии, в последнее время получил популярность за пределами страны, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи разных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований .

"Образовательная политика ведущих зарубежных стран, в том числе стран − членов ОЭСР, формировалась в научных центрах, специально созданных для этой цели авторитетных комиссиях экспертов и озвучивалась первыми лицами государства. В ней четко определялись роль и место образования в государстве, стратегические цели и задачи, приоритеты, ресурсы, необходимые для их реализации. Характерными чертами образовательной политики указанных стран были и остаются последовательность и преемственность. Менялись президенты, правительства, к власти приходили различные политические партии, но принцип приоритетности образования не на словах, а на деле оставался и остается незыблемым." (Галаган А. И., Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания, с. 187.)

Анализируя практику проводимых реформ в образовании разных стран мира, можно выделить несколько приоритетных направлений, развитие которых будет способствовать изменению взглядов на систему образования в 21 веке:

повышение значимости и развитие подготовки дошкольного обучения и младших школьников;

развитие каждого учащегося в соответствии с его возможностями и способностями, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие критического мышления учащихся, умения рефлексивного оценивания собственных достижений;

обучение на основе имеющихся неравных социальных, языковых условиях;

развитие у обучающихся навыков саморегуляции, самообучения на основе метопознания, повышение мотивации и познавательного интереса;

изменение системы оценивания образовательных достижений, переход на кретериальное и суммативное оценивание для оценивания процесса обучения;

использование новых подходов в преподавании и обучении (обучение тому, как учиться, диалоговое обучение, групповая работа и т. д. через создание коллаборативной среды);

развитие профессиональных качеств педагогов через новую систему повышения квалификации, изменение убеждений и поднятие престижа учителя;

разработка показателей для сравнения и выявления лучших образовательных систем с целью изучения и принятию передового опыта для преобразования в других странах (примером является работа проводимая ОЭСР).

Перед нашим народом стоят глобальные задачи по интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, а для успешности этого процесса необходимо модернизировать, реформировать систему дошкольного, среднего и высшего образования в соответствии с современными требованиями к человеческому капиталу. Выше было доказано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, её способность реализовать прогрессивные технологии. Смена образовательной парадигмы предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усиление роли науки в создании педагогических технологий. (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.)

В 2011 году, в информации, изложенной во Всемирном докладе Юнеско "Образование для всех", Казахстан по индексу развития образования находится в четверке лидеров среди 129 стран мира. Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату средним образованием.

Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна с "умной экономикой" и высококвалифицированной рабочей силой. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов:

образование во имя мира и согласия народов - использование возможностей образования в воспитании толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству;

образование для всех - предоставление качественных образовательных услуг каждому гражданину нашей страны независимо от их способностей и возможностей;

образование для жизни и труда - содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту;

образование в течение всей жизни - развития, становления, сотворения собственной личности;

образование как открытая система - полноценная социализация личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества. ( Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.)

"Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?" (Послание Президента.)

Ориентируясь на опыт систем образования Финляндии и Японии, я могу сказать, что образовательная система Казахстана готова к преобразованию . Казахстан стремительно развивается, как в экономическом, так и политическом направлении. Образование в нашей стране сегодня становится основным фактором развития и к нему требуется новый подход. У нас есть современные образовательные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Всё качество работы школьной системы основывается только на качестве работы педагогов.

Если мы научим ребенка учению, то это позволит сформировать его как личность имеющую активную гражданскую позицию. Можно ли это сделать в моей школе? Я думаю, да. Основываясь на сотрудничестве и инициативе учителей, которые обладают лидерскими качествами, педагогический коллектив нашей школы всегда стремится идти в ногу со временем, изучая, применяя и совершенствуя новые подходы в преподавании и обучении.

Хочется подтвердить важность этого вопроса словами Президента Н.А. Назарбаева: "Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве" .

Используемая литература

Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире// Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, 2002. - с. 70.

Галаган А. И., Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания, с. 187 ..

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

Павлова Т. Л., Традиции и реформы современной японской школы.

Руководство для учителя. 1 (продвинутый) уровень , 2014 г..

Сравнительная педагогика. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании. Педагогика. 2004, № 4, c. 75-82 .


Современное российское образование — сломанная лодка, на которой пытаются удержаться 15 миллионов школьников и четыре миллиона студентов. А реформаторы образования ставят на ней эксперименты. Так считает школьник Евгений Мазурик. Он рассуждает, зачем и почему нашей системе образования нужны перемены.

Давайте знакомиться. Я — Женя. Я учусь в довольно престижной (по меркам города, конечно) екатеринбуржской школе с профильным английским, но перехожу в очень противоречивую московскую школу, которая открывается в этом году. Я, скорее всего, очень не похож на тебя, читатель, но у нас есть одно общее — ты любишь читать об образовании, а я обожаю писать и говорить о нём.

Вдохновившись примером некоторых очень талантливых авторов, я решил завести свой блог здесь. Я буду рассуждать о современном образовании и не только.

Какой фундамент был заложен

После развала СССР новое государство постепенно начало отказываться от советской системы образования. Сначала была принята болонская система, а затем — введён ЕГЭ. Но по сути многое не изменилось. Учителя продолжили преподавать по тем же канонам и стандартам, большое количество учебников — переиздание советских.

Российское образование вобрало в себя всё худшее из советской системы (напихивание знаний) и отказалось от лучшего (сильная олимпиадная подготовка, качественная квалификация учителей). Реформаторы образования вроде бы говорят правильные вещи, но вместо того чтобы полностью перекроить систему образования, напихивают школы новыми «инновациями"(большинство из которых не работают): планшеты вместо учебников, ЕГЭ, репетиторство (как плод ЕГЭ) и так далее.

Что государство и Министерство образования делают не так

1. Все школьники учатся по разным учебникам

Когда в школе все классы учатся по разным учебникам, это вносит хаос и неразбериху в обучение. Сотни школьников сталкиваются с тем, что на олимпиадах и контрольных попадаются задания по темам, которые по их учебникам даже не проходились. Многие учителя выбирают по основным (и не только) предметам такие учебники, что навсегда пропадает желание даже думать об этом предмете. Никто не следит за качеством и наполнением учебников. И это нужно менять.

2. Переименование гимназий и лицеев в школы и электронные интерактивные доски в каждом классе не изменят уровень образования

Герман Греф рассказывает нам о том, что нужно менять советскую систему на корню. А потом министерство образования продолжает производить бесконечные реформы и внедрять в школы инновации, которые ничего не меняют. Стоит кардинально поменять то, что происходит в школах и университетах России, а не вводить мелкие изменения.

Я попытаюсь оспорить очень популярное мнение, что учитель обязан разбираться в современных технологиях и уметь пользоваться компьютером, чтобы ученику не было с ним скучно. Во-первых, это очень сильно мешает учебному процессу. Вместо того чтобы подготовиться к уроку лучше, учитель обязан учиться заносить оценку в правильную клеточку в электронном дневнике. Я был бы очень рад, если бы вместо 10 минут заполнения оценок в компьютере во время урока математики мне бы дали получше усвоить тему. Это в итоге и аукнулось во время моего поступления в другую школу.

4. Школа и образование — не рынок!

5. Учеников и школу постоянно категоризируют

Что нам и государству нужно сделать

1. Перенять опыт других

Первое и самое логичное — воспользоваться успешным опытом других стран в сфере образования (например, Финляндии). Этого наши реформаторы отчаянно не хотят делать — лучше перенять плохое у США, которые, кстати, далеко не показатель в сфере образования.

2. Сделать некоторые предметы необязательными

По своему могу смело заявить: большинство школьников будут благодарны тому, что вместо ИЗО они смогут подтянуть какой-нибудь предмет (например, английский) или заняться любимым делом. А те, кто сильно желает изучать эти предметы — пожалуйста, никаких проблем. Несколько предметов просто переходят в группу кружков.

3. Оглянуться назад

4. Индивидуальное расписание для всех

Нет, ученики не смогут менять уроки местами или ставить себе шесть физкультур, как многие боятся. Просто Вика сможет отказаться от уроков изобразительного искусства, ведь она много занимается теннисом и ей неудобно приходить ещё на один последний урок. Вова сможет поставить себе вместо музыки дополнительный урок математики, ведь он плохо с ней справляется.

5. Отказаться от ЕГЭ

ЕГЭ — конвеер, на котором твои способности и знания почти не учитываются. Важно умение мыслить и писать по заданному шаблону. ЕГЭ отбивает желание учиться, познавать новое (у кого-то даже жить). Ты должен использовать определённый набор слов на эссе, иначе все твои планы могут рухнуть. Это самый главный пункт, это главное препятствие на пути к качественному образованию. Мы должны как можно скорее избавиться от этого экзамена в пользу индивидуальных в каждом вузе. Ученик заранее узнаёт все правила экзамена, а принимать решение будет университет.


Все жалуются, что детей натаскивают на ЕГЭ. А может, это и неплохо?

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Здравствуйте, дамы и господа, в этой статье мы разберемся в вопросе школьного образования в 21-ом веке.

Будет много противоречий и анализа, а еще собственного мнения, с которым вы в праве не соглашаться. В общем, томить не буду, а перейду сразу к сути.

А зачем вообще нужно образование, и кому это выгодно? Научная предыстория.

Эта необходимость в профессиональных кадрах зародилась очень давно, когда шла Первая мировая , она и стала детонатором в образовании. "А почему?" — спросите вы, а мы вам ответим: в Первой мировой стал массово использоваться "пулемет Максима", который многое изменил в нашем мире, а именно то, что люди поняли одну сакраментальную вещь: для изобретения, модернизации, работы с техникой нужны умные и образованные люди, которые смогут конструировать, улучшать, обслуживать технику, а, таким образом, с лучшей техникой государство будет и выигрывать. (Соответственно, на пулемете все не заканчивается, а только начинается, нужны и машины для перевозки грузов и людей и так далее.)

Все это стало двигателем для масштабного развития технической промышленности, а в ней дилетантам не место.

С этого момента массовость образования начала являться необходимостью, ведь иначе проиграешь. В те времена было выгодно, чтобы люди были специалистами, ведь только так можно было побеждать, а что же сейчас, многое ли изменилось?

А что не так сейчас, почему образование нужно менять?

К сожалению, менять его нужно было еще давно, ведь строй изменился не вчера и даже не год назад, общество меняется каждый день, а вот система образования, эх. ее это не затронуло. Хватит полемики, сейчас перейдем к фактам.

Сейчас государству разве не выгодно делать высококвалифицированные кадры, которые смогут работать и создавать? Выгодно, однако есть одно маленькое НО , которое вклинивается в эту систему и полностью разлагает ее.

Раньше куча рабочих составляла основную финансовую опору, на которой держалась маленькая шайка управленцев, а что сейчас?

А сейчас маленькая шайка управленцев генерирует столько денег, что способна обеспечить миллионы людей, например, те же Google или Apple, доход которых можно действительно сопоставить с оборотами стран)

Примеров таких компаний множество, и все мы понимаем, что теперь меньшинство руководит большинством, ведь сегодня рынок не требует кучу рабочих, сейчас, в индустриальном обществе, рабочих постепенно заменяют роботы, на заводах раньше работала 1000 человек, а сейчас 30 роботов, с десяток человек обслуги, штаб администрации с управлением и все, а люди в школах получают знания про станки, которые уже давно стоят на мусорке .

И тут парадокс, а кого же делает школа?

В большинстве своем, "универсальных людей", которые и теорему пифагора знают, и ноту "ля" протянут, и таблицу Менделеева нарисовать должны. Да, без проблем, это замечательно, но вся эта универсальность скатывается в небытие из-за ненужности профессионалов общего профиля , ведь таких мастеров развелось, мама не горюй, детей учат тому, что в жизни уже не имеет ценности и значимости, всех гребут под одну гребенку, чтобы и песни пел, и танцевал, а как выйдешь мастером песен и плясок со знанием теоремы пифагора — пойдешь в макдак, а почему? Потому что качество индивидуальности и актуальности профессий сегодняшнего дня тебе не привили.

Ну, разве плохо, что я не знаю, чего хочу в жизни? Зато я алгебру на пять сдал. (вот из таких "неопределившихся" и получаем то, что имеем.)

Ну, разве плохо, что я не знаю, чего хочу в жизни? Зато я алгебру на пять сдал. (вот из таких "неопределившихся" и получаем то, что имеем.)

Детей делают продуктом, срок годности которого истек где-то в восьмидесятых , ведь мир уже не как раньше, сейчас можно получать знания, не выходя из дома, ну объективно ! Да, что там знания, работать можно дома и ситуация с “ковидом” это наглядно доказала, только слепой не мог заметить, что все, мир изменился.

Вот почему сейчас так популярны онлайн школы английского, которые обучают детей по новым технологиям, вот почему сейчас множество молодежи обучаются в онлайн школах программирования, дизайна, проектирования, потому что частные системы образования идут в ногу со временем, делают обучение прогрессивным и актуальным, в отличие от .

Надеюсь, что такими рассуждениями я заставил вас задуматься, что реформа в образовании необходима.

Критикуешь — предлагай

Поменять образование мы с вами не можем, зато можем повлиять на своих близких и донести им ключевую мысль, которая заключается в том, что, получив обычное образование в школе или вузе, они ровным счетом не получат ничего, кроме некоторых фундаментальных основ, которые в школе можно было бы "уложить" в голову за пять лет, а в вузе — за год, все остальные "надстройки" в виде оставшихся шести лет в школе и трех лет в вузе несут в себе воду и лишний бред, которые не пригодятся.

Мы должны донести, что учиться надо в новом контексте, и учиться надо постоянно, чтобы быть востребованным специалистом, ведь, если закончить школу и университет, мир не перестанет прогрессировать и совершенствоваться.

Старайтесь объяснить своим близким, что помимо школ и вузов нужно обучаться еще и еще, познавая себя, современный рынок труда, технологии, только так можно стать профессионалом в постиндустриальном обществе и никак иначе.

Вывод

Вот такие мысли и факты получились на эту тему, убежден, что есть и другие альтернативные мнения по поводу эффективной системы образования, нам будет интересно почитать Ваши мнения и размышления на этот счет, а с вами была команда канала “Считай деньги” , развивайтесь вместе с нами.

Читайте также: