Какую структуру имеет школьный учебник по окружающему миру назовите приемы работы с учебником

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

как один из важнейших методов формирования целостного взгляда на окружающую среду и понимания места человека в ней

(1 класс программа Н.Ф.Виноградовой)

Особенностью программы этого предмета является то, что знания группируются вокруг двух ведущих идей:

Окружающий мир есть многообразная система естест­венных и искусственных тел, которые объединяет то, что они состоят из веществ и имеют разнообразные свойства.

Человек — часть природы, биологическое и социальное существо, имеющее свои индивидуальные черты и проявления, развивающееся в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

Предмет "Окружающий мир" показывает зависимость существования человека от природных и общественных условий, отрицательное и положительное влияние отдель­ного человека и общества в целом на природу, связь людей между собой. Воспитать правиль­ное взаимодействие человека с окружающим миром невозможно, если он не будет понимать важность и объективность существования этих связей.

Природа первична, она развивается по законам, не зависи­мым от людей; чтобы жить в мире с природой, человек должен знать правила поведения в ней. Вместе с тем человек влияет на окружающую природную среду: пользуется природным сырьем для создания различных предметов, необходимых для его жизни выращивает новые сорта растений, выводит неизвестные ранее породы животных, влияет на протекание природных явлений и пр. Люди связаны с природой эмоциональными и духовными узами: природа — источник вдохновения, творчества, радости и глубоких переживаний.

Основные принципы отбора знаний об окружающем мире авторского коллектива Н.Ф. Виноградовой:

Педоцентризм — принцип максимального учета потреб­ностей ребенка этого возраста, выбор сведений, наиболее ак­туальных для формирования умения адаптироваться в окру­жающей среде.

Культурологический принцип. В учебнике пред­ставлен не только материал для обязательного усвоения уча­щимися, но и дополнительный, который способствует рас­ширению знаний, развитию эрудиции школьников, повыше­нию их общей культуры. Именно поэтому в учебнике большое внимание уделяется об­щекультурным сведениям (в частности о научных открытиях, произведениях искусства и их авторах). Этот материал дополнительный. Цель знакомства с ним другая - повысить интерес детей к различным фактам из жизни природы и обще­ства, сформировать желание самостоятельно обогащать свои знания, показать, как постепенно человек открывал законы ок­ружающего мира и пробовал его изменить. Учащиеся рассматривают вместе рисунки, обсу­ждают, почему этот материал авторы учебника поместили имен­но на этих страницах.

Одним из важнейших методов обучения является работа с учебной книгой.

Учебник - это книга для ученика, которая учит его учиться. Он помогает школьнику в усвоении учебного материала, прививает интерес к данному предмету, стимулирует желание учащегося к самостоя­тельному приобретению знаний в данной области.

Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром для учителя.

Содержит в себе необходимый и достаточный объём фактического материала, отражает изложение научных знаний, обозначенных программой:

Что такое окружающий мир

Знакомство с помещениями школы

Дорога от дома до школы, дорожные знаки

Мой воскресный день

Прогулка в парк

Что нам осень подарила

Живая и неживая природа

Как хлеб на стол приходит

Прогулка в парк

Прогулка на водоём

К нам пришла осень

О чём рассказывают вывески

Погода в ноябре

Свойства воды (лёд и снег)

Поговорим о дружбе

Птицы: перелётные, неперелётные

Наша родина – Россия

Экскурсия в пар

кРазвивает мышление и воображение учащихся (этому способствуют загадки, ребусы, упражнения, которые выполняются с использованием музыки, художественных произведений и иллюстраций);

Скоро гости к тебе соберутся,

Чёрные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают. Кто их разгадает?

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари! (И.Никитин)

-Пойдём в гости к журавлю, - сказал дед и взял два ведра.

- К журавлю? А зачем вёдра? – удивился внук.

- Это не тот журавль, что в небе летает, а тот, что…

Что сказал дед внуку?

Обеспечивает подготовку к самостоятельному приобретению зна­ний в будущем.

Методические требования к учебнику:

Учебник соответствует возрастным особенностям учащихся.

Рассказать о сложных явлениях и процессах, протекающих в при­роде, так, чтобы это было ясно и понятно ребенку 6—10 лет, не про­сто. Поэтому здесь имеются задания для наблю­дений, опытов, практических и творческих работ;

Девочка потерялась.

- На какой улице ты живёшь? – спросил милиционер.

- Я не на улице, я дома живу…

Дети засмеялись. Почему?

Содержит достаточное количество иллюстраций, удобно расположенных и увязанных с текстом, помогающим восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

Содержит необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);

Связь с чтением:

Многое можно успеть сделать, если соблюдать режим дня.

В течение одного дня можно и погулять, и книжки почитать, и маме по хозяйству помочь, и с друзьями поиграть.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

К.И.Чуковский

Катя не катается на лыжах. На коньках катается не Оля, а Лена. Петя не лепит снежную бабу. Что делают Коля, Оля и Петя?

С развитием речи:

Эти разные, разные двери

Слышал ли ты когда-нибудь, как разговаривают двери? Да-да, не удивляйся, многие двери умеют разговаривать, и даже петь.

Мала я, мала я, — пищит дверца шкафа.

И я-а, — подпевает дверца буфета.

Ворч-ворч, дят-дят, ходят, ходят, дремать мешают, — ворчит старая входная дверь.

Зябну, зябну, совсем зазябну, — жалуется калитка.

Составить рассказ по серии картинок

Скороговорка: У маленькой Сани сани едут сами

Вместе весело шагать по просторам

И, конечно, припевать лучше хором…

С художественным трудом:

Сравнение ели и сосны

С изобразительным искусством:

Первую матрёшку – занятную деревянную игрушку – создали почти 100 лет назад.

С физической культурой:

Включают задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к поиску средств и методов решения по­ставленных проблем, нестандартных задач;

Имеют продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки).

- Прогулка. Наблюдения в природе.

- Для тех, кто хорошо читает

- Объясни смысл пословицы, поговорки

Дети легко запоминают рубрики, что позволяет им самим ориентироваться в заданиях.

Н.Ф.Виноградова обращает внимание и на форзацы учебника. С полиграфической точки зрения учебник имеет хоро­шее внешнее оформление, четкие шрифты, яс­ное и четкое воспроизведение рисунков.

Система познавательных и обучающих задач развивает умственные способности школьника, его мышление, воображение, воспитывает гуманистическое отношение к окружающему миру. Большое значение для развития воображения детей, умения определять настроение окружающих людей имеют упражнения, которые выполняются с использованием музыки, художественных произведений, иллюстраций.

Материал к уроку подобран, ориентируясь на принцип избыточности. Не надо стремиться за урок прочитать всё, что есть в учебнике по данной теме. Некоторые тексты даны для дополнительного чтения, для расширения кругозора.

Найти ответ в тексте учебника на вопросы учителя.

Пересказать основную мысль прочитанного абзаца, её обоснование и доказательство.

Разделить текст на смысловые части, выделить в них опорные пункты.

Составить план текста (простой, развёрнутый, устный, письменный).

Сравнить различные объекты и понятия, составить сравнительные характеристики.

Обобщить и систематизировать знания.

Отличным дополнением к учебнику являются тетради на печатной основе, которые способствуют конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с книгой на уроках окружающего мира играет очень важную роль в подготовке учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе. Работа с материалами учебника позволяет приобрести навыки общения с другой научной литературой, подготавливает учащихся к самостоятельной деятельности.

В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.

Теоретико-познавательные тексты содержаться в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах практических работ, расположенных после содержания параграфа.

В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных. Методическая роль предлагаемых в учебнике текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.

В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.

  1. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоритического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

Организация усвоения знаний в учебнике Окружающий мир 4 класса А. А. Плешакова осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания помещенные после параграфа как правило носят репродуктивный характер, так как нацелена на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоритические знания из материала параграфа. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

В конце каждого параграфа встречаются задания для домашней работы и ставятся примерные задачи на последующий урок.

В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

  1. Характеристика логичности изложения материала в учебнике.

Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

В учебнике большое количество текста, следовало бы добавить по больше иллюстраций.

Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные мною учебники полностью следуют ФГОС, следовательно, они соответствуют учебной программе.

Данные учебники доступны не только в библиотеках или магазинах, но в и в электронном варианте, поэтому учебники можно назвать универсальными.

Учебники являются сезонными. Первая часть учебник служит для 1-ой и 2-ой четверти, вторая часть учебник для 3-ей и 4-ой.

Обложка книги яркая, радует глаз и не способна вызвать отрицательных эмоций. На страницах книг присутствуют всевозможные иллюстрации, которые помогают усваивать ребенком информацию в более увлекательной форме. Шрифт четкий, не мелкий и хорошо воспринимаем для глаз.

неотъемлемой частью в обучении ребенка. В пример можно привести задание, из учебника Окружающего мира 2 часть, на странице 75. Там имеется практическое задание, в котором ребенок должен научиться, благодаря изученному на уроке материалу, научиться пользовать компасом. Также на страницах 30-31 написаны две ситуации, в которых ребенок должен сам придумать, как решить проблему. Это означает, что данные учебники учат детей принимать решения и трезво мыслить в окружающем их мире.

Мне очень симпатизирует данный УМК, сами книги и предоставленный материал в учебниках, потому что задания, теория, внешний вид подобраны с умом и учетом возрастных особенностей (нет слишком пестрых цветов, который способны вызвать агрессию). Материал и размеры учебника меня также полностью устраивают: не слишком громоздкие, материал гладкий и приятный на ощупь.

Дозировка знаний является важной часть этих учебников, так как тут представлены различные условные обозначение, который помогут детям сориентироваться во время изучения нового материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Перечитай записи, сделанные тобой в тетради на уроке.

3. Помни! На уроке учитель может объяснить не весь материал. Часть его ты должен найти в учебнике.

4. Прежде чем познакомиться с материалом учебника, перечитай вопросы после него. Они нацелят тебя на то главное, что содержится в тексте.

5. Не пропускай заголовок.

5. Читай текст вслух.

6. Постарайся зрительно представить себе то, о чем читаешь.

7. Не оставляй непонятных мест:

а) если в тексте ты столкнулся с непонятным словом или выражением, обязательно найди их значение; б) если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.

8. Отбирай главное:

по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого: - выделяй главное и второстепенное; - находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;

9. Запомни нужный материал:

а) перескажи текст по плану (если составлял); б) ответь на вопросы к заданной теме. Проверь себя. Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему конспекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли ты рассказал.

10. Имей в виду! Новые термины чаще всего выделяются курсивом


1. Вспомни объяснение учителя на уроке.

2. Перечитай записи, сделанные тобой в тетради на уроке.

3. Помни! На уроке учитель может объяснить не весь материал. Часть его ты должен найти в учебнике.

4. Прежде чем познакомиться с материалом учебника, перечитай вопросы после него. Они нацелят тебя на то главное, что содержится в тексте.

5. Не пропускай заголовок.

5. Читай текст вслух.

6. Постарайся зрительно представить себе то, о чем читаешь.

7. Не оставляй непонятных мест:

а) если в тексте ты столкнулся с непонятным словом или выражением, обязательно найди их значение;
б) если необходимо, просмотри содержание предыдущих тем.

8. Отбирай главное:

по ходу чтения составляй план или конспект текста. Для этого:
- выделяй главное и второстепенное;
- находи главную мысль каждой части текста и пояснения к ней;

9. Запомни нужный материал:

а) перескажи текст по плану (если составлял);
б) ответь на вопросы к заданной теме. Проверь себя.
Для этого после ответа на каждый вопрос обратись к своему конспекту, плану или тексту, чтобы проверить, все ли ты рассказал.

Читайте также: