Прав ли обломов говоря имя нам легион кратко

Обновлено: 04.07.2024

Материально-техническое оснащение : компьютер, проектор, презентация, видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова", художественная и справочная литература, карточки-информаторы, анкета, тест.

Методы: стимулирования интереса к учебе, создание эмоционально- нравственной атмосферы, словесные, наглядные, проблемные.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели.

Знакомство с биографией И.А.Гончарова. (Доклад обучающегося о жизни и творчестве И.А.Гончарова).

2. Работа над лексикой.

С данными словами составить словосочетания и определить главное и зависимое слово:

Путешествие (кругосветное путешествие, увлекательное путешествие);

Традиция (следовать традиции, традиции русской классики);

Романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика);

Действия (действия романа, задумчивые действия);

Внимание (внимание писателя, сосредоточенное внимание);

Творчество (дух творчества, творчество поэта);

Замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);

Воплощение (достойное воплощения, форма воплощения);

Слово учителя. Как Гончаров работал над романом >.

3. Коллективная работа с текстом.

  • ничего не совершал,
  • ни с кем не хотел встречаться,
  • ничто не мешает думать лежа,
  • ни у кого не бывал,
  • никто не знал и не видел,
  • ни о чем не тревожился,
  • ни на что не понадобился.

Это все о об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (Включить фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова"). Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость(вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

Откроем роман "Обломов". Прочитаем строки:

":поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

Случается и то, что он исполниться презрением к людскому пороку, ко лжи, к левеете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две- три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом: Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг:и тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!"

Спорный вопрос, не правда ли? Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны- наслаждения высоких помыслов горько плакал:над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли - желания - намерения - стремления!

Работа по группам. Беседа с 1-ой группой (1-я часть романа)

Какой вопрос Обломова становится центром анализа романа?

("Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится!" Вопрос альтернативный, одна из позиций отрицает другую. Так как это вопрос самого героя произведения, следовательно, чтобы ответить на него, необходимо понять самого героя изнутри, что не просто, тем более что Обломову противостоит Штольц со своей оценкой - " Обломовщина!")

Вчитаемся в 1-ю главу и найдем особенности. (Среди потока визитеров недвижим один Обломов. Каждому он говорит фактически одну фразу: "Не подходите, не подходите - вы с холода". Заходящему к нему знакомому Обломов сообщает о своих невзгодах, но его никто не слышит так, как того ждет он сам.)

Центральными вопросами этой части становятся вопросы Ильи: "Где же тут человек?" и "Когда же жить?"

Каким предстает вам герой в 1- ой части романа? (Ответы могут быть разными. Выслушиваем каждого студента.)

Беседа со 2-й группой (2-я часть романа).

Как с появление Штольца развивается конфликт произведения?

Продолжается ли жизнь, описанная в 1-й части романа, или описывается другая жизнь?

Студенты зачитывают эпизоды, которые подтверждают ответы на вопросы.

Обучающие записывают слова Штольца об обломовщине в тетрадках. Зачитывают.

Учитель подводит итог: Главный герой не хочет и не умеет действовать. Фантазировать- единственное, излюбленное занятие Ильи Ильича, которому он придается с тем же усердием, с каким лежит на диване в халате и главный предмет его мечты- он сам, его жизнь.

В конце 4-й главы (2-й части) Штольц в который раз повторяет свой диагноз "Обломовщина, обломовщина! - сказал Штольц, смеясь: пожелал Обломову спокойной ночи и пошел спать.- Теперь или никогда - помни! - прибавил он, обернувшись к Обломову, и затворил за собой дверь"

Найдите подтверждение этому в 5-й главе (2-я часть) романа.("Что ему делать теперь? Идти в перед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского", и далее: "Теперь или никогда!" - "Быть или не быть!" Это противоборство и разноплановые оценки Обломова Штольца позволяют поставить вопрос: кто же Обломов: философ, поэт? Чтобы ответить на вопрос, обратимся опять к диалогу Обломова со Штольцем, к тому фрагменту, где Обломов описывает свой идеал жизни. Итак: "заря пробужденности" или "обломовщина"? И тут выступают на поверхность те ассоциации, которыми насытил Гончаров роман.

Вспомните эпизод, где в разговоре со Штольцем Обломов, измученный светской жизнью, навязанной ему другом, воодушевленно рассказывает о своем идеале жизни. ("Ты слышишь: ноты, книги, рояль, изящная мебель?" И далее, заканчивая почти поэтический рассказ об идеальной жизни, Обломов продолжает: "Сыро в поле : темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уже засветились огни, на кухне стучат в пятеро ножей: сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva! Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva!- сказал он, пропев начало каватины. - Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки. И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:")

Учитель подводит итог:

Размышления Обломова об идеале жизни " разыгрываются в упоительную мечту о том, как он, приведя имение в порядок и женившись, заживет в деревне помещиком, в кругу семьи, родных, друзей. Жизнь будет нескончаемым праздником, будет вечное веселье, сладкая лень:"

На наш взгляд, что должен был понять Обломов в жизни?

Именно музыка помогла ему постичь и смысл жизни и любовь. Музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Когда проходит эта тяжесть? (Тяжесть проходит лишь тогда, когда Ольга поет или играет: "Они оба, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением:У него на лице сияла заря пробужденного со дна души восставшего счастья")

- Проходит музыка, и тускнеет образ героя.

5. Итак, с помощью карточек- информаторов перечислите привлекательные черты Обломова и Штольца их слабости и символы.

Учитель подводит итог: Образы героев противопоставлены, оба героя являются личностями, оба способны на искренние чувства, светлые воспоминания о детстве.

- Можем ли мы сказать, что Обломов- характер типический?

- Прав ли Обломов говоря: "Имя нам- легион"?

- В чем же корни " обломовщины"?

Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, что такое "обломовщина", но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.

6. Рефлексия. Анкета "Кем вам приходится Обломов"?

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет - синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и в конце концов у вас все получится. Главное для вас - хороший план действий.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

7. Экспресс- опрос. (Один студент зачитывает вопрос, а другой отвечает).

1) В каком городе родился И.А.Гончаров?

2) Как называют альманах, где И.А.Гончаров дебютировал как русский поэт?

3) В каком сборнике журнала появляется глава из будущего романа "Сон Обломова"?

4) Редактором какой газеты в 1862 году становится И.А.Гончаров?

5) Какие романы И.А.Гончарова вы знаете?

6) Назовите имя слуги И.И.Обломова?

7) На ком женился Илья Ильич Обломов?

8) Нравится ли вам образ Ольги Ильинской? Обоснуйте свой ответ.

9) Хотел ли ты быть таким как Штольц? Обоснуй ответ.

10) С каким городом можно сравнить Обломовку?

11) Какой эпизод из романа "Обломов" запомнился больше сего? Почему?

8. Итог урока:

- Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?

- В чем же состоит противоречивость характера главного героя романа И.Гончарова?

Приём технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "Перекрёстная дискуссия". Карточка по литературе "Образ Обломова".

ВложениеРазмер
Перекрёстная дискуссия. Образ Обломова 38 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Этот приём включает в себя несколько этапов:

- формулировка вопроса;
- вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы;
- составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:

Вопрос - проблема.
Аргументы за (да) Аргументы против (нет)
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Вывод (краткий):
- Да, потому, что. ;
- Нет, потому что.

Алгоритм работы таков:

- Моя позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения.
- Аргументы в пользу моей позиции.
- Заключение.


Урок разработан с целью помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной.

Описание разработки

Цель урока:

подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам, показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - "коренной народный наш тип", и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Основной вопрос урока - прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова? Действительно ли Обломовых - "легион"?

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Запись темы урока, эпиграфа.

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике. (Л.Н.Толстой)

- Как вы понимаете эти высказывания?

Просмотр фрагмента фильма

Беседа по вопросам

- В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

- В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?

- В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основания для сопоставления?

- Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?

- Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

- Чем же интересен для нас образ главного героя романа?

- Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант?

- Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова?

- Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя - легион

Работа в группах

Вопросы и задания для группы 1.

2. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок литературы в 10 классе

(семинар для руководителей школ района)

hello_html_m48dad6ae.jpg

Иван Александрович Гончаров

«Обломов - "коренной народный наш тип"

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Байбарина Г.Г.

Урок литературы в 10 классе.

Организационный момент

Я хочу начать наш урок с лирической нотки.

Вот и дожди пошли … Смывают пыль с души,
чтобы потом её очистить белым снегом…

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо,

У страха глаза велики. (Б. Пастернак)

Осенью мы подводим итоги.

Не делай того, что не знаешь.

Но научись тому, что надо знать.

Нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением.

Вот и мы с вами сегодня должны подвести итоги подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тема которого …

Тема урока :

Иван Александрович Гончаров

Обломов - "коренной народный наш тип".

Образовательные цели:

Подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам, показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов - "коренной народный наш тип", и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

Воспитательные цели:

способствовать дальнейшему формированию уважения достоинства человека, толерантности;

Развивающие цели:

содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

формировать умение учащихся работать в группе;

способствовать формированию целостной картины мира у учащихся.

4. способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся.

Тип урока: проблемный урок с элементами семинарского занятия .

Оборудование урока: презентация, музыкальное сопровождение, оценочный лист

Основной вопрос урока - прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова? Действительно ли Обломовых - "легион"?

Запись темы урока, эпиграфов. Раздать оценочные листы.

2. Работа над эпиграфами.

-Какой из эпиграфов больше всего подходит к нашему уроку?

- Откуда эти строки? Кому принадлежала мысль?

- Почему именно эти слова выбраны нами в качестве эпиграфа?

О чем и о ком у нас сегодня пойдет речь?

Это роман - размышление о русском характере, о России, о ее судьбе.

- Чем же интересен для нас образ Обломова? Можно ли его назвать героем своего времени?

Россия рабства и барства. Россия зарождения новых людей, практичных, деловых, расчётливых.

3. Проверка домашнего задания

Дискуссия по прочитанным статьям .

С какими статьями познакомились дома? (Добролюбов, Дружинин).

Как соотносятся точки зрения критиков, сходятся ли Добролюбов и Дружинин во мнениях? (Принцип антитезы).

А как оценил роман Дружинин?

Точка зрения какого критика Вам ближе и почему критики так серьезно разошлись во взглядах? (позиция, разница во взглядах обусловлена тем, что Добролюбов смотрел на героя с революционных позиций, а Дружинин видел в нем общечеловеческий тип).

Делаем вывод, что же говорят критики о романе?

Другая позиция у критика Дружинина:

Напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви.

- Кто же он такой, человек, вызвавший столь противоположные мнения?

- На какой почве взращён этот характер?

- Нужны ли такие люди обществу, России?

- Как формировался характер Обломова? Ведь сам герой задаёт

Полемика 2-х групп:

1) Добролюбовцы:

2) Дружининцы :

Обломов недеятелен, ленив, но он — отражение русской жизни, Обломова нельзя презирать. Он — порождение того сложного переходного времени. «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, злого упорства, но ежели корень её таится просто в незрелости общества, в колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на неё - значит то же, что злиться на ребёнка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы

Дружинин увидел в Обломове целый народ, достойный любви.

4. Синквейн. Личность главного героя .

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, бездействует (сибаритствует) жить праздно, в удовольствиях, безделье и роскоши.

Обломов – главный герой романа.

- Можно ли однозначно дать оценку главному герою романа?

Ученикам 1 - ой группы предлагается нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а 2-ой – моментов отрицательных.

В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

6 . Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти тишина …..счастливые люди!?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия.

7. Общая рефлексия.

2) В чём выражается обломовщина у русских людей?

- Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.

- Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.

- Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас.

- Если к таланту и мечтам присоединить упорный труд, человек сможет достичь многого. Для достижения цели нужно выработать привычку к систематическому труду.

8. Слово учителя

Всего и надо, что вчитаться – боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.

9 . Инсценирование : (разговор Обломова со слугой Захаром.)

Тихо открываем дверь в дом Обломова — и мы оказываемся свидетелями такой сцены.

Вопрос учителя.

- Какое значение в контексте романа имеет эта сцена? (Она показывает, что крепостничество развратило и разложило все слои русского общества: от барина до его слуги.)

- В чем их схожесть?

Дети: Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии.

- Как воспитывался барин Обломов, владелец трёхсот крепостных?

- Как вы думаете, о каких подлых делах идёт речь? (Труд.)

Обломов не принимает пустопорожней деятельности своих друзей и знакомых. А что делает сам? Мучается ли он от ничегонеделания? (Тайная исповедь Обломова.)

Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесённые ему в дар миром и жизнью сокровища.

Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни.

Какой-то тайный враг наложил на него руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения.

- Не промелькнула ли у вас мысль о том, что где-то мы уже видели похожую бытовую обстановку, да и сам образ кого-то напоминает?

Сны бывают разные:

Светлые и чёрные,

Грустные и страшные,

Явь в них отражается,

Мы смотрим в даль прозрачную;

Зачем к нам эти сны.

Какие обстоятельства оказали влияние на формирование у героя душевности, сердечности, доброты? В какой главе дан ответ на этот вопрос? (Сон Обломова. Сон объясняет читателю, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитёров.)

- Говорят, что человек более трети своей жизни проводит во сне.

Новое время породило новых людей.

11. Необходимо обратить внимание на роль художественной детали в создании образа.

Какие экспонаты вы бы приготовили в литературный музей.

1)Экспозиция, посвященная роману и его автору.

Первыми, кто познакомился с героями романа, были А.А. Фет и И.С. Тургенев.

2) Экспозиция, посвященная гостям Обломова.

Волков – молодой человек, франт (можно сказать), одет по последней моде, поэтому здесь вы видите белый шарф и цилиндр, стихи и сердце – это символ его молодости.

Судьбинский - чиновник. Его цель – карьера и выгодная женитьба. Часы – символ точности, размеренности и распределенности времени.

Алексеев. В его портрете выражены двойственность, неопределенность.

Тарантьев. Об этом герое говорит пустой кошелек.

3) Экспозиция, посвященная Захару.

(галоши, разнос с заварником, сахарницей, самоваром, монеты, телогрейка, валенки, веник).

4) Экспозиция, посвященная Андрею Штольцу.

Фрукты – жизнь в Одессе Андрея Штольца и Ольги Ильинской.

Статуэтка лошади - Андрея Штольца автор сравнивает с чистокровной английской лошадью.

5) Экспозиция, посвященная Ольге Ильинской.

(веер, пяльцы, ветка сирени, ноты, корзинка с рукоделием, книги).

Это любимое музыкальное произведение И. А. Гончарова и его героини Ольги Ильинской. Эту мелодию она часто играла Обломову.

Ольга Ильинская – главная героиня нового романа.

Ольга - умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Она стремится спасти его (Илью Ильича) от апатии и лени, активно вторгается в его жизнь (книги).

Сердце зачеркнутое. Ольга воспринимает любовь как долг, как обязанность.

Ветка сирени. Отношениям Ольги и Обломова аккомпанирует природа: объяснение в любви происходит в разгар лета, а охлаждение друг к другу подчеркнуто снегопадом на Выборгской стороне.

Веер. Символ женственности.

6) Экспозиция, посвященная Агафье Матвеевне Пшеницыной.

(фартук, платки, бусы, корзинка с рукоделием, комнатные цветы, баночки с приправами, булочки домашней выпечки, салфетки).

Агафья – хорошая, добрая (др. греч.)

Не случайно этой простой женщине автор дал имя, близкое имени его любимой матери Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы.

Агафья Матвеевна – идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Ее жизнь – это будничные заботы о еде, стирке, детях.

Обломова она окружила любовью и заботой. Именно этот мир, созданный руками Агафьи Матвеевны, ее любовь самоотверженная, позволили Обломову чувствовать себя спокойно и счастливо.

Бусы – символ женской красоты.

У Агафьи Матвеевны сначала был простой платок, без рисунка (как символ бедности). Потом у нее появились другие платки, яркие, красивые. Комнатные цветы – символ уюта.

Варежки и носки – это символ женской заботы, тепла.

Любовь Агафьи Матвеевны, безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь вечно присыпанная сдобной мукой, любовь жертвенная преобразила простую заурядную женщину, стала содержанием ее жизни.

7) Экспозиция, посвященная главному герою романа Илье Ильичу Обломову.

(портрет Гончарова, газеты, часы, булочки домашней выпечки, халат, тапочки, диван, трубка, ветка сирени, письмо Обломова, чернильница, перо, книги, зеркало).

Илья Ильич Обломов.

Илья (от Илия – крепость Господня).

Илья Ильич Обломов - обломок камня.

«Родов дряхлеющих обломок
(и, по несчастью, не один).

Своеобразным символом безделья становятся халат и домашние туфли. На первый взгляд казалось, что комната достаточно убрана. Но внимательный посетитель заметит забытую с ужина тарелку, страницу раскрытой книги, запыленную и пожелтевшую от времени, прошлогодний номер газеты, лежавший на столе.

Часть экспонатов посвящена Обломовке: исполинский пирог – символ счастливой, изобильной, благодатной жизни. Самовар, подушечка – символ покоя, тишины, наслаждения, сна и в то же время бездействия, гибели.

Исследователи обращали внимание на родство Ильи Ильича с Гамлетом, Дон Кихотом.

Итак, режиссер: Никита Михалков. В ролях: Табаков в роли Обломова. Фильм 1979 года.

Что дал лично Вам просмотр фильма?

Какие изменения в сознании произошли? Смогли ли отметить режиссерские находки? (Музыка Беллини, Рахманинова, живописные иллюстрации)

Расскажите о любимом эпизоде фильма. (Просмотр и анализ эпизода).

Финал фильма

* Обломов умирает, оставив сына

* Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына

* Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла

13. Проверка индивидуальных заданий.

А . Жизнь Обломова связана с поиском смысла. Он никогда бы не смог заниматься тем, что можно назвать сизифовым трудом.

Выражение сизифов труд обозначает тяжелую, изнурительную, бесполезную работу .

Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф . Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.

Б. Мировоззрение Обломова напоминает мировоззрение философа Диогена.


В. Путь Обломова в какой-то степени напоминает путь послушника, монаха.

Г. Жизненная позиция Обломова схожа с концепцией Л.Толстого непротивления злу насилием.

14. Так в чём же проблема национального характера: философское осмысление.

1). Зачитать фрагменты статей.

2). О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера пишут философы?

Черты европейского типа характера

1. Юридическая личность у нас, можно сказать, едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

2. В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться.

3. Нет преемственности от поколения к поколению.

4. Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти.

5. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе.

6. Стихийные силы, не заправляемые человеком, приносят нам, вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)

1. Русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов.

2. Русским свойственно стремление к воле.

3. Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты – бесценное свойство русского человека

Личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе.

Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

15 . ВЫВОД. РЕФЛЕКИЯ.

1 . Ваша точка зрения о романе

1). Гончаров показал честную, чистую душу русского барина, который не способен на подлость, но быт, "обломовщина" погубили его. Лень и апатия убили благие порывы. К сожалению, Обломов жив до сих пор в каждом из нас в большей или меньшей степени.

Со страниц романа звучит вопрос:

«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.

Роман написан более 100 лет назад, но живет и будет жить. В критике, на сцене, в кино. И..в нашей жизни. Согласны? В ком из Вас нет Обломова?

2. Так сумели ли мы доказать, что Обломов - “народный наш тип”?

1). Да, Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа.
Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя.

2). И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романе прославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы на диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.
3). Обломов не только представитель того времени, но и нашего. В нём мы видим себя, черты русского народа.
4). Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы наши воспитатели.
Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: “ пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова”.
И Обломов живёт уже больше века в нас самих.

16. Выставление оценок.

17. Домашнее задание:

2.Напишите письмо Обломову от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

Читайте также: