Развитие речи изложение по самостоятельно составленному плану 3 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ изложение Скворец 3 класс.docx

Предмет: русский язык, развитие речи.

Педагогические цели урока:

1. Организовать работу по осмысленному чтению текста, восстановлению последовательности событий в нём, изложению содержания текста по самостоятельно составленному плану.

2. Создать условия для определения темы и основной мысли текста повествования с помощью ключевых слов и подбора заголовка к тексту.

3. Организовать работу учащихся в малых группах (в парах).

4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с частями текста, таблицей для составления плана и вопросов).

5. Провести орфографическую подготовку, опираясь на знания учащихся, посредством мыслительных операций – анализа и синтеза.

6. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения.

7. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной форме.

Ожидаемый результат:

1. Ученики осмысленно читают текст, восстанавливают последовательность событий.

2. Ученики определяют тему и основную мысль текста, озаглавливают его.

3. Ученики самостоятельно составляют план на основе поставленных ими вопросов.

4. Ученики объясняют орфограммы в словах, развивают свою орфографическую зоркость, обогащают словарный запас.

5. Ученики пересказывают повествовательный текст, развивают устную и письменную речь, память, мышление.

6. Ученики умеют работать в малой группе (в парах), выражать свою точку зрения, слушать других.

7. Ученики устно оценивают свою деятельность на уроке.

8. Ученики получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

I . Организационный этап.

Цель: - сообщить задачи урока;

- настроить на целенаправленную работу на уроке.

-Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение.

Карточка №1 Памятка

Как готовиться к изложению.

1. Прочитай внимательно текст.

2.Определи, о чём говорится в

тексте (тему).

3.Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль).

4. Раздели текст на части.

5. Выдели главное в каждой части.

6. Озаглавь каждую часть. (Составь план.)

7.Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.

8. Перечитай текст.

9. Напиши изложение.

10. Проверь работу.

II. Подготовка к восприятию текста.

Цель: - активизировать мыслительные процессы учащихся.

1. - Закройте глаза, послушайте,

догадайтесь, где мы оказались?

Исполнение Вивальди пианино

-Скажите, что значит быть в открытом море?

Высказывают свои мнения.

2. – Что вы знаете о скворцах?

Интересные факты о скворцах.

Высказывают свои мнения.

III . Чтение текста. Работа с деформированным текстом.

(Восстановление последовательности событий.)

Цель: - учить устанавливать связь между частями текста.

– Откройте учебники. Стр.140, упр.278.

Прочитайте, восстановите порядок в тексте.

- Сколько частей получилось?

Проверим. Прочитайте весь рассказ.

- Понравился рассказ? Что удивило?

- Назовите вид текста. Докажите.

Восстанавливают порядок текста.

Читают выразительно по частям.

-Повествование. Отвечает на вопрос: что случилось?

2. - Что надо сделать, чтобы озаглавить текст?

- Определите тему текста и основную мысль.

- Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

- Мы знаем тему и основную мысль текста. Теперь текст можно озаглавить. Подберите заголовок. Запишите его на верхней строке.

-Определить тему текста и главную мысль текста.

- О чём говорится в тексте.

- Как скворец повторял мелодию.

- Что нам хотел сказать автор.

Каждый самостоятельно подбирает заголовок и записывает его.

Физкультминутка.

IV. Работа над текстом. Составление плана.

Цель: - учить следовать инструкции при выполнении работы;

- самостоятельная работа учащихся; обсуждение в парах

- Что нужно сделать, чтобы хорошо запомнить текст и правильно записать его содержание?

- Как это будем делать?

План работы.

2. Что узнали! Задать вопросы.

-Читать каждую часть, определять тему и главную мысль, озаглавливать.

1. часть. Скворец Лёва

Где жил скворец?

Что он умел делать?

2. часть. Лёва в телестудии

Куда привезли Лёв?

Как он там себя вёл?

3. часть. Исполнение мелодии музыкантом.

Кто зашёл в павильон?

Что он стал делать?

Что удивило музыканта?

4. часть. Лёва поёт.

Как он себя вёл сейчас?

- Проверим, как выполнили работу.

- У нас составлен план.

Читают часть, вопросы, заголовки.

V . Орфографическая подготовка.

Цель:- развивать орфографическую зоркость,

- самостоятельная работа учащихся, обсуждение в парах

- Прочитайте слова, на правописание которых нужно обратить внимание.

-Как нужно работать с этими словами?

- Найдите в тексте другие слова с безударными гласными в корне. Докажите написание этих слов.

- Найдите слова на другие правила.

Проверка. Были ли ошибки?

Работают с карточкой №2

Читают слова по очереди, объясняют орфограммы.

Если были ошибки, исправляют их.

Гимнастика для глаз.

VI. Перечитывание текста. (Возможен пересказ)

Цель: учить устанавливать связь между предложениями в каждой части текста

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Урок развития речи: изложение – повествование

Формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить).

Развивать умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, проверять орфограммы, запоминать текст.

Воспитывать культуру внимания.

Текст без названия распечатан для каждого ученика.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт. (72 слова)

(По Г. Скребицкому)

1. Первичное чтение текста учащимися про себя (подготовка для чтения вслух).

2. Эмоционально-оценочная беседа.

- Что понравилось и почему?

3. Повторное чтение текста учащимися. Цель: подумать, о чём данный текст и что главное в нём.

Определение темы, типа речи, идеи.

- О чём этот текст, или какова его тема?

(- Этот текст о том, как зайчиха защищала своего детёныша от сорок).

- Какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст).

(- Этот текст по типу речи – повествование, т.к. развиваются события: застрекотали сороки, мечется зайчиха, то взлетят, то сядут, зайчиха наскакивает и т.д.).

- Что главное в этом тексте или какова идея? (Выслушать все возможные варианты идеи).

(- Мать-зайчиха защищает зайчонка.)

(- Зайчиха так и наскакивает на сорок-разбойниц.)

- Как озаглавим весь текст?

(- Сороки - разбойницы.)

- На сколько логических частей можно разделить данный текст?

- О чём сначала говорится в тексте?

(- Сначала говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

(- А дальше о том, как зайчиха наскакивала на сорок, но, увидев нас, поскакала в лес, сороки тоже улетели.)

(- А потом в ямке увидели крошечного зайчонка и поняли, кого защищала зайчиха.)

- Так на сколько логически законченных частей можно разделить данный текст?

- Читаем первую часть. Вспомним, о чём говорится в первой части? (Тема.)

(- В первой части говорится о том, как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Читаем первую часть текста.

- Докажите, почему именно здесь заканчивается первая часть?

(- Дальше говорится о том, как зайчиха наскакивала на сорок, защищая зайчонка.)

- Итак, ещё раз повторим, о чём первая часть? (- Как впереди тревожно застрекотали сороки.)

- Какого типа речи эта часть? (- Повествование.)

- Что главное в этом тексте? (- Сороки тревожно застрекотали.)

- Сороки тревожно застрекотали.

Точно также работаем по другим двум частям.

Тема: драка зайчихи и сорок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчиха защищала своего детёныша.

Третья часть текста.

Тема: в ямке лежал крошечный зайчонок.

Тип речи: повествование.

Идея: зайчонка отнесли в кусты.

На доске появляется составленный план:

1). Сороки тревожно застрекотали.

2). Зайчиха защищает своего зайчонка.

3). Мать его непременно найдёт.

Подробный языковой анализ. (Текст читается учащимися по предложениям и анализируем.)

Это было весной.

- Надо ли употребить это предложение?

- Да, надо. Конкретно указывается время года.

- Как сказать иначе?

- Сравниваем. Была весна – хорошо, т.к. такое предложение характерно для текста-повествования. Но слово Это указывает на конкретный случай. Значит, запомним, как начинает текст автор.

Мы шли по тропинке.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

- Вдруг. Можно ли убрать это слово?

- Нет, указывает на неожиданность.

- Тревожно. Как сказать иначе?

- Взволнованно, беспокойно.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слов тревожно?

- Со словом тревожно передаётся сигнал опасности (тревоги).

Вышли мы на лужайку.

- Можно ли сказать по-другому?

- Нет. Значит, оставляем без изменений.

Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки.

- Мечется. Как сказать иначе?

- C уетится, хлопочет.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово мечется?

- Со словом мечется передаётся тревога, беспокойство зайчихи.

Они то взлетят, то на землю сядут.

- Надо ли писать взлетают и садятся на землю?

- Нет, иначе нарушается смысл высказывания.

Зайчиха на них так и наскакивает.

- Следует ли употребить слово так?

- Да, указывает на быстроту её действия.

- Наскакивает. Как сказать иначе?

- Нападает, накидывается, набрасывается.

- Подставим каждое слово в предложение и послушаем, как предложение звучит с каждым их этих слов?

- Почему лучше использовать слово наскакивает?

- Потому что зайцы скачут.

Заметила нас зайчиха и поскакала в лес.

- Сравним слова: заметила – увидела.

- Какое слово лучше употребить?

-Заметила, т.к. передаётся особенность животных (очень развито обоняние и слух.)

Сороки тоже улетели.

- Можно ли написать: Сороки улетели?

- Нет, нарушается порядок действий, а действия следует описывать по порядку, как они происходят в действительности.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок.

- Сравним слова: крошечный – маленький.

- Какое слово лучше употребить?

- Крошечный, т.к. зайчонок очень маленький, беспомощный.

Так вот кого защищала зайчиха!

- Нужно ли это предложение?

- Да, выражает главную мысль.

Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.

- Почему не просто в кусты, а в ближайшие?

- Во-первых, конкретно указывается место, во-вторых, чтобы не тревожить зайчиху (она где-то рядом.)

Мать его там непременно найдёт.

- Как в конце рассказа автор назвал зайчиху?

- Она защищала его как мать своего ребёнка.

- Сравним слова: непременно – обязательно.

- Какое слово лучше употребить?

- Непременно, т.к. указывает на то, что зайчиха его найдёт без сомнения.

Орфографическая подготовка. (Каждое предложение вновь прочитываем, и находим слова с неизученными орфограммами.)

На доске появляются слова: впереди, застрекотали, мечется, зайчонок, непременно.

Письмо изложения. (Проводится на втором уроке.)

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Урок развития речи: изложение – повествование

Формировать коммуникативно-речевые умения (слушать, говорить).

Развивать умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, проверять орфограммы, запоминать текст.

Воспитывать культуру внимания.

Текст без названия распечатан для каждого ученика.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки. Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели. Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт. (72 слова)

(По Г. Скребицкому)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 660 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 05.04.2015 6599
  • DOCX 42 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Серкова Екатерина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить формировать умение правильно оформлять на письме высказывания.

Текст- образец: Цветочные часы. (64 слова)

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Сегодня мы начнем наш урок с загадок.

Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (одуванчик)

На зеленом шнурочки –

Белые звоночки. (ландыш)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка)

- О чем эти загадки? (о цветах)

2. Первичное восприятие.

- Сегодня мы познакомимся с необыкновенными цветами. А почему они необыкновенные, вы узнаете из текста.

- Прочитайте текст про себя.

3. Проверка первичного чтения.

- О чем говорится в тексте?

- О каких цветах идет речь в тексте?

- Чем же необычны эти цветы?

-А что создали ученые, используя это свойство? (цветочные часы)

- Значит, можно сказать, что текст о цветочных часах?

- Читаем еще раз текст. (вслух)

- Озаглавим его. (Цветочные часы)

- Прочитайте отрывок, где говорится о том, как ученые создали цветочные часы.

- Как работали эти часы?

4. Постановка темы урока.

- Итак, задача нашего урока, написать изложение по составленному плану.

- А как составить план?

(Разбить текст на части, выделить главное в каждой части, озаглавить каждую часть.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации предназначены для УМК "Школа России" для проведения уроков развития речи в 3 классе.

Развитие речи

Прочитайте текст

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Какие бывают виды текста?

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Лексическая подготовка

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Первая часть

Первая часть

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Задумайтесь

Вторая часть

Вторая часть

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

Задумайтесь

Третья часть

Третья часть

Повторите текст

Подготовьтесь к написанию изложения по плану:

Подготовьтесь к написанию изложения по плану:


-75%

Читайте также: