Какие зоны необходимо оборудовать в школе для школьников с рас

Обновлено: 04.07.2024

Елена, когда тема обучения детей с РАС стала обсуждаться в нашей стране?

Совсем недавно, не более 10 лет назад. Массово о ней заговорили только тогда, когда ее стали выделять в российском законодательстве и образовательных стандартах, фокусировать внимание на диагностике. До этого наша государственная система образования почти никогда не учила детей с РАС и ничего об их специфике не знала. (Исключение составляет лишь государственная школа при нынешнем Федеральном ресурсном центре МГППУ, в которой в течение 25 лет обучались именно дети с РАС). Их сразу признавали необучаемыми, и они в лучшем случае как-то обучались на дому. Одним словом, эти дети долгое время оставались проблемой их родителей, которые сами стали искать и оплачивать тьюторов, еще когда такой профессии не было в помине, вкладывать средства в их подготовку и организацию образовательной среды. Ведь чтобы обучать детей с РАС, надо знать, как работать с поведенческими нарушениями, и иметь специальные навыки.

Как же найти контакт с таким ребенком?

В чем заключается специфика этой методики?

Как, опираясь на результаты прикладного анализа поведения, подобрать обучающую программу?

Как она выглядит? Это отдельная комната с учебными пособиями?

Для каждого ребенка подбираются коммуникаторы (таблички, рисунки), адаптируются устные и письменные занятия. Например, некоторые задания вводятся постепенно, блоками. Чтобы ребенок научился делать задачи пошагово, требуется сначала делать каждую на отдельном листе. Если их три, то они делаются на трех отдельных листах. Опираясь на полезный опыт, что выработался у нас в сотрудничестве со специалистами по прикладному анализу поведения, мы создали серию методичек по адаптации материала для педагогов школ и раздали их всем желающим. Авторами этих методических рекомендаций являются учитель-логопед-дефектолог и специалист по прикладному анализу поведения (BCBA) Наталья Фощунова и мама ребенка с аутизмом Виктория Пенькова.

Как проходит такое сотрудничество?

Изначально эта методика была придумана для РАС, но подходит она для любых детей, которые сталкиваются с коммуникативными сложностями, например, с тяжелыми множественными нарушениями. Мы как члены родительской организации привлекаем необходимых специалистов по прикладному анализу, заключаем договоры со школами и детскими больницами, вместе изучаем поведение ребенка. Я как мама описываю то, что вижу, а тестирование и анализ проводит специалист. На выходе получается диагностическая карта, дающая развернутую картину навыков ребенка, и по ней уже выстраивается программа занятий. Мы работаем с теми навыками, которые важно развивать в первую очередь, находим баланс в обучении. Например, некоторые родители уделяют внимание академическим навыкам, а про базовые социально-бытовые забывают. Поверьте, если ученик не может, выходя из туалета, застегнуть брюки, это больше мешает инклюзии, чем умение сложить два и два!

Я видела ресурсную комнату в одном из инклюзивных детских садов. Там настолько все ярко, забавно, интересно, что мне захотелось снова стать ребенком, чтобы в ней позаниматься.

В последнее время мы слышим множество разговоров о том, что нынешняя школа не готова к инклюзии, учителя в страхе перед неизбежным наплывом школьников с РАС. В каком направлении ей двигаться, чтобы открыть двери для всех детей, с инвалидностью и без?

Да, организация учебного процесса для детей с ОВЗ ресурсозатратна — на это нужны и деньги, и время, и силы. И идти по этому пути родителям следует только вместе со школой, участвуя с ней во всех делах, войдя в управляющий совет, содействуя обучению школьных педагогов, дефектологов, психологов последним методикам. Если школа и родители говорят на одном языке, если кипит совместная работа, то все страхи отступят. 10 лет назад, когда тестировали моего сына, РАС встречались в одном случае на тысячу, сегодня — один случай на 160. Доля ментальных нарушений в структуре детской инвалидности превалирующая, а прирост вновь установленных диагнозов по расстройствам аутистического спектра составляет 10–15% в год. Не готовы? Готовьтесь. Другого пути нет.

Создание ресурсных зон как раз может служить маркером такой готовности?

Да, они должны создаваться в каждой школе. Не только из-за роста числа детей с РАС, но и как помощь всем детям в обучении. Например, детям-мигрантам, у которых трудности с русским языком, часто болеющим детям, которым нужно подтянуть запущенный материал. Ресурсная зона — это что-то вроде оазиса, где растут все цветы. Наличие учеников с ОВЗ еще не делает школу инклюзивной. Настоящая инклюзия там, где комфортно всем: и детям, и педагогам, и родителям.

Как сделать класс для детей с особенностями?

При этом сейчас все чаще и чаще в ленте новостей появляется информация о том, что в российских школах организуются классы, в которых обучаются дети с РАС.

Нам повезло стать участниками создания нескольких таких классов и нам хотелось бы сделать несколько на наш взгляд важных замечаний по этому поводу.

Общими словами о вариантах образования детей с особыми потребностями:

  1. Эксклюзия – ребенок выключен из общества и занимается на дому;
  2. Сегрегация – обучение проходит в коллективе детей с похожими особенностями в специальных школах или детских садах;
  3. Интеграция – это отдельная зона/класс в обычной школе, где общение детей ограничено и происходит, как правило, за пределами образовательного процесса при одновременном практически постоянном контроле со стороны сопровождающего ребенка взрослого;
  4. Инклюзия – ученик с особенностями постепенно вливается в окружающее его сообщество одноклассников и педагогов благодаря правильно построенной организации учебной среды.

На наш взгляд задача инклюзии в том, чтобы через какое-то время, проведенное в классе, человек стал полноценным членом коллектива, способным самостоятельно в той или иной мере строить взаимоотношения с одноклассниками и эффективно обучаться.

Самое главное в создании такой среды – ПЕДАГОГИ, именно от их опыта и навыков, готовности гибко подходить к решению тех или иных задач, связанных со взаимодействием коллектива и ученика с особенностями, зависит эффективность ресурсной зоны.

Главная задача – создать условия для учителей, их помощников и учеников такого пространства, которое позволит максимально облегчить эту работу. Делаться это должно в рамках многостороннего диалога , в котором, помимо администрации школы должны принимать участие педагоги, которые будут заниматься с детьми, родители и специалисты, уже имеющие опыт работы в ресурсном классе.

Итак, как можно оборудовать пространство ресурсной зоны или класса?

Строгого правила не существует, отталкиваться прежде всего нужно от возможностей помещения. Оно, как правило разделяется на несколько зон, каждая из которых оснащается своим комплектом оборудования. Что именно стоит иметь в классе определяется индивидуально и зависит от размеров комнаты, количества и особенностей учеников, наличия дополнительных преподавателей и многих других факторов.

Зачастую разделение на зоны происходит следующим образом:

  1. Зона занятий;
  2. Зона сенсорной разгрузки;
  3. Рабочая зона учителя.

Некоторые из этих зон могут быть объединены. В отдельных случаях возможно даже отказаться от тех или иных зон, но для обеспечения максимальной эффективности предпочтителен именно этот стандарт.

ресурсный класс

Зона занятий

В этой зоне размещаются специальные парты, позволяющие работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители.

Зона сенсорной разгрузки

Поскольку каждый ученик должен иметь возможность снять усталость от занятия, непрерывного нахождения за партой или тревожность, то без сенсорной зоны не обойтись. Она может быть использована в качестве поощрения за выполненное задание или как дополнительная мотивация для учебы на усмотрение педагога. Это могут быть батуты, гамаки, сухие бассейны, сенсорные туннели, сенсорные чулки и т.п.

Рабочая зона учителя

Эта зона наполняется оборудованием, исходя из потребностей педагога и администрации школы. Это, как правило, оргтехника, соответствующая мебель, приспособления для самостоятельного изготовления учебных материалов и т.п.

Теперь о том, что должно быть в распоряжении педагога и учеников

Специальная литература

К сожалению в настоящий момент в распоряжении учителей ресурсных классов значительно меньше нужных книг по сравнению с англоязычной аудиторией, но радует то, что их ассортимент, несмотря ни на что, постоянно растет.

Кроме того многие книги, незаслуженно заброшенные на полки, могут быть полезны при обучении детей с особенностями. Это виммельбухи, социальные истории и т.п.

Учебное и игровое оборудование

Это то, что будет применяться непосредственно на занятии, дидактические материалы, паззлы, игры на развитие моторики, музыкальные игрушки, логические игрушки, сюжетные игры и многое другое.

Интерактивное оборудование, несмотря на его относительную дороговизну, позволяет значительно расширить возможности по обучению ребенка, особенно при правильном использовании соответствующего программного обеспечения.

Комплект визуальных материалов и средств альтернативной коммуникации

Здесь нужно отталкиваться от индивидуальных особенностей школьника, каждому требуется свой набор, а кому-то он вообще не нужен. Но иметь в арсенале хотя бы минимальный комплект такого оборудования на наш взгляд необходимо.

Кроме того, для каждого класса было бы предпочтительно разработать индивидуальный набор средств альтернативной коммуникации, касающихся исключительно данного класса (фото учителя, одноклассников, школы, школьного двора и т.п.) Это позволило бы значительно упростить работу ученикам, имеющим коммуникативные сложности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности обучения детей с РАС и организация учебного пространства в ресурсном классе.

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Важно при этом понимать, что эта задача не может быть решена методом административных решений и простым включением детей с особыми образовательными потребностями в школьный класс.

Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям. Одним из вариантов для адаптации детей в образовательном пространстве является создание ресурсного класса. Такой способ организации обучения детей с РАС помогает им адаптироваться в стенах школы, сформировать стереотип учебного поведения и социализироваться. Создание ресурсного класса, работа в нём и дальнейшая работа с детьми с РАС требуют знаний об особенностях этих детей и их потребностях.

Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную. (рис.1,2)

Рис.1 Рис.2

В свободной зоне могут находиться общий стол, шкаф с играми, мини библиотека, ковер или маты, на которых можно сидеть или лежать. Это дает возможность проводить часть занятий, если это позволяет содержание урока, за общим столом или на полу, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение 30-40 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных детей. В этой зоне можно заниматься чтением литературы, играть в настольные познавательные игры; заниматься другими видами деятельности, не требующими сидения за партами. (рис.3)

hello_html_m4ebbcf66.jpg

Рис.3 Рис.4

В учебной зоне находятся только парты с ограниченным обзором и доска. На каждой парте(для первоклассников) должны быть: лента букв, цифр, личное расписание, этапы урока и др.(рис. 5,6)

Так же на некоторых партах могут находиться наушники, для тех детей, которые не переносят громкие и резкие звуки. (при просмотре презентаций, прослушивании песен). (рис. 4)

Рис.5 Рис.6

Что касается самого урока на первых этапах обучения: в период адаптации детей к учебному процессу и выработки учебного поведения можно разбивать один урок на 3 части н.-р: 10мин.-урок,(колокольчик с урока) 20мин.-отдых(любой)(колокольчик на урок), 10-мин.-продолжение урока, затем общешкольная перемена. Для визуализации продолжительности уроков и перемен, во избегание нежелательного поведения нужно использовать песочные часы, которые в дельнейшем могут применяться на разных этапах урока (Н-р: самостоятельная работа, устный счёт, минутка чтения и т. д.). Постепенно длительность уроков увеличивается, а длительность промежуточного отдыха уменьшается, до полного его исключения.

Важным условием для успешного обучения детей с РАС является наличие необходимых наглядных материалов. В классе должна быть аппаратура для демонстрации видео и аудиозаписей (компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон). Наглядные материалы также должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся. На начальном этапе обучения (в 1 классе) все наглядности должны быть индивидуальны и находится перед глазами обучающегося, т.к. многие дети не умеют ещё работать фронтально. Так как для детей с РАС особенно близка предметно-практическая деятельность, то многие пособия подразумевают манипуляции при помощи рук. Для некоторых обучающихся можно использовать не стандартные пособия, т.е. созданные учителем с учётом индивидуальных особенностей и возможностей усвоения каждого ребёнка в классе.

hello_html_53d927c7.jpg
hello_html_2dd4a96f.jpg

Рис.7 Рис. 8

hello_html_m556959dc.jpg
hello_html_34f77d44.jpg

Рис. 9 Рис. 10

Н.-р. На уроках в 1 классе: обучения грамоте, (глобальное чтение), для обучения числам и счёту (рис.7- 12)

hello_html_560c649f.jpg

Рис. 11 Рис. 12

Приведу несколько примеров.

Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе (услышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.

Для детей с РАС характерно лучшее усвоение учебных материалов, если они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц. Поэтому пространство вокруг доски должно быть оформлено таким образом, чтобы каждый урок мог сопровождаться демонстрацией адекватных наглядных материалов. Следует помнить так же, что пространство не должно быть перегружено информацией, и учащиеся должны видеть те материалы, которые нужны им в данный момент на этом конкретном уроке. Соответственно, у учителей должна быть возможность быстро заменить одни наглядные материалы другими. Для этих целей удобно использовать пробковые доски (расположенные слева и справа от школьной доски); школьная доска должна быть магнитной, над доской должны быть приспособления для укрепления плакатов, географических карт и др. наглядных учебных материалов. Как правило, внимание учащихся больше привлекают те наглядные материалы, в создании которых они сами принимали участие. Это также эффективный метод усвоения и закрепления учебного материала.

Для запоминания последовательности месяцев года можно на каждый месяц наклеить фотографии тех детей, у кого в этом месяце день рождения. Тогда, глядя на диаграмму, ребенок волей неволей будет подсчитывать, сколько месяцев осталось до его дня рождения, и запоминать их названия и последовательность. Рекомендуется также на диаграмме отметить символически все основные любимые детские праздники, которые вы празднуете в школе: Новый год, Масленицу, Пасху, 23 февраля, 8 марта и другие. Ведь, как известно, что дети с РАС лучше запоминают то, что связано с их жизненным опытом. Таких примеров по созданию наглядных материалов, ориентированных на особенности учащихся именно этого класса, можно привести множество. Творческое отношение учителя к содержанию наглядных материалов поможет предупредить и преодолеть многие учебные трудности.

Обязательным элементом организации образовательного процесса являются соблюдение режима школьного дня, расписания занятий и правил поведения, с которыми ознакомлены дети, родители, учителя. (рис. 13-16). Следует отметить, что это не только помощь в организации деятельности детей, но и опоры содержательного плана. Расписание на каждый день занятий должно висеть на видном месте в классе, нужно учить детей с РАС ориентироваться на него.

hello_html_2ee02d50.jpg
hello_html_m7cafa716.jpg

Рис. 13 Рис. 14

hello_html_m455aeb4e.jpg
hello_html_49a5e0d8.jpg

Рис. 15 Рис. 16

Правила поведения в школе являются общими для всех, в том числе и для учителя.

Например, если в правилах поведения записано, что в классе нельзя кричать, то никто (в том числе и учитель) не должен кричать. Крик — нарушение правила. Правила поведения являются обязательными и для родителей учащихся. Недопустимо входить в класс во время уроков, опаздывать на занятия, отвлекать внимание учителя и других учащихся после звонка.

Лучше будет, если классные правила будут обсуждаться совместно с детьми и родителями, а не предъявляться в готовом виде. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка с РАС и других учащихся. Не жалейте времени на обсуждение, учитывайте интересы всех участников образовательного процесса. Почему нельзя опаздывать? Потому что это — не уважение по отношению к тем, кто находится на уроке, это мешает им, разрушает рабочую обстановку.

Рис. 17 Рис. 18 Рис. 19

Эффективным методом организации образовательного процесса является использование пиктограмм (карточек). Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности(в более старших классах, а на начальном этапе лучше использовать карточки PECS). (рис. 20)

В начале каждого урока учитель прикрепляет при помощи магнитов к доске или при помощи липучки на специальный планшет пиктограммы или карточки тех видов работы, которые предполагается провести на данном занятии. Эти же пиктограммы(карточки) дублируются на рабочем столе обучающегося (возможно с некоторыми изменениями в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей ребёнка). Таким образом, на доске (на парте) наглядно задается план урока. (рис. 21, 22).

hello_html_389cfbce.jpg
hello_html_m2907b9cf.jpg

Рис. 21 Рис. 22

Это помогает учащимся лучше рассчитывать свои силы. Создает у детей с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности на данный урок. Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней.

Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.

После окончания каждого этапа урока — пиктограмма(карточка) убирается. В конце урока, при подведении итогов, все карточки снова вывешиваются — это помогает учащимся вспомнить, что проходили на этом уроке, дает зрительную, образную опору.

Возможно, при помощи пиктограмм(карточек) составлять расписание на один учебный день или неделю. Это связано с особенностями организации и распределения внимания у детей с РАС, помогает им планировать свою деятельность и выдерживать учебную и эмоциональную нагрузку.

Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из списка те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родителями каждого ребенка. Для разных учащихся подкрепления могут быть различными. Для некоторых детей с РАС чрезвычайно важны пищевые подкрепления (крекер, кусочек яблока, конфета), а другие дети к ним равнодушны. Подкрепление будет эффективным только в том случае, если оно значимо для этого конкретного ребенка. Можно использовать очки, жетоны, наклейки, смайлики для стимуляции хорошего поведения ребенка и штрафы — для прекращения плохого.(рис. 23, 24)

hello_html_3fa3d56b.jpg
hello_html_m713d2a89.jpg

Рис. 23 Рис. 24

Эти очки позже могут быть обменены на некие поощрения (например, свободное время; подарок; пицца, заказанная на весь класс в конце учебной недели).

Частота присуждения поощрений очень важна. Сначала поощрять лучше через небольшие интервалы времени. После того, как система начала работать, интервалы могут быть удлинены. Взрослый не должен злоупотреблять штрафами. Ученики должны получать 3—5 поощрений против каждого штрафа. Помните! Можно выражать свое недовольство отдельными результатами и действиями ребенка, но не ребенком в целом. Мы оцениваем не ребенка, а результаты его деятельности. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. Создавайте вокруг доброжелательную атмосферу, будьте заинтересованы в успехах учащихся и в них самих.

1.На начальном этапе при организации обучения детей с РАС предоставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.

3. Отчасти индивидуализации может способствовать организация групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной мере, но постепенно вводить ее элементы — разумно. Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. И практически полностью исключены соревнования между группами детей во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.

— детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место (было бы неплохо иметь в классе несколько конторок); походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, ягодицы, живот и т.д.;

6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Чаще предлагайте детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

7. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Важно понимать, что если вы когда-либо встречались с аутичным ребенком, это означает, что вы встречались с этим конкретным аутичным ребенком.
Это говорит о том, что дети с аутизмом — неоднородная по составу группа школьников . Однако существуют некоторые распространенные особенности аутичных детей, о которых учителям инклюзивных классов следует знать.

Рекомендации педагогу

Следует создавать на уроках и во внеучебной деятельности ситуацию успеха , способствующую повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания (а, порой, следует найти хотя бы одно , но правильно и красиво написанное слово, и за это похвалить) и т.п. При этом оставаться объективным в оценке конечного результата работы, выставлении отметки.

Делать акцент, хвалить на уроке (или в конце урока) учащегося при правильном его поведении, комментируя и одобряя его положительные поступки. В тоже время постараться ограничить количество замечаний, не усиливая внимания учащегося на негативных поступках.

Обязательно использовать метод поощрения.

Учить школьника ориентировки в задании, планированию предстоящих действий, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.

Дозировать предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.

При переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами.

Ввести визуализированное расписание и визуализированный урок: необходимо наглядно показать все этапы уроков математики, чтения и др. ученик должен видеть начало и завершение задания, начало и завершение урока.

Дозировать инструкции, делить их на несколько. Одна инструкция должна состоять из 2-3 звеньев.

В своей работе с учеником с РАС и рекомендовать родителям, использовать приемы глобального чтения, например, все предметы окружения, дидактический и наглядный материал должны быть подписаны, надписи располагаются на видном для ученика месте.

В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.

Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

Читайте также: