Почему нельзя давать телефон детям в школу

Обновлено: 07.07.2024

Прочитала недавно в Интернете вот такое мнение: " Телефон дочке купили к 1 сентября. И он очень пригождается всегда. Если, например, животик заболел или что-то потерялось, если вдруг очень страшно стало, ну мало ли, что там. Это ведь не садик, никто сюсюкаться с ребёнком не будет. Телефон необходим для уверенности, что в любой момент мама ответит и поможет " . И потянулись ассоциации. Почему-то пришло в голову вот такое сравнение: пуповина жила, живёт и будет жить! Поколение инфантилов "постареет" скоро до 40 лет, потому как тридцатилетних с хвостиком я знаю лично. Ну и тема школьников и гаджетов, конечно, постоянно обсуждаемая тут же всплыла.

Вот вам конкретная ситуация. Племянница-крестница пошла в первый класс. Утром отводит мама, после уроков забирает бабушка. Это мы раньше ходили через светофоры-дворы-дороги (порой за тридевять земель) в школу одни, и ранец со сменкой - сугубо наша ноша. Редко кого тогда сопровождал взрослый - вестибюль школы был заполнен только детьми. А даже если и провожали, то до крыльца или школьного забора. Не принято как-то было, да и неловко, приходить в школу "за ручку".

Время сейчас другое - такую фразу слышим и читаем достаточно часто - детей одних не отпускают, и быть "на связи" в данном случае - необходимость. Заметьте, "быть на связи". Это не подразумевает обязательную покупку ребёнку телефона, да ещё и смартфона.

Так вот после нескольких недель пребывания в школе племянница спросила у своей мамы, почему та не покупает ей телефон: "почти у всех есть, играют на переменке".

Да, есть практически у всех. Как-то поднялась я к коллегам на этаж, где царствует начальная школа. Перемена, кто-то бегает, но бОльшая часть детей уткнулась в смартфоны или планшеты, многие сидят - дома сидят, во дворе не бегают, на уроке сидят, на перемене сидят. Отсюда , кстати, и рыхлость. А выпирающий животик и "бока" стали особенностью фигуры не только некоторых девочек, но и мальчиков - особенно заметно, когда переодеваются в физкультурную форму. Однако вернёмся к первокласснице. Её мама могла бы рассуждать вот так:

" . Но если все остальные одноклассники с телефонами, а у вашего нет - я бы все равно купила ему дешевый телефон. Это не идет ни в какое сравнение с возможной психологической травмой, которую может получить ребенок в статусе белой вороны" ( прочитано на одном из форумов )

И купить дочке телефон, чтобы было - как у всех.

А можно так. Мама спокойно объяснила, что телефон нужен, в первую очередь, для связи с родителями и бабушкой, а поиграть на перемене можно и в другое. К тому же его легко потерять. Именно поэтому у неё на руке - часы-телефон. Красивые и практичные. Кстати, крестница приучена читать: книжка в портфеле (или раскраска) - самостоятельный выбор. А ещё ей никогда не скучно: порисовать, смастерить что-то своими руками из бумаги - запросто. Поэтому мамино объяснение она восприняла нормально, и больше этот вопрос пока не поднимался.

Ну а если сказать несколько слов о часах-телефоне, то это, пожалуй, наиболее подходящий вариант, чтобы быть спокойными за своих детей - есть GPS и функция слежения. Вот такой и купили родители своей дочке - та может позвонить родителям, ей могут позвонить, где в данный момент находится ребёнок - видно. Можно даже устанавливать зону, за пределы которой часы "не должны выходить". Если такое случится, на телефон взрослых поступит смс с уведомлением нарушения границ.

Всё! А большего и не нужно! Часы и потерять труднее, потому как крепко зафиксированы на руке, и заряд держится куда дольше, чем у смартфона; плюс, что тоже немаловажно, создатели устройства не предусмотрели наличие в в таком гаджете игр - поэтому ребёнок будет меньше времени проводить в виртуальном мире.

А уж как здорово решается вопрос с постоянным заглядыванием в телефон на уроке, с выкладыванием его на парту - особенно, когда он новенький, "крутой" или появился у ребёнка недавно, и тот ещё не насладился им вволю! Отвлекает такое, безусловно, не только самого ученика, но и учителя, других ребят. Мне кажется, это хороший компромисс. Или, как вариант, дать ребёнку самый простой телефон - "звонилку", как некоторые его называют.

Ну и напоследок - полярные и даже в некоторых случаях неоднозначные мнения родителей. Которые "открывают" не только тему "просто гаджетов". На одном форуме на вопрос, нужен ли первокласснику телефон, отвечали следующее:

"Знаете, дети на переменках достают телефоны и играют в игры. Те, у кого нет с собой телефона - стоят рядом и смотрят, потом домой приходят и под разными причинами просят телефон давать в школу, мол надо. А зачем ребенку первоклашке телефон? Я вообще запретила бы телефоны. Мамы и папы, вы придите в школу в середине школьного дня, на переменках все с телефонами, кто селфится, кто играет, дети скоро общаться разучатся. Я против того, чтоб малышам первоклашкам телефон давать. Пусть бегают, играются, отдыхают".

" . А я за телефон. Конечно, в первом классе ребёнку ещё не нужен смартфон или что-то похожее. Достаточно обычного кнопочного телефона с чёрно белым экраном. Но ребёнок всегда должен быть на связи. Может быть станет ему плохо или просто захочет сказать маме " я тебя люблю" . Да и в окружении сверстников, сейчас без телефона - будет чувствовать себя неуютно".

Выделенная мною фраза несколько настораживает: я знаю родителей, которые буквально душат детей своей постоянной опекой - нередко как раз посредством постоянных звонков. Подсознательно требуя взаимного "отзеркаливания" (например, и в таких фразах - я ж тебя так люблю, а ты меня?). Возникает картина не только тотального контроля, но и "идиллический пейзаж" всеобщей любви.

Дальше - больше. Примером запредельной телефонной гиперопеки может послужить следующий отзыв:

"Правильно, первоклашке телефон очень нужен, мало ли что случится. Не надо дорогую, навороченную модель, хватит самого простенького, дешевенького, лишь бы связь была. Потеряется, не жалко. Дочка моя подросла, так звоню ей после каждой пары, узнаю, как дела . А с малышом проблем больше. А то, что без аппарата белой вороной станет, точно".

Здесь, смею надеяться, что пара - это всего лишь спаренный урок в школе. Хотя тоже как-то слишком - после каждых двух уроков звонить. Ну а если речь идёт УЖЕ о студентке - пуповина так и не отвалилась!


Лишь в некоторых школах ученикам запрещают приносить с собой телефон. В основном вопрос, нужно ли давать ребенку мобильник на занятия, решают сами родители. Возникает дилемма: так покупать ли нет?

- Да, но времена изменились. Телефоны прочно вошли и в жизнь школьников, - говорит детский психолог, ведущий специалист Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В. Ольга Анищенкова. - Понятно, в первую очередь мобильник нужен для безопасности, чтобы родители всегда могли позвонить ребенку и узнать, где он и когда будет дома.

- Но смартфоны нередко отвлекают детей от учебы. Школьники достают их и под партами, пока не видит учительница, чатятся в соцсетях или играют. Что с этим делать?

- Собраться родительскому комитету и предложить педагогам забирать телефоны перед уроками, а потом возвращать. Возможно, это будет выходом.


Первокласснику и кнопочного хватит

- Другой вопрос: покупать ли телефон первокласснику?

- Да, для той же связи с родителями. Тем более запретный плод сладок. Не дадите телефон - чадо будет зависать в мобильнике друга. Так и происходит: дети собираются стайками на переменах и все смотрят в чей-то смартфон.
Навороченный мобильник первокласснику давать, конечно, рано. Могут отнять или он сам уронит его и разобьет. Но если ваш сын или дочь ходит в крутую школу, где у всех одноклассников десятые айфоны, то он будет выглядеть с кнопочным белой вороной (и наоборот). Поэтому действуйте по ситуации.
Но вы должны обязательно объяснить первоклашке, для чего даете ему мобильник в школу. Что держать нужно в специальном карманчике, на уроках доставать нельзя. Отвечать можно только на звонки мамы, папы и ближайших родственников, а незнакомые номера игнорировать. Интернет, разумеется, семилетке не подключайте.

Осторожно, откровенное видео!

- Если подросток специально ищет порно в интернете? Как реагировать?

- Тоже спокойно. Возьмите паузу. И постарайтесь понять, а почему он это делает. Возможно, он боится общаться с противоположным полом, не уверен в себе. Как компенсация - эти ролики. Идите к психологу, если случай серьезный. Если видите, что ребенок зажат, запишите в какой-нибудь кружок, где будет много неформального общения.
У детей уже с 8 лет начинают играть гормоны, и у мальчиков особенно. Будет хорошо, если в этом возрасте вы начнете говорить с ребенком на откровенные темы.

Береги зрение смолоду

- Всем родителям ясно, что детям вредно весь день сидеть за телефоном и другими гаджетами. А есть ли какие-то нормы?

- До 5 лет, пока у ребенка еще мозг развивается, безопасно смотреть мультики или играть на планшете максимум 1,5 часа в день. Чем младше малыш, тем меньше должно быть этого времени. Внимание: перерывы обязательны! Детям от 5 до 11 лет разрешается зависать в гаджетах уже по три часа в день, но тоже не разом. А вот после 11 лет четких требований нет. Но во всем, конечно, должна быть мера. И тут родители уже сами ее устанавливают.

- Что привело ребенка к такому?

- Как выйти из него?

- Бывает очень сложно, и без помощи психотерапевтов не обойтись. Многие считают, что, если началась такая ломка, ребенка надо сразу лишить всех гаджетов. Но я не советую так делать, потому что для маленького человека будет сложно опять оказаться лицом к лицу со своей проблемой. Лучше найдите безопасную замену. Что-то, от чего ребенок снова испытает удовольствие. И одна из самых больших для него радостей - эта беседа с родителями. По душам, конечно. Без назиданий.

- Но одних разговоров мало?

- Да, найдите другие источники удовольствия. Можно записать, например, сына в кружок роботехники или собирать с ним дома модели самолетов или кораблей - интересных дел много. Надо только понять, что нравится вашему ребенку, помимо компьютерных игр.

С 1 сентября французские школьники больше не смогут пользоваться мобильными устройствами. Соответствующий закон был принят в прошлом году. Предполагается, что теперь ученики станут меньше отвлекаться на занятиях, а на переменах вместо того чтобы сидеть за гаджетами, будут играть в подвижные игры и общаться со сверстниками.

На этапе обсуждения ограничительные меры вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Одни поддержали инициативу правительства, другие говорили о том, что потребность детей в общении по мобильному нельзя игнорировать.

Мы опросили родителей российских младшеклассников и выяснили, что их мнения также разделились почти пополам.

В школе с телефонами дети как зомби

43% опрошенных полностью одобряют запрет. Пользователи Instagram пишут:


Один из комментаторов делится личным опытом:


Со взрослыми соглашаются даже некоторые школьники:


Противники гаджетов в школе утверждают, что в экстренном случае ученики смогут связаться с родителями через педагогов. Альтернативы — установка в вестибюле телефона-автомата или разрешение пользоваться простыми кнопочными телефонами.

Хочу быть на связи со своим ребёнком!

57% родителей не согласны с запретом. Один из противников ограничительных мер напоминает:


Его поддерживает другая мама ученика:


Среди опрошенных есть и те, кто сомневается в успешной реализации запрета на практике:


Что говорят российские законы

В России использование гаджетов в учебных заведениях не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом. Это означает, что школьники по умолчанию вправе носить с собой телефоны. Однако в роли ограничителя может выступать устав школы. Если он запрещает пользоваться мобильным, то на уроках телефон должен лежать в портфеле с выключенным звуком.

Какой реакции ждать от школьников? Мнение психолога

На первый взгляд, у детей на один отвлекающий фактор будет меньше и пропадает возможность списать из интернета ответы на все задания. Но не всё так просто.

Окунёмся в недалёкое прошлое, когда телефонов не было вовсе. Отвлекались? Постоянно: на птиц за окном, соседа по парте, шаги в коридоре. Болтали? Гораздо громче, чем в переписке

Списывали? Даже с альбомных листов удавалось это сделать. И не наличие или отсутствие гаджета влияет на успеваемость. Как и раньше, многое зависит от педагога, предмета и осознанности школьника.

Если же посмотреть на ситуацию с позиции учеников, то бунта не избежать. Реакция будет в несколько волн:

  1. Дети продолжают носить в школу смартфоны, учителя продолжают их отбирать, родители начинают оплачивать штрафы.
  2. Крики, жалобы, даже родители не устоят и выйдут на улицы с призывами об отмене такого закона.
  3. Всеобщая ученическая депрессия. Особенно ранимые действительно будут переживать невротическое расстройство, сходное с ломкой у наркомана.
  4. Споры утихнут, первоклассники уже будут воспринимать это как норму, а старшеклассники постепенно смирятся. Обязательно будут те, кто продолжит нарушать закон.

Важно понимать, какова цель такой радикальной меры. Если повышение успеваемости, то вряд ли она будет достигнута внешними регуляторами, когда вопрос в целом комплексе социальных и психологических аспектов обучения. Если же целью является помощь педагогам, то отчасти это поможет не дать списать незамеченно, но не более.

Безопасность ребёнка — превыше всего

Однако каждый ли родитель в действительности готов отпустить ребёнка в школу без средств связи? Насколько это разумно с точки зрения безопасности?

Конечно, гаджеты отвлекают детей от учебного процесса, но это в большей степени касается планшетов и смартфонов. Совсем запрещать использование сотовых телефонов и гаджетов для связи с родителями в наше неспокойное время с точки зрения безопасности просто неприемлемо. Вспомните эту волну нападений в школах в 2018 году. Согласна, совершенно лишнее разрешать смартфоны и планшеты, от которых дети не могут оторваться на переменах и иногда на уроках, играя в игры и общаясь в социальных сетях. Но чтобы поддерживать связь с родителями, достаточно кнопочного телефона, чтобы отслеживать где находится ребёнок — сейчас существует большой выбор умных часов, и у них гораздо больше полезных и актуальных функций, нежели у смартфонов. Кроме того, и стоимость их значительно ниже.

В наше неспокойное время безопасность ребёнка должна стоять на первом месте, а следовательно, полностью запрещать любую возможную связь с родителям нельзя. Разумный компромисс — покупать детям кнопочные телефоны и умные часы. Моему сыну 12 лет, но он ходит в школу с кнопочным телефоном, его ничто не отвлекает на уроках и он всегда на связи.

А как считаете вы — будет ли лучше, если в российских школах запретят использование смартфонов? Делитесь своим мнением в комментариях.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Эксперт подчеркнула, что запрета на пользование мобильными телефонами для связи с родителями или общения нет. Но для образовательных целей они не используются.

В новых санитарных правилах речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску… Но ни в коем случае не личные телефоны учеников, — говорит Ирина Брагина.

Предупреждая вопрос о том, что современные смартфоны способны стать альтернативой компьютеру и быть в помощь школьникам, эксперт отмечает определенные требования к использованию гаджетов в образовательных учреждениях — к размеру шрифта, расстоянию до экрана и другие.


Ирина Брагина поделилась результатами мониторинга, проведенного в 2019 году после рекомендаций Роспотребнадзора, данных школам вместе с Рособрнадзором и Министерством просвещения РФ. Речь шла о том, как можно упорядочить использование мобильных телефонов.

Где-то в классах сделали специальные ящички, куда дети могли положить телефон на уроке, где-то учителя просили ребят отключать смартфоны, чтобы они не отвлекали. И, несмотря на то, что это была только рекомендация, более половины школ ей последовали. Ее поддержали и родители, и учителя, — отмечает эксперт.

В результате у более 50% школьников повысилась внимательность во время уроков и умственная работоспособность. А на переменах дети стали больше двигаться и общаться друг с другом вживую, а не в социальных сетях и мессенджерах.

Читайте также: