Проект обучение чтению в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Котельникова Диана Алексеевна

Организация: МКДОУ № 229

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Актуальность проекта.

С раннего возраста детям необходимо читать много книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие и у них появился интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что оно выражает. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Дети дошкольного возраста – слушатели. Каждую книгу нужно донести до них как произведение искусства, раскрыть ее замысел, научить детей эмоциональному реагированию на прочитанное, сопереживанию чувствам и поступкам героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, взрослый должен сам проявлять к ней интерес, понимать ее роль в жизни человека, уметь интересно беседовать при анализе произведения.

В ходе моих наблюдений за детьми при чтении им художественной литературы и при общении с родителями на данную тему, мною были выявлены следующие проблемы:

  • недостаточные знания у дошкольников о произведениях художественной литературы и об их авторах;
  • ослабевающий интерес у детей к книге;
  • неумение бережно обращаться с книгой;
  • бедность активного словаря, грамматические ошибки в речи у дошкольников;
  • неумение детей вести диалог по прочитанному произведению и пересказывать его;
  • неумение детей обыгрывать сказки и другие произведения художественной литературы;
  • предпочтение книге детьми и родителями других источников информации: телевидение и интернет;
  • непонимание родителями того, что книга-это особый художественный способ познания окружающей действительности.

Изучив данные проблемы, я поставила перед собой цель:

развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) с детьми:

  • формировать понятие о книге как источнике знаний;
  • формировать представление о роли книги в жизни человека;
  • знакомить с историей создания книги;
  • знакомить с творчеством детских писателей (С.Я.Маршак, В.Осеева, К.И.Чуковский, В.Г.Сутеев), с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (В.Г.Сутеев, Е.И.Рачев, Е.И.Чарушин);
  • воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге;
  • вызывать положительные эмоции при чтении книг;
  • способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, звуковой и интонационной культуры;
  • формировать умение пересказывать произведения, побуждать к инсценировкам;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности;
  • расширять словарный запас. Развивать диалогическую и монологическую речь.

2) с родителями:

  • расширять представление родителей о детской литературе;
  • приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;
  • привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители.

Партнеры проекта: районная библиотека.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • кадровые ресурсы: воспитатель, родители и воспитанники группы.
  • материальные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература.
  • информационные ресурсы: см.Приложение 2

Этапы проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность по проекту

Ожидаемый результат

Подготовительный

1.Выявить уровень представлений детей о произведениях художественной литературы.

2.Определить тему проекта.

3.Обосновать цель проекта, определить задачи, ожидаемый результат, сроки реализации.

4.Подобрать дидактическое, методическое и демонстрационное оснащение проекта.

5.Мотивировать детей и родителей на проектную деятельность

1.Погружение детей в проблему:

2.Выявление проблемы – недостаточные знания об авторах художественной литературы и их произведениях.

3.Привлечение родителей к участию в проекте:

1. Расширены знания по выявленным проблемам; разработана модель проекта.

2. Родители ознакомлены с критериями, необходимыми при выборе книг для детей.

3. Родители вовлечены в проектную деятельность, осознают ее значимость.

Основной

Осуществить новую деятельность

2. Контроль и корректировка процесса его реализации

1.Реализованы цель и задачи проекта.

2.Обеспечение материально-технической базы и методического оснащения проекта.

Заключительный

1.Создать собственную книгу.

3.Пополнить книжный центр в группе художественной литературой.

4.Провести анализ деятельности и разработать перспективы дальнейшего развития проекта.

1.Созданы условия для того, чтобы дети имели возможность ощутить себя творцами, испытать чувство гордости за достижения и осмыслить результаты деятельности.

2.Намечены перспективы развития проекта.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение интереса у детей к художественной литературе: желание слушать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды.

2.Бережное отношение детей к книгам.

3.Появление у детей самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой.

4.Пополнение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи детей.

5.Активное участие родителей в жизни детского сада.

6.Появление потребности у детей и родителей посещать библиотеку.

Продукт проекта:

Результаты проекта:

В результате проведенной работы:

дошкольники знают и понимают:

воспитанники умеют:

  • различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);
  • называть авторов произведений (С,Я.Маршак, В.Осеева, К.И.Чуковский, В.Г.Сутеев);
  • пересказывать прочитанные произведения;
  • поддерживать диалог по прочитанному произведению;
  • обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.

Я отметила:

  • у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой;
  • дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе.

Перспектива дальнейшего развития проекта

В дальнейшем планируется:

  • пополнение библиотеки группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов;
  • продолжение знакомства с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.

Приложение № 1

Комплексно-тематический модуль по проекту

Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

- Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, произведения С.Я. Маршака, В.Осеевой, К.И.Чуковского, В.Г.Сутеева

- Прослушивание аудиозаписей произведений К.И.Чуковского в авторском исполнении

Творческая мастерская:

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

Образовательная область – Физическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

Образовательная область – Познавательное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

Образовательная область – Речевое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

ВложениеРазмер
proekt.docx 30.08 КБ
prezentatsiya.pptx 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

г. Североморска Мурманской обл.

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы организации проекта:

- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

-деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческойпознавательно-коммуникативной деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта : проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

Цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.

  1. Использованиеэффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.

Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные на обучение грамоте и навыка чтения.

Интерес и внимание к звуку и букве у детей появляется, если использоватьигровые образовательные ситуации с применениемметода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы, позволяют добиться положительных результатов в обучении.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностикиправильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

Результаты работы по проектуна I этапе –

определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап

2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.

3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.

4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.

6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.

2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений. (. ! ?)

3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.

Результаты работы по проекту на II этапе

Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:

- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;

- чтению без утомления и перенапряжения;

- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;

- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

III - Итоговый этап.

Обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.

- сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая ). Основополагающие принципы организации проекта: - развивающего обучения; - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников; - вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка; - деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности); - интегративного подхода к обучению.

I – Подготовительный этап, его цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита. Использование эффективных приемов и методов коррекции речи; Привлечение родителей к сотрудничеству; Работа с дошкольниками

Использование эффективных приемов и методов коррекции речи Д идактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы направленные на обучение грамоте и навыка чтения.

Игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования ( мнемотаблицы , рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно)

Использование многофункциональных наглядных модулей

К омпьютерные средства обучения, мультимедиа технологии, различные виды интерактивных материалов и интернет-ресурсы

Библиотека для родителей

3) Работа с дошкольниками

Результаты работы по проекту на I этапе – определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

Результаты работы по проекту на II этапе Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа: - осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями; - чтению без утомления и перенапряжения; - работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению; - обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева.


Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Консультация для родителей по подготовке детей к чтению.


Советы психолога о формировании интереса к чтению.


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича.

Как учить ребенка читать?Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синте.



Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад.

Вызвать интерес к чтению и желание научиться читать, уточнить и расширить знания детей о буквах.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, психолог, Музыкальный руководитель, физрук.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опытпредшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Ведь научить читать и понимать книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Тип проекта :

практико-ориентированный, групповой.

Краткое содержание проекта.

• Сбор информации об истории развития письменности.

• Ознакомление с литературными произведениями по теме проекта.

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о буквах, о чтении.

• Изготовление детьми дидактических игр и участие в них.

• Привлечение родителей к созданию пособий по теме проекта, подбору стихов, загадок.

Возрастная группа : подготовительная группа.

Форма проведения: групповая.

• Повышение у детей интереса к чтению, ознакомление с буквами, запоминание их.

• Изготовление игр для изучения букв и использование их детьми в свободной деятельности

• Овладение детьми слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов, предложений.

. Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах по обучению детей грамоте.

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Задачи проекта.

• Уточнить графический образ букв, закреплять умение соотносить понятия “звук, буква” (коммуникация).

• Способствовать овладению чтением слогов, слов (коммуникация).

• Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память (коммуникация).

• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки (коммуникация).

• Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению (коммуникация) .

• Упражнять в работе с ножницами при вырезывании букв из картона (художественное творчество).

• Совершенствовать умения работы с карандашами при письме букв (художественное творчество).

• Развивать пространственное восприятие при рассматривании расположения элементов букв (познание).

Познакомить детей с стихами, рассказами о буквах (художественная литература).

• Способствовать формированию грамотной речи, обогатить лексику образными словами, выражениями.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

1. Консультации для родителей

2. Изучение методической литературы

3. Обогащение развивающей среды:

в книжный уголок –Изготовление адаптированных книжек, книжек – самоделок,

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление букв (на кавтографе, плоскостных, обьемных.);

в игровую зону – лото, лего, настольные игры, кубики с буквами.

в ИЗО – раскраски с изображением контуров букв, трафареты с буквами, материалы для творческих работ.

4. Подбор и изготовление атрибутов к играм.

Изготовление выставок детских работ по проекту.

План реализации проекта.

1 этап Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью выяснения уровня их знаний о букве

2. Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

3. Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору информации о буквах. Изготовление букв из различного материала.

4. Подготовка материала для изготовления игр.

Разработка перспективного планирования занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы и их проведение.

Изготовление игр и участие в них:

“Составь букву из элементов”(из палочек, спичек, тесемки, шерстяной нитки, на бумаге,

“Составь слова из букв (Бабочки, ромашки, кубики, Лего)

”, “Помоги Буратино научиться читать”,

“Похожие буквы”, “Бабочки”,

Уточнять, расширять, закреплять знание детьми букв, формировать, развивать умения и навыки чтения слогов, слов.

Составление описательных рассказов о буквах. Упражнять в составлении рассказов о буквах, обобщать представления о зрительном образе буквы.

Аппликация “Буквенное поле” (объемная аппликация из крупы). Закреплять знание букв.

Изготовление букв из разного материала. Развивать умения изготовления букв из разного материала.

Изготовление букв из разного материала. Развивать умения изготовления букв из разного материала.

Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. Развивать ориентировку на листе бумаги.

Изготовление касс букв, составление и чтение слогов, слов. Способствовать овладению чтением слогов, слов.

Рисование “На что похожа буква?”. Обобщение зрительного образа букв.

Составление и чтение слогов, слов с помощью кубиков с наклеенными на них буквами. Использовать игровые приемы для овладения чтением.

Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. Упражнять в чтении слов.

Выкладывание букв из шерстяных ниток на бархатной бумаге. Развивать навыки конструирования букв.

Письмо букв, слогов, слов “волшебными палочками” на песке, на манке. Использовать элементы песочной терапии при знакомстве с буквами.

Читающие дети читают адаптированные тексты для малышей. Автоматизировать умения чтения.

Развлечение “Занимательные буквы”.

Презентация проекта. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей. Февраль

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Чтение – это окошко, через которое

В. Сухомлинский

Аннотация к проекту

Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме.

Работа в ходе реализации данного проекта может быть специально организованна в любом дошкольном учреждении, а так же внедрена в обычные новые формы работы.

Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить формы и методы работы в данном направлении.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: сентябрь – август, долгосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, учителя-логопеды, воспитатели, руководитель изостудии, работники библиотеки, родители.

Проблема: снижение интереса к чтению в России.

Актуальность проекта:

Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу.

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы нечитающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников нашего ДОУ. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило наш педагогический коллектив, работников детской библиотеки, родителей нашего ДОУ на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;

Познакомить детей с историей создания книги;

Сформировать у детей интерес к библиотеке;

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

Содержание проекта охватывает следующие образовательные области:

Содержание проекта отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Ожидаемые результаты:

- пробудить у детей интерес к общению с книгой;

- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

- сформировать банк методических материалов по теме проекта;

- пополнить развивающую среду в группах;

- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;

- возрождение домашнего чтения;

- позитивные изменения в речи детей;

- обобщение и распространение семейного опыта.

Новизна проекта:

Установление взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Работа над проектом распланирована в 3 этапа.

1 этап – организационный или подготовительный сентябрь

- сбор информации по данной теме,

- подбор методической и художественной литературы,

- составление плана мероприятий на год, который разработан с учетом дней рождений поэтов и писателей, рекомендованных Программами воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях,

- изготовление атрибутов к проведению сюжетно-ролевых игр.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге

в детском саду должны быть созданы определенные условия:

- наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы

- наличие портретного фонда детских писателей

- наличие грамматических словарей для воспитателей

- организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада могут быть созданы своеобразные информационные центры – уголки книг.

Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.

Дети будут брать книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.

В старшем дошкольном возрасте организовать дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее не ремонтирует, а привлекает к работе детей из старших групп.

В старших группах к починке книг привлекаются и дети.

В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов;

С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы

о книгах, о писателях.

В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагается выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

В книжный уголок помещаются творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы,

А встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.

Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги.

К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но

и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге. Родители приходят к пониманию того, что раннее введение ребенка в книжную культуру – дело чрезвычайной важности.

На этом же этапе был разработан план работы по проекту.

2 этап работы основной

На этом этапе происходит вся большая часть работы по приобщению ребят к книге. Эта работа была мной разделена на блоки: работа с библиотекой, методическая работа, совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Работа с детской библиотекой:

- экскурсия старших и подготовительных групп по знакомству с библиотекой; с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов;

- создание читательского абонемента для старших дошкольников на базе нашего ДОУ;

- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге;

- проведение литературных викторин, конкурсов.

Методическая работа:

- консультации для педагогов;

- открытые занятия, беседы, деловая игра;

- смотр – конкурс книжных уголков;

- оформление папок на группах с информацией для знакомства с творчеством детских поэтов и писателей;

Работа с детьми

- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов;

- участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях;

- выставки детских работ по изобразительному искусству;

- изготовление книжек - малышек;

- создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов; придумывание загадок;

- самостоятельное рассматривание и чтение книг;

- проведение игр-драматизаций по сюжетам знакомых сказок и рассказов;

- свободное общение воспитателя и учителя-логопеда с детьми на основе художественной литературы;

- оказание помощи детям младших групп в ремонте книг;

Перспективное планирование по знакомству с писателями и поэтами

Ф.И. поэта или писателя

Дата рождения

Заходер Борис Владимирович 9 сентября

Житков Борис Степанович 11 сентября

Малые фольклорные формы

Знакомство с творчеством Бориса Заходера.

его книгами, жизнью и повадками животных;

- развивать навык выразительного, правильного, сознательного чтения;

- воспитывать интерес к творчеству Б.В.Заходера, бережное отношение к животным.

Развивать умение пересказывать ранее прочитанное произведение,

учить детей лепить кувшин с высоким горлом из пластилина, методом скрепления верхней и нижней части, применяя разнообразные способы лепки;

- уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, способность рассуждать и давать необходимые пояснения.

- упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Пермяк Евгений Андреевич 31 октября

Драматизация

Русские народные сказки

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

- побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для их проведения, используя маски;

- воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы;

- развивать интонационную выразительность речи.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Маршак Самуил Яковлевич 3 ноября

работа по содержанию стихотворения.

Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович

чтение рассказа.

Чарушин Евгений Иванович

Носов Николай Николаевич 23 ноября

чтение рассказа.

Драгунский Виктор Юзефович 30 ноября

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворений;

- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

- учить выразительно читать наизусть стихо-творение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

- формировать образную речь (понимание образ-ных выражений в стихотворном тексте);

- развивать память и внимание.

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

- отвечать на вопросы по содержанию;

- определять настроение, выраженное в стихотворении;

- читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;

-сочувствовать героям стихотворения, переживать.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

- развивать интерес к любой книге.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина; - углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И.Чарушина; помочь детям понять, почувствовать мир природы; пробудить первые гуманные эмоции – дружественное понимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых, покровительство беззащитным; воспитывать активное действенное отношение к природе;

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

- учить оценивать поступки героев;

- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;

- способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа "Читай-ка" носит социально-педагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у детей недоразвития некоторых психических функций, т.е. коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания. Овладение навыками уверенного слогового чтения.

Шпикуловской средней общеобразовательной школы

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Директор школы __________

Образовательная программа дополнительного образования детей

Возраст обучающихся: дети 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Емашова Нина Петровна

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

2. Полное название программы

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Емашова Нина Петровна, старший воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)

Устав МБОУ Шпикуловской СОШ;

Положение об оказании платных образовательных услуг в МБОУ Шпикуловской СОШ;

Договор об оказании платных образовательных услуг.

4.2. Область применения

дополнительное образование, внеурочная деятельность

4.3. Направленность

4.4. Тип программы

4.5. Целевая направленность программы

4.6. Возраст обучающихся по программе

4.7. Продолжительность обучения

5. Рецензенты и авторы отзывов:

6. Заключение методического совета

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.

Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с основными принципами дифференцированной теории для работы как с дошкольниками (подготовка к обу­чению грамоте, развитие всех психических процессов), так и со школьниками, имею­щими нарушения письменной речи и проблемы с чтением. Для детей различного возраста (от 5—9 лет) и разного интеллектуального уровня развития — от нормы до задержки психиче­ского развития и до олигофрении, потому что все строится на методе дидактической (обучающей и развивающей) игры.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала. Который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Внутри одного конспекта занятия есть два варианта заданий: для более подго­товленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают пока еще низкий уровень знаний и навыков, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода.

После курса обучения по данной программе динамика развития детей достаточно высокая и соот­ветствует (на конец учебного года) рамкам ФГОС, а по некоторым параметрам превышает его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза).

Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25—30 минут.

Цель программы: формирование элементарных навыков чтения группы детей с различным уровнем имеющихся у них на данный момент знаний и навыков: от не умеющих читать до читающих бегло целыми словами и слогами.

На занятиях по обучению чтению ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

1. Поэтапное обучение детей чтению.

2. Актуализация знаний детей о звуках и буквах алфавита (понятия и признаки гласных и согласных звуков, звукобуквенный анализ и синтез).

3. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,

а так же различным способом делением слов на слоги, пользуясь моделями слов и слогов.

4. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой

1. Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и вос­приятия:

2. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

3. Развитие навыков плавного слогового чтения.

4. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

1.Формирование мотивации к обучению,

2.к сохранению своего здоровья,

3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу),

4. выработка у детей волевых качеств.

Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.

В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встре­чи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения.

Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение.

Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья проис­ходит за счет проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, дина­мических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие на­пряжений с мышц.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года.

Форма организации занятий – подгрупповая (до 10 человек).

Основной формой работы с детьми является игровое занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей:

– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25-30 минут (1 академический час);

– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30-35 минут (1 академический час).

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

Читайте также: