Анализ почерка ученика начальной школы

Обновлено: 16.05.2024

Ребенок пишет отвратительно, учитель в школе снижает отметки за почерк и грязь в тетрадках. Родители заставляют переписывать домашние работы, а иногда и классные. Покупают новые, как им кажется, супер эффективные прописи для исправления почерка, даже водят на курсы каллиграфии или нанимают репетитора. Но ничего из этого ребенку не помогает. Он как писал куриной лапой, так и пишет. Плюс к этому есть проблемы с чтением. Нет любви к книгам, нет понимания прочитанного, скорость чтения медленная.

Удивительно, но факт: проблема может расти из младенчества. Ребенок просто не ползал, а сразу встал на ножки и начал ходить. Родители этому радовались. На самом деле это очень плохо. В процессе ползания в нашем мозгу формируются участки, отвечающие за почерк и чтение. Ползание - очень важный этап в развитии ребенка, который желательно не пропускать.

Нейропсихология — наука, изучающая связи головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Наш мозг формируется ещё в утробе матери, продолжает формироваться после рождения и в течении жизни. А теперь представьте, что на каком-то этапе, например, на внутриутробном, произошёл сбой, участок мозга сформировался неправильно или не сформировался вовсе. Отсюда вытекает множество проблем в будущем: низкая успеваемость в школе, проблемы с вниманием и памятью, дисграфия, дислексия, отвратительный почерк, гиперактивность или медлительность и другие.

Учимся бороться. Несколько методов

Процесс борьбы с нейропсихологическими нарушениями длителен по времени и непрост, это важно понять сразу, чтобы не было претензий и слёз со стороны родителей. Автор данной статьи не нейропсихолог, а простой педагог и логопед, и прислушиваться к его советам или нет - дело ваше. Несколько методов я дам для примера, о многих вы уже точно слышали, но не придавали им значения. На самом деле их очень и очень много.

Что важно понять сразу? Для решения проблем с почерком и чтением нужно практически произвести физиологические изменения в мозгу, то есть развить некоторые участки мозга до нужного уровня. А это длительный процесс, от нескольких месяцев точно.

Я рекомендую обратиться к нейропсихологу. Но если по каким-то причинам вы не можете это сделать, советую выполнять следующие упражнения:

1. Ползание

Думаю, все знают, как правильно ползать. Рекомендую делать это на животе, перебирая руками и ногами на полу в течение 3-4 минут каждый день. Даже подросткам. И без смеха, ведь это очень важное упражнение. Про связь ползания и почерка ребенка было рассказано выше.

После изучения теоретической части, мы решили сначала выяснить, что думают о своём почерке наши одноклассники. Для этого мы провели анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся в количестве 25 человек.

Результаты исследования анкет детей

Анкета

1. Важно ли иметь красивый почерк? Да - 18 чел. нет – 8 чел.

2. Считаешь ли ты свой почерк разборчивым? Да – 22 чел., нет – 4 чел.

3. У кого из ребят в классе по – твоему мнению красивый почерк?

Вавилова Ангелина, Самуйлова Даша, Гасанова Арзу, Бабичева Ульяна, Елецкая Настя

4. Хотелось бы тебе улучшить свой почерк? Да – 18 чел., нет – 1 не знаю – 7 чел.

5. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы изменить свой почерк?

Больше писать, стараться, тренироваться, учиться у других,

6. Считаешь ли ты, что по почерку можно определить характер человека?

Да - 21 чел., нет – 5 чел.

7. Похож ли твой почерк на почерк родителей? Да – 4 чел., нет - 22 чел.

Так же мы попросили своих одноклассников записать небольшой текст на не разлинованном листе. Сами сделали тоже самое.

Исследование почерка одноклассников


Затем мы приступили к самой сложной части нашего исследования. Опираясь на теоретический материал, мы исследовали наш почерк и почерк наших одноклассников, которые тоже заинтересовались этой темой.

Результаты оформили в таблицу.

В образцах нами были исследованы 5 характеристик почерка.

- Размеры букв.
- Наклон букв.
- Форма букв.
- Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
- Стиль письма.

Сначала мы проанализируем наш почерк.

Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит нашей однокласснице.


Савельева Валерия

  • Размер букв. Крупный почерк - общительная, лидер.
  • Наклон букв. Прямой, без наклона – упрямая.
  • Форма букв. Округлая – дипломат, на неё можно положиться, она всегда поддержит в трудную минуту.
  • Расположение строк. Идущие вверх – смелая
  • Стиль письма. Ровный, правильный – спокойная, уравновешенная.

Этот почерк принадлежит нашей однокласснице.

Гасанова Арзу

  • Размер букв. Крупный почерк - общительная, лидер.
  • Наклон букв. Прямой – упрямая.
  • Форма букв. Округлая – дипломат, на неё можно положиться, она всегда поддержит в трудную минуту.
  • Расположение строк. Идущие вверх – смелая
  • Стиль письма. Ровный, правильный – спокойная, уравновешенная

Этот почерк принадлежит нашей однокласснице.

Елецкая Анастасия

  • Размер букв. Крупный почерк - общительная, лидер.
  • Наклон букв. Прямой – упрямая.
  • Форма букв. Округлая – дипломат, на неё можно положиться, она всегда поддержит в трудную минуту.
  • Расположение строк. Идущие вверх – смелая
  • Стиль письма. Ровный, правильный – спокойная, уравновешенная

Этот почерк принадлежит нашей однокласснице.

Новожилова Юлия

  • Размер букв. Крупный почерк - Юля общительная девочка.
  • Наклон букв. Небольшой наклон в правую сторону – Юля в меру смелая и доброжелательная девочка.
  • Форма букв. Буквы закруглённые. Юля готова идти на компромисс, дипломат.
  • Расположение строк. Строки направлены вниз - не проявляет инициативы.
  • Стиль письма. Ровный, правильный – спокойная, уравновешенная

Этот почерк принадлежит нашему однокласснику.

Суворов Евгений

  • Размер букв. Мелкий почерк - сдержанный мальчик.
  • Наклон букв. Наклон в правую сторону – целеустремлённый.
  • Форма букв. Округлая – дипломат, на неё можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
  • Расположение строк. Строка идёт прямо – Женя уравновешенный мальчик.
  • Стиль письма. Ровный, правильный – спокойный мальчик. Человек добродушный и откровенный.

Проанализировав особенности почерков учащихся, мы составили индивидуальные характеристики одноклассников.

В нашей работе можно их посмотреть.

Изучая почерк одноклассников, мы заметили, что у некоторых ребят наблюдается схожесть в наклоне, написании букв, стиле письма. Может это потому, что мы обучаемся и воспитываемся у одного учителя, и в одном коллективе, который предъявляет к нам одинаковые требования. По происшествии некоторого времени почерк будет изменяться, потому что наш характер и мировоззрение только формируется.

Для определения достоверности проработанных результатов мы проанализировали свой почерк и предложили прочитать характеристики своим одноклассникам.

Заключение

В ходе своего исследования мы проанализировали почерки, узнали много нового и интересного об их характерах и пришли к таким выводам:

Почерк – это ключ, позволяющий узнать сильные и слабые стороны человеческой личности, лучше понять людей из своего окружения.

На основе графологического анализа можно составить психологический портрет человека и класса.

На чёткость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась: почерк зависит от характера человека, в котором отражаются и темперамент, и отношение к миру, и к самому себе.

Изменить почерк можно. Работая над плохим почерком, ученик воспитывает в себе следующие черты характера: трудолюбие, терпение, собранность, аккуратность.

Объяснив всё это нашим одноклассникам, мы разработали рекомендации по улучшению почерка.

Рекомендации по улучшению почерка.

  1. Следить за осанкой.
  2. Правильно положить тетрадку и держать ручку.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Много тренироваться в прописи, начиная с простых элементов: палочек и крючков.

Каждый может научиться писать красиво, если проявить терпение и приложить усилие.

Красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нём веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, даёт положительный психологический заряд своей последующей жизни.

В заключении хочется сказать, что наблюдать за почерком, уметь его анализировать - очень интересное занятие, которое помогает понять себя, увидеть положительные и отрицательные стороны своего характера, лучше узнать своих одноклассников, а в будущем помочь в выборе профессии.

— В переходный период, с 10 до 18 лет, ребенок переживает сильные эмоциональные нагрузки. Поиск собственной индивидуальности провоцирует частые смены поведения, а также почерка. На этом этапе бывает сложно судить о личности, особенно вместе с другими происходящими трансформациями.

Это очень сложный возраст, с которым взрослым непросто найти общий язык. У ребенка появляется склонность к несдержанному поведению, к агрессии, насилию, или, наоборот, к проявлениям апатии, которые могут принимать форму депрессии, особенно, в ранней юности.

При анализе почерка важно знать, что один показатель (наклон, размер, расстояние между срок или нажим) не дает полной картины. Чтобы выявить проблему, нужно анализировать комплекс признаков.

Признаки агрессии в почерке

Экспансия на листе бумаги, крупный размер букв, пастозность штриха (жирный штрих, сильный нажим), малое расстояние между буквами — человек не соблюдает дистанцию между людьми.

Сильный нажим с внезапными (немотивированными) переменами в комплексе с пастозным штрихом и быстрой скоростью транслируют активность чувств и ощущений, неусидчивость, неустойчивость характера, раздражительность. Почерк с трудом читаем — автор игнорирует социальный аспект. Изобилие углов и прямых линий — не сглаживает углы.

17-летний юноша неоднократно попадал во внимание правоохранительных органов. Кража за кражей, и никакие меры не могли изменить поведение подростка. Посмотрим на картину почерка в целом (фото ниже).

медленный, неспонтанный почерк;

левонаклонность (в варианте);

внезапные (немотивированные) перемены в нажиме;

сильно петляющий ход строк;

выделение последних букв в слове;

буквы открытые снизу, у основания,

подпись невнятная, нечеткая, несоответствующая почерку и фамилии.

Такие признаки указывают на нечестность, сниженный моральный уровень, психологическое неблагополучие, непредсказуемость автора. От человека с таким почерком можно ожидать все, что угодно.

Как анализировать почерк ребенка

А вот почерк 9-11-классников уже подходит для анализа. Родителям стоит уделить внимание на выраженность признаков, насколько они отличаются от стандартных норм прописей. Следует обратить внимание на основные характеристики:

организация на листе;

Непродуктивная организация на листе, форма букв банальная, скорость письма не выше средней, читабельность низкая.

Хорошая организация на листе, форма букв более индивидуальна, скорость письма средняя, читабельность высокая.

О чем говорит красивый почерк

Красивый, вычурный, каллиграфический почерк с точки зрения графолога несет больше негативную окраску чем позитивную.

С годами почерк меняется, увеличивается скорость письма, меняются акценты с формы (делание вида) на движение (продуктивность, умение отличить главного от второстепенного).

Сравните почерк Василия Шукшина в 20 лет (хорошая читаемость, акцент на форме) и в 32 года (акцент на движении).

Признаки высокого интеллекта в почерке

Форма букв также передает информацию об интеллектуальном уровне человека. Когда форма букв очень похожа на норму прописи русского языка, это свидетельствует о невысоком интеллектуальном уровне (банальное и упрощенное мышление) и говорит о несамостоятельности в принятии решений.

Как писать текст для анализа почерка

Бумага. Писать только на чистом белом листе формата А4 (стандарт для принтеров, без клеток и линеек!), подложив 3-4 листа бумаги (слишком твердая или мягкая поверхность искажает почерк).

Письменные принадлежности. Использовать только шариковую ручку, лучше стандартного синего цвета, не протекающую и хорошо работающую. Ни в коем случае — не гелевую, фломастер и т.п.

Положение. Поза удобная, стандартный письменный стол и удобный стул.

Настроение. Обычное психоэмоциональное состояние, не возбужденное и не подавленное.

Объем текста. Объем текста не имеет ограничений. Однако, для полноценной консультации необходим минимум 1 исписанный лист.

Содержание. Недопустим текст, написанный под диктовку, по памяти или списанный откуда-либо. Нельзя писать стихотворение. Это должно быть небольшое сочинение, письмо.

Не нужно переписывать с черновика начисто — черновик предпочтительней, а ошибки особой роли не играют.

Содержание текста не имеет значения. Оно не влияет на определение личностных качеств и способностей. Подойдет любая тема: работа, хобби, случай из жизни, погода, природа, любимое животное.

Язык. Писать на родном языке. Для давно живущих и пишущих в другой языковой среде — на обоих языках.


Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из отечественного и зарубежного опыта, автором настоящей статьи предпринята попытка рассмотреть указанную проблему с нескольких сторон: с психологической точки зрения, с точки зрения требований, предъявляемых к выпускнику средней и старшей школы при написании экзаменов. Автором также ставится особо актуальный вопрос не освещения в современных учебниках для старшего и среднего звена школы вопроса о качестве почерка.

Ключевые слова: письмо, письменная речь, почерк, качество письма, каллиграфия, каллиграфические навыки.

Актуальность данной проблемы несомненна. Вопрос о качестве почерка поднимается и в средствах массовой информации (например, беседы на эту тему неоднократно велись на радио). Это свидетельствует о том, что не только учёные и методисты, но и широкая общественность, действительно, обеспокоены этой насущной проблемой.

Однако следует сказать о том, что учителя-предметники, помимо преподавателя русского языка, могут поспособствовать развитию у обучающихся стремления к аккуратности ведения тетради и качеству почерка. Так, важным является обязательное требование по наличию полей с внешней стороны тетради. Или при записи числовых значений (на уроках математики, биологии, географии, истории и т. д.) учитель может обратить внимание учеников на аккуратность начертания цифр, располагая их в отдельных клетках тетради и т. п.

На сегодняшний день создано немало методик, следуя которым, преподаватель развивает каллиграфические умения школьников, однако следует отметить, что в подавляющем большинстве они направлены на обучение детей возраста начальной школы, когда только идёт освоение правильности начертания букв, наклона и т. п. Тогда как в продолжение обучения продолжение работы над почерком просто необходимо. По прошествии времени ученики теряют приобретённый в младших классах школы навык, и проблема почерка для него самого перестаёт существовать. А, следуя реалиям времени, когда от выпускника требуется написание творческой работы, которую будут проверять эксперты, проблема почерка стоит достаточно остро. Поэтому проработку этого вопроса необходимо внедрить в деятельность учителей русского языка и в средней, и в старшей школе.

Выводы. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать соответствующие выводы. Проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Ещё большую злободневность указанному вопросу придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательным при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе соответственно. Школьные программы предусматривают работу над каллиграфическими навыками учащихся в основном на этапе начальной ступени образования, тогда как в среднем и старшем звене этот вопрос редко попадает в поле зрения преподавателей. А между тем работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения. Обращать внимание на аккуратность ведения тетради, соблюдение правил чистописания должны обращать внимание не только учителя русского языка, но и другие педагоги-предметники. Ребёнку важно дать понять, что его почерк и отношение к ведению записей — это и отражение его личностных качеств, а неряшливость в письменной речи может спровоцировать появление орфографических ошибок, что может привести к отрицательным оценкам на экзаменах.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проблема почерка, качество почерка, начальная школа, старшее звено, аккуратность ведения тетради, качество письма, работа, красивое письмо, красивый почерк.

Читайте также: