Почему народ является ведущей силой истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ответьте пожалуйста.
1. Простой народ - ведущая сила истории
а) Почему народ является ведущей силой истории?
б) Почему герои романа стремятся к народу? Почему Пьер хочет быть простым солдатом?
в) Какие качества в народе Толстой считает лучшими? В ком они лучше всего проявляются (Платон Каратаев). Чем Каратаев подействовал на Пьера? Похожли он на других героев произведения?
2. Эпилог романа
а) Как решается главная мысль романа о предназначении человека, о том как жить? Какие 2 пити выбирают герои.
б) Расскажите о споре Пьера и Николая ( XIV часть эпилога). Какие слова Ростова самые страшные?
(-- Я вот что тебе скажу, --проговорил он, вставая и нервным движением
уставляя в угол трубку и, наконец, бросив ее. --Доказать я тебе не могу. Ты
говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но
ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший
мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы
противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг
повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и
рубить -- ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь.)

Почему он придерживается такой позиции? Какие аргументы можно найти , защищая ее? Чего боится Николай Ростов и почему?
в) Что общего в изображении любимых героев Толстого? Что их сближает?

да дворяне они были и присягу давали на верность царю))) ) а безухов он гражданский черт кто его попер в армию не понятно короче все из-за бабы этой не помню как её зовут)) ) в смысле жены пьера шлюха она была))))

Если чесно я эту хрень 15 лет назад читал. Найдёшь ответы в переписках Толстого и в его коментариях. Посмотри критику на этот роман))) )

Народ многочисленен и патриотичен, именно его представители входили в партизанские отряды. Л. Н. Толстой называет партизан "дубиной народной войны" не просто так. Дубина, будучи оружием крестьянина, проста, но удар её смертелен. Так и народ, будучи простым, меняет ход истории, ведь именно народ готов пойти на все ради своей страны.

2) Какие же качества в народе автор считает лучшими?

Л. Н. Толстой находит в народе большое количество хороших качеств. Это патриотизм, способность идти на жертвы ради своей страны. Народ прост, неприхотлив и жизнерадостен. Для Л. Н. Толстого это и есть лучшие качества народа.

3) Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

Одним из таких героев является Тихон Щербатый, который всей своей ловкостью, непокорностью борется с французами.

Он патриот, страстно ненавидящий противника. Но есть и персонаж ему противоположный, которому всё так же присущи черты национального русского характера. Платон Каратаев — добрый и мудрый человек, любящий мир; именно он помогает Пьер пережить плен. В его речи много русских пословиц, что подчеркивает его народность.

Толстого в романе? В чём её смысл?

"Мысль народная" — любимая мысль Л. Н. Толстого в романе "Война и мир". Смысл её заключается не только в жизни народа, а в том, как судьбы положительных героев переплетаются с судьбой нации. "Мысль народная" также отражает "роевое начало", то есть показывает волю и дух не одного человека, а целой нации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

2. Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир".

Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

- в историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

- в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

- Почему народ является ведущей силой истории?

- Какие же качества в народе автор считает лучшими?

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

  1. Народ – воплощение нравственных идеалов.
  2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.
  3. Движущая сила истории – народ.
  4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
  5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

- Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

- Краткая характеристика плана Кутузова.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

После боя один Долохов похвалялся своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

Война 1805—1807 годов
Австрийские походы
Завязка

1812 год
Бородино
Кульминация

Партизанская война
Развязка

Со стороны России — это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны:

Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва)

Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц)

  1. Выводы. Толстой показывает войну двояко:
  1. Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.

Развитие партизанского движения: войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение партизанских отрядов.

ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

В салоне А. Шерер. Первая встреча.

Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон.

Ради достижения своей цели готов принести жертву

Важные моменты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

« Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу.

Открытие богатства мирной жизни

  1. Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея)

I Встреча с дубом

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

II Встреча с дубом

  1. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Любовь к Наташе Ростовой

  1. Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

Участие в Отечественной войне 1812 года

  1. Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Прощение Анатоля Курагина

Возрождение любви к Наташе Ростовой

Смерть князя Андрея

  1. Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАФА ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Первая встреча в салоне

Отношение к войне, Наполеону.

- Можешь себе представить, я все еще не знаю, ни то, ни другое мне не нравится.

ВЫВОД: Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным. Пьер – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

ВЫВОД: Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Деятельность в деревне

Участие в Отечественной войне 1812 года.

А) Участие в Бородинском сражении.

Б) Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Женитьба на Н. Ростовой

Цель их любви – супружество, семья, дети. Интуитивное понимание близкого человека. Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю жизнь – смысл своей жизни: Пьер – в сознании себя опорой для более слабого человека.

Пьер – член одного общества, один из его основателей.

По фрагментам романа вспомнить этапы духовных исканий Пьера Безухова. Восстановите хронологическую последовательность исканий героя, дайте краткий комментарий.

1. Каким предстает Пьер до встречи с Платоном Каратаевым? В чем отличительные особенности героя?

– Героя отличают искренность, естественность, пытливость ума, увлеченность (Наполеоном, масонами). В то же время он слабоволен, подвержен чужому влиянию (Анатоля, Долохова, Василия Курагина, Баздеева). Но герой критически относится к себе, рефлексирует, раскаивается, испытывает потребность в нравственном самоусовершенствовании, живет мучительной, но интенсивной духовной жизнью. Пьер бескорыстен, сорит деньгами, в нем есть потребность делать добро. Во время общей беды в 1812 году он жаждет пострадать, принести жертву, совершить подвиг. Но Пьер не удовлетворен жизнью, его существование безрадостно, хотя он умеет и любить, и дружить.

2. По какому пути идет развитие героя?

– По пути сближения с народом, узнавания народа, восхищения им в Бородинском сражении.

3. В какой момент жизни Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым?

4. Каким Л.Толстой рисует в романе Платона Каратаева, мы с вами говорили на предыдущем уроке. Давайте посмотрим, каким он предстает в фильме Сергея Бондарчука в исполнении Михаила Храброва. На чем великий режиссер и актер сделали акцент, представляя героя?

– Сергей Бондарчук очень бережно относится к тексту Л.Толстого. Он точно передает обстановку и атмосферу встречи: сарай; подавленность Пьера и ласковость, мягкость, сердечность Платона, его услужливость, заботливость. Голос героя негромок, проникновенен. Речь пересыпана пословицами и поговорками, от которых веет верой в лучшее, оптимизмом, успокоенностью. Эпизод из фильма производит сильное впечатление.

6. Как изменился Пьер Безухов под влиянием Платона Каратаева? (Анализ 11-12 гл. IIч. IVтома)

– До неузнаваемости изменился его внешний облик, прежде всего костюм: грязная продранная рубаха, солдатские портки, завязанные на щиколотках веревочками для тепла, кафтан, мужицкая шапка.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАТАШИ РОСТОВОЙ

Первая встреча с Н. Ростовой

Первый бал Н. Ростовой

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты.

Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

«Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа – воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение.

Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

Народ представляет собой исторически определённую, изменяющуюся общность людей. Нет и не может быть народа вообще, живущего вне времени и пространства, а есть народ на определённой ступени общественного развития. Таким образом, народ – явление историческое.

Из сказанного следует, что народ – это прежде всего трудящиеся, создающие материальные и духовные блага. Такое понимание народа является подлинно научным. Оно помогает разоблачать буржуазных идеологов, стремящихся замаскировать классовые противоречия, существующие в антагонистических обществах между эксплуататорами и эксплуатируемыми, и даёт возможность правильно понять роль народных масс в истории.

Почему же народ является движущей силой общественного развития и творцом истории? Это объясняется, во-первых, тем, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, а народные массы, трудящиеся выступают как главная производительная сила. Они приводят в движение орудия производства и создают материальные блага, необходимые для существования общества. Трудящиеся строят фабрики и заводы, каналы и железные дороги, добывают уголь и металл, производят продукты питания, т. е. делают все, без чего общество не может жить и развиваться. К. Маркс подчёркивал, что все блага материальной культуры созданы трудом человека, что это плоды рук многих поколений людей. Кроме того, в процессе трудовой деятельности народные массы развивают производительные силы и таким образом подготавливают изменение способов производства, а стало быть, и смену общественно-экономических формаций.

Во-вторых, народ представляет собой решающую силу общественно-политических преобразований. Известно, что в истории не было ни одного крупного события, в котором народные массы не играли бы решающей роли.

Роль и значение народных масс неизмеримо возрастают в период социалистической революции, ибо в ней участвует огромное большинство трудящихся во главе с пролетариатом. Участие в социалистической революции самых широких народных масс свидетельствует о небывалой глубине происходящего революционного переворота. Какой гигантской творческой силой является народ, когда он организован, сплочён, идейно вооружён передовой революционной теорией, показала Великая Октябрьская социалистическая революция. В этой революции трудовой народ, как никогда ранее, проявил себя творцом истории.

История общества свидетельствует, однако, о том, что народные массы внесли огромный вклад в создание духовных благ человечества. Основой развития духовной культуры служит производительный труд народа. Своим трудом народные массы обеспечивают учёным, писателям, музыкантам, художникам возможность существовать и заниматься творчеством. Вместе с тем производственная деятельность и революционная борьба народа являются важнейшим источником, питающим науку, литературу и искусство.

Народ создал замечательные образцы художественных произведений – былины и сказки, песни и танцы. Творчество народа является зеркалом, отражающим такие лучшие образы, живущие в его душе, как Прометей, Илья Муромец, Василиса Премудрая, Фауст и многие другие. Народная поэзия служит богатейшей сокровищницей для создания выдающихся произведений искусства.

Народ является создателем и хранителем такого важнейшего элемента культуры, как язык. М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев очень высоко ценили силу и выразительность русского языка, меткость и остроту пословиц и поговорок, созданных русским народом. Народ, писал А. М. Горький, не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии Земли и величайшую из них – историю всемирной культуры.

Велика роль народных масс и в области развития науки. Из среды народа вышло немало выдающихся научных деятелей. Достаточно вспомнить сына архангельского рыбака М. В. Ломоносова, ставшего великим учёным, замечательного преобразователя природы И. В. Мичурина и человека, указавшего путь в космические дали, – К. Э. Циолковского.

Читайте также: