Художественное творчество как средство развития личности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

· Творчество как способ и условие активности личности

Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. В философских учениях Китая, Японии, Индии отмечалась роль бессознательного, способность к идентификации с изучаемым предметом.

Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Л.П. Гримак, А.Г. Спиркин, Х.Е. Трик и определяют творчество через результат деятельности, акцентируя внимание на творческом продукте.

· Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Творчество всегда осознанно и целенаправленно, ибо его субъект - человек - начинается как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии.

· Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия - это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.

Деятельность - основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте - наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности.

Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.

* Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.

С. Степанов считает, что творчество– психический процесс создания новых ценностей, как продолжение и замена детской игры. Деятельность всегда направлена на результат материальный или духовный. Творчество, являясь, по своей сути культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.




* В основе творчества лежит с одной стороны неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

* Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.

Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. Выдающимся отечественным психологом А.В.Брушлинским представлена оригинальная точка зрения на человека – как субъекта – творца собственного становления. Соответственно, субъект определяется как человек на высшем для него уровне деятельности, общения, целостности, автономности, как человек, обладающий свободой выбора и принимающий решения о поступках на основе нравственного сознания. Показано, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе формирования психики.

Личность - прежде всего, качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Дух есть целостный творческий акт человека. Дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая свобода субъекта первична. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.

Фундаментальное изучение творческой активности в последние десятилетия проходят в русле педагогической психологии и психофизиологии. В педагогической психологии проблема творческой активности рассматривалась в связи с разработкой проблем усвоения знаний. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью.

· Интеллектуальная активность– чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Можно выделить два уровня действия личности:

1) действия личности на уровне социального индивида, когда деятельность обусловлена поставленной целью и желаемым результатом;

2) действия творческой личности, когда результат всегда шире поставленной цели.

Некоторые важные моменты для формирования творческой активности личности:

2. важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе. Естественно, что уровень творческой активности связан с личностными особенностями человека, и зачастую характер протекания психических процессов в человеке предопределяет и уровень проявления активности.

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

· Творчество как способ и условие активности личности

Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. В философских учениях Китая, Японии, Индии отмечалась роль бессознательного, способность к идентификации с изучаемым предметом.

Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Л.П. Гримак, А.Г. Спиркин, Х.Е. Трик и определяют творчество через результат деятельности, акцентируя внимание на творческом продукте.

· Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Творчество всегда осознанно и целенаправленно, ибо его субъект - человек - начинается как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии.

· Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия - это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.

Деятельность - основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте - наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности.

Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.

* Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.

С. Степанов считает, что творчество– психический процесс создания новых ценностей, как продолжение и замена детской игры. Деятельность всегда направлена на результат материальный или духовный. Творчество, являясь, по своей сути культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

* В основе творчества лежит с одной стороны неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

* Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.

Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. Выдающимся отечественным психологом А.В.Брушлинским представлена оригинальная точка зрения на человека – как субъекта – творца собственного становления. Соответственно, субъект определяется как человек на высшем для него уровне деятельности, общения, целостности, автономности, как человек, обладающий свободой выбора и принимающий решения о поступках на основе нравственного сознания. Показано, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе формирования психики.

Личность - прежде всего, качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Дух есть целостный творческий акт человека. Дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая свобода субъекта первична. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.

Фундаментальное изучение творческой активности в последние десятилетия проходят в русле педагогической психологии и психофизиологии. В педагогической психологии проблема творческой активности рассматривалась в связи с разработкой проблем усвоения знаний. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью.

· Интеллектуальная активность– чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Можно выделить два уровня действия личности:

1) действия личности на уровне социального индивида, когда деятельность обусловлена поставленной целью и желаемым результатом;

2) действия творческой личности, когда результат всегда шире поставленной цели.

Некоторые важные моменты для формирования творческой активности личности:

2. важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе. Естественно, что уровень творческой активности связан с личностными особенностями человека, и зачастую характер протекания психических процессов в человеке предопределяет и уровень проявления активности.

Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.

Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.

• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

• Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.

• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

• Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

При организации художественного творчества воспитателю необходимо помнить следующие правила:

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.

Желаю творческих успехов!

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное.

Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи Современное общество уделяет большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В настоящее время существует большое количество.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие художественных способностей детей средствами декоративного творчества. Игры

Развитие художественных способностей детей средствами декоративного творчества. Игры Многообразна художественная деятельность наших детей. Рисование с использованием всевозможных приёмов, аппликация традиционная и нетрадиционная,.

Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр. Автор: Бабакова Надежда.

Rodina foto2

Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Родина Наталия Николаевна, воспитатель по изобразительной деятельности МБУ прогимназии № 208 г. Тольятти Самарской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию личности ребенка через развитие у него творческих способностей. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Наталии Николаевны:

Увлекательного чтения…

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.

Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.

Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.

Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.

Когда же возникает у детей интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу - получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!

Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.

Детское рисование – это феномен творческой активности детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.

Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.

Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.

Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.

А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.

Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!

Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.

Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:

Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.

Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.

Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.

Использованная литература:

1. Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М., 2007

2. Асмолкова В., Чернова Т. Рисуем песком. Для старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.- 2013 - №5 – с. 79.

3. Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 - № 6 – с.65.

5. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 - № 11 – с. 35.

6. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников. // Одаренный ребенок. –2008. – № 5. – С. 36.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. – М., 2007.

8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 21.

10. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники.- М., 2008.

11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000

13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28

14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71.

15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009.

16. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88.

17. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996.

19. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003.

20. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006.

21. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

22. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007.


Богатейшая мудрость и духовная красота наших предков до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, как поощряли честный труд на земле.

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживания народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня- это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощённых в ней духовно-нравственных ценностей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные методики этнокультурного образования. С древних времён народное художественное творчество было синкретичным. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Единство многих видов искусств даёт основания для того, чтобы строить программу для вхождения в мир искусства, как в детском, так и во взрослом возрасте с такого же синкретического действия. Этот подход мы видим в лучших программах эстетического воспитания. Поэтому на ранних стадиях театрализованное музыкально-хореографическое действо, включающее в себе элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребёнка к искусству. Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное –все это обеспечивает художественную деятельность в наиболее актуальным для личности период, которым является подростковый возраст. Ибо в подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте. Подросток стремится к активному действию в области искусства, его не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движения все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии и распространяет эту способность и на другие виды деятельности.У подростка достаточно развит объем памяти, активно работает логическое и образное мышление.

Подростки активно участвуют в празднично обрядовой деятельности проводимые школой, вузом, регионом. Посещают, фольклорные студии в домах творчества, участвуют в фестивалях народного творчества. Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Таким образом, все выделенные виды интересов тесно взаимосвязаны и обусловливают включение подростка в творчество в фольклорных и других формах художественной деятельности.

Формирование личности через различные жанры и виды художественного творчества. Приобщение школьников к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобщение школьников к совокупности культурных ценностей народа несомненно способствует развитию их духовности, — представляющих собой интегрированное свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души подрастающего поколения, началом становления личности. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Воспитательная роль народной культуры и прежде всего — культуры традиционной проявляется через воздействие народных праздников — на каждого, будь это младший школьник или подросток. Таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни социума.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, и ее традиционных составляющих — воспитание населения, особенно детей и подростков, на наследии народной культуры, посредством ненавязчивых форм приобщения к её богатству; активизация участие всех желающих в разножанровых видах народного творчества.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

1) Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу подрастающего поколения, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2) Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением зверей, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Они понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в это время исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Таким образом, танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне через движения выразить всё то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально-этических понятий- добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство. Занятие танцами, как показывает практика, углубляют самопознание, меняя восприятие человеком самого себя и отношение к своему собственному телу в лучшую сторону. Танец способен освободить сознание от негативных переживаний и наполнить его положительным мироощущением. Почти все танцы всегда сопровождаются музыкой и ритмом, задающими скорость и структуру движений. Ритмические танцы оздоравливают человека, обогащают его сознания, придают уверенность в себя.

Музыка важна для музыкально-творческого развития личности. Музыка, как и танец, представляет невербальную форму выражения. Музыка- есть искусство интонируемого смысла. Обучаясь в музыкальной школе ребёнок развивает не только слуховую и музыкальную память, развивает чувства ритма, вокальные данные, но и главное познаёт историю музыкальной культуры, что так важно для развития гармоничной личности.

Устойчивой формой художественного творчества является народная песня, ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором.

Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх.

Многие игры крестьянских детей 19 в. Имитировали работу взрослых людей, производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Их цель привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить к труду, познакомить с традициями и обычаями. Игры-Образец жизни широких народных масс, существенное основание человеческого бытия (М. М. Бахтин) По толкованию современного ученого Г. Грачева, игра- категория мировоззренческая, она дает человеку ощущение бытия. В. Н. Всеволодский-Генгросс (1) народные игры делит на три типа:/драматические, круговые, хороводные/ включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению. В драматической игре основой является художественный образ, психофизическое действие и диалог участников на производственные (охотничьи, скотоводческие и земледельческие) и бытовые темы(среди бытовых игр исследователь выделяет общественные, воспроизводящие исторические события и семейные: девичьи, любовные и. т.д.); спортивные (состязание физических и умственных способностей, совершенствования навыков); орнаментальные- с передвижением участников(круговые -внутри хоровода сюжет иллюстрируется жестами, мимикой и движениями, некруговые- игроки делятся на 2 партии).Через игру ребёнок познаёт окружающий мир; игра учит его чувству справедливости и уверенности в себе. Игрой в традиционной народной культуре назывались пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры песни, игры-хороводы, игры-сценки создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья яски. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая — что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни. Заложенная в раннем возрасте любовь к национальной культуре, способствует развитие всесторонней гармоничной личности подростков, становлению истинных патриотов страны. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Устное народное творчество- /сказки, былины, поговорки, пословицы, загадки, песни, притчи/ составляют сокровищницу нашей культуры. Русские народные праздники и обряды — одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа фольклора. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда к русскому народному устному фольклору относятся: сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п. В этом виде фольклора как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство с художественным творчеством у ребёнка начинается с детства.

Передвижным театром руководил А. А. Фортунатов. В этом театре ставили произведения М. Ю. Лермонтова, Н.В, Гоголя, В. Гюго и других авторов. Театральные постановки способствовали их общему развитию детей, так и повышению культуры их местного населения. Театр был звеном связывающих детей и взрослых, а также формированию у воспитанников посредством театрального искусства чувств к прекрасному.

1. Белозерова В.В., Празднично-обрядовая культура орловского края/ В. В. Белозерова -Орел, 2007.

2. Малая Н, Празднуем Ивану Купалу/ Н. Малая- Воспитание школьников, 2001г. № 4.

3. Мехова Т, Роль народной игры в формировании характера ребенка/ Т. Мехова-Воспитание школьников, 2001.№ 3.

4. Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. Сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного бы та Иваново. Январь 2010. –Иваново: Роща Акадмии,2010.

5. Наумова Т, Что за Масленица без тройки/Т. Наумова.-Учительская газета., 2001.№ 14.

6. Петров В. М. Летние праздники, игры, забавы для детей/В. М. Петров-М.,2001.

7. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования.-М.: Лабиринт,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, народная культура, ребенок, народная художественная культура, народное творчество, подросток, праздник, художественная деятельность, художественное творчество, детский фольклор.

Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской.

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой.

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Фольклорные праздники как средство приобщения.

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами.

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма, художественно-эстетическое развитие.

Изучение музыкального фольклора как средство развития.

ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество, народный быт, музыкальный слух.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни.

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей.

Особенное значение народное творчество приобретает при организации праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Некоторые особенности освоения народных традиций.

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Читайте также: