Почему общество раскололось на красных и белых план урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Тема: Почему общество раскололось на "красных" и "белых".

Причины Гражданской войны в России:
- нежелание граждан бывшей Российской империи признавать законным захват
власти большевиками и нежелание жить по провозглашённым ими законам;
- сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились власти и
собственности;
- разгон Учредительного собрания;
- подписание разорительного, но вынужденного Брестского мира с Германией;
- деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела
к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством;
- большое значение имело существование в России многомиллионного контингента
ветеранов Первой мировой войны (в том числе несколько миллионов бывших
австро-венгерских и германских военнопленных), готовых к решению вопросов с
помощью насилия и военных действий.
Особенности войны.
Гражданская война сопровождалась иностранной интервенцией, которая была
обусловлена стремлением зарубежных государств вернуть свои долги и
собственность, а также воспрепятствовать распространению мировой
революции, которая была одной из целей большевиков.

Вопросы
“Белые”
“Красные”
Время создания
Конец 1917 г.
Январь 1918 г.
Личности
Алексеев, Колчак, Корнилов, Фрунзе, Тухачевский,
Деникин, Юденич, Врангель Вацетис, Егоров
Вооруженные
силы
Добровольческая армия
Красная армия
Социальная
основа
Офицеры, юнкера, казаки,
буржуазия, интеллигенция
Фабрично-заводские рабочие,
беднейшее и среднее
крестьянство, маргинальные слои
Политическая
основа
Кадеты, правые эсеры,
монархисты, меньшевики
Большевики

Первый период войны
(ноябрь 1917 — май 1918)
1. Октябрьская революция. Петроградский поход
Краснова-Керенского.
2 . Первые законодательные акты большевиков
3 . Учредительное собрание
4 . Установление советской власти. Начало
организации антибольшевистских сил.
5 . Реакция Антанты.
6 . Первые успехи красных.
7 . Большевики и действующая армия.
8 . Перемирие. Германская интервенция. Брестский
мир. Интервенция Антанты.

В.А. АнтоновОвсеенко.
В. Крыленко
А.М.Каледин
П.Е.Дыбенко
Р. И. Берзин
М.А. Муравьев
Л.Г. Корнилов
А.И. Дутов
А.И. Деникин
П.Н.Краснов

Второй период войны
(май 1918 — март 1919)
1. Восстание чехословацкого корпуса. Развёртывание
войны на Востоке.
2 . Антибольшевистские восстания в Центре и на
Севере.
3 . Развёртывание войны на Юге.
4 . Сражения осенью 1918 г.
5 . Вывод германских войск. Наступление Красной
Армии на Запад.
6 . Сражения зимой 1918—1919г.г.
7 . Сражения на юге.

Третий период войны
(март 1919 — апрель 1920)
1. Поход Деникина на Москву.
2 . Весна 1920 г.
3 . Наступление Юденича на Петроград.
4 . Борьба на Севере России.

Четвёртый период войны
(апрель 1920 — ноябрь 1920)
1. Советско-польская война.
2 . Крым — последний бастион Белого
движения на юге России.

Пятый период войны
(ноябрь 1920 — июль 1923)
1. Корейские формирования на
Дальнем Востоке.
2. Бои отряда Бакича в Монголии.

Н. Щорс
А.Пархоменко
В. О. Каппель
В. И. Чапаев
А. Г. Шкуро
С. Лазо
Г. М. Семенов
В.Баневу́р
Г. Котовский
М. В. Алексеев
А. П. Кутепов

Последствия Гражданской войны
К 1921 Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской империи отошли
территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины,
Белоруссии, Карской области (в Армении) и Бессарабии. Численность населения на
оставшихся территориях едва дотягивала до 135 миллионов человек. Потери на этих
территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости
составили с 1914 г. не менее 25 миллионов человек.
Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной
район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Уровень
промышленности сократился в 5 раз.
Сельское производство сократилось на 40%. Ущерб народному хозяйству составил
около 50 млрд золотых руб., промышленное производство упало до 4—20% от
уровня 1913.
Почти вся имперская интеллигенция была уничтожена. Оставшиеся в срочном
порядке эмигрировали, чтобы избежать этой участи.
В ходе Гражданской войны от голода, болезней, террора и в боях погибло (по
различным данным) от 8 до 13 млн человек, в том числе около 1 млн бойцов
Красной Армии. Эмигрировало из страны до 2 млн человек.
Резко увеличилось число беспризорных детей. По одним данным в 1921 году в
России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим — в 1922 году было 7 млн
беспризорников.

Тест
1. Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было:
а) укрепление советского государства; б) уничтожение советской власти;
в) восстановление самодержавной монархии.
2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:
а) представители кадетов и эсеров; б) русское офицерство; в) комитеты бедноты.
3. Интервенцией называется:
а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав;
б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью;
в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения.
4. Массовый террор во время Гражданской войны:а) применяли красные;
б) применяли белые; в) использовали оба военно-политических лагеря.
5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:
а) 17 июля 1918г.; б) 24 февраля 1919г.; в) 7 ноября 1920 г.
6. Движения под руководством Антонова и Махно относится:
а) к рабочим движениям; б) к движениям интеллигенции; в) к крестьянским движ.
7. В интервенции не участвовала: а) Англия; б) Япония; в) Дания.
8. Белое движение в Сибири и Д. Востоке возглавил:
а) барон Врангель; б) генерал Деникин; в) адмирал Колчак.
9. К белому движению не принадлежат: а) большевики; б) меньшевики; в) эсеры.
10. В итоге Гражданской войны на территории России:
а) повысился жизненный уровень населения; б) была уничтожена Советская власть;
в) потерпело поражение белое движение.

Данилов А.А, Косулина Л.Г, история России . XX век. IX класс, просвещение , 1995г.
Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: х класс: книга для учащихся / Сост. О.Е.Лебедев - М.Просвещение , 1932Г.;
История Отечества в документах . 1917-1993гг; Хрестоматия для уч-ся старших классов средней школы; в 4ч. ч.1: 1917-1920гг., М.1995Г;
Островский В.П.,Уткин А.И, история России. ХХвек. ХI класс . М: Дрофа, 1995г.

Тема урока объявляется школьникам заранее; занятию предшествует подготовительная работа .
Ученикам предлагается подобрать такие документальные источники / см. список литературы /, которые помогли бы аргументировать свои взгляды на проблему противостояния сил в гражданской войне.
Двум участникам урока предлагается выучить стихи м.Волошина, написанные поэтом в 1920 г. / см.ниже/.
Описанный ниже урок проводился в ХI классе, но после адаптации материала такое занятие можно организовать и в IХ классе /при концентрической структуре исторического образования /.

Необходимо создать у ребят соответствующий настрой, поэтому целесообразно начать урок с прослушивания популярной в годы гражданской войны песни "По долинам и по взгорьям" /эта песня, как и некоторые другие марши красных, была переложением марша белогвардейцев /.

Далее учитель цитирует стихи:

Я вижу, как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган,
Республику сделает хуже короны
И белых и красных жестокий обман.

Так из глубины ХVI века вещал Люка Кори, больше известный нам под именем Мишеля Нострадамуса. Многие полагают, что известный поэт, мистик и мыслитель предсказал события гражданской войны XX века в России . Но не будем обращаться к мистике, поговорим о событиях реальных.
Белые и красные . Кто они ? Ученик читает отрывок из стихотворения Максимиана Волошина "Гражданская война" /1920г./

Одни восстали из подполий,
из ссылок, фабрик, рудников.
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных .
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на покой
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапятнанных пожарищ
И жив разбойный древний дух
Зарудных, Стелек, Кудеяров.
В других, лишенных всех корней,
Тлетворопый дух столицы невской,
Толстой и Чехов, Достоевский,
Надрыв и смута наших дней.
Одни идут освобождать
Москву и вновь ковать стихию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

Учитель говорит: так ответил на поставленный вопрос поэт. Мы же попытаемся найти свой ответ - или ответы .

2. Основная часть урока

Далее учитель ставит перед уч-ся ряд проблем. Школьники, используя полученные ранее знания, а также домашние заготовки /выписки из документов/, высказывают свои суждения.

Учитель сообщает, что в советское время энциклопедии определяли гражданскую войну как "организованную вооруженную борьбу за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острую форму классовой борьбы". Сегодня вполне очевидно, однако, что гражданская война - самая бессмысленная изо всех войн.

Учитель предлагает школьникам высказать свои суждения о том, кто виноват в развязывании гражданской войны в России. Начинается дискуссия, выслушиваются аргументы сторонников различных точек зрения.

Некоторые уч-ся полагают, что часть вины история должна возложить на кадетов, которые возглавили антисоветскую борьбу. Уже весной 1918г. они создали в Москве подпольный национальный центр, руководил им видный кадет Николай Николаевич Шепкин. Тесно связанная с Добровольческой армией, эта организация готовила восстание в Москве. Национальный центр разработал подробный план восстания, были закуплены партии оружия. Осенью 1919 г. заговор был раскрыт, основные руководители национального центра расстреляны.

Другие школьники отмечают, что после октябрьской революции меньшевики продолжали политическую борьбу с большевиками, а правые эсеры перешли к борьбе вооружённой. После создания однопартийного правительства большевики обострили положение тем, что распустили Учредительное собрание и заключили Брестский мир с Германией. Все эти события происходили на фоне роста антибольшевистских настроений.

Целью дискуссии не является поиск однозначных и окончательных истин. Каждый участник разговора может остаться при своем мнении. Главное - вести аргументированный спор, отстаивать свою точку зрения.

Когда основные доводы уже приведены, учитель предлагает поразмышлять о том, каковы были цели борьбы. За какие идеалы белые и красные подняли оружие?

Может быть, говорит учитель, ответив на эти вопросы /или приблизившись к ответам/, мы сумеем понять, почему по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники. Так, штаб Фрунзе возглавлял Николай Семенович Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат - Петр Семенович Махров, в штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского - его двоюродный брат, Владимир Александрович Соллогуб.

Документы

За что вы боретесь и за что мы подняли оружие?

Вы боретесь за комиссародержавие, за лживую власть Апфельбаумов/ Зиновьев/, Бронштейнов /Троцкий/, Розенфельдов / Каменев/, Нахамнесов /Стеклов/, Калининых, Петерсонов, которым не дорога наша Родина и нужен лишь позор ее.

Мы боремся за Учредительное собрание, за всенародный и свободный выбор любящих Родину людей, у которых одна мысль и одно сердце с народом . Вы насаждаете коммуны, которые дают возможность лентяям, тунеядцам пользоваться плодами трудящихся рук.

Мы отстаиваем право собственности. Всякий имеет право на то, что ему законно принадлежит, всякий имеет право приобрести честным трудом то, чего ему недостает, каждый имеет право свободно распоряжаться тем, что он добыл трудами своими .

Вы втянуты в бесконечную войну со всем миром. Троцкие и Зиновьевы хотят затопить всю землю в крови. Они натравливают рабочих на крестьян, крестьян на рабочих, сынов на отцов и отцов на сынов.

Мы несем мир на землю русскую. Немедленно после свержения пропитанной кровью русских людей большевистской власти должна быть восстановлена свобода мирного труда. Довольно уже наши поля обогрялись русской кровью по вине проходимцев, у которых нет своего отечества. Пусть же вся пролитая ими кровь падает на их голову. Пора тебе, русский человек, последний раз взяться за оружие и свергнуть иго красных палачей, окончательно вернуться к домашнему очагу и мирному труду. С нами хлеб, с нами мир и хозяин земли русской - учредительное собрание.

Штаб Белой Армии.

Из заявления группы левых коммунистов в ЦК РСДРП /б/

. Мы считаем, что после захвата власти, после полного разгрома последних оплотов буржуазии перед пролетариатом с неизбежностью встает задача развития гражданской войны в международном масштабе, задача, ради выполнения которой он не может останавливаться ни перед какими опасностями . Отказ от нее ведет к его гибели от внутреннего разложения, равносилен самоубийству.

Итак, красные видели свою цель в построении царства социализма в мировом масштабе путем перманентной революции, одним из элементов которой является гражданская война; белые стремились к осуществлению не менее смутного идеала, окрашенного, однако, в демократические и патриотические тона. Такой краткий вывод делает учитель.

Далее обсуждается проблема методов борьбы.

Любая война имеет свои законы, в пылу борьбы ее участники забывают о прощении, милосердии, жалости. Жестокость войны нельзя оправдать, но ее можно понять. Попробуем это сделать. Кто виноват в развязывании террора, в беззакониях и насилии ?

Заслушиваются аргументы уч-ся, вновь использующих текст документов.

Документы .

Из акта расследования по делу о злодеяниях
большевиков в городе Ялте и ее окрестностях
/злодеяния против мусульманского населения/ 1918 г.

Сведения о злодеяниях большевиков в городе
Екатеринодаре и его окрестностях.

В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта 1918 г. В тот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенции, и все задержанные. 83 человека, были убиты, зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых опознаны: член городской управы Пушкарев, нотариус Глоба-Михайленко и секретарь крестьянского союза Молинов, а также дети 14-16-летнего возраста и старики свыше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, половые органы, обезображивая им лица.

Красный террор был осознанной государственной политикой. Как известно, красный террор был оформлен специальными декретами в сентябре 1918 г., после покушений на лидера большевиков - Ленина. Но не надо забывать, что уже в декабре 1917 г. была создана ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией спекуляцией и саботажем. В июне 1918 г. была восстановлена смертная казнь.

Красный террор был нацелен не только на подавление и запугивание реальных или потенциальных противников /предпринимателей, старого офицерства, священнослужителей, зажиточного крестьянства, интеллигенции/, но и на "перевоспитание" трудящихся масс, поэтому утверждение, что красный террор есть ответ на террор белый, верно лишь отчасти.

Исход борьбы в огромной степени зависел от выбора основной массы населения - среднего крестьянства. А оно не желало воевать, надеялось переждать тревожное время. Этим объясняется уклонение крестьян от мобилизации в Красную Армию.

Белогвардейцы же не смогли найти общий язык с крестьянством /как уже отмечалось ранее, у белого движения не было единой аграрной программы/.

В ходе обсуждения проблемы школьники цитируют источники.

Обращение командующего народным ополчением Антонова.

Пробил час нашего освобождения, наступил момент избавления от красных самодержцев, засевших, как Соловей-разбойник, в Москве белокаменной, опоганивших наши святыни, наши иконы со святыми мощами, проливших море невинной крови отцов и братьев наших, обративших в непроходимую пустыню наше сильное и богатое государство. Вот вам мой приказ: не взирая ни на какие препятствия, немедленно выступайте в поход на соединение с моим ополчением . Отечество в опасности, оно зовет на подвиг, итак, за мной на выручку Москвы! С нами Бог и народ! Ко мне, в Тамбов!

Отмена частной собственности на землю, запрещение аренды, наемного труда, уравнение в нормах землепользования, владения скотом, инвентарем порождали враждебное отношение к большевикам. Крестьяне уклонялись от мобилизации в Красную армию; иногда пассивное сопротивление перерастало в вооруженную борьбу. Так, в Кунгурском уезде Пермской губернии в июне 1918 г. было одно восстание, а в июле, в связи с призывом в красную армию, - уже 17.

Крестьянство выступало против злоупотреблений продотрядов, против изъятия хлеба, реквизиций скота. С усилением репрессий деревня перешла к методам крестьянской войны - террору против коммунистов и советских работников, разгрому колхозов, совхозов; прекратилась сдача хлеба. Леса наполнились армиями зеленых, державших в страхе сельские власти. Восстания крестьянства отмечались в центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири.

Клод Анри де Сен-Симон как-то написал, что если Франция внезапно потеряет по 50 лучших представителей каждой профессии, то нация станет телом без души. Россия в годы первой мировой и гражданской войн потеряла гораздо больше…

Понадобились десятки лет, чтобы заново оценить те события и осознать простейшую из истин: в гражданской войне нет ни победителей, ни побежденных; это народная трагедия.

Закончить урок можно стихотворением "Заклятье" Максимилиана Волошина /1920г./:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
Возникнет праведная Русь.
Я за нее одну молюсь,
Я верю замыслам предвечным;
Ее куют уваром мечных,
Она мостится на постах,
Она святится в ярых битвах,
На жгущих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.

Документы.

приказ № 564 генерала Майковского,
30 сентября 1919 г.

  1. В каждой деревне района восстания /против Колчака/ подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках. расстреливать на месте.
  2. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников, укрывателей и предавать военно-полевому суду.
  3. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерчинский край, передавая их милиции.
  4. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявшим их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду; наказание увеличить до смертной казни включительно.
  5. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Материалы газеты "В пути"
/ известия поезда предреввоенсовета Тройного/

Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехобелогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде… где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Краткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами, на станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий девять детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев, в Самаре число расстрелянных велико.

Трудно оправдать подобные злодеяния. Основной идеей Белого движения было восстановление боеспособной армии для отпора большевизму и возрождение великой неделимой России. Но разве цель оправдывает средства? Имея только цель и не имея конкретной программы действий /например, аграрной/, Белое движение было обречено на провал. По мере того, как это становилось все более ясным, ненависть к большевизму и его лидерам сменялась злобой, бесцельной жестокостью .

Наш разговор будет неполным, если мы не затронем еще одну проблему, говорит учитель и цитирует стихи м.Волошина "Гражданская война ":

А я стою меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Людей, занимавших подобную позицию, было в годы гражданской войны не так уж много. Зато весьма массовые было крестьянское движение, участники которого не желали признавать ни власть белых, ни власть красных.

Учащиеся высказывают суждение о причинах и целях крестьянских выступлений в тылу противоборствовавших сил. Школьники отмечают, что земледельцы - в массе своей - не подержали белых, так как не хотели возвращения помещиков. Большевики дали крестьянству землю и обеспечили на первых порах лояльность большинства сельских жителей.

противостояни я социальн ых и политических с ил в годы г ражданской во йны.

сформировать пре дставление о м ногократности историческ ого процесса.

Способствовать ста новлению у мения оценивать ист орические явле ния;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести

аргументирован ный разгово р, делать выводы на основе анал иза документа.

Воспитание патриотизма, чу вства гордости за Р оссию на примерах

Необходимое техническое оборудова ние : карта «Гражданская война и

- доведение до обу чающихся темы и цели урока, его патриотичес кую

Тема урока объявляется зар анее: занятию п редшествует

подготовительная работа. Студент ам предлагается подо брать такие

документальны е источники, которые помогли бы аргументировать свои

взгляды на проблему противос тояния сил в гражданской войне. Двум

студентам предлагае тся выучить стихи М.Волошина, написанные в 1920

Сегодня у нас завершающий урок по теме: « Россия в годы гр ажданско й

источники, которы е пом огут нам про вести урок – диску ссию «Белые и

ранее изученног о материала и в ход е знакомства с новыми фактами мы

попытаемся воссоздать картину противост ояния социаль ных и полит ических

Чтобы создать соответству ющий настрой начнем урок с п рослушивания

(эта песня, как и некоторые д ругие марши крас ных, была переложен ием

Так из глубины 1 6 века вещал Люка Кори, больше известный нам п од

именем Мишеля Нострадаму са. Многие полагают, что известный по эт ,

мистик и мыслитель предсказал события гражданской войны 20 века в

России. Но не бу дем обращаться к мистике, поговорим о событиях

Белые и красные …Кто они? Обучающий ся читает отрывок из

Так ответил н а поставленный вопрос п оэт. Мы же попытаемся найти

1.В советское время энциклопедии определяли гражданскую войн у как

«организова нную воору женную борь бу за государственную власть между

классами, социаль ными группам и, как наиболее острую форму классовой

Преподавате ль предлагает студентам высказа ть свои суждени я о

том, кто винова т в развязывани и гражданской войны в России.

Начинается дискуссия . Выслушиваются арг ументы сторонник ов

Закон всех великих революци й таков, что после свержения

господству ющих классов неиз бежны их стремл ения и действи я к

реставрации своего по ложения, а классов, пришедших к власти – всеми

средствами со хранить ее. И хотя нет прям ой связи между революцией и

гражданской войной, в условиях нашей страны последняя была почти

неизбежной после Октября 1917 года. На первый взгляд кажется, что можно

было бы п редотвратить войну, если бы большевики не совершили ошибок в

своей политике. Но серьезный анализ приводит к убеж дению, что роспуск

Учредительног о собрания, мобилизац ия крестьян и продовольственная

диктатура лета 1918 года могли лишь стимулировать развязывание

гражданской войны, а ее причины н аходились глубже: крайнее обострение

классовой борьбы межд у угнетенными и у гнетателями, огром ный за пас

ненависти к помещикам, буржуазии, ген ералитету, а так же из нурительна я

империалистич еская война. Так что в Р оссии гражданская война оказалась

конкретно – ист орической расст ановкой кл ассовых и политически х сил.

Было бы легко считать , что трагедию и огромные жертвы вызвала

исключительн о политика большевик ов. Рассмотрим факты. До Октября

бол ьшев ики выдвинули целую про грамму мир ного развития революции, а

после него пошли на союз с партиями меньшевиков и левых эсеров не только

в Советах, н о и в правительстве. Однако этот союз не удался и не только по

вине большев иков, хотя последние также не прилож или достаточ но усилий ,

чтобы он со стоялся. И у них и у других проявилась революционная

нетерпимость к своим вчерашним союзникам. Со ветская власть

первоначально сделала попытку п ерейти к новым общественным

формы государственного капитализма. Однако буржуазия о треагировала на

эти попытки сопротивлением, сабот ажем. Советское правительство ответ ило

Некоторые обучающиеся полагают, что часть вины история должна

возложить на кадетов, которые возглавили антисоветс кую борьбу. Уже

весной 1918г. они создали в Мо скве подпольный на ци ональный центр,

руководил им видный кадет Никола й Николаевич Шепкин. Тесно связанная с

Добровольческой армией, эта организация готовила восстание в Москве.

Национальный цент р разработал подроб ный план восстания, были закуплен ы

партии оружия. Осенью 1919 г. заговор был раскрыт, основные руководител и

Другие студенты отмечают, что после Октябрьско й революци и

меньшевики продолжали политическую бор ьбу с большевиками, а правые

эсеры перешл и к борьбе вооружённо й. После со здания однопартийного

правительства большевики обострили положе ние тем, что распустили

Учредительное собрание и заключили Брестский мир с Гер манией. Все эти

события прои сходили на ф оне роста ан тибольшевистских настроений.

Серьезной проработки требует и вопрос о рол и международ ного

империализма в развязывании гражданской войны. Утверждалось, что

именно международный империализм вызвал у нас гражданскую войн у. На

самом д еле это не так. Но несомненно, что б ез иностр анного участия и

помощи белое движение не смогло бы ве сти таку ю длительную борьбу.

Страны Антанты н егативно отнеслись к приходу власти в России

большевиков и планировали их свержение. Немалая роль в этих планах

отводилась Чехословацкому корпусу. Его мятеж явился как бы

катализатором в развязывани и гражданской войны в Росс ии.

Целью дискуссии не является поиск однозн ачных и окончательных

истин. Каждый участник разговора мо жет остаться при своем мнении.

Главное - вести аргументированный спор, отстаив ать свою т очку

Когда основные доводы уже приведены, препо даватель предлагает

поразмышлять о том, како вы были цели б орьбы. З а какие идеалы белые и

Может быть, говорит преподавател ь, ответив на эти в опросы /или

приблизившись к ответам/, мы сумеем понять, почему по разные стороны

баррикад оказались б ывшие друзья, сослуживцы, б лизкие родственники. Так,

штаб Фрунзе возгла влял Николай Семенович Мах ров, а начальником штаба у

Врангеля был его брат - Петр Семенович Махров, в штабе у Тухачевского

работал гене рал Николай Вл адимирович Сол логуб, а в штабе у П илсудского -

его двоюродны й брат, Вл адимир Алекс андрович Солло губ.

Вы боретесь за комиссародержавие, за лживую власть Апфельбаумов/

Зиновьев/, Бронштейнов /Троцкий/, Розенфельдов / Каменев/, Нах амкесов

/Стеклов/, Калининых, Петерсонов, которым не дорога наша Родина и нужен

Мы боремся за Учредительное собрание, за всенародный и свободный

выбор любящих Родину людей, у которых од на мысль и одно серд це с

народом . Вы насажд аете коммуны, которые дают возможность лентяям,

Мы о тстаива ем право со бственности. Всякий и меет право на то, что ему

законно принадлеж ит, всякий имеет право приобрести честным трудом то,

чего ему недостает, каждый имеет право свободно р аспоряжаться тем, что он

Вы втянуты в бесконеч ную войну со всем миром. Троцкие и Зиновьевы

хотят затопить всю землю в крови. Они натравливают рабочих на кресть ян,

крестьян на раб очих, сынов на отцов и о тцов на сынов.

Мы несем мир на землю русскую. Немедленно после сверже ния

пропитанно й кр овью русских л юдей большевистско й вл асти должна быть

восстановлена свобода мирного труда. Довольно уже наши п оля обогрялись

ру сской кровью по вине проходимцев, у которых нет своего отечества. Пусть

же вся пролитая ими кровь падает на их голову . Пора тебе, русский человек,

последний раз взяться за оружие и свергнуть иго красных п алачей,

окончательно вернуться к домашнему очагу и м ирному труду. С нами х леб, с

нами мир и хозяин земли ру сской - Учредительное с обрание.

Из заявления группы левых комм унистов в Ц К РСДРП /б/

. Мы считаем, что после захват а власти, после полного разгрома

последних оплотов буржу азии перед пролета риатом с неизбежность ю встает

задача развития гр ажданской войны в международн ом масшта бе, задача,

ради вы полнения которой он не может останавливаться ни п еред ка кими

опасностями . Отказ от н ее ведет к его гибели от внутреннего разложения,

Итак, кр асные видели свою цель в построении царства социализма в

мировом масштабе путем пер манентной революции, одним из элем ентов

которой является г ражданская во йна; б елые стремились к осуществлению н е

менее смутного идеала, окрашенного, однако, в демок ратические и

патриотические т она. Такой крат кий вывод делает п реподавател ь .

Любая война имеет свои законы, в пылу борьбы ее участн ики забывают

о прощении, мило сердии, жалости. Жестокость войны нельзя оп равдать, но

ее можно понять. Попробуем это сделать. Кто вин оват в развязывании

Заслушиваются аргу менты об уч ающихся, вновь использующих текст

большевиков в гор оде Ялте и ее окрестнос тях/злодеяния против

После б егства большевиков из Крыма была образована крымско -

татарская следственная комиссия с участием двух юристо в, которая в

течение месяца произвела краткое обследование апрельских злодеяни й

большевиков, со вершенны х на Южн ом побережье Крыма. Протоколами этой

следственной парламентско й комисс ии устанавлива ется, что в районе

об следован ия за два - три дня апреля мес яца убито мирных ж ителей более 200,

уничтожен о имущества, то чно зарег истрированн ого, на 29 28000 ру блей,

общий же ущерб, п ричиненный большевиками татарскому населению

Алушты, Ки зильташа, Дерекоя, Ал упки и бо лее мелких пос елков, по

приблизитель ному подсчету превышает 8000000 рублей. Тысячи жителе й

В г.Екатеринода р большевики вступил и 1 марта 1918 г. В то т же день

была арестован а группа л иц мирного населе ния, преимущественно

интеллигенции, и все задержанные. 83 человека, были убиты, зарублены и

расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах

тут же в городе. Ряд свидетеле й, а равно врачи, осматривав шие затем убитых,

удостоверяли случаи зарытия недобит ых, недорубленных жертв. В числе

убитых опознаны: член городской управы Пушкарев, нотариус Глоба -

Михайленко и секретарь крестьянс кого союза Молинов, а также дети 14 - 16 -

летнего возраста и старики свыше 65 лет. Н ад жертвами издевались, отрезая

им пальцы ру к и ног, половые органы, обезображ ивая им лица.

Красный террор был осознанной го сударственной политикой. Как

известно, красны й террор был оформле н специальным и декретам и в сентябре

1918 г., после покушений на лидера большевик ов - Ленина. Но не надо

забывать, что уже в декабре 1917 г. была со здана ВЧК - Всероссийская

чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией спекуляцией и

саботажем. В июн е 1918 г. была в осстановле на смертная ка знь.

Красный террор был нацеле н не только на подавление и запугивание

реальных или потенциаль ных противников /пред принимателей, ста рого

офицерства, священнослу жителей, зажиточного крестьянства,

интеллигенции /, но и н а "перевоспитание" т рудящихся масс, поэтому

утверждение, что красный т еррор есть ответ на террор белый, верно лишь

приказ № 564 гене рала Майк овского,30 сентя бря 1919 г.

1. В каждой деревне района восстания /против Колчака/ подробно

обыскивать, захва ченных с оружием в р уках. расстрел ивать на месте.

2. Арестовывать по показанию местных жителей всех аги таторов,

членов совдепов, помогавших восстанию, д езертиров, пособн иков,

3. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и

4. Местных властей, не оказавших до лжного сопротивления

бандитам, исполня вшим их распоряжения и не принявших всех мер к

ликвидации кр асных своими средства ми, предавать военно - полевому суду;

наказание у величить до сме ртной каз ни включительн о.

5. Восставшие вновь д еревни ликвидировать с удвоенной

Материалы газе ты "В пути"/ извес тия поезда предревв оенсовета

Самаро - Златоу стовская железная дорога на пр отяжении 180 верст

освободилась от чехо - белогвард ейских банд. Все мост ы через Волгу ими

взорваны. На разъезде… где находился завод взрывчатых веществ, валяется

более 800 т рупов р абочих, и х жен и детей, из рубленны х шашками. В

Краткове и д алее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных ,

вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами, на станции Ляпиги

расстреляны помощник Бу данов, имеющий девять д етей, дорожный мастер и

стрелочник Со болев, в Самаре ч исло расстреля нных велико.

Трудно оправдать подобные злоде яния. Основной идеей Белого

движения было восстановление бо еспос обной армии д ля о тпора

большевизму и возрождение великой неделимой России. Но разве цель

оправдывает средства? Имея только цель и не имея конкретной программ ы

действий /наприме р, аграрной/, Бел ое движение было обречено на провал . По

мере того, как это становилось все более ясным, ненависть к большевизму и

его лидерам см енялась злобой, бесцельной жест окостью .

Исход б орьбы в огромной степени зависел от выбора основной массы

населения - среднего кр естьянства. А оно не желало воевать, надеялось

переждать тревожное время. Этим объясняется уклонение крестьян от

Белогвардей цы же не смогли найти общий язык с крестьянством /как

уже отмечалось ранее, у белого д вижения н е было единой агра рной

В ходе обсуждения про блемы студенты цитирую т источники о причинах

и целях крестьянских выступлений в тылу противоборст вовавших сил.

Студенты отмечают , что земледельцы - в массе своей - не подержали белы х,

так как не хотели возвращения помещиков. Большевики дали крестьянству

землю и обеспечили на первых порах лояльность бо льшинства сельских

Обращение к омандующего нар одным ополчени ем Антонов а.

Пробил час нашего осв обождения, наступил момен т избавления от

красных самодержцев, засевших, как Соловей - разбой ник, в Москве

белокаменно й, опоганивших н аши святыни, наши иконы со святыми

мощами, проливш их море невинной крови отцов и б ратьев наших,

обративших в непроходимую пустыню наше сильное и богатое госу дарство.

Вот вам мой приказ: не взирая ни на какие препятств ия, немед ленно

выступайте в п оход на соединен ие с моим ополчением . Отечество в

опасности, оно зовет на подвиг, итак, за мной на выручку Мо сквы! С нами

Отмена частной собственност и на землю, запрещение аренды, наемног о

труда, уравнение в нормах землепольз ования, владения скотом, инвентарем

порождали враждебное отнош ение к большевикам. Крестьяне уклонялись от

мобилизации в Красную ар мию; иногда пассивное сопротивление

перерастало в вооруженну ю бор ьбу . Так, в Кунгурском уезде Пермской

губернии в июне 1918 г. было одно восстание, а в июле, в связи с призывом в

Крестьянство выступало против злоу потреблений продотряд ов, против

изъятия хлеба, реквизиций скота. С у силением репрессий д еревня перешла к

методам крестья нской войны - террору против коммун истов и советски х

работников, разгрому колхозов, сов хозов; прек ратилась сдача хлеба. Лес а

наполнились армиями зеленых, державших в страхе сельские власти.

Восстания крестьянства отмечались в ц ентрально й России, в Поволжье, на

Наш разговор будет неполным, е сли мы не затронем еще одну проблему,

говорит препо даватель и цитиру ет стихи м. Волошина " Гражданская во йна ":

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Тип урока. Урок усвоения и закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивно – поисковый. Систематизация результатов поисково – исследовательской деятельности учащихся.

Форма познавательной деятельности:

1. Логические задания классу.

2.Межгрупповая исследовательская работа.

Оформление доски: тема урока, лозунги противоборствующих сторон, алгоритм к изучению материала о гражданской войне (фрагмент).

Слово учителя, постановка целей и задач.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими.

Молюсь за тех и за других. М. Волошин.

Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написал Максимилиан Волошин? Почему вы сделали такой вывод?

Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории - Гражданской войне

Нам сегодня с вами предстоит на уроке ….

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;

Это далеко не весь перечень вопросов, над которыми я хочу предложить задуматься вам сегодня.

Свою точку зрения на эти мировоззренческие вопросы прошу высказывать как в ходе урока, так и в резюмирующей его части.

1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь сказать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним значение этого понятия. ( Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)

Кто эти вооруженные группы населения?

Учитель объясняет детям, по какому принципу они сели в начале урока, разделившись на три противоборствующих лагеря, на представителей трех разных движений времен Гражданской войны: белые, красные и зеленые. На первых партах стоят флажки трех разных цветов.

Прежде чем начать говорить о Гражданской войне, нам необходимо выяснить, кто были лидерами движений красных, белых и зеленых; их политику, каков был их социальный состав, их цели и задачи.

Дети работают с документами, которые лежат перед ними на партах, заполняют бланки.

Первыми я приглашаю сторонников белого движения.

Итак, мы назвали основных участников гражданской войны в России их цели и задачи.

А в чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних? От Отечественной или мировой?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Дискуссия

- общий конкретный враг

- общая цель – защитить родину или ее интересы

- общая идеология – любовь к родине, вера в царя

Вы видите страшные особенности этого события? Я думаю и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, думаю, не может быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что конечно же важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что полем боя в этой войне стали – человеческие сердца, идеалы, мысли, чувства, судьбы, жизни людей.

Давайте подумаем и назовем особенность гражданской война в России, только ли граждане нашей страны были ее участниками.

Как вы увидели, участниками Гражданской войны были армии европейских государств. Скажите, как вы понимаете определение иностранная интервенция?

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

Всего 14 государств находились на территории нашей страны в тот период. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье. Каждая из этих стран хотела воспользоваться ослаблением России, последствиями Брестского мира.

И вот, мы с вами уже можем отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией.

2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки?

- Бедность широких масс….

Таким образом, общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.

Причины гражданской войны ( Работа с учебником)

1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.

Проблема: Возможно ли было избежать развязывание Гражданской войны в России?

Высказываются сторонники разных сторон

Красные: Да можно, если бы белые не начали формировать добровольческие части…

Белые: А я считаю, что война была неизбежна. Никто не желал отдавать свою собственность, терять то, что было создано многими поколениями российской буржуазии, поместного дворянства.

Зеленые: А мы считаем, что война даже была нужна, чтобы мы – зеленые получили истинную свободу, мы против диктата любой центральной власти…

Я хочу высказаться от имени матери, у которой один сын ушел к белым, а другой к красным…

Я выступаю от имени крестьян, которых грабили то белые, то красные, морили голодом, расстреливали без суда и без следствия…

Я выступаю от имени 6,5 миллионов беспризорных детей, чьи родители пали на фронтах братоубийственной войны…Никто не думал о последствиях, каждый добивался своих собственных целей!

Учитель: Заметьте, какой сложный вопрос мы с вами обсуждаем. Возможности для диалога были, но время для компромисса было упущено. Прав историк М. А. Осоргин , утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь. были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”

Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых жестоких и пагубных проявлений Гражданской войны.

Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.

3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Многие историки указывают на ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.

Учитель: Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны.

Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.

Дети работают над вопросом. У детей на столах лежат документы, выписки из писем…После работы с документами дети отвечают по очереди.

Вы правы! А итогами войны стали: огромные людские потери, разрушение промышленности, транспорта, связи безработица, падение уровня жизни всех слоев общества, голод, болезни, потеря жилья и имущества,
раскол населения на два враждующих лагеря…

А сейчас я бы хотела предложить вам вернуться к вопросу, который я задала в начале урока: Может ли вообще быть победа в Гражданской войне?

Какие уроки для истории можно извлечь из этой войны?

Уроки гражданской войны.

Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией;

Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни;

В гражданской войне не может быть победителей;

Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.

Отгремели давно залпы гражданской войны. Мы вступили в ХХ1 век. Ушли ли в прошлое насилие, нетерпимость? Нет. Локальные, большие и малые войны, социальные и межнациональные конфликты. Обесценивание человеческой жизни. Всё это осталось. Может, человечество вообще не может избежать этого? Может, это его коренное свойство, атрибут?

А может, новое время ХХ1 века требует и другого исторического мышления – смотреть на землю как на общий дом человечества, место, где люди получат единое наследство, быть терпимыми.

Учитель обращает внимание учащихся на буклеты, в которых указано домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гражданская война 30 ноября Классная работа

Цель: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке.

Гражданская война – это вооруженная борьба между группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (Академик Ю.А. Поляков)

Иностранная интервенция – Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония

Причины начала Гражданской войны 1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.

Читайте также: