Проект лесничество в доу

Обновлено: 05.07.2024

Предварительный просмотр:

Проект по ранней профориентации

детей дошкольного возраста

Щукина Светлана Александровна,

Ведущие принципы проекта ……………………………………………6

Этапы реализации проекта ………………………………………….…..7

Алгоритм изучения профессии ……………………………….………. 7

Маршрутный лист работы с кейсом …………………………….….…..9

Модульное планирование ……………………………………………. 10

это обязательно трудовое воспитание,

Необходимо сделать всё, чтобы труд человека был уважаем. Без квалифицированного труда рабочих и специалистов у села и у страны в целом нет перспектив развития. Сегодня государственная политика нацелена на развитие сельской местности, приумножение числа квалифицированных сельских специалистов, рост числа истинных хозяев земли, способных сохранить село в экологическом, экономическом плане, дать стране качественную и здоровую продукцию. Не секрет, что в настоящее время велик отток населения из сёл по большей части из-за того, что молодёжь уезжает учиться в города и остаётся там, не желая возвращаться на малую Родину. Причина здесь не только в отставании прихода цивилизации в село, но и в отлучении жителей села от земли, утрата традиций работы на ней с раннего возраста. Современное образование с самой ранней дошкольной ступени призвано думать о перспективах развития каждого региона, воспитания патриотов малой Родины, которые будут верны родной земле не на словах, а на деле, станут гарантом обеспечения её трудового потенциала.

Опрос детей группы показал, что только 14 % из них имеет отчётливое представление о профессиях лесного хозяйства, 12 % устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : создание благоприятных условий для формирования представлений дошкольников о профессиях лесного хозяйства , значимых для Павловского района посредством использования кейс - технологии.

- формировать знания дошкольников о профессиях лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности;

- - формировать у детей представления о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека;

- формировать осознание значимости разных профессий;

- стимулировать познавательное и речевое развитие;

- отрабатывать умение выражать свои профессиональные предпочтения в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.

- воспитывать уважение к труду взрослых.

Реализация проекта позволит достичь следующих результатов:

В ходе осуществления целенаправленной работы по данному проекту, дошкольник знакомится с разнообразием мира профессий лесного хозяйства, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами ознакомления с миром профессий.

Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии. Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.

Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.

Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалами трудовой деятельности взрослых. А так же научится:

- различать профессии по существенным признакам;

- называть отличительные качества представителей разных профессий;

- выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;

-объяснять роль труда в благополучии человека;

- моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.

Я смогу повысить компетентность в вопросах ранней профессиональной ориентации, буду обогащать РППС игровым и дидактическим материалом согласно профориентационной направленности группы, создам виртуальные дидактические продукты для наглядного изучения профессий.

Укрепятся партнерские связи.

Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут вовлечены в образовательный процесс нашей группы, будут созданы условия для развития совместного детско – родительского творчества.

Сроки реализации : 01.09.2020 – 30.12.2020

Ведущие принципы проекта:

Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Образовательный процесс основан на уважении личности ребёнка, с учетом его индивидуального развития и относится к нему как к полноценному участнику образовательного процесса.

Принцип доступности, достоверности и научности знаний . Учебный материал правильно отражает окружающую действительность , формирует у ребенка реальные представления и знания, понятен и доступен детям.

Принцип открытости. Ребёнок, имеет право участвовать или не участвовать в какой – либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, а так же предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель.

Принцип диалогичности. Этот принцип даёт возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.

Принцип рефлексивности . Этот принцип является основой для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Принцип регионального компонента. Образовательная практика ориентирована на особенности муниципалитета.

Все эти принципы реализуются через единство подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: подготовительный:

- изучение нормативно-правовой базы;

- программно-методическое обеспечение проекта (разработка плана действий, создание);

-первичный мониторинг: изучение уровня познавательного развития детей.

Второй этап: организационно-практический:

- проведение совместных мероприятий с детьми, родителями;

- создание условий для эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

- внедрение инновационной педагогической кейс-технологии при обучении дошкольников.

Третий этап: аналитический

- обобщение результатов проекта;

- трансляция опыта работы по профориентационной работе подрастающего поколения на педсоветах, ОМО, конференциях, в СМИ.

Алгоритм изучения профессии

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Материал для труда
  4. Форменная одежда
  5. Орудия труда
  6. Трудовые действия
  7. Личностные качества
  8. Результат труда
  9. Польза труда для общества
  10. Что было бы, если бы не было данной профессии?

Кейс помогает ребенку по своему желанию использовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и использовать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок младшего возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ.

Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм. Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка .

Метод кейс – технологии развивает:


Маршрутный лист работы с кейсом.


В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы. Он дает ребенку возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которого ребенок сможет в будущем преодолеть самостоятельно возникшие жизненные ситуации разной сложности.

Отличительной особенностью кейс – метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

План образовательного процесса я составила на основе модульного подхода , который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач. Модульный подход представляет полный алгоритм знакомства детей с профессиями лесной промышленности , подходит для ознакомления с любой другой профессией.

Образовательный модуль - Представляет собой работу воспитателей по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями: организация воспитателем деятельности, направленной на знакомство с профессией, проведение цикла бесед на выявление знаний детей о профессиях. С этой целью проводятся занятия, досуги, игры с детьми.

Инструментальный модуль - Модуль представляет собой знакомство детей с инструментами, оборудованием сопутствующим данной профессии материалами. Организация воспитателем работы детей по ознакомлению с содержанием профессии, а также с инструментами и оборудованием: организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной

деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.

Беседы планируются в утренние часы, совместная деятельность детей и педагогов и самостоятельная деятельность планируется во второй половине дня 1 раз в неделю для детей средних групп и 2 раза в неделю в старших и подготовительных группах.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ – формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ – календарная последовательность мероприятий, выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы. Внутри каждого месяца (условно четырёх недель) даётся понедельное распределение материала.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • системности и последовательности;
  • сезонности с учётом местных условий;
  • возрастной адресованности;
  • координации действий педагогов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре);
  • преемственности с семьёй;
  • преемственности со школой.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА:

  • уголок природы в группе
  • живой уголок в группе
  • экологическая комната
  • зимний сад

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА УЧАСТКЕ

  • участок леса
  • участок луга
  • мини-огород
  • экологическая тропа

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВНЕ УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • наблюдения в природе;
  • опыты и эксперименты;
  • экскурсии;
  • тематические занятия;
  • дидактические игры и упражнения;
  • познавательные беседы;
  • коллекционирование;
  • труд в природе;
  • театрализованная деятельность;
  • природоохранные акции.
  • словесные
  • беседа
  • рассказ воспитателя
  • рассказывание с опорой на наглядный материал
  • чтение художественной и научно-популярной литературы
  • наглядные
  • использование репродукций картин, рисунков, плакатов, фотографий
  • применение ИКТ (просмотр видеофильмов, слушание звуков природы…)
  • метод непосредственного наблюдения
  • практические
  • дидактические игры
  • дидактические упражнения
  • игры-драматизации
  • инсценировки
  • экспериментирование

В качестве объекта исследований нами было выбрано дерево, что обусловлено рядом причин:

1). Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям.

2). Дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, человеком, друг с другом.

В процессе исследования дети наблюдают за деревом (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают и т.п.), изучают листья, кору и другие части дерева, почву под ним, его обитателей. Исследовательская деятельность обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов и сказок, дидактическими играми. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть её красоту и желанию защищать природу.

Параллельно с исследовательской дошкольники занимаются и трудовой деятельностью, которая включает следующие направления:

1). Уход за посаженным деревом: рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора.

3). Изготовление кормушек, подкормка птиц (зимой).

4). Посадка весной рядом с деревом цветущих растений (дереву будет весело).

Все виды трудовой деятельности органично вписываются в процесс исследовательской работы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Развивать у детей желание наблюдать, исследовать объекты живой природы, получать новые знания, умения, навыки.
  2. Сформировать представления О:
  • жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…), как единого целостного организма;
  • строении, функциях и назначении его частей;
  • развитии дерева, как представителя живой природы;
  • влиянии света, тепла, воды на жизнедеятельность дерева;
  • связи дерева с другими растениями и животными;
  • роли дерева в жизни человека и человека в жизни дерева.

3. Закрепление правил и навыков экологически грамотного и безопасного общения с живым существом; умение применять приобретённые знания и умения в посильной природоохранной деятельности.

4. Вызвать желание делиться своими пожеланиями с родителями, сверстниками.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ:

  1. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
  2. Сформировать устойчивое положительное отношение к дереву, как живому существу.
  3. Помочь детям осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
  4. Воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем в содействие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В это время года основными формами работы с детьми – членами дошкольного лесничества – являются экскурсии и целевые прогулки по экологической тропе, работа на миниогороде, уход за цветочными клумбами, наблюдения за растениями и животными. На экскурсиях и прогулках обогащаются представления ребят о природе, развивается наблюдательность, углубляется эстетическое восприятие окружающей природы. Свои впечатления они отражают на занятиях изобразительной деятельностью – в рисунках, лепке, аппликации.

О С Е Н Ь.

Осенью проводятся наблюдения за изменением состояния растений в зависимости от изменения погодных условий (постепенное похолодание, увеличение осадков и т.п.). Самое яркое явление осени – расцвечивание листьев деревьев, кустарников, трав и листопад. Научить детей видеть всё богатство и разнообразие красок осени важно не только для формирования у ребят конкретных и точных представлений о жизни живой и неживой природы, но и для эстетического восприятия, связной речи, обогащения изобразительного творчества.

З И М А.

В Е С Н А.

В первый период весны воспитатель обращает внимание детей на признаки весны – солнце поднимается выше, становится теплее, появляются воронки вокруг стволов деревьев, оживление в поведении птиц, изменение цвета снежного покрова (потемнел, осел) и т.п. Далее дети наблюдают в природе пробуждение растений – набухание почек на ветках деревьев и кустарников, появление зелёной травки, одуванчиков (в каких местах и почему именно там), распускание листочков на ветках, появление первоцветов. В уголке природы организуется посадка луковиц, чеснока, посев семян укропа, петрушки, цветковых растений, осуществляется уход за посадками.

усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях.

Поэтому очевидна потребность в совершенствовании обновлении практики

профессионалом своего дела, человеком счастливым и востребованным. Ведь

чем разнообразнее представление подростка о мире профессий, тем этот мир

ярче и привлекательней для него.

Цель: формирование представлений детей о профессии лесник и его

трудовой деятельности.

Объект исследования: профессия лесника.

Проблема: Чем занимается лесник, почему это профессия нужна?

Актуальность создания проекта

Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и

защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность

человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной

государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова -

лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло

много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна.

Такой интерес подтолкнул нас к созданию проекта «Самый главный он в

1. познакомить с профессией лесника, и его трудовой деятельностью;

2. показать детям значимость этой профессии для общества и природы;

3. расширить представление детей об уходе за растениями.

1. развивать любознательность, внимание, память, воображение;

2. развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской

деятельности.

2. воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Содержание проекта :

Проект направлен на ознакомление детей с профессий лесника, на то, чтобы

показать ее важность, необходимость и значимость. В ходе проекта дети

знакомятся с обязанностями лесника, что должен знать, уметь, какими

качествами должен обладать. Проект предоставляет хорошую возможность

привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми,

позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать

материал, развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление.

- кто такой лесник?

- почему важна эта профессия?

- что должен знать и уметь лесник?

Формы и виды деятельности по проекту :

- доклады, краткие справки подготовленные детьми совместно с родителями

об истории возникновения профессии лесника;

- составление паспорта комнатных цветов, растущих в группе, составление

табличек напоминалок что любит каждое растение;

- организация выставки кормушек для птиц, сделанных семьями

- составление плана участка группы, со всеми растущими деревьями и

кустарниками;

- выставка рисунков и кратких рассказов о растущих деревьях на участке

- чтение литературы о животных и птицах наших лесов, отгадывание

- формирование представлений о мире профессий, взаимодействие с семьями

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

проекта

Задачи этапа Средства решения, мероприятия

Дети Заинтересовать, дать

мотивацию к познанию

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о профессии лесника?

Он следит за лесом.

Что мы хотим узнать?

Чем занимается лесник, его обязанности,

история возникновения профессии лесника,

как стать лесником.

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным

Разработать проект.

Родители Познакомить со структурой

проекта, его

Приобщение родителей к оформлению

тематической выставки и докладов (деревья

нашего участка, выставки кормушек для

II этап – основной

Дети Ситуации утреннего общения (см.

Беседа с детьми старшего дошкольного

возраста : «История возникновения

Чтение стихов о лесничем.

Родители Заинтересовать родителей,

Совместно с детьми подготовка докладов о

деревьях, растущих на участке группы.

Дети Ситуации утреннего общения (см.

Рассматривание фотографий и иллюстраций

о лесе, его разнообразии и обитателях.

ОО «Познавательное развитие,

ООД для старшего дошкольного возраста

Разгадывание загадок о лесе и его

Родители Чтение детям в домашних условиях о

птицах и животных, обитающих в наших

Дети Ситуация утреннего общения,

рассматривание иллюстраций комнатных

растений и выявление тех которые растут в

ОО «Познавательное развитие,

Беседа «Растения нашей группы, уход за

о уходе за ними.

Родители Изготовление кормушек для птиц.

Дети Ситуации утреннего общения:

рассматривание картинок птиц зимующих в

ОО «Познавательное развитие,

Родители Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой

Дети Ситуации утреннего общения: оформление

ОО «Познавательное развитие,

Доклады детей о деревьях, растущих

на нашем участке.

Сюжетно-ролевая игра «Самый главный

Выставка рисунков деревьев растущих на

III этап - заключительный

Дети Сюжетно-ролевая игра «Самый главный

Родители Включать родителей в

Выставка кормушек. Выставка рисунков

Деревьев растущих на участке.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности. Данная статья поможет педагогам грамотно спланировать проектную.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста В настоящее время перед дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко.



СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЁРЫ – БОЛЬШИЕ ДЕЛА!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ

О портале


Учредитель и главный редактор – Свиридова Ирина Леонидовна

МЕРОПРИЯТИЯ ПОРТАЛА

Конференция. Волонтерство

Семинар

МАРТ-2022


Детские конкурсы-2022


Конкурсы для педагогов-22


Друзья портала


Нужные страницы

Рубрики на портале

Архивы материалов

Мы в ВКонтакте

Мы в Одноклассниках

Посещаемость портала

Мир дошколят

Читайте также: