Проект лесничество в доу
Обновлено: 05.07.2024
Предварительный просмотр:
Проект по ранней профориентации
детей дошкольного возраста
Щукина Светлана Александровна,
Ведущие принципы проекта ……………………………………………6
Этапы реализации проекта ………………………………………….…..7
Алгоритм изучения профессии ……………………………….………. 7
Маршрутный лист работы с кейсом …………………………….….…..9
Модульное планирование ……………………………………………. 10
это обязательно трудовое воспитание,
Необходимо сделать всё, чтобы труд человека был уважаем. Без квалифицированного труда рабочих и специалистов у села и у страны в целом нет перспектив развития. Сегодня государственная политика нацелена на развитие сельской местности, приумножение числа квалифицированных сельских специалистов, рост числа истинных хозяев земли, способных сохранить село в экологическом, экономическом плане, дать стране качественную и здоровую продукцию. Не секрет, что в настоящее время велик отток населения из сёл по большей части из-за того, что молодёжь уезжает учиться в города и остаётся там, не желая возвращаться на малую Родину. Причина здесь не только в отставании прихода цивилизации в село, но и в отлучении жителей села от земли, утрата традиций работы на ней с раннего возраста. Современное образование с самой ранней дошкольной ступени призвано думать о перспективах развития каждого региона, воспитания патриотов малой Родины, которые будут верны родной земле не на словах, а на деле, станут гарантом обеспечения её трудового потенциала.
Опрос детей группы показал, что только 14 % из них имеет отчётливое представление о профессиях лесного хозяйства, 12 % устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : создание благоприятных условий для формирования представлений дошкольников о профессиях лесного хозяйства , значимых для Павловского района посредством использования кейс - технологии.
- формировать знания дошкольников о профессиях лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности;
- - формировать у детей представления о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека;
- формировать осознание значимости разных профессий;
- стимулировать познавательное и речевое развитие;
- отрабатывать умение выражать свои профессиональные предпочтения в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Реализация проекта позволит достичь следующих результатов:
В ходе осуществления целенаправленной работы по данному проекту, дошкольник знакомится с разнообразием мира профессий лесного хозяйства, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами ознакомления с миром профессий.
Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии. Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.
Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалами трудовой деятельности взрослых. А так же научится:
- различать профессии по существенным признакам;
- называть отличительные качества представителей разных профессий;
- выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;
-объяснять роль труда в благополучии человека;
- моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.
Я смогу повысить компетентность в вопросах ранней профессиональной ориентации, буду обогащать РППС игровым и дидактическим материалом согласно профориентационной направленности группы, создам виртуальные дидактические продукты для наглядного изучения профессий.
Укрепятся партнерские связи.
Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут вовлечены в образовательный процесс нашей группы, будут созданы условия для развития совместного детско – родительского творчества.
Сроки реализации : 01.09.2020 – 30.12.2020
Ведущие принципы проекта:
Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Образовательный процесс основан на уважении личности ребёнка, с учетом его индивидуального развития и относится к нему как к полноценному участнику образовательного процесса.
Принцип доступности, достоверности и научности знаний . Учебный материал правильно отражает окружающую действительность , формирует у ребенка реальные представления и знания, понятен и доступен детям.
Принцип открытости. Ребёнок, имеет право участвовать или не участвовать в какой – либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, а так же предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель.
Принцип диалогичности. Этот принцип даёт возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
Принцип рефлексивности . Этот принцип является основой для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
Принцип регионального компонента. Образовательная практика ориентирована на особенности муниципалитета.
Все эти принципы реализуются через единство подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: подготовительный:
- изучение нормативно-правовой базы;
- программно-методическое обеспечение проекта (разработка плана действий, создание);
-первичный мониторинг: изучение уровня познавательного развития детей.
Второй этап: организационно-практический:
- проведение совместных мероприятий с детьми, родителями;
- создание условий для эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- внедрение инновационной педагогической кейс-технологии при обучении дошкольников.
Третий этап: аналитический
- обобщение результатов проекта;
- трансляция опыта работы по профориентационной работе подрастающего поколения на педсоветах, ОМО, конференциях, в СМИ.
Алгоритм изучения профессии
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
- Что было бы, если бы не было данной профессии?
Кейс помогает ребенку по своему желанию использовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и использовать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок младшего возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ.
Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм. Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка .
Метод кейс – технологии развивает:
Маршрутный лист работы с кейсом.
В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы. Он дает ребенку возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которого ребенок сможет в будущем преодолеть самостоятельно возникшие жизненные ситуации разной сложности.
Отличительной особенностью кейс – метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
План образовательного процесса я составила на основе модульного подхода , который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач. Модульный подход представляет полный алгоритм знакомства детей с профессиями лесной промышленности , подходит для ознакомления с любой другой профессией.
Образовательный модуль - Представляет собой работу воспитателей по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями: организация воспитателем деятельности, направленной на знакомство с профессией, проведение цикла бесед на выявление знаний детей о профессиях. С этой целью проводятся занятия, досуги, игры с детьми.
Инструментальный модуль - Модуль представляет собой знакомство детей с инструментами, оборудованием сопутствующим данной профессии материалами. Организация воспитателем работы детей по ознакомлению с содержанием профессии, а также с инструментами и оборудованием: организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной
деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.
Беседы планируются в утренние часы, совместная деятельность детей и педагогов и самостоятельная деятельность планируется во второй половине дня 1 раз в неделю для детей средних групп и 2 раза в неделю в старших и подготовительных группах.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ – формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ – календарная последовательность мероприятий, выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы. Внутри каждого месяца (условно четырёх недель) даётся понедельное распределение материала.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- системности и последовательности;
- сезонности с учётом местных условий;
- возрастной адресованности;
- координации действий педагогов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре);
- преемственности с семьёй;
- преемственности со школой.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА:
- уголок природы в группе
- живой уголок в группе
- экологическая комната
- зимний сад
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА УЧАСТКЕ
- участок леса
- участок луга
- мини-огород
- экологическая тропа
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВНЕ УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА:
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- наблюдения в природе;
- опыты и эксперименты;
- экскурсии;
- тематические занятия;
- дидактические игры и упражнения;
- познавательные беседы;
- коллекционирование;
- труд в природе;
- театрализованная деятельность;
- природоохранные акции.
- словесные
- беседа
- рассказ воспитателя
- рассказывание с опорой на наглядный материал
- чтение художественной и научно-популярной литературы
- наглядные
- использование репродукций картин, рисунков, плакатов, фотографий
- применение ИКТ (просмотр видеофильмов, слушание звуков природы…)
- метод непосредственного наблюдения
- практические
- дидактические игры
- дидактические упражнения
- игры-драматизации
- инсценировки
- экспериментирование
В качестве объекта исследований нами было выбрано дерево, что обусловлено рядом причин:
1). Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям.
2). Дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, человеком, друг с другом.
В процессе исследования дети наблюдают за деревом (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают и т.п.), изучают листья, кору и другие части дерева, почву под ним, его обитателей. Исследовательская деятельность обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов и сказок, дидактическими играми. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть её красоту и желанию защищать природу.
Параллельно с исследовательской дошкольники занимаются и трудовой деятельностью, которая включает следующие направления:
1). Уход за посаженным деревом: рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора.
3). Изготовление кормушек, подкормка птиц (зимой).
4). Посадка весной рядом с деревом цветущих растений (дереву будет весело).
Все виды трудовой деятельности органично вписываются в процесс исследовательской работы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развивать у детей желание наблюдать, исследовать объекты живой природы, получать новые знания, умения, навыки.
- Сформировать представления О:
- жизни растения как живого существа (оно растёт, развивается, размножается, может быть здоровым, больным…), как единого целостного организма;
- строении, функциях и назначении его частей;
- развитии дерева, как представителя живой природы;
- влиянии света, тепла, воды на жизнедеятельность дерева;
- связи дерева с другими растениями и животными;
- роли дерева в жизни человека и человека в жизни дерева.
3. Закрепление правил и навыков экологически грамотного и безопасного общения с живым существом; умение применять приобретённые знания и умения в посильной природоохранной деятельности.
4. Вызвать желание делиться своими пожеланиями с родителями, сверстниками.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ:
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
- Сформировать устойчивое положительное отношение к дереву, как живому существу.
- Помочь детям осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
- Воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем в содействие.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В это время года основными формами работы с детьми – членами дошкольного лесничества – являются экскурсии и целевые прогулки по экологической тропе, работа на миниогороде, уход за цветочными клумбами, наблюдения за растениями и животными. На экскурсиях и прогулках обогащаются представления ребят о природе, развивается наблюдательность, углубляется эстетическое восприятие окружающей природы. Свои впечатления они отражают на занятиях изобразительной деятельностью – в рисунках, лепке, аппликации.
О С Е Н Ь.
Осенью проводятся наблюдения за изменением состояния растений в зависимости от изменения погодных условий (постепенное похолодание, увеличение осадков и т.п.). Самое яркое явление осени – расцвечивание листьев деревьев, кустарников, трав и листопад. Научить детей видеть всё богатство и разнообразие красок осени важно не только для формирования у ребят конкретных и точных представлений о жизни живой и неживой природы, но и для эстетического восприятия, связной речи, обогащения изобразительного творчества.
З И М А.
В Е С Н А.
В первый период весны воспитатель обращает внимание детей на признаки весны – солнце поднимается выше, становится теплее, появляются воронки вокруг стволов деревьев, оживление в поведении птиц, изменение цвета снежного покрова (потемнел, осел) и т.п. Далее дети наблюдают в природе пробуждение растений – набухание почек на ветках деревьев и кустарников, появление зелёной травки, одуванчиков (в каких местах и почему именно там), распускание листочков на ветках, появление первоцветов. В уголке природы организуется посадка луковиц, чеснока, посев семян укропа, петрушки, цветковых растений, осуществляется уход за посадками.
усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях.
Поэтому очевидна потребность в совершенствовании обновлении практики
профессионалом своего дела, человеком счастливым и востребованным. Ведь
чем разнообразнее представление подростка о мире профессий, тем этот мир
ярче и привлекательней для него.
Цель: формирование представлений детей о профессии лесник и его
трудовой деятельности.
Объект исследования: профессия лесника.
Проблема: Чем занимается лесник, почему это профессия нужна?
Актуальность создания проекта
Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и
защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность
человека с профессией лесник. Кто такой лесник? Лесник - работник лесной
государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова -
лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло
много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна.
Такой интерес подтолкнул нас к созданию проекта «Самый главный он в
1. познакомить с профессией лесника, и его трудовой деятельностью;
2. показать детям значимость этой профессии для общества и природы;
3. расширить представление детей об уходе за растениями.
1. развивать любознательность, внимание, память, воображение;
2. развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской
деятельности.
2. воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Содержание проекта :
Проект направлен на ознакомление детей с профессий лесника, на то, чтобы
показать ее важность, необходимость и значимость. В ходе проекта дети
знакомятся с обязанностями лесника, что должен знать, уметь, какими
качествами должен обладать. Проект предоставляет хорошую возможность
привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми,
позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать
материал, развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление.
- кто такой лесник?
- почему важна эта профессия?
- что должен знать и уметь лесник?
Формы и виды деятельности по проекту :
- доклады, краткие справки подготовленные детьми совместно с родителями
об истории возникновения профессии лесника;
- составление паспорта комнатных цветов, растущих в группе, составление
табличек напоминалок что любит каждое растение;
- организация выставки кормушек для птиц, сделанных семьями
- составление плана участка группы, со всеми растущими деревьями и
кустарниками;
- выставка рисунков и кратких рассказов о растущих деревьях на участке
- чтение литературы о животных и птицах наших лесов, отгадывание
- формирование представлений о мире профессий, взаимодействие с семьями
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
проекта
Задачи этапа Средства решения, мероприятия
Дети Заинтересовать, дать
мотивацию к познанию
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем о профессии лесника?
Он следит за лесом.
Что мы хотим узнать?
Чем занимается лесник, его обязанности,
история возникновения профессии лесника,
как стать лесником.
Что для этого необходимо сделать?
Обратиться за информацией к разным
Разработать проект.
Родители Познакомить со структурой
проекта, его
Приобщение родителей к оформлению
тематической выставки и докладов (деревья
нашего участка, выставки кормушек для
II этап – основной
Дети Ситуации утреннего общения (см.
Беседа с детьми старшего дошкольного
возраста : «История возникновения
Чтение стихов о лесничем.
Родители Заинтересовать родителей,
Совместно с детьми подготовка докладов о
деревьях, растущих на участке группы.
Дети Ситуации утреннего общения (см.
Рассматривание фотографий и иллюстраций
о лесе, его разнообразии и обитателях.
ОО «Познавательное развитие,
ООД для старшего дошкольного возраста
Разгадывание загадок о лесе и его
Родители Чтение детям в домашних условиях о
птицах и животных, обитающих в наших
Дети Ситуация утреннего общения,
рассматривание иллюстраций комнатных
растений и выявление тех которые растут в
ОО «Познавательное развитие,
Беседа «Растения нашей группы, уход за
о уходе за ними.
Родители Изготовление кормушек для птиц.
Дети Ситуации утреннего общения:
рассматривание картинок птиц зимующих в
ОО «Познавательное развитие,
Родители Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой
Дети Ситуации утреннего общения: оформление
ОО «Познавательное развитие,
Доклады детей о деревьях, растущих
на нашем участке.
Сюжетно-ролевая игра «Самый главный
Выставка рисунков деревьев растущих на
III этап - заключительный
Дети Сюжетно-ролевая игра «Самый главный
Родители Включать родителей в
Выставка кормушек. Выставка рисунков
Деревьев растущих на участке.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности. Данная статья поможет педагогам грамотно спланировать проектную.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста В настоящее время перед дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко.
СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА
МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЁРЫ – БОЛЬШИЕ ДЕЛА!
ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ Отменить ответ
О портале
Учредитель и главный редактор – Свиридова Ирина Леонидовна
МЕРОПРИЯТИЯ ПОРТАЛА
Конференция. Волонтерство
Семинар
МАРТ-2022
Детские конкурсы-2022
Конкурсы для педагогов-22
Друзья портала
Нужные страницы
Рубрики на портале
Архивы материалов
Мы в ВКонтакте
Мы в Одноклассниках
Посещаемость портала
Читайте также:
- Рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности в детском саду
- Чем определяется качество образовательной среды в доу
- Как различаются растения по своим требованиям к воде и питательной почве кратко
- Научно учебный подстиль план ответа на уроке план текста 5 класс презентация
- Что произошло в 1223 году кратко