Рекомендации для родителей по экспериментальной деятельности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

представления о различных сторонах и свойствах изучаемого объекта.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей,

а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Одним из видов игр для детей младшего дошкольного возраста

становятся Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования.

Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым

предметом на основе заданного сюжета.

Очень важно, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность

удовлетворить свою любознательность (почему? зачем) и интерес.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать,

поощрять, создавать все необходимые условия для исследования.

И в этом должны помогать им вы - родители.

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во-первых, самому быть любопытным.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских

исследований: по возможности не мешать, если ребенок

заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она

разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?

Любое место в квартире может стать местом для экспериментирования :

и ванная комната, и кухня, и детская.

В ванной комнате во время купания ребенок может узнать много

интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

(Например, что быстрее растворится: морская соль, мыло, пена для ванны).

одинаковых емкостей на стол, предложите растворить в них крупы.

Поинтересуйтесь, что у них произошло с продуктами.

Необязательно добиваться от них научного ответа, научите ребенка

делать простейший вывод.

Опыты и эксперименты можно проводить в детской комнате во время

любых видов детской деятельности. Например, во время рисования

ребенку можно показать, что при смешивании 2-х разных цветов получится

новая краска. Выполняя аппликацию с ребенком, можно показать ему

свойства разных видов бумаги.

Во время прогулки перед вами и ребенком открываются большие

возможности для экспериментирования. Природный материал

позволяет развивать у ребенка не только навыки экспериментирования, но

и мелкую моторику (изготовление поделки из природного материала,

логическое мышление (выкладывание геометрических форм из него, а также,

способствует развитию воображения (на что похож природный материал).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр у детей

формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.

Чем больше с малышом вы будете наблюдать, экспериментировать,

тем быстрее он познает окружающий мир, и в дальнейшем будет

активно проявлять познавательный интерес. Ребенку постоянно

необходимо преподносить что-то новое, интересное из мира природы,

вместе с ребенком нужно двигаться к неизведанному, от простого - к сложному.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы

В. А. Сухомлинский

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого интереса ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.

А вне детского сада хотелось бы порекомендовать вам:

- читать с ребёнком детские энциклопедии, познавательные книги;

- исследовать различные явления в природе (распускание листьев, цветков, красота капелек дождя на листьях или деревья в инее, прилетают или улетают птицы, на красоту осенних листьев и т.д.).

- водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать.

- проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице (смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание рассады и т. д.)

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Для проведения экспериментов рекомендую придерживаться соблюдения некоторых условий:

- проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

- нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

- объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

- не оставлять вопрос без внимания;

- радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Создание условий для экспериментальной работы дома не требует больших затрат. Для проведения опытов необходимы: увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы, можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов.

Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Опыты с использованием лупы - интересное занятие для ребенка.

Дома можно использовать природные материалы: песок, глину, камни, морские камушки и ракушки, шишки, предназначенные для проведения различных исследований.

Для развития исследовательской деятельности можно использовать высеивание семян на рассаду. Привлечение к этой деятельности ребенка позволит наблюдать за развитием растения, а также устанавливать зависимость от условий (вода, свет, тепло).

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Рекомендации для родителей

Воспитатель:Калинина А. А.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста.

Экспериментирование на прогулке.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика) .

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.


Список литературы:
1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста./ Н.М. Аскарина.М.,1977.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез,2009.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера. -М.: Просвящение,1973.
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:Мозаика-Синтез. 2010.
5. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н. Павлова М.;19877
6. Тонкова-Ямпольская Р.В., Воспитателю о ребенке дошкольного возраста:( От рождения до 7 лет).-М.:Просвящение,1987.
7. Фонарев А.М. Ребенок и среда. /А.М. Фонарев. М.,1974.

Читайте также: