Почему на украине существовал особый порядок управления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существовавшие ранее особенности управления отдельными частями Русского государства почти совершенно исчезли. Отличия в управлении в XVII в. зависели только от социального состава населения.

Некоторое исключение составляла воссоединенная с Россией в 1654 г. Украина. Составляя часть Русского государства, она пользовалась известной автономией, т. е. имела особое управление, войско, суд, налоговую систему, таможенные границы и т. д.

Во главе Украины находился гетман, который выбирался на казачьей раде и утверждался царским правительством. Гетман осуществлял на Украине верховное управление и суд. Большое влияние на политику гетмана оказывала так называемая старшинская рада — совещательный орган, состоявший из казацкой верхушки (генеральной старшины). В состав этой рады входили важнейшие должностные лица Украины: генеральный судья, генеральный писарь (глава гетманской канцелярии), генеральный обозный (глава артиллерии), войсковой подскарбий (глава финансов), 2 генеральных есаула (помощники гетмана по военным делам), генеральный хорунжий (хранитель военного знамени), генеральный бунчужный (хранитель гетманского бунчука).

п.). Полк делился на сотни. Во главе сотни стоял сотник, избираемый населением сотни или назначаемый гетманом.

В полковых и сотенных городах население избирало городовых атаманов. Вся казачья администрация Украины избиралась из представителей казачьей старшины и богатого казачества.

Острая классовая борьба закрепощенного крестьянства, задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

В первой четверти XVIII в. самодержавная монархия с Боярской думой превратилась в абсолютную монархию, приказы и воеводы были заменены возглавляемой Сенатом системой бюрократических учреждений — коллегий, а на местах — губернаторами и другими должностными лицами. Русское государство превратилось в Российскую империю.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§5. Реформы управления Петра I

Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

1. Создание Сената и коллегий

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

Что такое Боярская дума? Кто в неё входил?

Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, ставшего высшим правительственным учреждением. В первый состав Сената вошли девять ближайших к царю сановников: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Пётр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгоруков, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал Михаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

Первоначально создание Сената было обусловлено необходимостью управлять государством во время частых отлучек Петра I. В конечном итоге Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Однако, несмотря на широкие полномочия и высокий статус, Сенат не подменял собой царя и не ограничивал его власти. Вскоре была учреждена должность фискалов, в обязанности которых входили тайный надзор и сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Фискалы назначались и на местах, осуществляя контроль за местными властями. Им были даны неограниченные полномочия. Источники свидетельствуют, что фискалов не наказывали даже за ложный донос.

В 1722 г. над деятельностью Сената также был установлен контроль. Была введена должность Генерал прокурора, которую занял видный государственный деятель и дипломат Павел Иванович Ягужинский. Он был посредником между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой.


П. И. Ягужинский. Портрет

Что такое приказы? Когда они появились?

В 1718—1721 гг. громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий. Новые органы центрального управления отличались от приказов двумя принципами: они управлялись коллегиально, и функции их были чётко разделены. Первоначально было учреждено 11 коллегий. Каждая из них ведала определённой отраслью управления, например: Коллегия иностранных дел — внешней политикой, Адмиралтейская — флотом, Военная — сухопутными войсками, Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — государственными расходами, Мануфактур-коллегия — промышленностью, Главный магистрат на правах одной из коллегий ведал городами, Преображенский приказ — политическим сыском, Вотчинная коллегия — дворянским землевладением. Для руководства их деятельностью были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии непосредственно Сенату, который совместно с царём назначал их президентов.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия, находившиеся в ведении самого императора.

Многие принципы организации государственного управления (принцип совещательности, жёсткого подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, чёткого разделения полномочий между ведомствами) Пётр заимствовал у Швеции, своего противника в Северной войне.


Мундир полковника Преображенского полка начала XVIII в. Фото

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

В 1714 г. Пётр подписал Указ о единонаследии, запрещавший дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ юридически ликвидировал различие между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

3. Реформа местного управления

Реформа управления коснулась и местных учреждений. Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния.


Вид на Петропавловскую крепость в Петербурге. Гравюра XVIII в.

В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую.

Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными функциями. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подчинённых им губерниях. В дальнейшем, в 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Высшей территориальной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, в гражданских же делах они напрямую подчинялись Сенату.

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.

Почему на Украине существовал особый порядок управления?

Главной целью реформы административно-территориального устройства страны было укрупнение ключевых территориальных единиц для централизации власти на местах.

В 1699 г. в России началась городская реформа. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры — должностные лица, избиравшиеся посадским населением. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу.

Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Работаем с картой

Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ ПЕТРА I. СОБСТВЕННОРУЧНАЯ ЗАПИСЬ ЦАРЯ

Понедельник, вторник, среда, четверг — делать Устав Адмиралтейский.

Пятница — в Сенат, субботнее утро — история о войне, воскресное утро — чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ. 23 МАРТА 1714 г.

…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет…

В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если Пётр задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счёт, без отягощения государства.

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Запоминаем новые слова

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Аристократия — родовая знать.

Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.

Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.

Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.

Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.

Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.

Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.

Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

Потому что Фиалки. Лучше это вопрос забить Гугл и не париться. Совет за 1000.

Потому что власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями, была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Другая страна. Эксперты о том, какой будет новая Украина

Россия продолжает специальную военную операцию на территории Украины.

По заявлению Минобороны РФ, Вооруженные силы наносят удары только по военной инфраструктуре и украинским войскам. Но об оккупации Украины речи не идет, подчеркивал президент России. Немирный атом, НАТО на Украине. Итоги 6 марта на Украине

Немирный атом, НАТО на Украине. Итоги 6 марта на Украине

При этом 7 марта должен пройти третий раунд переговор украинской и российской делегаций. В воскресенье, 6 марта, Владимир Путин проинформировал президента Франции Эммануэля Макрона о состоянии дел на переговорах РФ и Украины.

К чему могут привести переговоры, а также какое будущее ждёт Украину в целом, изданию Украина.ру рассказали политические эксперты.

Вторая Финляндия — модель для Украины

Если Украина хочет быть второй Финляндией — пожалуйста, но в этом случае нужно понимать, что вы берете на себя обязательства по невступлению в НАТО, по неразмещению западных ударных вооружений на территории и по реформированию своей политической системы. То есть действия, которые произвела Финляндия после Второй мировой войны.

Андрей Суздальцев: Украину будет сложно заставить капитулировать, потому что там нет войны

«Мы же не собирались контролировать всю страну. Но сейчас, когда переговоры зашли в тупик, Путин сказал, что мы фактически будем устанавливать контроль над всей Украиной, а не над частью. Тем более, что мы не превращаем все в лунный пейзаж, как в Сирии, а это требует времени.

Нельзя выдавить Россию из мировой экономики

Другое дело, поясняет эксперт, что финансово-экономическая атака Запада приобрела такой масштаб, что уже бессмысленно говорить о том, насколько мы хорошо к ней подготовились.

Петр Акопов: Если Украина не капитулирует через две недели, там начнется гуманитарная катастрофа

«Дело в том, что мы не самодостаточны экономически, но попытка выдавить нас из мировой экономики тоже не может быть успешной, потому что эта попытка уничтожает нормальное функционирование мировой экономики в принципе.

Именно поэтому попытка затянуть операцию России на Украине приведет к тому, что мировой экономике придется перестраиваться по законам военного положения. Россия, Китай, Индия и Запад будут перестраивать экономику в условиях, которые сейчас невозможно просчитать.

Читайте также: