Просветительская деятельность школьной библиотеки

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьная библиотека как центр познания, творчества и развития обучающихся

педагог-библиотекарь Бодрикова Н. С.

Современная школа переживает новый этап своего развития ( слайд 1 ). Коренные изменения, происходящие в школьном образовании, обусловили необходимость формирования информационной культуры личности. Школа не может не реагировать на запросы и потребности детей, родителей, социума. Перед образовательным учреждением стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высокообразованных, предприимчивых, инициативных, духовно - нравственных граждан, способных к преобразованию окружающего мира, обладающих чувством патриотизма, гордости за свою Родину.

В современных условиях формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Перед современной образовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьника ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Поэтому необходимо формировать у детей и подростков умение учиться, добывать информацию, перерабатывать её, извлекать из неё необходимые знания и умело использовать их в своей учебной деятельности.

С первого класса необходимо формировать у каждого конкретного школьника желание в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные ( слайд 4 ). В этом случае книга становится тем инструментом, который помогает ребенку задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Осведомленность в доступном круге чтения расширяют сферу его познавательных интересов. Умение пользоваться книгой развивает творческое воображение, приучает думать размышлять о книге и её героях, о людях и своем месте среди них.

Школьная библиотека – не только храм книг, но и важный культурно-просветительский центр, проводящий большую и плодотворную работу по различным направлениям ( слайд 5 ):

• Привлечение учащихся к чтению путем индивидуальной и массовой работы.

• Воспитание у обучающихся доброты, милосердия, эстетических вкусов.

• Привитие учащимся чувство любви к Родине, родному краю, родной природе.

• Формирование уважение к труду.

• Совместно с педагогическим коллективом работа над проблемой повышения качества знаний, воспитанности учащихся.

• Путем информационной работы способствование общеобразовательному процессу

Помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность и педагогическая работа, связанная с осуществлением дополнительного образования обучающихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно - информационной деятельности ( слайд 6 ).

Жизнедеятельность школьной библиотеки – это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не замыкается в пределах одного кабинета – оно сочетается с разными воспитательными возможностями Специфика сегодняшнего дня в том, что книга перестала быть единственным источником знаний и использование одних бумажных изданий уже не отвечает требованиям учеников ( слайд 7 ).

Фонд нашей библиотеки располагает разнообразными книгами по истории, физике, географии, краеведению, культуре, психологии, литературоведению, укомплектована компьютерами. Это делает работу ещё более объемной: надо не только принять, обработать, сохранить и выдать художественную, учебную и другую литературу, но и предоставить доступ к различным информационным ресурсам.

И здесь большую помощь оказывает актив библиотеки. Они учат читателей ориентироваться в разнообразных источниках, отыскивать нужную информацию, записывать выбранную литературу в читательские формуляры. Актив библиотеки разбит на секции, каждая из которых выполняет определенные функции ( слайд 8 )

Структура актива школьной библиотеки

Перед библиотечным активом ставится много задач: обрабатывать и расставлять книги, проверять фонд, оформлять закладки, рекламировать деятельность библиотеки. В течение учебного года активисты помогают раздавать учебники по классам и следят за их сохранностью, выполняют мелкий ремонт книг, рекламируют книжные новинки, помогают в проведении библиотечных мероприятий ( слайд 8).

Для привлечения читателей в библиотеку мы проводим экскурсии, беседы и занятия, где стараемся открыть удивительный мир книги, стараемся вызвать в их душах эмоциональный отклик, будим желание читать ежедневно и фантазию, вводим в мир творчества ( слайд 9 ).

Одна из трудоемких работ в библиотеке – проведение уроков информационной грамотности. Для этого члены актива с учетом возраста аудитории используют различные средства и приёмы: чтение текста, викторины, загадки, ребусы, показ иллюстраций, фотографий, использование музыкальных произведений, литературных записей. Читателям особенно запомнились совместно проведенные конкурсы чтецов, литературные конкурсы, уроки информационной грамотности (слайд 10).

Воспитывать и поддерживать чувство любви к родному краю и чувство сопричастности к её истории – одно из главных направлений работы школьной библиотеки. Для этого в библиотеке оформлены и постоянно пополняются папки с краеведческими материалами по темам:

- Жизнь школы на страницах СМИ ( слайд 12 );

- История города и района;

- События культуры и спорта;

- Поэзия и творчество.

В эти же папки помещаем материалы, полученные из других источников, в том числе из Интернета. Краеведческий материал пополняется записями устных рассказов местных жителей, фотографиями и другими документами.

Собранная информация используется педагогами и учащимися при подготовке классных часов, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, других внеклассных мероприятий, выполнении исследовательских работ и проектной деятельности ( слайд 13 ).

Библиотека не может быть в стороне от школьной жизни, от задач, над которыми работает педагогический и ученический коллектив. Педагоги широко используют книжный фонд, периодические издания, медиатеку. Совместно с классными руководителями и учителями подбираем литературу к проведению уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний ( слайд 14 ).

Поддерживая и развивая образ современной библиотеки, усиливая её активное воздействие на культурное и духовное развитие личности учеников, библиотека стремится к максимальной успешности своей деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи библиотеки:
- Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения
- Формирование и сохранение духовной культуры
- Воспитание культурного и гражданского самосознания
Основные функции библиотеки:
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе

Наша библиотека небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако это не освобождает библиотекаря от исполнения своего долга и решения главных целей и задач библиотеки по привлечению к чтению детей.

Основные цели библиотеки:

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.

Задачи библиотеки:

Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и обучащихся в образовательных проектах.

Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников.

Воспитание культурного и гражданского самосознания.

Формирование комфортной библиотечной среды.

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации.

Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя.
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.

Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.


Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов.
3. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
4. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
5. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
6. Просветительская - библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной литературы.
7. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ОУ, другими библиотеками города, для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Неважно, какую форму имеет книга, важно,

какое место она занимает в нашей жизни и сердце ребенка.


Чтение остается мощнейшим инструментом развития мозга ребенка, которому необходимо в XXI веке познавать этот огромный мир.

И самая главная задача образования - учить мыслить!

В нашей библиотеке открытый доступ к фондам,

школьники могут, почитать детскую литературу, ознакомиться с периодической печатью, посмотреть журналы, полистать энциклопедии, справочники, словари. На выставочном стеллаже можно познакомиться с новыми книгами, книгами - юбилярами, выставками различной тематики.
Раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.

Постоянно действующие выставки:

Для обучающихся начального звена

оформлены книжные полки:

В библиотеке в течение года проводятся:

● обзоры книг и периодических изданий.


Чтобы приобщить к активному чтению обучающихся, использую такие формы, как:

● реклама новых книг;

● мероприятия в игровой форме;

● чтение по ролям;

В течение всего учебного года в своей работе реализую следующие цели:

● активизация чтения детей,

● повышение культуры самостоятельного выбора литературы,

● привлечение в библиотеку новых читателей,

● повышение статуса школьной библиотеки.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и делаем более важное дело:

● защищаем его душу;

● питаем ум и сердце;

● содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости.

На библиотечных мероприятиях, обучающиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Для детей нашей школы проводятся уроки доброты, культуры, а также беседы о жизни и творчестве детских писателей, создаются виртуальные экскурсии, электронные выставки.

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.
Ещё раз повторюсь…
Задача школьного библиотекаря:
Достучаться до сердца каждого ребёнка. Ребёнок должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.

Для этого нужен ежедневный кропотливый труд совместно с родителями, классным руководителем, библиотекарем и директором ОУ. Да-да именно, также и с директором, потому как только он сопричастен в первостепенной задаче: формировании библиотечного фонда, наполняемости новой интересной книгой.
Только при целенаправленном и систематическом взаимодействии педагогов, школьников и библиотекаря мы добьёмся грамотного и мыслящего читателя – школьника.

Заключение:
Современная школьная библиотека – один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в воспитание культурного и гражданского самосознания и в социализации обучающихся. Школьная библиотека развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, даёт полезный опыт поиска и получения необходимой информации, т.е. в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.

Школа и библиотека — это одно целое.
И дети у нас одни, дети, которые зачастую не

Читайте также: