Голубое и зеленое план урока

Обновлено: 05.07.2024

1 Урок литературы в 8 классе по рассказу Ю.П. Казакова

2 Родился в Москве в1927 году. Мечтал стать музыкантом. В 1951 году окончил музыкальное училище имени Гнесиных. Но уже в 1952 году его увлекает литературное творчество. Поступает в Литературный институт имени М. Горького, который заканчивает в 1958 году. С этого момента появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.П. Казакова.

4 Каков сюжет произведения? Двое влюбленных прощаются на перроне. Парень уезжает в поисках счастья и успеха. Сначала он обещает девушке, что вернется. Но уже на подножке вагона признается, что уезжает навсегда. Получается, что он бросил ее.

5 Какое время года изобразил писатель? Случайно ли? Есть ли еще пейзажные зарисовки в рассказе?

6 Работа в группах I группа: характеристика парня на основе портретных данных. II группа: характеристика девушки на основе описания ее портрета. Чем отличаются герои на основе данных портретных характеристик?

8 Понимают ли друг друга герои Казакова? Понимание у влюбленных – это общение душ, сердец. Видим мы в рассказе Казакова такое общение?

11 Страдание, боль – это сторожевой крик жизни. А.И. Герцен Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звание человека. Саади На свете единственный настоящий Клад – хорошее сердце. К.Г. Паустовский Милосердие – это активная доброта. И. Шевелев

12 И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на все свои несчастья, неудачи и срывы, все-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь станет лучше. Ю.П. Казаков

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира; развивать познавательную активность учащихся; приобщать детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

- Ребята, послушайте запись и скажите, в каком удивительном мире мы побываем сегодня на уроке?
- Что вы услышали?

  1. Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение на фоне лирической мелодии:

– Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…(демонстрация слайдов)

- Каким словом можно назвать этот удивительный мир? (Природа)

- Молодцы, ребята. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее.

- Как вы думаете, почему?

- У писателя К. Г. Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

- Хотите побывать сегодня на уроке в удивительном мире природы?

II Открытие новых знаний.

1. (Учитель выставляет на демонстрационный стол глобус.)

- Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – какой? (Голубой).

- Как вы думаете, почему?

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

- Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты.

- Чего больше на поверхности Земли – воды или суши?

- Послушайте стихотворение, скажите, откуда пришла вода и во что она превращалась.

Спросил на днях

Льющейся из крана:

Потом малыш гулял в лесу,

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

И я пришла из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

- Для чего нужна вода?

- Конечно, говорится о чистой воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете осталось не так уж много, её надо беречь. А как?

Учитель включает аудиозапись различных звуков воды, учащиеся должны узнать, где в природе встречаются эти звуки:

  • родничок;
  • плеск воды в пруду;
  • речной поток;
  • морской прибой.

- Прочитайте восточную пословицу, как вы понимаете её?

- Большую часть нашей планеты занимает вода. Поэтому, чтобы быть более точным, ее нужно бы назвать не земным, а водным шаром!

Встану вместе с солнышком,

К лесу – час ходьбы.

Там, в траве под листьями

Ждут меня грибы.

Здравствуй, Лес Берёзович!

Здравствуй, Дуб и Клён!

А тебе, Боровичок,

До земли поклон.

5.Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.

- Может ли обойтись без воды растительный мир?

- Каким цветом обозначается он на карте?

(Демонстрация слайдов. Звучит аудиозапись звуков леса)

- Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, таёжные дебри.

- Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Почему?

- Для чего нужны растения?

- Растения – это особое царство природы, которое поддерживает жизнь на земле. Леса называют лёгкими нашей планеты, потому что они выделяют огромное количество кислорода, очищают воздух, которым мы дышим.

- Почему говорят, что лес – это наше богатство?

- Действительно, лес богат древесиной, лекарственными растениями, вкусными ягодами.

Учитель показывает иллюстрации растений, ученики называют их и распределяют растения по группам.

Дуб, сосна, берёза – деревья.

Смородина, малина, крыжовник – кусты.

Подорожник, крапива, одуванчик – травы.

- С ранней весны и до поздней осени в лесах появляется много цветов, которые радуют нас своей нежной красотой, удивительными ароматами. Только растаял снег, а в лесу распускаются… Отгадайте, о чём речь в загадках?

а)Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

б)Есть один такой цветок –

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

А звону нет. (Колокольчик)

г)Даже ночью муравьишко

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

- Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его.

- Здравствуй, природа! Здравствуйте моря и реки! Здравствуй, животный и растительный мир!

- Если бы человек каждый день так здоровался не только с людьми, но и со всем живым миром, может, до сих пор на земле жили бы те животные и растения, которых мы больше не увидим никогда.

Звучит аудиозапись звуков леса.

- Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И чудеса нам эти дарит природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра.

Цель : прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.

Оборудование : плакат с названием темы, мультимедиа проектор, глобус

Ведущий : Мой зеленый, мой родной, мой кружащийся шар. Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется , что нет этому пути конца.

Появляется ученик с глобусом в руках.

1-й чтец. Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

2-й чтец. Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%.

1-й чтец. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет. угля - через 200 лет, цинка - через 25 лет, свинца - через 20 лет.

2-й чтец. Концентрация токсических синтетических веществ в сточных промышленных водах . поступающих в естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50 - 150 раз.расход пресной воды таков. что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году.

Ведущий : Закончился XX век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. Вопрос выживания он оставил нерешенным.

Звучат фрагменты песни А.Дольского "Прощай XX век"

Ты стал великой былью.

Мы верили в тебя,

Когда ты был не прав.

Ведь мы тебя любили.

Прости своих детей

За их нелегкий нрав.

Святоша и безбожник.

Обманщик и мудрец,

Философ и факир.

Убогий и прекрасный.

В безмерной высоте.

Великий и ужасный.

Мелькнувший над Землей

В крови и нищете.

Убийца и художник,

Оставишь ли в живых

Безумный этот мир?!

Ведущий: "Счастье - это быть с природой, видеть ее , говорить с ней", - так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта. среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничего, кроме птичьих песен. не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, не распаханных степей, зверей и птиц становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий множество проблем. Среди них очень очень важная: охрана окружающей среды от деградации. Отдельно людям, занятым своей работой, порой трудно заметить как бледнеет природа, как трудно было догадаться когда-то. что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее изучает и наблюдает - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, обнаружили. что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

Ведущий. Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: " Чтобы жить, нужны Солнце, свобода и маленький цветок." Итак. перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет загадка для вас.

Кто строит себе дом под водой из воздуха? (паук-серебрянка)

Детеныш еще не родился. а уже отдан на воспитание.кто он? (кукушонок)

Лыко дерет. а лаптей не носит? (коза)

У кого уши на ногах ? (у кузнечика)

Кто в лесу без топоров строит избу без углов ? (муравьи)

Глаза на рогах. а дом на спине (улитка)

Из уста шипуля за ногу тяпнула (змея)

Кто дважды родится, один раз умирает? ( птица)

" Есть такое твердое правило. Встал поутру. умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа. но совсем не трудная." Из какого произведения эти слова? ( А.Сент- Экзюпери "Маленький принц")

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идет речь? (роза)

Театральная

Ведущий. Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картины. Сейчас перед вами развернется выставка работ очень известных художников. А вы. ребята, должны угадать фамилию художника и название картины.

по картине Васнецова "Три богатыря", В.Г. Петрова "Охотники на привале"

Конкурс "Знатоки родной природы"

1. В древней Руси этого зверька называли "векша" Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих и пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на тропинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. В России этого жучка называют "солнышко". Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный - никому не опасен. кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко. что и натолкнуло людей на имя. данное этому жучку. (Божья коровка)

4. Время цветения этого кустарника - апрель, май, плоды созревают в августе. Они овальные. сочные, ярко красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.(Волчьи ягоды)

5. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом. квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям. собирая личинок и насекомых. зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков - листоедов. (Скворцы)

6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи. около 1000000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводят и охраняя тлю (так как питаются ее сладкими выделениями), они приносят вред, который, однако, мал по сравнению с их пользой. (Муравьи)

Из Книги рекордов Гиннесса

1. Самое большое животное на Земле. (Кит. Он млекопитающее. а не рыба, дышит не жабрами. а легкими. 86 видов.Самый большой вид - голубой или синий. Его длина примерно 33 метра, а на его спине могут поместиться 30 слонов.)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает "собака-кошка". Развивает скорость до 120 км/час)

4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 метра и весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная - 8,29 м, по 6-7 м встречаются часто.)

6. Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит около 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час.)

7. самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывается 400-500 видов. Самые маленткие - размером с шмеля. Съедают пищи в 2 раза больше своего веса.)

8. Самый высокий зверь на суше. (Слон. Индийский слон весит 5-6 тонн, африканский 7-8 тонн. Живут слоны 60-70 лет.)

9. Самый высокий зверь. (Жираф. Рост достигает 5,5 - 6 м, вес - около тонны.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 м, а появляются особи размером 3 м, прыгает в высоту до 3-х метров и до 120-ти метров в длину.)

11. Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12. Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит около600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13. Самая хитрая кошка. (Леопард.Может безшумно и ловко подкрадываться к жертве. прикидываться мертвым, изображая умирающего,стонать подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14. Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный - уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для проявления творческих способностей обучающихся.

3. Прививать любовь ко всему живому на Земле, желание охранять и

оберегать окружающий мир.

Ход классного часа:

Вступительное слово воспитателя (название классного часа, его актуальность и цель).

Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей тропы.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты оговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг: какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Восхищаясь этой красотой, поэты, писатели, художники, композиторы создавали и создают прекрасные произведения.

Учитель держит в руках глобус. Подбегают дети:

Вертится, крутится шар голубой –

Это Земля, где живём мы с тобой.

Синее – реки, моря, океаны…

Горы, равнины, густые туманы.

Ну, а зелёный – луга и поля.

Пёстрая наша планета Земля.

Белые шапки на полюсе – льдины,

В жёлтый цвет окрашены, знойные пустыни.

Выглядит хрупкой, маленькой крошкой,

И у нас поместилась в ладошке.

Мы сегодня с вами будем говорить о планете Земля (Тема)

На Красной звезде – карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлёк телефонный звонок.

- Это планета Земля. Мне срочно нужна помощь.

- Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.

Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрел бедняжку и принялся её лечить. Вылечив планету, он обратился к человечеству:

Цель нашего мероприятия, чтобы вы поняли, что, если вы бережёте планету, значит, вы заботитесь о самих себе.

Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на поставленные вопросы!

Читайте также: