Чем характеризуется положение республик в составе рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны.

С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством.

Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия.




Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны.

С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством.

Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия.

Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.


Конституционно-правовой статус республики характеризуется тем, что каждая республика в составе Российской Федерации имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Федерации, а также с зарубежными органами, акты о делегировании полномочий. Конституции республик принимаются ими самостоятельно, и не нуждаются в их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.Конституционно-правовой статус республик характеризуется наличием республиканской собственности, которая включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального значения. Республики (ст. 68 Конституции Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки. Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэко номических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. При этом международная правосубъектность республик не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеральному договору. Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, а также на столицу. Республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем именовании.

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация включает в себя 22 республики. Они охватывают приблизительно 30% всей площади страны. Жители республик занимают 6-ю часть всего населения государства. Последней, недавно образовавшейся республикой стал Крым. Именно он является самым дотационным российским регионом с момента своего присоединения к РФ.

Что такое республика и ее история

Республика – это государственное образование, которое не наделено статусом суверенитета, но имеет право на установление собственного государственного языка, конституцию, республиканскую символику. Могут иметь в определённой степени политическую и экономическую самостоятельность.

Зачастую отражают свои культурные, исторические и социальные особенности. Республика не имеет право противоречить федеральным законам и положениям, нарушать целостность страны или выйти из её состава.

Первые республики сформировались после революции, которая произошла в 1917 году. В основном они были самостоятельными субъектами, но некоторые являлись частями краев и регионов. Конституция, утвердившаяся в 1936 году, значительно сократила количество формирований автономных республик. Часть субъектов отделилась от РСФСР, но осталась самостоятельной в рамках Советского Союза.

Были автономные единицы и у других республик СССР.

    на протяжении 5 лет был в составе Узбекской ССР, но позже стал полностью самостоятельным в составе Союза.
  1. В Грузии выделились Абхазия и Аджария, в Азербайджане – Нахичеванская.
  2. К Украине относилась республика Молдавия, но после 26-летнего союза отделилась, оставив некоторые территории.

Последней сформировавшейся республикой стала Тувинская (1961 год). Затем, до 1990 года, количество республик в Союзе оставалось неизменным.

Несмотря на приобретенный статус суверенности многими республиками, о полной независимости и отделении от территории РФ речь не идёт. Хоть и в Конституции РФ республики именуются государствами, они не владеют государственным суверенитетом.

Суверенитетом не могут быть наделены субъекты, являющиеся частью РФ. Его носитель – только многонациональный народ страны, а соответственно только само государство. Суверенитет не может быть нескольких уровней, например, на уровне субъекта и самой страны.

Республики РФ

До 2014 года в России насчитывалась 21 республика. После воссоединения с Крымом их стало 22. Все субъекты равноправны, могут утверждать официально второй язык и собственную республиканскую символику.

Своим статусом республики закрепляют целостность территорий. Могут иметь особенности в экономике и политике. В то же время правила, законы, деятельность республики не могут противоречить законодательству РФ.

Перечень республик

Республики России расположены в пяти федеральных округах. У всех них разные культуры, размеры территорий, истории. Но каждый такой субъект имеет одинаковые права, свободы и обязанности. Большинство из них появилось еще при СССР.

Республики Столицы Языки (помимо русского)
Адыгея Майкоп адыгейский
Алтай Горно-Алтайск алтайский
Башкортостан Уфа башкирский
Бурятия Улан-Удэ бурятский
Дагестан Махачкала аварский, агульский, даргинский, чеченский, табасаранский, азербайджанский и другие
Ингушетия Магас ингушский
Кабардино-Балкария Нальчик балкарский, кабардинский
Калмыкия Элиста калмыцкий
Карачаево-Черкесия Черкесск карачаевский, черкесский, ногайский, абазинский
Карелия Петрозаводск карельский
Коми Сыктывкар коми
Марий Эл Йошкар-Ола марийский
Мордовия Саранск мордовский
Саха (Якутия) Якутск якутский
Северная Осетия-Алания Владикавказ осетинский
Татарстан Казань татарский
Тыва Кызыл тувинский
Удмуртия Ижевск удмуртский
Хакасия Абакан хакасский
Чечня Грозный чеченский
Чувашия Чебоксары чувашский
Крым Симферополь крымско-татарский, украинский

Каждый субъект огромен по своей значимости для России.

Якутия охватывает 1/6 часть (более 3 млн. км 2 ) от всей территории РФ. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что примерно 40% её площади находится за полярным кругом. Малонаселенная местность по причине климатических особенностей региона, менее миллиона человек проживают в республике.

Но в экономическом плане Якутия входит в десятку самых богатых территорий страны (занимает 9-е место). Огромное количество полезных ископаемых позволяют республике благополучно существовать, независимо от уровня федерального финансирования. Граждане, проживающие в Якутии, получают высокие доходы.

Кстати, регулярно здесь находят останки мамонтов.

Якутия – самый большой по площади субъект в России, а самой маленькой является Ингушетия – 3628 км 2 . Но по густонаселенности Ингушетия стоит на пятом месте в стране. Также к плотно населенным субъектам относятся Чечня и Северная Осетия.

Рейтинг субъектов РФ

Самой бедной республикой считается Дагестан. Здесь слабо развита промышленность, скудные источники полезных ископаемых, земля не особо урожайная и подходящая для земледелия.

Алтай считается второй Швейцарией. Здесь очень красивая, богатая природа, большое культурное наследие, хорошо развита туристическая отрасль. Башкортостан, а точнее город Уфа, – самый большой центр по нефтепереработке. Также в республике много санаториев, баз отдыха, лечебниц.

Здешняя природа располагает к отдыху и лечению. Много заповедников, лесных территорий. Леса занимают 40% площади Башкортостана. В Уфе находится муфтия Духовного управления российских мусульман и верующих из некоторых стран СНГ.

Карелия – один из главных туристических центров страны. Здесь шикарная природа, много интересных памятников. Отлично идет рыбалка и охота. Незабываемой красоты Белое море, озёра и реки. Кроме туристической отрасли Карелия известная эффективно работающей промышленностью – бумажное и деревообрабатывающее направления, производство строительных материалов, лесная и горнодобывающая отрасли.

Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. Большая часть населения выступила за возвращение к русским корням. С тех пор Крымская республика является субъектом РФ и её главным туристическим центром.

Самые дотационные регионы России

После воссоединения с Россией в Крыму установили новую Конституцию, новые органы власти, республиканскую символику. Сейчас Крым является самым дотационным регионом РФ, финансирование происходит на уровне десятков млрд. рублей ежегодно.

Правовой статус

Все республики в составе РФ должны соответствовать определённым требованиям, чтобы иметь право на республиканский статус. Республика должна иметь территорию с документально обозначенными границами, которые запрещено менять без согласования всех сторон. Изменение границ возможно только на основании взаимного согласия государства и республики.

В каждом субъекте имеются свои суды, прокуратура, законодательство, местное правительство. Все органы республиканской власти подчиняются федеральному уровню, так как республика является составляющей государства.

Любые взаимодействия, отношения между субъектами и государственным центром регулируются (помимо других способов) двухсторонними договорами, где должны быть расписаны все разграничения прав и обязательств.

Рассмотрим особенности конституционно-правового статуса республик РФ.

В статье 65 Конституции в составе Российской Федерации в качестве её субъектов выделены 22 республики:

– Северная Осетия (Алания);

Республики заметно отличаются друг от друга по численности населения, размеру территории, географическому расположению, экономическому потенциалу и т.д. При этом имеющиеся различия не влияют на объем их полномочий, все они наделены равным конституционно-правовым статусом в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 66 Основного Закона конституционно-правовой статус республики устанавливается положениями Конституции РФ и конституции республики. Следовательно, именно Основной Закон определяет конституционно-правовой статус и характер взаимоотношений между федеральным центром и республиками в её составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что она выступает государственным образованием в составе Федерации, который наделен полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) на собственной территории, за исключением определенных полномочий. Последние согласно Конституции РФ закреплены за федеральными органами государственной власти. Властные полномочия республиканского образования исходит от её народа.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ также отличается и тем, что они имеют свою территорию. Она обладает внутренней границей, отделяющей её от остальных субъектов России. В отдельных случаях она имеют и внешнюю границу, которая отделяет её и в целом РФ от иностранных государств. Она устанавливается международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами.

Территориальное верховенство является важным проявлением конституционно-правового статуса республики. Территория выступает пространственным пределом для её власти. Органы госвласти республики распространяют власть на всю её территорию. Она не может изменяться без согласия региона. Согласно статье 67 Основного Закона границы между республикой и остальными субъектами могут быть изменены только при наличии их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется и специфичностью их конституционно-правовых систем, состоящих из конституции республики, республиканских законов и иных нормативно-правовых актов, договоров и соглашений с Российской Федерацией и другими субъектами России, а также акты о делегировании полномочий.

Каждая республика имеет собственную конституцию, в которой закрепляются:

– основы её конституционного строя;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– государственно-правовой статус субъекта РФ;

– система, принципы деятельности и компетенция законодательных, исполнительных, судебных органов региона и её муниципалитетов.

Республика принимает свою конституцию самостоятельно в определяемом ею порядке, он не предполагает необходимость её последующего утверждения федеральными структурами государственной власти. Она также самостоятельно разрабатывает и принимает иные региональные нормативно-правовые акты, что характеризует её конституционно-правовой статус. Принятые в пределах полномочий законы обладают верховенством и обязательностью для всех юридических и физических лиц на их территории.

Конституция и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить положениям Основного Закона России и федеральным законам, которые приняты в пределах полномочий РФ. При наличии противоречий между федеральным и республиканским актом действует федеральный закон. Однако в случае возникновения противоречий между федеральным законом, который издан вне пределов полномочий РФ, и республиканским нормативно-правовым актом действуют положения последнего.

Согласно конституционно-правовому статусу республика в составе РФ наделена правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании России. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения с РФ. При нарушении федеральными органами прерогатив субъекта РФ в сфере нормотворческой деятельности регион имеет право обратиться за защитой собственных прав и интересов в Конституционный Суд России.

Республика в составе РФ сама избирает систему своих органов государственной власти согласно основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных и представительных структур госвласти в России и законодательством субъекта.

Каждая республика имеет в своем составе:

– парламент как законодательный (представительный) орган;

– главу исполнительной власти в лице главы республики (Президента);

Систему республиканских органов прокуратуры возглавляет прокурор республики, который подчиняется Генеральному прокурору России.

Конституционно-правовой статус республик в РФ характеризуется республиканской собственностью. В её состав включают: землю, недра, воды, леса, животный и растительный мир и другие природные богатства, находящиеся на территории региона. К ней также относят памятники истории и культуры, другие ценности национального достояния. Они используются для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения территории.

В соответствии со статьей 68 Основного Закона России, конституционно-правовой статус республики предполагает право устанавливать свои государственные языки. В системе органов государственной и муниципальной власти и государственных учреждений субъекта они используются наряду с государственным языком РФ (русским языком).

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации предполагает международную правосубъектность. Они вправе выступать как участники внешнеэкономических связей и международных отношений, подписывать соглашения и договоры с другими государствами, участвовать в работе международных организаций и открывать зарубежные представительства. Однако их международная правосубъектность отличается ограниченностью, её реализация должна не противоречить положениям Конституции и законов РФ, а также Федеративного договора. Их международная деятельность должна координироваться с федеральными органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики лишает их права изменять собственный правовой статус в одностороннем порядке. Вместе с тем их конституционно-правовой статус также не может изменяться и без её согласия. Согласно статье 66 Конституции России конституционно-правовой статус республики может быть трансформирован при достижении взаимного согласия РФ и региона в установленном ФКЗ порядке.

Предметы ведения республик определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и конституциями республиканских образований в составе России. Часть из них формируют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Подобные вопросы разрешаются федеральными и республиканскими государственными органами на совместной основе. Остальные вопросы находятся вне пределов ведения и полномочий РФ, они относятся к предмету ведения самих республик и решаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении находятся вопросы обеспечения соответствия конституций и законов субъекта РФ положениям Конституции России и федеральным законам.

В совместном ведении РФ и республик находятся защита прав человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка и законности, гарантия общественной безопасности, охрана режима пограничных зон.

К совместному ведению отнесены вопросы законодательного регулирования: административное, административно-процессуальное, семейное, трудовое, жилищное, водное, земельное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и республик отнесены также кадры правоохранительных и судебных органов, адвокатура, нотариат, определение общих принципов по организации системы органов госвласти и местного самоуправления.

К совместному ведению РФ и республик в её составе в экономической и социально-культурной сфере отнесены:

– разграничение объектов государственной собственности;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, лесными и водными объектами и другими природными ресурсами;

– обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов и правил налогообложения и сборов в России.

Российская Федерация и республики совместно занимаются:

– решением общих вопросов воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и спорта;

– охраной памятников культуры и истории;

– защитой традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных этнических общностей на территории России;

– координацией механизма решения вопросов здравоохранения;

– защитой семьи, материнства, отцовства, детства;

– социальной защитой, в том числе социальным обеспечением;

– реализацией мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и эпидемиями, а также ликвидацией их последствий.

Особую сферу в совместном ведении РФ и республик в её составе формируют внешние отношения, где их общей задачей РФ выступает координация международных и внешнеэкономических связей региона, а также выполнение международных договоров России.

Помимо предметов совместного ведения имеются предметы, которые причислены к исключительному ведению республик в составе РФ. Их исключительные полномочия определяются конституциями регионов, но на основе положений Конституции РФ и Федеративного договора, раскрывая их конституционно-правовой статус. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Республики распоряжаются своей государственной собственностью, землей, недрами, водами и лесами, охраной окружающей среды на самостоятельной основе. Они разрабатывают и принимают бюджет региона, устанавливают республиканские и местные налоги, управляют республиканскими фондами экономического, социального и культурного развития, а также обеспечивают правовое регулирование своего политического, социально-культурного и экономического развития.

Конституционно-правовой статус республик предполагает, что они могут выстраивать внешние экономические, научные и культурные взаимосвязи с иностранными государствами, открывают представительства в международных организациях.

В их ведении находится и заключение Федеративного договора, а также межпарламентских и межправительственных соглашений и договоров. Они решают и другие вопросы, которые отнесены республиканской конституцией к ведению её государственных органов.

Отраженный в конституциях республик перечень их исключительных полномочий не выступает исчерпывающим. Исключительными полномочиями могут быть избраны и другие полномочия в случае, если это не противоречит положениям Основного Закона России. Другими словами, конституционно-правовой статус республики позволяет им самостоятельно реализовывать те полномочия, которые не были отнесены Конституцией РФ и Федеративным договором к ведению Российской Федерации либо к предметам совместного ведения.

Федеральные органы исполнительной власти при достижении соглашения с республиканскими органами исполнительной власти могут передавать последним на реализацию часть своих полномочий. Республиканские органы исполнительной власти по соглашению с федеральными органами также могут передавать им на реализацию часть своих полномочий.

Читайте также: