Какие специалисты работают в школе 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

  1. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
  2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, ранее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления в школу и т.д.
После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещениевоспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с логопедом был разработан лист прибытия (см. Приложение 1), который родители заполняют при поступлении ребенка в коррекционное учреждение. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, знакомятся с листом прибытия.

На вновь прибывшего ребенка психолог заводит психолого-педагогическую карту (см. Приложение 2), в которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития учащегося.

Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).

Вторая трудность, которую испытывает психолог коррекционного учреждения – это распределение времени выполнения отдельных видов работ. Особенно у молодого психолога возникает вопрос: сколько времени длиться одно консультирование или одна индивидуальная коррекционная работа и т.д.?
Опираясь на схему, предложенную Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, исходя из опыта работы, мною была составлена таблица распределения времени выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом при работе с о всеми участниками образовательного процесса в учреждениях VIII вида (см. Приложение 4)

В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.

Педагогика – это система наук, занимающихся изучением особенностей воспитания и обучения человека на всех этапах онтогенеза.

Цель и задачи коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика – это одна из областей педагогики, направленная на изучение особенностей воспитания и обучения детей с различными психофизическими нарушениями в развитии, а также создание необходимых условий для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития и адаптации в современном социуме.

Если рассматривать коррекционную педагогику с практической точки зрения, то она представляет собой постоянный поиск путей по разрешению противоречий между возможностями ребенка и необходимостью получения определенных знаний, умений и навыков (далее ЗУН). Помимо усвоения ЗУН детьми с отклонениями, коррекционная педагогика предусматривает создание условий для особенных детей, в рамках которых ими будет усвоен определенный культурный и социальный опыт, они научатся самостоятельно действовать в решении повседневных практических задач.

Цель коррекционной педагогики – это создание и организация необходимых условий для обучения, воспитания и развития детей с нарушениями, усвоение ими необходимых трудовых навыков.

Коррекционная педагогика занимается воспитанием и обучением детей с различными видами и типами нарушений (нарушения слуха, речи, умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.). Поэтому в настоящее время коррекционная педагогика делится на отрасли, каждая из которых занимается обучением и воспитанием детей с определенным видом нарушения.

Основной задачей специалиста любого из направлений является организация обучения детей с нарушениями в обход традиционных и стандартных методов (способов), ибо то, что усвоит ребенок с нормальным развитием посредством данных методов и средств, будет недоступно для ребенка с отклонениями и нарушениями, он попросту не усвоит ЗУН.

В зависимости от вида и типа нарушений, организация образовательного процесса может осуществляться в рамках специализированного коррекционного образовательного учреждения, а может в рамках массовой общеобразовательной школы с привлечением дополнительных специалистов.

Готовые работы на аналогичную тему

К специалистам коррекционной педагогики относят – логопеда, психолога, дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога и т.д. В общем же, вне зависимости от направления деятельности, данных специалистов принято называть – коррекционный педагог.

Сущность профессии коррекционного педагога

Коррекционный педагог – это педагог, который осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные виды нарушений и отклонений в развитии и поведении.

Профессия коррекционного педагога достаточно молодая, так как появилась она относительно недавно. Поэтому не все знают, чем он занимается и в каких случаях к нему следует обращаться.

Коррекционный педагог осуществляет свою деятельность в образовательных учреждениях, где организуется воспитательно-образовательный процесс для детей с нарушениями и отклонениями в развитии и поведении (детский дом, интернаты, коррекционные школы, детские сады, реабилитационный центр, центр социальной помощи семье и т.д.). Кроме того, коррекционный педагог может быть в массовых общеобразовательных школах, в которых имеется коррекционный класс.

В настоящее время детей с отклонениями и нарушениями в развитии и поведении становится все больше. Это не может не сказаться на востребованности такого специалиста как коррекционный педагог. Однако без реального практического опыта и обширной теоретической базы, достаточно сложно работать в данной сфере. Кроме того, работа коррекционного педагога требует от специалиста высокой эмоциональной и психической устойчивости.

Сущность работы коррекционного педагога заключается в том, что он проводит с детьми необходимые диагностические методики, способствующие выявлению отклонений, их глубины и причин возникновения. На основании проведенных диагностик коррекционный педагог разрабатывает программы индивидуальной коррекционно-педагогической работы с ребенком.

В ходе своей профессиональной деятельности коррекционный педагог находится в постоянном тесном взаимодействии с иными специалистами:

  • педагоги,
  • психологи,
  • медики и т.д.

Таким образом, коррекционный педагог проводит необходимые диагностические методики, выявляет нарушения и отклонения в развитии и поведении, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, проводит занятия, отслеживает и фиксирует динамику развития каждого ребенка.

Специалисты в области коррекционной педагогики

Основные специалисты по коррекционной педагогике:

Логопед – это специалист, который оказывает необходимую коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым, которые имеют различные нарушения речи.

Логопед занимается коррекцией речевых нарушений, исправляет дикцию, устраняет различные недостатки речи посредством специальных комплексов упражнений и массажа.

Дефектолог – это специалист, который занимается воспитанием и обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также оказывающий им необходимую коррекционную помощь.

Дефектолог не имеет конкретной узкой специализации, так как чаще всего он занимается с детьми, имеющими сочетание разнообразных дефектов. Именно поэтому он должен иметь достаточно широкие знания из различных областей (психология, логопедия, педагогика и т.д.). В процессе своей работы дефектолог очень тесно взаимодействует с медицинскими работниками (невролог, нейропсихолог и т.д.).

Сурдопедагог – это специалист, который оказывает необходимую коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым, имеющим нарушения слуха, слабослышащим или глухим.

Основной задачей сурдопедагога является обучение детей и взрослых читать по губам, освоить язык жестов, сформировать необходимые навыки коммуникации с окружающими людьми (как слышащими, так и с нарушением слуха).

Тифлопедагог – это специалист, который осуществляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими и слепыми детьми.

Тифлопедагог учит детей читать по книгам со шрифтом Брайля, с помощью различным практик самостоятельно ориентироваться в пространстве и бытовому самообслуживанию.

Олигофренопедагог – это специалист, который осуществляет коррекционную работу с детьми, подростками и взрослыми, имеющими задержку психического развития, а также различные формы умственной отсталости.

Основанием для определения ребенка в коррекционный садик, а затем в школу-интернат 8 вида (данная терминология на сегодняшний день утратила свою значимость, но для большего понимания, специалисты все равно употребляют градацию видов учебных заведений) , является умственная отсталость.
Выделяют следующие ее степени проявления: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Интересно, что при легком течении может и не распознаться обывателем. Такие люди живут среди нас, они учатся, работают, влюбляются, создают семьи и рождают детей. В общем, ведут обычную жизнь.

Главное понимать и помнить, что умственная отсталость (олигофрения) либо остается на том же уровне, либо двигается в сторону улучшения со временем под влиянием обучения. Все зависит от причины появления данного недуга, а их, как известно, множество начиная от врожденного до приобретенного.

Причины:

Генетические причины, травмы головы, сердечные заболевания, алкоголь, наркотики, инфекции, сахарный диабет. Радиоактивные излучение, химические реагенты (в профессиональной сфере будущих родителей). Тяжелый токсикоз во время беременности, стремительные роды, родовые травмы.

Все возможные причины появления умственной отсталости учеными на сегодняшний день до конца не установлены.

Опасения родителей:

Первое, с чем родитель сталкивается — неадекватное восприятие самой проблемы. Речь идет о нежелании принять этого случившегося факта. Родителям кажется, что врачам, воспитателям, учителям самим нужен психолог, раз они смогли подумать, что с любимым и дорогим чадом что-то не так, раз они рекомендуют и выдают направление на медицинскую комиссию. Их можно сразу же заверить и успокоить (на основании многолетнего опыта), что ребенку в случае подтверждения диагноза действительно лучше быть со своими сверстниками, при этом не избавляясь от него, а принимая активное участие в жизни ребенка.

В случае, если проявить эгоизм и оставить ребенка в среде более развитых детей, над ним будут смеяться, унижать, ребенок закроется в себе и ни о каком развитии не сможет идти речь. Пребывая в садике или школе-интернате 8 вида, ребенок не будет чувствовать своей ущербности, так как они несамостоятельны, порой без инициативны, такие дети, как правило, поздно начинают говорить либо речь их непонятна, а под влиянием воспитателя, педагога есть шанс на ремиссию.

Специальный подход к обучению таких детей только увеличит возможность на удачную адаптацию к жизни. По сравнению с прошлыми годами получение дальнейшего образования (после среднего) было затруднительно. В качестве профессий выбор был значительно ограничен, поступление в училище на специальности-швеи, каменщики. По состоянию на 2017 год, есть реальная возможность на базе среднего образования (без ЕГЭ), поступить в техникум, например, на оператора АЗС.

Опыт родителей:

Начинается все с коррекционного детского сада, именно там воспитатель и психолог определяют способности ребенка, они дают ценные рекомендации для подготовки к школе. Таким детям сложно сконцентрировать внимание. Решать задачи, которые требуют воображения. Ребенок учится и развивается, так же, как и другие дети готовится к праздникам, да, конечно, такие праздники вытягиваются учителями, потому, что ребятки не всегда могут без запинок рассказать стишок или спеть песенку, но праздник все — равно состоится.

Труд, который вкладывают врачи (при школе интернат), воспитатели и учителя — бесценный. Спонсорская помощь, праздничные подарки для таких деток - были, есть и будут всегда. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями опекаемы заботливыми родителями, государством и просто обществом в целом.

В заключение хотелось бы добавить, что помимо развития ребенка, проводится медикаментозное лечение, которое назначает врач. Народная медицина тоже не отстает и успокоительные травы приходят на помощь пациенту. Соответственно при правильном и своевременном лечении возможно достижение хороших результатов.

Не забывайте посетить наш блог , там много интересных статей😉

Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы :)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности работы в коррекционной школе

В главном Законе нашей страны указывается, что каждый ребенок имеет право на образование независимо от его национальности,… ограниченных способностей.

В настоящее время очевидна тенденция к ухудшению психологического здоровья людей. В ранговом распределении заболеваний нервно-психические расстройства занимают одно из ведущих мест. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнями, если болит голова или, наоборот, не сидится на месте? У таких детей возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в обучении: проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках и страхи, которые делают детей агрессивными или замкнутыми.

Мы представляем себе не очень радужную картину, когда слышим фразу " коррекционная школа". Никому не хочется, чтобы его ребенок обучался в такой школе. Родители считают, что их ребенок не должен быть таким, тогда как все пытаются доказать обратное. Часто, когда врачи - специалисты ставят ребенку диагноз и дают направление в специальную коррекционную школу, родители стараются скрыть этот факт, только чтобы его ребенка не отправляли в специальную школу. Учителя вспомогательных школ работают с определенной категорией детей, имеющих умственные отклонения. Такие дети отличаются по своим психическим характеристикам от обычных детей. Учителям приходится применять индивидуальный подход к каждому ученику. Основная цель педагогов - помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития. В такой школе дети отличаются большой старательностью и усидчивостью. Ученики становятся личностями, проявляют различные интересы. У каждого ребенка есть свой собственный мир, и задача педагога, не меняя природы ребенка, его психофизического состояния, помочь ему шаг за шагом пройти все ступени личного роста, обрести знания, не теряя уверенности в своих силах, не разрушая его индивидуальности. Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные его условия, которые обязательны для каждого учителя, работающего с детьми с выраженной задержкой психического развития:

в совершенстве знай спецпсихологию;

создавай в школе, классе благоприятный психологический климат;

воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

помни: максимум поощрения, минимум наказания;

требуя, учитывай реальные возможности ребенка;

каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируй темпы и объем работы;

упражняй, упражняй, упражняй!

учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

строго следуй режим дня, недели. Предупреждай переутомление;

соблюдай все гигиенические требования к уроку.

Коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии со следующими основными положениями:

Воспитание, обучение и развитие ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. Это позволяет учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала;

Коррекционная направленность всех учебных предметов предусматривает активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки;

Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Комплексный и интегрированный подход в обучении и воспитании школьников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, облегчает их социальную адаптацию. Обучение и воспитание детей показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, внеклассных часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития.

6. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1.

Читайте также: