Почему маша отказалась от помощи дубровского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ответ на вопрос — Почему Марья Кирилловна отказалась от помощи Дубровского?

Когда Маша и Верейский повенчались в церкви и направлялись в имение князя, на их карету напала шайка разбойников во главе с Владимиром. Дубровский сказал Маше, что она свободна и может выходить из кареты. Но Маша отказала Дубровскому. Она сказала ему, что уже обвенчана с Верейским.

Такой поступок Маши говорит о ее нравственности. Девушка не захотела нарушать обет, который дала в церкви. Она отказалась от помощи Владимира, который не смог ее спасти от ненавистного замужества.

Роман Дубровский Пушкина, заинтересовывает читателя с первой минуты. Написано легко и просто, а сюжетные линии не оставят никого равнодушным. Пушкин затрагивает в своей работе тему дружбы, не сумел автор обойти вниманием и тему любви, изобразив нам историю любви Дубровского и Маши Троекуровой.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Владимир и Маша — это главные герои произведения Дубровский. Это дети помещиков Дубровского и Троекурова. Их отцы были друзьями и имели похожие судьбы. И Дубровский старший, и Троекуров женились по любви. Однако судьба отняла возлюбленных очень рано, оставив мужчин в одиночестве с детьми на руках. Дубровскому пришлось в бедности воспитывать сына Владимира, которого он отправил учиться в Петербург. Троекуров воспитывал дочь. Он ее очень любил, но при этом мог не только побаловать, но и держал в строгости. Отцы Маши и Владимира дружили и, возможно, в будущем между молодыми людьми были бы заключены брачные отношения, но один случай на псарне сделал их отцов врагами. Вражда и месть приводит к тому, что отец Владимира умирает, а сам Владимир остается без имения. И тут мы начинаем знакомиться с историей Дубовского и Маши Троекуровой.

Итак, Владимир приезжает к больному отцу, который вскоре умирает. Владимир остается без дома, ведь тот, согласно судебного решения, перешел Троекуровым. Владимир решается на месть. Он устраивается в дом к Троекуровым учителем французского языка и разрабатывает план, как сжечь дом. Но все изменила любовь.

Маша — скромная девушка, которая любила уединиться с книгами и мечтала о романтической любви. Как раз эту любовь она и встретила в лице Дефоржа-Дубровского. Сначала девушка не замечает учителя, но вскоре она увидела в нем храброго, мужественного мужчину. Маша воспылала к нему любовью. У Владимира были ответные чувства. Его любовь к девушке даже затмила чувство мести. Владимир прощает ее отца. Он признается, что не француз, а Дубровский, но девушка не отвернулась от возлюбленного. По сложившимся обстоятельствам, Владимиру пришлось временно скрыться. За это время появляется Варейкис, за которого Маше предстоит выйти замуж. Владимир хочет спасти возлюбленную, сбежав с ней, но не успевает. Машу выдают замуж за нелюбимого. Почему Маша не приняла освобождение Дубровского, когда тот все же приехал спасти любимую? А все потому, что для девушки церковный обряд венчания — священный. Не могла она им пренебречь. Вот и остается Маша с князем, а Владимир, распустив банду, уходит в лес и о нем больше никто ничего не слышал. Так и завершилась романтическая история любви Дубровского и Маши Троекруровой.

Легче всего писать сочинение о любви Владимира Дубровского к Маше Троекуровой по разработанному плану. Он представлен ниже. 1. Описание дружбы родителей Маши и Владимира. Их ссора 2. Знакомство с Владимиром и Машей. 3. Чувства молодых людей.

4. Судьбы насмешка или несчастливый конец.

На этой странице искали :

Суть такого романа в том, что главный герой, очень положительный, вызывающий читательские симпатии, идет против законов общества, становится разбойником для того, чтобы карать зло и творить добро (потому что сделать это законными средствами в несправедливом обществе невозможно).



М. В. Добужинский. Иллюстрации к драме Шиллера “Разбойники”. 1923

Почему Маша отказалась от помощи Дубровского

Характер Дубровского

По натуре Владимир оказался человеком очень твердым и решительным. Когда он не смог добиться справедливости законным путем, он пошел путем не совсем законным, пробравшись в дом своего обидчика. И заодно собрав ватагу таких же решительных людей, став предводителем разбойников. Но ничего предпринимать в доме своего врага он не стал, потому как влюбился в его дочь Машу.

Характер Маши

Маша Троекурова вполне типичная девушка того времени. Достаточно образованная, неглупая. А какая она по характеру? Можно отметить некоторые ее черты:

  1. Романтичная, как многие ее ровесницы.
  2. Послушная, но имеющая достаточно твердости, чтобы пытаться отстаивать свои чувства и убеждения.
  3. Гордая, пытается бороться со своими чувствами, считая, что француз-учитель этого недостоин.
  4. Решительная, не побоялась идти на ночное свидание, перечить отцу и планировать побег с Дубровским. Даже после того, как ее запер отец, Маша пыталась передать весточку своему избавителю.

Отказаться от свадьбы с престарелым князем Маша не смогла. В церкви она напрасно ждала спасения, Дубровский туда не успел. Лишь на обратном пути карету с уже мужем и женой окружили его вооруженные люди. Дубровский сказал, что отныне Маша свободна и может ехать с ним.

Но тут Маша проявила твердость и решительно отказалась. Почему она так поступила?

Почему же она отказалась от помощи Дубровского? Любила она его? Безусловно. Хотела выйти за старого князя? Ни в коем случае. А причина проста: Маша была воспитана в строгости, в приверженности семейным ценностям и традициям христианской религии. А по законам, религиозным и светским, разводы в то время были почти невозможны, брак, совершенный в церкви был непреложным.

Дубровский попросту опоздал. Приди он ДО брачной церемонии – и Маша убежала бы с ним. Но, будучи уже законной женой князя Верейского, она не могла поступить по-другому. Для нее все уже закончилось на церемонии венчания, обратного пути не было.

Почему Маша не убежала с Дубровским

Сочинение на тему: Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Маша и Владимир родились и воспитывались в разных семьях. Семья Маши Троекуровой была очень обеспеченной, а Владимир рос в бедной семье. По взглядам и характеру они тоже сильно различаются. Владимира никогда не беспокоило будущее, он растрачивал средства, многое себе позволял. Маша была очень хорошо воспитана, образованна, любила читать французские романы, она скромна и любит мечтать.

Когда в доме появился Дефорж, он не произвел на Машу никакого впечатления, но когда он мужественно повел со зверем, и убил медведя, Машу поразил этот поступок, и она оценила Дефоржа и изменила свое отношение к нему. Молодые люди стали больше общаться и проводить время вместе, Маша обладала хорошим слухом, поэтому француз начал заниматься с ней музыкой. Прошло время, и Дефорж покорил сердце молодой девушки. Когда Маша узнала на встрече в саду, что перед ней Дубровский она очень удивилась. Она узнала, что ее чувства взаимны.

В это время отец Маши — Троекуров, человек очень грубый и своенравный, решил выдать Машу замуж за старого князя Верейского, ради богатства, которое было у князя. Маша очень не хотела выходить замуж за старика, но ее мнения никто не собирался учитывать. Она решила попросить помощи у Дубровского, как они и договорились кольцо, которое он ей дал, она положила в дупло, с помощью брата. Во время венчания она была очень бледной и выглядела нездоровой, она постоянно ждала, что приедет Дубровский, но его так и не было. Ей пришлось согласить стать женой Верейского. Когда они после венчания ехали в свое имение, их карету остановил Дубровский, он хотел дать ей свободу. Она не согласилась, так как уже была обручена и дала клятву.

На этом история любви Дубровского и Маши закончилась. Она поступила по чести и совести, не нарушила свою клятву. Оба героя были преданны своему слову. Ради свободы совести они отказались от своей любви.

Богатый и своевольный помещик Троекуров поссорился с гордым, независимым, но бедным соседом Андреем Дубровским. Имея большое влияние в губернии, Троекуров вошёл в сделку местным заседателем, чтобы судебным путём отнять у Дубровского его деревню Кистенёвку. Дубровский, узнав о вынесении такого приговора, тяжело заболел. Слуги поспешили вызвать в имение его сына, Владимира, молодого юношу, служившего в одном из петербургских гвардейских полков. Владимир едва успел приехать. Отец почти сразу умер у него на руках.

Едва успели похоронить старшего Дубровского, как заседатель и исправник приехали забрать Кистенёвку в собственность Троекурова. Дубровскому-сыну предстояло лишиться всего достояния. Безвыходность толкнула его на отчаянный поступок. Владимир собрал ночью преданных крестьян, запер спавших в господском доме чиновников и сжёг их, обложив комнату соломой. Вместе с самыми отважными крестьянами Дубровский уехал в лес. Они создали там разбойничью шайку, которая стала устраивать дерзкие грабежи соседних дворянских имений, не трогая людей бедных.

Дубровский собирался первым делом разорить владения главного своего врага – Троекурова. Но придя на разведку к его дому, он увидел вблизи дочь этого помещика, Машу которую смутно знал в далёком детстве. Красота Маши настолько пленила Дубровского, что он стал обходить в грабежах троекуровское поместье. Владимир искал способа проникнуть туда под чужим именем, чтобы оказаться рядом с предметом своей любви.

Вскоре ему представился нужный случай. На почтовой станции Дубровский случайно встретил молодого француза Дефоржа, ехавшего в имение Троекурова поступать учителем к его сыну. Никто из семьи Троекуровых не знал Дефоржа в лицо. За крупную сумму денег Дубровский уговорил француза вернуться в Париж, а сам взял документы Дефоржа и поехал вместо него.


На праздник в поместье Троекурова съехались гости и в их числе – Антон Спицын, помещик, который некогда лжесвидетельствовал против отца Владимира на суде по делу о деревне. Боясь нападения шайки Дубровского на своё поместье, скряга Спицын стал возить все свои деньги с собой в кожаной сумке. Ненавидевший Спицына Владимир ночью отнял у него сумку под угрозой пистолета. Из страха перед Дубровским Спицын никому не сказал об этом на следующий день, но, вернувшись домой, донёс о случившемся в полицию.

Разоблачённому Дубровскому пришлось бежать из имения Троекурова. Перед побегом он открыл своё имя Маше, сказав, что она может просить у него помощи в любых затруднениях. В качестве сигнала Маша должна была положить в дупло дуба у беседки полученное от Владимира кольцо.

К Маше вскоре посватался богатый, но пожилой сосед – князь Верейский. Маша не хотела выходить за старика, но корыстолюбивый отец стал принуждать её и даже закрыл в комнате, чтобы она не смогла убежать. Бросив из окна кольцо младшему брату, Маша попросила отнести его в дупло дуба. Но мальчик-посыльный Дубровского, забиравший кольцо из дупла, был схвачен садовником и приведён к Троекурову. Хотя потом его отпустили, Дубровский из-за этой задержки узнал о Машиной просьбе с опозданием.

День спустя девушку отвезли в церковь и повенчали со старым князем. На обратном пути из храма Дубровский со своими людьми напал на карету и хотел освободить возлюбленную, но Маша сказала, что теперь уже не может нарушить совершившегося церковного обряда. Дубровский уехал с сокрушённым сердцем. Вскоре он распустил свою шайку и скрылся, неизвестно куда.

Почему Маша не сбежала с Дубровским?

Вроде бы все в этом объяснении верно, но его совершенно недостаточно. Потому что получается, будто Маша только из страха отказалась бросить своего мужа и уйти с Дубровским. То есть ее страх сильнее любви. Но разве это так? Разве Маша не любила Дубровского всей душой? И разве Маша — трусливая?

Дело тут вот в чем: для Маши церковное таинство венчания — это не просто красивый обряд, не просто обычай. Для нее это предельно серьезно. В таинстве венчания муж и жена дают обещания верности не только друг другу, но и Богу. И нарушить такое обещание — это значит обидеть не только супруга, но и Бога.

Маша верна князю Верейскому вовсе не потому, что его любит (нет, не любит она его!). Она верна, потому что дала обещание быть верной. Дала, осознавая, что ее слышит Бог. Люди в ту эпоху вообще гораздо серьезнее относились к своим обещаниям, особенно к таким. Да, верность мужу вовсе не гарантировала ей счастливой семейной жизни. Но у нее просто была другая система ценностей, в которой счастье в земной жизни не стояло на первом месте.

Современным людям, конечно, взгляды и принципы Маши Троекуровой, как и Татьяны Лариной, и Марьи Гавриловны кажутся странными. На их месте они поступили бы совсем иначе. Но факт в том, что современникам Пушкина верность нелюбимому мужу вовсе не казалась странной.

Почему Дубровский стал разбойником и при чем тут крепостное право?

Недавно я действительно услышал такое от одной школьницы — мол, ну и что, что Владимир Дубровский стал разбойником, он же хороший, ему можно. Но давайте разберемся в двух вещах: во-первых, почему все-таки Дубровский стал разбойником, а во-вторых, мог ли он поступить иначе.

Начнем, однако, не с Дубровского, а с крестьян деревни Кистеневки, многие из которых ушли в разбойники. Не понимая, зачем они это сделали, мы и Дубровского не поймем. И тут надо напомнить некоторые исторические факты, которые не каждый шестиклассник знает (хотя бы потому, что не изучал еще историю России, ее проходят позже).

Так вот, на протяжении столетий в России существовало крепостное право (его отменили только в 1861 году). Изначально, в средние века, оно означало, что крестьянин должен был жить в своей деревне (которая принадлежала помещику), несколько дней в неделю работать у него в хозяйства (это называлось барщина) и ежегодно платить так называемый оброк (то есть отдавать помещику или какую-то сумму денег, или продукты своего труда — зерно, холстину и так далее). Уйти жить в другую деревню, к другому помещику, век от века становилось все труднее, а с XVI века и вовсе стало запрещено. Но все-таки зависимость крепостного крестьянина от помещика была в основном экономической.

Однако в XVIII веке все стало еще хуже, крепостные крестьяне фактически стали рабами, их можно было продавать, как коров и лошадей, можно было жестоко мучить. То, что это плохо, бесчеловечно, уже тогда понимали многие высокопоставленные люди — например, императрица Екатерина Вторая. Но отменить крепостное право не решилась — тогда это могло бы вообще разрушить страну, привести к всеобщей резне.

И вот представим крестьян деревни Кистеневка, которые узнали, что теперь принадлежат новому барину, Троекурову. Старого своего помещика, Андрея Гавриловича, они любили, тот был справедлив с ними, а про Троекурова ходили страшные легенды. Причем в романе подробно описано, как они об этом узнали. В Кистеневку приехали государственные чиновники (тогда они назывались приказные), чтобы оформить передачу деревни в собственность Троекурова. С крестьянами они вели себя не просто грубо, а демонстративно нагло, издевательски.

Именно поэтому крестьяне и восстали: мол, не хотим принадлежать Троекурову, а хотим принадлежать Владимиру Дубровскому, сыну нашего только что скончавшегося барина.

А что же Владимир? Хотел ли он этого бунта? Хотел ли становиться предводителем разбойников? Из текста ясно видно, что нет, не хотел:

Но дальше случайности цепляются одна за другую, и ему ничего другого не остается, как стать предводителем своих крестьян сделавшихся разбойниками. Началось с того, что, испытывая сильнейшую обиду, он решил сжечь уже не принадлежащий ему дом (чтобы тот не достался ненавистному Троекурову). Однако вовсе не собирался сжигать ночевавших там приказных. Но кузнец Архип решил все за него, не подчинившись приказу отпереть двери.

В итоге произошло жестокое убийство, которое не может быть оправдано тем, что сгоревшие люди — плохие. Никого нельзя убивать, ни хороших, ни плохих. Виноват ли в этом Владимир Дубровский? Нет. Приказа такого не отдавал, но с того момента, как решился сжечь свой дом, от него уже ничего не зависело. С точки зрения закона он преступник, организатор убийства, деваться ему некуда. Кажется, что его ведет сама судьба, что от него уже ничего не зависит, что все его поступки как бы запрограммированы.

Но ведь можно взглянуть на вещи и иначе. Да, обстоятельства сложились против молодого Владимира Дубровского. Да, за него все решил кузнец Архип. Но дальше-то Владимир уже сам, добровольно решил возглавить своих ставших разбойниками крестьян. Почему?

Скорее всего, чувствовал моральную ответственность за этих людей, которых он унаследовал от отца. Они же любили его, доверяли ему. И вот так просто бросить их и сказать: живите теперь как хотите, а я вернусь в свой полк и продолжу службу, Дубровский не смог, это казалось ему предательством.

Простил ли Дубровский Троекурова?

Мог ли Дубровский простить Троекурова по-настоящему?

А как мы вообще понимаем прощение? В каком смысле? В обывательском или в христианском? В обывательском смысле простить — означает либо воздержаться от мести, либо признать правоту обидчика.

Так вот, возвращаясь к Владимиру Дубровскому. Изменилось ли его внутреннее отношение к Троекурову? Сомнительно.

С другой стороны, в жизни бывает и так, что любовь преображает человека, меняет его взгляд не только на того, кого любит, но и на всех остальных. Ощущая в своей душе любовь, труднее гневаться, обижаться, завидовать… Так что, вполне может быть, что любовь к Маше постепенно изменила бы Владимира, привела бы к тому, что тот уже по-настоящему простил бы Троекурова. Но… ближе к финалу события пошли галопом, и Дубровскому уже явно не до прощения, мысли его заняты совсем другим.

На протяжении всего романа (хотя он и является незавершенным) писатель показывает историю взаимоотношений героев.

Главный герой, мечтающий отомстить Троекурову, становится учителем в доме врага и влюбляется в его дочь. Она также постепенно понимает, что неравнодушна к своему учителю.

После того, как Дубровский признался ей, кто он на самом деле, она не испугалась, не отказалась от своей любви, а, наоборот, думала о том, как ей сбежать вместе с возлюбленным. И тут ей мешает свадьба с князем Верейским. Маша умоляла своего отца не отдавать ее замуж за того человека, которого она совершенно не любит и к которому она ничего не чувствует. Однако Троекуров настаивал на своем.

Дубровский пытается спасти героиню. Но запоздавшее уведомление о том, что кольцо было положено в дерево, задерживает героя. Он приезжает уже тогда, когда Маша обвенчана с князем Верейским. Герой дает ей свободу и предлагает ехать с ним, однако Маша говорит, что уже поздно, так как она уже является женой князя Верейского.

Раз Маша любила Дубровского, а он любил ее, почему же она не сбежала с главным героем? Или героиня не любила Владимира?

Любила, но представления о браке оказались сильнее искренней любви. Дело в том, что в те времена традиции и обычаи почитались в обществе. И идти против них считалось грехом. Брак был делом серьезным. Если люди связывали свои души брачными узами, то оставались в браке всю жизнь.

Поэтому Маша, которая дала в церкви обещание, не могла его нарушить. Для нее брак, даже с человеком, которого она не любила, считался незыблимым. Она была воспитана в таких религиозных условиях. В современные для А.С. Пушкина времена это было абсолютно нормальным явлением.

Поэтому после венчания с князем Верейским у Маши не оставалось другого выхода. Она отказалась от помощи Дубровского. Если бы он приехал до свадьбы, она бы без сомнения сбежала с ним, так как ни с кем не была связана узами брака. Но, дав клятву, Маша ее не смогла нарушить и поступила по своей чести. Один случай, одно мгновение решило дальнейшую судьбу героев.

Ни в коей мере не претендую на то, чтобы подменять собою школьного учителя литературы, но все же, думаю, правильный учитель был бы только за, если бы его ученики обсуждали программные произведения не только на уроках.

Что происходит в книге? О чем она?

Дубровский хочет наказать своего обидчика Троекурова и тайно, под видом учителя-француза, пробирается в его поместье. Там он влюбляется в Машу, дочь Троекурова, и отказывается от планов мести. Вместо этого возникает другой план — увезти Машу и обвенчаться с ней. Маша отвечает Владимиру взаимностью.

Однако Троекуров выдает Машу замуж за богатого старика князя Верейского, а Дубровский опаздывает — венчание уже свершилось. Поэтому, когда он со своими людьми захватывает карету с новобрачными, Маша отказывается бежать с ним, говорит, что останется верна старику-мужу.

Кончается все тем, что банду Дубровского разгромили, крестьяне его разбежались, а сам он скрылся за границей.

Читая эти строки, мы испытываем огорчение, ведь до последней минуты оставалась надежда на благополучный исход, но Пушкин не щадит своего читателя. Он делает это намеренно, заставляя каждого задуматься о том, как сделать так, чтобы не оставлять несчастными честных и порядочных людей.

Автор: Таисия Ишниазова

Суть такого романа в том, что главный герой, очень положительный, вызывающий читательские симпатии, идет против законов общества, становится разбойником для того, чтобы карать зло и творить добро (потому что сделать это законными средствами в несправедливом обществе невозможно).

Почему Маша не убежала с Дубровским

Почему и как Троекуров завладел Кистеневкой?

Но я думаю, что это вовсе не так скучно, как кажется на первый взгляд. Потому что Пушкин тут описал преступную схему, которая без особых изменений действует в России до сих пор. Давай посмотрим, что вообще там произошло.

А что, если эту копию изъять? Тогда получается, что права Андрея Гавриловича ничем не подтверждены и он владеет этой деревней незаконно. Потому и в своем судебном иске Троекуров потребовал Кистеневку себе (на том основании, что ею владел его отец, и если продажи не было, значит, он, как наследник своего отца, имеет на Кистеневку все права).

На то и расчет — это способ замести следы преступления.

Выдумал ли Пушкин Дубровского и Троекурова?

«У Троекурова был реальный прототип — богатый рязанский и тульский помещик генерал Лев Дмитриевич Измайлов, родившийся в 1764 году и куролесивший на своих землях четыре царствования подряд. Выйдя в отставку, он не без подкупа стал рязанским предводителем дворянства, благодаря чему завязал самые тесные отношения со всей местной администрацией. Покровительство высших по чину и страх низших долго позволяли ему оставаться безнаказанным.

Его бесшабашная удаль, широкое барство и крутой нрав вызывали смешанное чувство трепета и восхищения. Одаривая и карая, Измайлов не делал различий между собственными холопами, местными чиновниками, соседями-дворянами, купцами — на всех простиралась его власть. Однажды он пожаловал исправнику тройку с экипажем и тут же заставил самого выпрячь лошадей и на себе под свист арапника отволочь карету в сарай. Мелкого стряпчего могли высечь на конюшне и посадить на хлеб и воду в подвал. Одного соседа-помещика по его приказу привязали к крылу ветряной мельницы. Другого вымазали дегтем, обваляли в пуху и с барабанным боем водили по деревне. Иной раз под горячую руку Измайлов травил гостей волками и медведями. Напоив мертвецки человек 15 небогатых соседей, он приказывал посадить их в большую лодку на колесах, привязав к обоим концам по медведю, и спустить с горы в реку.

Редко встречая сопротивление, самодур, как и пушкинский Троекуров, высоко ставил людей, умевших постоять за себя. Однажды высеченный им чиновник позвал генерала крестить первенца, а после купели велел своим крепостным выпороть крестного отца. Смелость чиновника так потрясла Измайлова, что он, вернувшись домой, сразу отписал крестнику деревню в подарок.

В 1826 году “дворовые женки” подали на Измайлова жалобу в Сенат, а для верности и самому государю. Знаменательно, что сенатский экземпляр не сохранился, а вот послание Николаю Павловичу осталось для истории. “Мы не осмеливаемся донести вашему величеству подробно о всех жестокостях господина нашего, от коих и теперь не менее сорока человек находятся, после претерпенного ими телесного наказания, в тяжких земляных работах, и большая часть из них заклепаны в железные рогатки, препятствующие несчастным иметь покой и в самый полуночный час… Он жениться дворовым людям не позволяет, допуская девок до беспутства, и сам содержит в запертых замками комнатах девок до тридцати, нарушив девство их силою… Четырех человек дворовых, служивших ему по тридцати лет, променял помещику Шебякину на четырех борзых собак”.

Почему Маша не убежала с Дубровским

«Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! «
Незадолго до получения жалобы, в марте 1826 года, молодой император издал запрет помещикам применять “железные вещи” для наказания крепостных. Имелись в виду кандалы, цепи, рогатки, надевавшиеся на шею. Николай I приказал произвести проверку доноса и предать Измайлова суду. Но следствие затянулось на два года и, если бы не настойчивость высочайшей инстанции, никогда не было бы доведено до конца. Из губернского правления, покрывавшего Измайлова уже не первый десяток лет, был прислан советник Трофимов, который доложил, что обнаруженные им в подвале рогатки якобы покрыты ржавчиной, следовательно, уже давно не употребляются.

Однако легковерием новый император не отличался. Одновременно с советником губернского правления на месте инкогнито побывал жандармский полковник Шамин, нашедший рогатки и цепи в полном порядке на шее и на руках несчастных. Он же узнал, что Измайлов “дал взаймы” Трофимову 15 тысяч рублей. Тульский губернатор Трейбут получил высочайшее повеление произвести расследование. Однако сопротивление местного аппарата было таково, что Измайлов, даже преданный суду, оказался оправдан, а его дворовые биты кнутом и заключены в острог.

Переупрямить императора не удалось. Он приказал заново произвести суд, теперь уже в Рязани. Рязанский губернский суд снова оправдал генерала и добавил к уже сидящим в тюрьме еще несколько человек. Сопротивление чиновников по делу Измайлова поражает глухим упорством. Речь шла о прямом неповиновении государю. Описываемый случай показывает, в какую стену каждый раз упиралось правительство при попытке наказать жестокого владельца крепостных душ. Видимо, местные власти надеялись, что дела отвлекут высочайшее внимание и расследование удастся замотать, как уже случалось не раз.

Почему Дубровский стал разбойником и при чем тут крепостное право?

Недавно я действительно услышал такое от одной школьницы — мол, ну и что, что Владимир Дубровский стал разбойником, он же хороший, ему можно. Но давайте разберемся в двух вещах: во-первых, почему все-таки Дубровский стал разбойником, а во-вторых, мог ли он поступить иначе.

Начнем, однако, не с Дубровского, а с крестьян деревни Кистеневки, многие из которых ушли в разбойники. Не понимая, зачем они это сделали, мы и Дубровского не поймем. И тут надо напомнить некоторые исторические факты, которые не каждый шестиклассник знает (хотя бы потому, что не изучал еще историю России, ее проходят позже).

Так вот, на протяжении столетий в России существовало крепостное право (его отменили только в 1861 году). Изначально, в средние века, оно означало, что крестьянин должен был жить в своей деревне (которая принадлежала помещику), несколько дней в неделю работать у него в хозяйства (это называлось барщина) и ежегодно платить так называемый оброк (то есть отдавать помещику или какую-то сумму денег, или продукты своего труда — зерно, холстину и так далее). Уйти жить в другую деревню, к другому помещику, век от века становилось все труднее, а с XVI века и вовсе стало запрещено. Но все-таки зависимость крепостного крестьянина от помещика была в основном экономической.

Однако в XVIII веке все стало еще хуже, крепостные крестьяне фактически стали рабами, их можно было продавать, как коров и лошадей, можно было жестоко мучить. То, что это плохо, бесчеловечно, уже тогда понимали многие высокопоставленные люди — например, императрица Екатерина Вторая. Но отменить крепостное право не решилась — тогда это могло бы вообще разрушить страну, привести к всеобщей резне.

И вот представим крестьян деревни Кистеневка, которые узнали, что теперь принадлежат новому барину, Троекурову. Старого своего помещика, Андрея Гавриловича, они любили, тот был справедлив с ними, а про Троекурова ходили страшные легенды. Причем в романе подробно описано, как они об этом узнали. В Кистеневку приехали государственные чиновники (тогда они назывались приказные), чтобы оформить передачу деревни в собственность Троекурова. С крестьянами они вели себя не просто грубо, а демонстративно нагло, издевательски.

Именно поэтому крестьяне и восстали: мол, не хотим принадлежать Троекурову, а хотим принадлежать Владимиру Дубровскому, сыну нашего только что скончавшегося барина.

А что же Владимир? Хотел ли он этого бунта? Хотел ли становиться предводителем разбойников? Из текста ясно видно, что нет, не хотел:

Но дальше случайности цепляются одна за другую, и ему ничего другого не остается, как стать предводителем своих крестьян сделавшихся разбойниками. Началось с того, что, испытывая сильнейшую обиду, он решил сжечь уже не принадлежащий ему дом (чтобы тот не достался ненавистному Троекурову). Однако вовсе не собирался сжигать ночевавших там приказных. Но кузнец Архип решил все за него, не подчинившись приказу отпереть двери.

В итоге произошло жестокое убийство, которое не может быть оправдано тем, что сгоревшие люди — плохие. Никого нельзя убивать, ни хороших, ни плохих. Виноват ли в этом Владимир Дубровский? Нет. Приказа такого не отдавал, но с того момента, как решился сжечь свой дом, от него уже ничего не зависело. С точки зрения закона он преступник, организатор убийства, деваться ему некуда. Кажется, что его ведет сама судьба, что от него уже ничего не зависит, что все его поступки как бы запрограммированы.

Но ведь можно взглянуть на вещи и иначе. Да, обстоятельства сложились против молодого Владимира Дубровского. Да, за него все решил кузнец Архип. Но дальше-то Владимир уже сам, добровольно решил возглавить своих ставших разбойниками крестьян. Почему?

Скорее всего, чувствовал моральную ответственность за этих людей, которых он унаследовал от отца. Они же любили его, доверяли ему. И вот так просто бросить их и сказать: живите теперь как хотите, а я вернусь в свой полк и продолжу службу, Дубровский не смог, это казалось ему предательством.

Но все равно это был его выбор — стать атаманом разбойников. Да, мы видим обстоятельства, подтолкнувшие его к этому, мы понимаем, почему в этих обстоятельствах он поступил именно так, но была же у него возможность поступить иначе! Он же не заводная игрушка, а живой человек, у которого есть разум и совесть.

Сочинение: Почему Маша не приняла освобождение Дубровского?

В раннем детстве Владимира и Машу даже шутливо сватали друг другу. Их семьи были дружны. Потом Владимира отправили учиться в Петербург, а Марья осталась дома, в усадьбе Покровское. Отец Маши был богат, влиятелен и порочен. Он любил устраивать пиры, приглашать множество гостей и хвастать своим богатством. Машу воспринимали, как богатую, перспективную невесту. Ей нравилось петь, музицировать, заниматься рукоделием. Кирила Петрович обожал жестокие шутки и розыгрыши над неугодными ему людьми. Маша, хоть и не принимала участия в подготовке таких мероприятий, но и не препятствовала им. Однажды она стала свидетелем одной отцовской забавы. Новенького слугу Дефоржа втолкнули в комнату к разьяренному медведю. Молодой человек не испугался, а застрелил зверя. Отец, да и сама Маша, по-новому взглянули на Дефоржа. Марья стала чаще общаться с гувернером. Они совместно занимались исполнением музыки в домашней обстановке, готовили музыкальные номера для гостей. Вскоре Маша влюбилась, но противилась этому чувству. Как и отец, Маша делит людей на сословия. Для нее лже-Дефорж — это человек из низшего звена. Когда Владимир сообщает ей правду, Маша переживает потрясение. На примере Кирилы Петровича Маша видит, что близкие отношения со слугами хоть и порицаемы, но допустимы. Ее мучает вопрос, сможет ли она связать свою судьбу с разбойником и лишиться привычного образа жизни? Отец, сам того не ведая, поставил Машу перед сложным выбором. Какой спутник жизни ей нужен? Друг отца, богач в преклонных летах или молодой, бесстрашный разбойник, отвергнутый светским обществом? Маша со слезами умоляет отца отменить свадьбу и оставить все, как есть. Но для самодура Троекурова важно не счастье дочери, а беспрекословное повиновение. Маша пытается поступить против воли отца и последовать за любимым человеком, но обстоятельства сильнее ее. Троекуров принимает решительные меры и ускоряет свадьбу. Владимир не смог помешать ему. В конечном итоге девушка дает клятву верности избраннику, которого навязал ей отец. Дубровский уговаривает Машу нарушить церковную клятву и последовать за ним, но Маша отказывается. Почему? Для верующей Маши нарушение церковной клятвы было недопустимо. Но были и другие причины отказать Владимиру. Как послушная, покладистая дочь, она не хотела позорить своего отца. В конце концов, в мужья ей достался неплохой человек: богатый, уважаемый в обществе, имеющий разносторонние интересы, знающий толк в роскошных праздненствах и приемах гостей. Кроме того, жених жил по соседству с родительским домом Маши. Ее жизнь почти не изменилась: та же роскошь, то же подчинение мужчине, почти те же занятия и обязанности. А главное, тот же высокий статус в обществе, к которому она привыкла.

Таким образом, Марья отвергла не столько Дубровского, сколько тот бунт против общества, который он предлагал ей вместо семейного счастья. Она не была исключительной личностью и довольствовалась понятиями и ценностями своей среды, где женщине отводилась скромная, но в то же время почетная роль птицы в золотой клетке условностей.

Автор: Дионисия Вяземская

Простил ли Дубровский Троекурова?

Почему Маша не убежала с Дубровским


Владимир Дубровский с отцом

Мог ли Дубровский простить Троекурова по-настоящему?

А как мы вообще понимаем прощение? В каком смысле? В обывательском или в христианском? В обывательском смысле простить — означает либо воздержаться от мести, либо признать правоту обидчика.

Так вот, возвращаясь к Владимиру Дубровскому. Изменилось ли его внутреннее отношение к Троекурову? Сомнительно.

С другой стороны, в жизни бывает и так, что любовь преображает человека, меняет его взгляд не только на того, кого любит, но и на всех остальных. Ощущая в своей душе любовь, труднее гневаться, обижаться, завидовать… Так что, вполне может быть, что любовь к Маше постепенно изменила бы Владимира, привела бы к тому, что тот уже по-настоящему простил бы Троекурова. Но… ближе к финалу события пошли галопом, и Дубровскому уже явно не до прощения, мысли его заняты совсем другим.

Почему Маша не сбежала с Дубровским?

Вроде бы все в этом объяснении верно, но его совершенно недостаточно. Потому что получается, будто Маша только из страха отказалась бросить своего мужа и уйти с Дубровским. То есть ее страх сильнее любви. Но разве это так? Разве Маша не любила Дубровского всей душой? И разве Маша — трусливая?

Дело тут вот в чем: для Маши церковное таинство венчания — это не просто красивый обряд, не просто обычай. Для нее это предельно серьезно. В таинстве венчания муж и жена дают обещания верности не только друг другу, но и Богу. И нарушить такое обещание — это значит обидеть не только супруга, но и Бога.

Почему Маша не убежала с Дубровским

Маша верна князю Верейскому вовсе не потому, что его любит (нет, не любит она его!). Она верна, потому что дала обещание быть верной. Дала, осознавая, что ее слышит Бог. Люди в ту эпоху вообще гораздо серьезнее относились к своим обещаниям, особенно к таким. Да, верность мужу вовсе не гарантировала ей счастливой семейной жизни. Но у нее просто была другая система ценностей, в которой счастье в земной жизни не стояло на первом месте.

Современным людям, конечно, взгляды и принципы Маши Троекуровой, как и Татьяны Лариной, и Марьи Гавриловны кажутся странными. На их месте они поступили бы совсем иначе. Но факт в том, что современникам Пушкина верность нелюбимому мужу вовсе не казалась странной.

Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?


Большинство видит лишь одну причину отказа Марьи Кириловны уйти с Дубровским – верность клятве венчания.

Интересным моментом восприятия, ведущим к проблемной ситуации, «оказывается не только многомотивность объяснения поступка героя, но и разная нравственная оценка его. Многомотивность объясняется художественной природой искусства, особенно пушкинского, где внешне простодушные первые объяснения скрывают многообразие других, более глубоких. Эта пушкинская способность заставить читателя, угадывать многие причины событий рождена поэтическим ощущением жизни как явления сложного, многомерного, бесконечного.


Разность нравственной оценки героя рождена исторической, эволюцией морали.

Читайте также: