Научно методическая деятельность в доу

Обновлено: 06.07.2024

3 уровень – воспитатели, кухонные и прачечные работники, дворники и др.

Методическая работа — это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).

Методическая работа - это целостная, системная деятельность педагогов ДОУ, основанная на достижениях науки и передовой практики, направленная на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая).

Цель методической работы - это повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и повышение профессиональной квалификации каждого педагога.

Задачи методической работы:

по отношению к конкретному педагогу:

1. Повышение уровня теоретической и психологической подготовленности педагогов, профессионального мастерства;

2. Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;

3. Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства;

4.Формирование готовности к профессиональному самообразованию.

по отношению к педагогическому коллективу:

1. Сплочение педагогического коллектива;

2. Выработка общих педагогических ценностей, традиций;

3. Анализ воспитательно-образовательного процесса и его результатов;

4. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;

5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

6. Приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

по отношению к общей системе дошкольного образования:

1.Осмысление нормативно-правовых документов;

2. Внедрение достижений науки и передовой практики.

Проблему организации методической работы в ДОУ, изучали следующие ученые:

Л. В. Поздняк, Л. М. Валабуева, К Ю. Белая, А. Н. Морозова, О. В. Никифорова, М. М. Поташник, Е. П. Милашевич и др.

Функции методической работы (К. Ю.Белая):

1. Информационная (сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных).

2. Аналитическая (изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов);

3. Планово-прогностическая (выбор целей, разработка программ их достижения);

4. Организационно-координационная (на основе данных проблемно-ориентированного анализа учет конкретной ситуации);

5. Обучающая (повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции);

6. Контрольно-диагностическая (контроль и диагностика проведенной работы, объективная оценка полученных результатов);

7. Проектировочная (разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ).

Содержание методической работы (основные направления):

1.Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы;

2. Подготовка научно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений науки и практики;

4.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;

5.Оказание поддержки в инновационной деятельности педагогам;

6. Координация деятельности ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью для реализации задач развития воспитанников и ДОУ.

7. Анализ качества учебно-воспитательной работы.

Билет № 5. Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Билет № 8. Основные формы методической работы в ДОУ: коллективные и индивидуальные

Коллективные традиционные формы методической работы:

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

• Педагогический совет - это законодательная форма собрания педагогов; все решения, принятые на педсовете. Обязательны для всех работников ДОУ.

• Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

• Семинары могут быть теоретическими и практическими.

• Практический семинар – форма повышения практических умений и навыков воспитателей.

• Теоретический семинар направлен на повышение теоретических знаний педагогов в ДОУ.

• Семинары могут быть длительными и кратковременными.

• Консультация – это коллективная форма работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства, преподнесение новой информации в виде монолога по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса.

• Консультации могут быть индивидуальные и групповые (коллективные), по заявкам воспитателей, по основным направлениям работы всего коллектива и др.

Индивидуальные формы методической работы:

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Билет № 9. Индивидуальные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

3. Индивидуальные консультации;

5. Взаимное посещение занятий.

8. Наставничество и др.

Билет № 10. Коллективные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется

Планирование методической работы с педагогами и воспитанниками ДОУ 2017-2018 учебный год.

ВложениеРазмер
plan_nauchno-met.raboty_2017-18uch.g.docx 62.77 КБ

Предварительный просмотр:

План научно-методической работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3

на 2017-2018 учебный год.

1.1.Работа с кадрами.

Тема обобщенного опыта

Срок следующей аттестации

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Роль загадки в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у дошкольного возраста

Проекты в ДОУ: обучение детей 3-7 лет

Планируется на соответствие 2019г.

Общее недоразвитие речи у детей

Планируется прохождение аттестации на 2020 г.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами танцевального искусства

1.2.Самообразование педагогических кадров.

1.Роль загадки в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре.

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми.

2. ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО

Горбунова Л. Н., Семибратов А. М.

3.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами танцевального искусства

Конорова Е. Методическое пособие по ритмике.

Пасютинская В. Волшебный мир танца. Череховская Р. Танцевать могут все.

4. Проекты в ДОУ: обучение детей 3-7 лет

5. Развитие мелкой моторики у дошкольного возраста

6. Фольклор в познавательно-речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Попова С.С. воспитатель

7. Общее недоразвитие речи у детей

1.3.График семинаров в ДОУ

старший воспитатель Беловодова Н.В.

старший воспитатель Беловодова Н.В.

старший воспитатель Беловодова Н.В

1.4. Участие педагогов в инновационной и проектной деятельности ДОУ.

Содержание основных мероприятий

Внедрение в образовательный процесс новых педагогических программ и технологий:

- Использование в работе современных педагогических технологий (развивающее обучение, индивидуальных подход, метод проектной деятельности;

-личностно – ориентированная модель воспитания детей и др.

Изучение содержания инновационных программ и педагогических технологий с педагогическим коллективом, посредством разнообразных форм методической работы.

старший воспитатель Беловодова Н.В.

Обобщение теоретических и оформление практических материалов по внедрению новых программ.

старший воспитатель Беловодова Н.В.,

Подведение итогов деятельности ДОУ по использованию инновационных программ и технологий, определение перспектив работы на следующий год.

заведующий Пометова Т.Ю.

Осень в гости к нам пришла

Грамматическое путешествие по странам и континентам

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Откуда появилась посуда

В гостях у Дедушки Мороза

Сказки в стихах

Боевая слава нашего народа

Наша художественная мастерская

2.Методическая работа в ДОУ.

2.1. План проведения педагогических советов ДОУ.

Содержание педагогических советов

1.Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.

2.Выполнение инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей

3.Задачи и мероприятия работы МБДОУ на новый учебный год. Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД, плана мероприятий по ОБЖ.

3. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и создание условий для работы с детьми на новый учебный год

4.Утверждение должностных инструкций. Выполнение правил ОТ и соблюдение требований ТБ.

заведующий Пометова Т.Ю.

воспитатель Беловодова Н.В.

1. Закономерности развития интеллектуально-творческих способностей в период дошкольного детства.

2. Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через организацию детского экспериментирования. Реализация долгосрочных проектов.

3.Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества.

4. Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста, в условиях реализации задач ФГОС ДО.

заведующий Пометова Т.Ю.

воспитатель Беловодова Н.В.

1.Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

2.Современные фитнес - технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.

4.Музыкальная терапия в эмоциональном благополучии дошкольников, как из способов укрепления психологического здоровья детей.

5. Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей.

заведующий Пометова Т.Ю.

воспитатель Беловодова Н.В.

« Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1. Особенности форм, методов работы по развитию связной речи дошкольников в ДОУ на современном этапе в обеспечении реализации ФГОС ДО. Презентация

2.Развитие речи дошкольников в режимных моментах.

3. Формирование связной речи в детском саду и в семье в соответствии с ФГОС. Выступление учителя-логопеда.

5. Презентация педагогами реализованных проектов по данной теме.

заведующий Пометова Т.Ю.

воспитатель Беловодова Н.В.

1. Оценка деятельности коллектива по результатам промежуточного и итогового педагогического мониторинга по всем разделам ООП ДО.

2. Выполнение годовых задач. Отчёт педагогов о выполнении образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация долгосрочных проектов.

5. Утверждение плана работы, режима дня, на летний оздоровительный период 2018г.

2.2. Семинары, консультации, практикумы.

Интеграция образовательных областей

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ноябрь 2017г.

ЦЕЛЬ: формирование компетентности педагогов в области организации работы по развитию творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности.

Развитие творческого воображения и речи дошкольников в процессе игр-бесед и мини-этюдов.

старший воспитатель Беловодова Н.В.

Предметно-развивающая среда группового пространства в ДОУ.

Нанотехнологии для маленьких гениев.

Технологии творчества с элементами ТРИЗ.

старший воспитатель Беловодова Н.В.

воспитатель Иванова М.Н.

воспитатель Коневцева В.Н.

Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение.

Оформление выставок детского творчества

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: апрель 2018г.

ЦЕЛЬ: Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы.

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника

старший воспитатель Беловодова Н.В.

Художественная литература в нравственном воспитании дошкольников

воспитатель Коневцева В.Н.

О добром и прекрасном или Размышления педагога о чтении.

воспитатель Градеско Т.И.

Консультации для педагогов

Название консультации для педагогов

Задачи воспитателя в адаптационный период (воспитатели групп младшего дошкольного возраста)

Принципы построения организованной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников

воспитатель Иванова М.Н.

Взаимодействие современной семьи и детского сада

Образовательный потенциал среды детского сада: предметы, дидактические игры

воспитатель Градеско Т.И.

Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ.

Организация режимных моментов. Культурно – гигиенические навыки.

воспитатели Иванова М.Н.

1. Общие положения

1.2. Научно методическая работа - целостная система деятельности, целью которой является обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач учреждения, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, организованная на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей.

1.3. Основные задачи научно-методической работы :

- обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства каждого педагога учреждения через систему различных форм;

- развитие всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении в соответствии с новыми достижениями науки;

- определение приоритетных направлений развития научно - методической работы педагогов учреждения

2. Система научно-методической работы

2.1. Научно-методическая работа в учреждении осуществляется методической службой. Методическая служба осуществляет руководство деятельностью педагогов по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, повышением квалификации организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами, обеспечивает взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями на уровне города, республики.

2.2. В состав методической службы входят:

- временные творческие коллективы, которые создаются по инициативе педагогов, заведующей учреждением с целью выявления, изучения, обобщения опыта и решения проблем развития учреждения, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических направлений деятельности учреждения, изучения социальных запросов.

2.3. Информационной подсистемой методической службы является методический кабинет. С помощью методического кабинета отбирается, систематизируется информация, организуется оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создаётся банк данных, организуется своевременное поступление необходимой информации, сообщается о новых поступлениях.

2.4. Основными условиями организации методической службы в учреждении и управления ею являются:

- чёткое распределение полномочий, прав и обязанностей;

- максимальный учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы;

- рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы научно- методической работы;

- рассмотрение федерального, территориального опыта и общих тенденций развития научно-методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.

2.5. Методическая служба обеспечивает руководство научно-методической работой в учреждении по следующим направлениям:

- научно-методическая деятельность;

- организационно-методическая деятельность;

2.6. Научно-методическая деятельность предусматривает:

2.6.1. Выявление, изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта педагогического опыта.

Выявление передового опыта из массовой практики осуществляется старшим воспитателем.

Решение о необходимости обобщения передового опыта, а также о возможности использования обобщённого опыта на уровне учреждения принимаются на педагогическом совете учреждения.

Решения о возможности использования обобщённого опыта на уровне района или республики принимается на экспертных советах соответственно района или республики.

Распространение передового опыта осуществляется с использованием различных форм:

- выступления на педагогических советах;

- размещение на информационных сайтах;

- размещение материалов в периодических печатных изданиях и др.

Материалы по результатам обобщения передового педагогического опыта находятся в методическом кабинете учреждения.

2.6.2. Обеспечение педагогов эффективной и оперативной информацией о новых методиках и технологиях организации и диагностики образовательного процесса через организацию обучения с использованием лекций, семинаров, практикумов, мастер-классов, курсов для педагогических работников учреждения

2.6.3. Организация учета педагогических кадров учреждения и процессов их аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемых должностям

2.6.4. Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования учреждения в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы учреждения, перспективное прогнозирование и текущее планирование).

2.6.5. Адаптация программ (вариативных, альтернативных, новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.

2.6.6. Определение направленной опытно-экспериментальной (исследовательской) работы, осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу.

2.6.7. Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения, игровой деятельности, познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

2.7. Информационно-методическая деятельность предусматривает:

2.7.1. Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации для обеспечения информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

2.7.2. Содействие повышению квалификации педагогических работников.

2.7.3. Формирование фонда информационно-библиотечных ресурсов по образовательным областям и обеспечение доступа к ним.

2.8. Организационно-методическая деятельность предусматривает:

2.8.1. Участие в подготовке и проведении педагогических советов, научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров, деловых игр и пр.

2.8.2. Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников.

2.8.3. Мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы.

2.8.4. Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.

2.8.5. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования, в том числе и через организацию наставничества и руководство им.

2.9. Диагностическая деятельность предусматривает:

2.9.1. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии воспитательно-образовательной работы. Оценка уровня реализации основной образовательной программы дошкольного образования в учреждении.

2.9.2. Изучение, подбор и разработка материалов по диагностике деятельности педагогов и детей.

2.9.3. Изучение индивидуальных особенностей ребёнка в процессе его развития.

2.9.4. Проведение диагностики на выявление степени готовности ребёнка к обучению в школе.

2.9.5. Комплексную оценку педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников учреждения

2.9.6. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению.

3. Методический совет

3.1. Методический совет создаётся приказом заведующего учреждением на учебный год из числа опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе, избранных на установочном педагогическом совете в начале учебного года (август).

3.2. Руководство деятельностью методического совета осуществляет старший воспитатель учреждения.

3.3. Методический совет избирает из своего состава секретаря, который ведёт делопроизводство.

3.4. Периодичность заседаний методического совета определяется его членами исходя из необходимости и в соответствии с годовым планом работы учреждения, утверждаемым заведующим учреждением.

3.5. Заседания методического совета оформляются протоколами. Протоколы подписываются председателем и секретарём.

3.6. Методический совет координирует работу методической службы по всем направлениям

3.7. Методический совет в порядке осуществления диагностической функции методической службы включает в себя службу мониторинга качества образования.

3.7.1. Служба мониторинга:

- отслеживает поэтапные результаты реализации основной образовательной программы дошкольного образования, отдельные стороны образовательного процесса;

- разрабатывает, адаптирует к условиям образовательного учреждения имеющиеся мониторинговые методики и программы по длительному наблюдению (слежению) за педагогическими явлениями и профессиональной деятельностью педагогов;

- осуществляет прогноз и коррекцию образовательного процесса и профессионального развития воспитателей.

3.7.2. Мониторинг проводится с использованием методов наблюдения, опроса, самоанализа, анкетирования, анализа результатов деятельности и др. При проведении мониторинга соблюдаются принципы работы с детьми дошкольного возраста.

3.8. Члены методического совета выполняют запланированную работу в рамках основного рабочего времени.

3.9. На заседаниях методического совета обсуждаются результаты научно-методической работы по всем направлениям; разрабатываются рекомендации по оптимизации педагогической деятельности, по вопросам повышения качества воспитательно-образовательного процесса учреждения и др.

3.10. Методический совет подотчётен педагогическому совету учреждения.

4. Методический кабинет

4.1. Методический кабинет осуществляет информационно-методическую деятельность методической службы через формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации. создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации, концентрирование ценного опыта достижений в образовательной практик.

4.2. Руководство работой методического кабинета осуществляет старший воспитатель учреждения.

4.3. Методический кабинет осуществляет функции:

- центра сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогически опыт и т. д.);

- центра повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства,

- центра анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении;

- научно-методического центра (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).

4.4. В методическом кабинете находится фонд библиотечно-информационных ресурсов, систематизированный по годам и учтённый в журналах и карточках.

4.5. Методический кабинет учреждения должен иметь следующие материалы:

- основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;

- список образовательных сайтов для работы в Интернет;

- методическую литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам деятельности учреждения;

- материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, грантов, конкурсных работ;

- материалы публикаций педагогов;

- материалы профессиональных конкурсов;

- материалы открытых занятий, мероприятий;

- разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом;

- разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним;

- видеозаписи занятий и развлечений;

- аналитический банк данных по педагогическому персоналу;

- материалы научно-исследовательской деятельности педагогов (в электронном и печатном вариантах);

- стенды, отражающие организацию методической работы в образовательном учреждении, в том числе работу по аттестации педагогических работников учреждения.

4.6. Информационная функция методического кабинета реализуется через организацию выставок постоянно действующих или эпизодических. На выставках представляются систематизированные материалы:

- нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.) по теме выставки с рекомендациями по работе с ним

- методические рекомендации по теме выставки

- опыт работы, связанный с темой выставки

- литература по теме выставки

- наглядный материал, связанный с данной проблематикой: картины, слайды, видеоматериалы и др.

4.7. В методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании.

4.8. Методический кабинет работает по графику, согласованному педагогическим советом и утверждённому заведующим учреждением.

4.9. Методический кабинет имеет помещение, компьютерную технику, необходимые для нормальной деятельности, для размещения методической и справочной литературы.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении Описание: Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов. Своим выступлением планирую.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ Содержание Сроки Ответственные Педагогические советы. 1. Установочный. а) Об итогах летне-оздоровительной работы.

Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные,.

Система методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса,.

Связь музыкально-эстетической работы с другими образовательными областями в дошкольном образовательном учреждении Музыкально эстетическая работа в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связана с другими образовательными областями. Рассматривая.

Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Зоя Гавриленко Этноэтикет в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений.

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

  1. на достижениях науки и передового педагогического опыта,
  2. на конкретном анализе образовательного процесса,
  3. на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.

  1. Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
  2. Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
  3. Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
  4. Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
  5. Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
  6. Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая подготовка педагогов

В ДОУ необходимо обеспечить:

– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

  1. Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
  2. Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
  3. Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
  4. Особенности содержания методической работы.
  5. Накопленные традиции.
  6. Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
  7. Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
  8. Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
  9. Наличие времени для осуществления методической работы.
  10. Материальные, морально-психологические и прочие условия.
  11. Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

  1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
  2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
  3. Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.

Автор: Белых Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "К вопросу о содержании научно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование

Белых Елена Юрьевна

Томского Государственного педагогического университета

г. Томск Российская Федерация

К вопросу о содержании научно-методической работы в дошкольном

образовательном учреждении

Ключевые слова:

Федеральный закон РФ «Об образовании в

стандарт дошкольного образования, научно-методическая работа,

методическая работа, педагогические работники, старший воспитатель,

Аннотация. В данной статье рассматривается организация

методической и научно-методической работы педагогических работников

дошкольного образовательного учреждения. Подходы разных авторов к

научно-методической работы. Представлена модель организации научно-

методической работы педагогических работников дошкольного

Key words: Federal law of the RF "On education in Russian Federation",

Federal state educational standard of preschool education, scientific and

methodical work, methodical work, teaching staff, senior teacher, professional

Abstract. Organization of methodical and scientifically-methodical work of

pedagogical workers of preschool educational establishment is examined in this

article. Going of different authors near determination of concept "Methodical

work" and "scientifically-methodical work". Basic directions and principles of

Читайте также: