Педагогические идеи эпохи возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

С XII в. в Западной Европе происходит значительный рост городской буржуазии. Развитие этого нового сословия и вызвало появление новой, светской по содержанию, культуры. Образование, которое давали церковные школы, не удовлетворяло купцов, ремесленников, банкиров. Это и вызвало появление нового типа школ (цеховые и гильдейские), которые зависели уже не от духовенства, а от горожан. В содержание преподавания вносились необходимые изменения. Чтение и письмо стали преподаваться на родном языке. Были введены новые предметы: история, география, коммерческая корреспонденция. Первые такие школы появились в Италии в XII в. (Флоренция, Милан), спустя некоторое время в Германии: в городах Любеке (1161), Гамбурге (1187), Лейпциге (1395) и в других торговых центрах. Цеховые и гильдейские школы, впоследствии содержавшиеся на средства городских магистратов (городские начальные школы), были первыми учебными заведениями, в которых церковь не имела монополии на содержание образования.

Дальнейшее развитие образования и педагогической „мысли в средневековой Европе определялось влиянием античной культуры; этот период получил название эпохи Возрождения. Культура Возрождения была связана прежде всего с появлением в средневековом обществе буржуазии.

В Италии возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек и человеческие отношения вновь становятся главной темой культуры. Это, конечно, не означает, что Возрождение повторяет античный период. Культура Возрождения не могла игнорировать тысячелетие раннего Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, идеалов.

XIV—XVI вв. ознаменованы развитием науки, литературы, искусства. Это было время Великих географических открытий, интенсивного развития астрономии, физики, анатомии, математики, изобретения книгопечатания. В эпоху Возрождения в нарождающемся третьем сословии формируется мировоззрение, весьма отличавшееся от господствовавшей в Средние века проповеди аскетизма, провозглашавшее право человека на счастливую жизнь на земле, религиозное миропонимание Средних веков стало резко расходиться с действительностью. Центром внимания становился человек. Поэтому и вся культура этого времени получила название гуманистической.

Педагоги-гуманисты Возрождения обращались к классическим писателям как к научным авторитетам. У Евклида учились геометрии, у Плиния Старшего — естественным наукам, у Варрона — земледелию. С особой любовью гуманисты изучали сочинения ораторов и поэтов. В определении образовательного идеала Возрождение следовало мыслям Марка Фабия Квинтилиана, сочинения которого были найдены в Италии в начале XV в. и оказали определяющее влияние на все педагогические размышления гуманистов.

Отрицание средневекового образования и увлечение классической поэзией и искусством как образовательным материалом поднимали вопросы об отношении Возрождения к христианской религии, поскольку именно христианская религия в Средние века в той или иной мере составляла содержание образования.

Первые носители идей Возрождения — итальянские гуманисты — свое увлечение античной литературой пытались согласовать с христианством и церковным учением. Они искали цели образовательной деятельности в христианском совершенстве.

Образовательные устремления Возрождения повлияли на теоретическое изучение педагогических вопросов и на практику воспитательно-образовательной работы. Педагогические вопросы становятся предметом усиленного внимания и интереса в широких слоях общества. Возникают новые учебные заведения, призванные служить исключительно делу гуманизма. Определяется новое содержание учебных программ школ. Изменяются методы учебно-воспитательной работы. Пишутся новые учебники и учебные пособия.

Коренным образом изменяется отношение к дисциплине и наказаниям, создаются школьные инструкции и уставы.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Воспитание и образование являются задачами государства. Государственные школы должны развить у учеников духовные силы, предоставлять возможности заниматься науками, искусствами, соединить обучение и труд, суть идеи организации трудового воспитания - в школе должны готовить детей к земледелию; то есть эта теория, которую необходимо закрепить на практике.

В этом государстве обучение будущих граждан является всеобщим и обязательным, здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Дифференциация обучения - по способностям. Основа обучения - классическая литература.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Таким образом, Рабле утверждал ведущими идеалами в образовании и воспитании - мудрость и мастерство учителя, творение добра.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Монтень определил высокую роль физического воспитания, но только в связи с умственным - необходимо воспитывать все вместе. Педагогические идеи М. Монтеня предвосхитили многие идеи, получившие развитие у просветителей XVIII в.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.


В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.

Читайте также: